СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поэзия родной природы в русской литературе ХIХ века".Литература. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  по литературе составлена на основе книги Н.В. Егорова "Поурочные разработки по литературе к учебнику В.Я. Коровиной (М. : Просвещение) и иллюстраций интернета и репродукции картины А. Пластова  в помощь создания образов поэзии родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. Н. Майкова.  8 класс. Дает определение понятий инверсия и анафора. Предлагает организацию домашнего задания со схемой анализа лирического стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«"Поэзия родной природы в русской литературе ХIХ века".Литература. 8 класс.»

ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 8 класс. Литература. Автор презентации- учитель литературы Т.Ю. Степанова

ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

8 класс. Литература.

Автор презентации- учитель литературы Т.Ю. Степанова

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН  «Цветы последние милей» В стихотворении воплощена мысль о важности и значительности пограничных моментов в жизни природы и человека. Используется прием инверсии. Инверсия- ( от лат. Inversio - перестановка ) - необычный порядок слов; Инверсия передает фразе особую выразительность.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН «Цветы последние милей»

  • В стихотворении воплощена мысль о важности и значительности пограничных моментов в жизни природы и человека. Используется прием инверсии.
  • Инверсия- ( от лат. Inversio - перестановка ) - необычный порядок слов; Инверсия передает фразе особую выразительность.
«Цветы последние милей…» Основной композиционный прием- образный параллелизм;  Слово «разлука» не имеет эпитета, т.к., и так эмоционально окрашенное слово. У этого слова есть постоянный эпитет, не использованный в стихотворении «Горькая разлука».Есть противопоставление эпитету в словосочетании «сладкого свиданья». Сопоставление выражается в сравнительной степени прилагательных:(милей-живее- 6-я строка) и наречия «живее»- 4 строка. Принцип контраста в лексике: «последние»- «первенцы», «разлуки-свиданья». Есть анафора (дважды строка начинается со слова «живее» подчеркивает значительность слова, значение «последнего»). Есть анафора (дважды строка начинается со слова «живее» подчеркивает значительность слова, значение «последнего»). Есть анафора (дважды строка начинается со слова «живее» подчеркивает значительность слова, значение «последнего»).

«Цветы последние милей…»

  • Основной композиционный прием- образный параллелизм;
  • Слово «разлука» не имеет эпитета, т.к., и так эмоционально окрашенное слово. У этого слова есть постоянный эпитет, не использованный в стихотворении «Горькая разлука».Есть противопоставление эпитету в словосочетании «сладкого свиданья».
  • Сопоставление выражается в сравнительной степени прилагательных:(милей-живее- 6-я строка) и наречия «живее»- 4 строка. Принцип контраста в лексике: «последние»- «первенцы», «разлуки-свиданья».
  • Есть анафора (дважды строка начинается со слова «живее» подчеркивает значительность слова, значение «последнего»).
  • Есть анафора (дважды строка начинается со слова «живее» подчеркивает значительность слова, значение «последнего»).
  • Есть анафора (дважды строка начинается со слова «живее» подчеркивает значительность слова, значение «последнего»).
ЧТО ТАКОЕ АНАФОРА? Анафора –единоначатие, повторение слова или группы слов, повторение сродных звуков в начале нескольких фраз или  строф.

ЧТО ТАКОЕ АНАФОРА?

  • Анафора –единоначатие, повторение слова или группы слов, повторение сродных звуков в начале нескольких фраз или строф.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ОСЕНЬ» При чтении стихотворения нарастает чувство грусти, неотвратимого конца. Картины осени сменяют друг друга.  Сначала это движение: «и кружится и летят», затем стремление к покою: «скрыться где-нибудь спешит», и наконец- замирание природы «ночью месяц тускл и поле/ Сквозь туман лишь серебрит». Пейзаж наполнен осенними красками. Образ человека обозначен через отрицание: «Уж не любит лексику цветов/ Пахарь отдыхать…»

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ОСЕНЬ»

  • При чтении стихотворения нарастает чувство грусти, неотвратимого конца. Картины осени сменяют друг друга.
  • Сначала это движение: «и кружится и летят», затем стремление к покою: «скрыться где-нибудь спешит», и наконец- замирание природы «ночью месяц тускл и поле/ Сквозь туман лишь серебрит». Пейзаж наполнен осенними красками. Образ человека обозначен через отрицание: «Уж не любит лексику цветов/ Пахарь отдыхать…»
М.Ю. Лермонтов.  «Осень»  Ф. Тютчев. «Осенний вечер»

М.Ю. Лермонтов. «Осень» Ф. Тютчев. «Осенний вечер»

Художник- Аркадий Пластов

Художник- Аркадий Пластов

ЗАДАНИЕ: Найдите в тексте лексику окрашенную печальными тонами:

ЗАДАНИЕ:

  • Найдите в тексте лексику окрашенную печальными тонами:
ОТВЕТ: ● «поникши» ● «мрачную» ● «поневоле» ● «тускл» ● «туман»

ОТВЕТ:

● «поникши»

● «мрачную»

● «поневоле»

● «тускл»

● «туман»

А.А. ФЕТ. «Первый Ландыш» Вечный строй» природы. Пронизано чувством восторга, благодарности, удивления перед вечно обновляющейся природой, ее чистотой, силой, обаянием. Стихотворение начинается с обращения- олицетворения. Приемы: параллельное построение предложений, анафора «Как девственная нега», «какие в нем не сходят сны!», «Как первый луч весенний ярок», «как ты пленителен, подарок…». Восклицательная интонация. Прием сопоставления пробуждающей природы с состоянием молодости, благоухающей «избытком жизни». Ландыш сравнивается с «девой». Оба сопровождаются определением «первый» ( эпитеты), «Первый ландыш» и «так дева первый раз вздыхает». Радостные тона лексики!

А.А. ФЕТ. «Первый Ландыш»

  • Вечный строй» природы. Пронизано чувством восторга, благодарности, удивления перед вечно обновляющейся природой, ее чистотой, силой, обаянием. Стихотворение начинается с обращения- олицетворения.
  • Приемы: параллельное построение предложений, анафора «Как девственная нега», «какие в нем не сходят сны!», «Как первый луч весенний ярок», «как ты пленителен, подарок…». Восклицательная интонация. Прием сопоставления пробуждающей природы с состоянием молодости, благоухающей «избытком жизни». Ландыш сравнивается с «девой». Оба сопровождаются определением «первый» ( эпитеты), «Первый ландыш» и «так дева первый раз вздыхает». Радостные тона лексики!
А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами» По настроению близко к стихотворению А.А. Фета «Первый ландыш». Восхищение разгулом природы. Светлая лексика, образный параллелизм и изображение состояния природы и человека. Но у Майкова лирический герой чувства выражает от первого лица, передает ощущение радости. Интонация другая- удивленное восхищение, переданное с помощью многоточий! Сердце лирического героя открыто радости наступающей весны!

А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами»

  • По настроению близко к стихотворению А.А. Фета «Первый ландыш». Восхищение разгулом природы. Светлая лексика, образный параллелизм и изображение состояния природы и человека. Но у Майкова лирический герой чувства выражает от первого лица, передает ощущение радости. Интонация другая- удивленное восхищение, переданное с помощью многоточий! Сердце лирического героя открыто радости наступающей весны!
А. Н. Майков.  «Поле зыблется цветами»

А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- анализ одного из стихотворений в жанре пейзажной лирики. Использовать схему: Автор, название, дата создания стихотворения (если известна ); вид лирики (философская, гражданская, пейзажная и т.п.); особенности композиции стихотворения; анализ образов героев, авторская позиция, особенности лексики, художественно-изобразительные средства, средства синтаксиса, особенности размера и рифмы, вывод о месте данного произведения в творческом наследии поэта.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- анализ одного из стихотворений в жанре пейзажной лирики. Использовать схему:
  • Автор, название, дата создания стихотворения (если известна ); вид лирики (философская, гражданская, пейзажная и т.п.); особенности композиции стихотворения; анализ образов героев, авторская позиция, особенности лексики, художественно-изобразительные средства, средства синтаксиса, особенности размера и рифмы, вывод о месте данного произведения в творческом наследии поэта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!