СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия рубежа XX — начала XXI века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэзия рубежа XX — начала XXI века. Лекция.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия рубежа XX — начала XXI века»

Поэзия рубежа XX — начала XXI века

На рубеже 1980-1990-х годов русская поэзия, как и русская литература в целом, испытала на себе влияние постмодернизма. Это можно объяснить прежде всего кризисным ощущением эпохи и стремлением выработать новые пути развития искусства. Постмодернизм — искусство, отвергающее правила, выработанные предшествующей культурной традицией. Мир воспринимается поэтами-постмодернистами как хаос, абсурд — отсюда смелые эксперименты в области формы и содержания, новаторство поэтического словоупотребления, скептическое отношение к авторитетам и подчас ироническая трактовка знакомых тем и образов.

Когда ты скажем знаменит —

Быть знаменитым некрасиво
Но ежли ты незнаменит
То знаменитым быть не только
Желательно, но и красиво
Ведь красота — не результат
Твоей возможной знаменитости
Но знаменитость результат
Есть красоты, а красота спасёт!

Д.А. Пригов.

«Второе банальное рассуждение на тему:

быть знаменитым некрасиво»

На смену поэтам-«шестидесятникам» приходит плеяда молодых, полных решимости разрушить те правила и нормы, что существовали до них. Новое литературное поколение остро чувствует необходимость противопоставить что-то своё и достижениям «эстрадной» и «тихой» лирики. При этом в рамках современной русской поэзии сосуществуют два основных поэтических направления — концептуализм и метареализм.

В начале XX века русский модернизм был представлен символистами, акмеистами и футуристами. Однако существовало разграничение между старшими символистами и младосимволистами, кубофутуристами и эгофутуристами, а поэтические индивидуальности самых ярких представителей акмеизма — А. Ахматовой, Н. Гумилёва и О. Мандельштама сложно назвать похожими. С современной поэзией сложилась аналогичная ситуация. «Поэзию на библиотечных карточках» Л. Рубинштейна легко отличить от нарочито примитивных сатирических миниатюр Д. Пригова, а иронические стихотворения А. Ерёменко — от проникновенно трепетных строк И. Жданова или от окрашенных сильным религиозным чувством философских стихотворений О. Седаковой.

Однако при всей разности, несхожести поэтических голосов конца XX века можно отметить черты, характерные для всех направлений современной русской поэзии.

Лирический герой

Современные поэты отказываются от идеи самовыражения в творчестве. Автор не стремится рассказать о себе, привнести в мир свои чувства и мысли. Поэту интереснее окружающий мир, чем мир внутренний; чувства и переживания других людей, нежели собственные.

* * *

Человек куда-то в лесу прилёг,
обратился в слух, превратился в куст.

На нём пристроился мотылёк.

За ним сырой осторожный хруст.

Человеку снится, что он живёт,
как разумный камень на дне морском
под зелёной толщей великих вод
бесконечный путь проходя ползком.

М. Айзенберг

Подобная авторская позиция, по сути дела, приводит к гибели лирического героя. Это влечёт за собой отказ от лирического монолога, в стихах слышится многоголосье окружающей поэта реальности. В диалоге — как в бытовом, так и в философском — могут участвовать не только другие люди, но и вещи, растения, камни... Этот список незримых собеседников можно продолжать до бесконечности. Современная поэзия стремится установить контакт человека с другими вещами и стихиями, не зависящими от него, а значит, свободными, равными ему.

Каждый выдох таит черновик завершённого мира.

У меня в голове недописанный тлеет рассвет.

Я теряюсь в толпе. Многолюдная драма Шекспира

поглощает меня, и лицо моё сходит на нет.

Я теряюсь в толпе. Толпы света, как волны, смывают

И уносят меня, как стихи на прибрежном песке.

Там, где зреет строфа, там, где шёпот сирен убывает,

там проносится поезд по долгой и влажной строке.

И. Жданов. «Поезд»

Роль поэта

Таким образом, если на свете существует множество людей и вещей, равных поэту, то теряется исключительность, избранность его роли. Современный поэт не претендует на звание пророка, учителя, необыкновенного человека, а его стихи — не призывы и обращения, а просто один из способов видеть и познавать мир в его сложности и противоречивости. Создаётся даже впечатление, что и читатель, и эффект, который поэзия на читателя производит, для него не так уж важны. Индивидуальность автора (даже если она не признаётся и открыто не утверждается им самим) проявляется именно в манере изображать действительность, в делях, на которые поэт обращает внимание, в особенностях поэтической речи.

Юноша бледный, в печать выходящий!

Дать я хочу тебе два-три совета:

Первое дело — живи настоящим,

ты не пророк, заруби себе это!

И поклоняться Искусству не надо!

Это и вовсе последнее дело.

Т. Кириров.

«Юноша бледный...»

Ирония

Для авторов основных направлений современной поэзии — концептуализма и метареализма становится первоочередной задачей создание особого языка, посредством которого можно было бы предельно снизить воздействие стихотворения на читателя. То есть поэтический текст, по их мысли, не должен с помощью определённых изобразительно-выразительных средств и интонации навязывать читателю определённую (а именно авторскую) точку зрения. Самоценность поэтического языка (декларируемая прежде всего концептуалистами) всячески утверждается и представителями метареалистического направления. При этом используется и переосмысливается богатый арсенал значений и ассоциаций, сложившийся вокруг любого поэтического слова. Как результат — ирония, игра с читателем; поэтическая формула, доведённая до абсурда; набор устойчивых обезличенных выражений, цитаты из чужих стихотворений; наконец, центон.

ВЛЭ

Центон (лат. cento — «одежда или одеяло из разноцветных лоскутков») — стихотворение, составленное из строк других стихотворений.

Просёлочным путём люблю скакать в телеге
и, взором медленным пронзая ночи тень,
глядеть по сторонам, вздыхая о ночлеге,
дрожащие огни печальных деревень.

С горы идёт крестьянский комсомол
и под гармонику, наигрывая рьяно,
орёт агитки Бедного Демьяна,

Весёлым криком оглашая дол...

А. Ерёменко. «Е. Гайдару»

«Чужое» слово — цитата или идиома — получает вторую жизнь в современной поэзии, оно говорит само за себя. «Стихи... Из чего они делаются: из ничего. Из возгласа, из междометия, из оговорки. Стихи — это воздух, имеющий определённую форму. Поэзия неопознанно живёт в нашей речи. Это не сумма признаков, а особое состояние речи», — утверждает М. Айзенберг.

Общие для поэзии рубежа XX — начала XXI века тенденции не сделали её однородной. Диапазон её очень широк. Кроме того, едва ли не впервые с середины 20-х годов XX века произошло публичное стилевое разделение современной поэзии. 8 июня 1983 года в Центральном доме работников искусств состоялся вечер, носивший название «Стилевые искания в современной поэзии: к спорам о метареализме и концептуализме», определивший основные направления новейшей поэзии.

Повторяем пройденное

Расскажите об основных литературных течениях русского модернизма начала XX века — символизме, акмеизме и футуризме. Перечислите наиболее ярких представителей этих течений. Какие принципы художественного творчества вы бы назвали программными для этих течений?

Выскажите своё отношение к прочитанному

  1. Знакомы ли вы с лирикой современных поэтов? Какие социальные и культурные явления рубежа 80-90-х годов XX века могли, повашему, послужить причиной возникновения «другой» поэзии?

  2. Какие чувства вызывают у вас стихотворные строки, приведённые в этом разделе? Какие из них привлекли ваше внимание? Почему? Отражают ли они, по-вашему, абсурдность, катастрофичность окружающей поэтов действительности?

Решаем читательские задачи

  1. Можете ли вы охарактеризовать образ лирического героя по фрагменту стихотворения М. Айзенберга (см. с. 369)? Слышится ли в стихотворении авторский голос?

  2. Чей образ находится в центре стихотворения М. Айзенберга? Связан ли человек с окружающим его миром? Свой ответ аргументируйте.

  3. Как в стихотворении Ивана Жданова «Поезд» реализуется мотив утраты лирического героя? С помощью каких образов показана взаимосвязь творчества, человеческой жизни и природы?

  4. Как вы можете истолковать метафору «выдох таит черновик завершённого мира»? В чём её неоднозначность? Содержит ли это стихотворение личностную оценку автора, его индивидуальность? А другие фрагменты, приведённые в этом разделе?

  5. Подумайте, чем центонная поэзия близка литературной игре и какие возможности даёт автору. Какие тексты и почему соединяет Александр Ерёменко, посвящая стихотворение Егору Гайдару, теоретику современной реформы в России?

Обсудим вместе

  1. Как переосмысляет Д.А. Пригов стихотворение Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»? В чём он полемизирует с Е. Евтушенко («Неверие в себя необходимо», см. с. 320)? Какую ещё знакомую цитату увидели вы в его стихотворении «Второе банальное рассуждение на тему...»? Какова её роль?

  2. Сопоставьте фрагмент стихотворения Тимура Кибирова «Юноша бледный» со стихотворением Валерия Брюсова «Юному поэту» (см. с. 13-14). Над чем, по-вашему, иронизирует современный автор? Как он относится к литературному опыту и культурной традиции?

  3. Что вы знаете о литературно-театральном объединении ОБЭРИУ? Найдите и почитайте несколько произведений, принадлежащих входившим в это объединение поэтам. Какие особенности творчества сближают их с концептуалистами? В чём вы видите различия? Согласны ли вы с мнением критиков, что поэзия концептуализма испытала также сильное влияние символизма и акмеизма? Аргументируйте свои ответы.

  4. «,,Я“ — колышек, к которому привязан автор, длина привязи — мера его свободы, а надо бы — при достижении настоящей свободы — обходиться вообще без колышка и без привязи» (И. Жданов. Фрагменты. 1996).

«Новая задача художника состоит в том, чтобы услышать и сказать услышанное» (М. Айзенберг. Взгляд на свободного художника. 1997).

«Гид и переводчик с языка молчания — вот роль Поэта. А ждём ли мы от гида и переводчика рассказов о себе и признаний?..» (О. Седакова. Чтобы речь стала твоей речью. 1997).

Как понимается в современной поэзии роль автора стихотворения? Что общего в этих высказываниях? В чём они дополняют друг друга? Сформулируйте вывод о роли автора, основываясь на этих высказываниях и на лирических текстах. В чём новаторство подобного взгляда по сравнению с предшественниками?

Концептуализм

Что такое концепт?

На протяжении всей истории русской литературы, насчитывающей несколько столетий, сменяли друг друга различные художественные направления. Порой какое-то одно занимало господствующее положение, переживало расцвет, приходило в упадок, а затем возникало другое. Однако обычно несколько направлений сосуществовали в одну историческую эпоху, обогащая друг друга темами, образами, идеями.

Каждое литературное направление и течение характеризуется одним определяющим, «программным» признаком. От этого признака зависит и специфика творчества, и само название направления, течения, литературной школы. Так, символисты уделяли много внимания символу, скрытому, глубинному значению слова. В художественном образе их интересовало не предметное, конкретное содержание, а отвлечённое, символическое. «Не событиями захвачено всё существо человека, а символами иного... Символ пробуждает музыку души», — утверждал один из теоретиков символизма поэт Андрей Белый.

В 1970-е годы в русской литературе появляется новое художественное направление — концептуализм. В основе определения лежит понятие концепта.

ВЛЭ

Концепт (лат. conceptus — «понятие, мысль, представление») — акт схватывания (улавливания) смыслов вещи или проблемы в единстве речевого высказывания. Понятие концепта ввёл французский философ, богослов и поэт Средневековья Пьер Абеляр (1079-1142) в связи с необходимостью разграничить понятия язык и речь.

Концепт в художественном творчестве — это не просто лексическое значение слова, но и те сложные ассоциации, которые возникают у каждого человека в связи со словом. Концепт переводит лексическое значение в сферу понятий и образов, давая богатые возможности для его свободной трактовки, домысливания и воображения.

Один и тот же концепт может быть понят разными людьми поразному, в зависимости от личного восприятия каждого, образованности, культурного уровня и определённого контекста.

Когда писатель создаёт художественный образ, он вкладывает в него целый комплекс ассоциаций, эмоциональную оценку, определённый смысл. Задача читателя — восстановить эти ассоциации, почувствовать авторское настроение, понять то, что хочет сказать автор. С концептом всё иначе. В нём отсутствует не только заданность эмоционального воздействия, но и определённый смысл. Истолкование образа подсказывается автором, истолкование концепта не является авторской задачей и полностью зависит от читательского понимания.

Иногда сложно восстановить ассоциативные связи между концептом и конкретным предметом или явлением: настолько у автора эти ассоциации индивидуальны и порой алогичны. Критики склонны определять концепт именно как «разрыв между идеей и вещью, между знаком и реальностью» (М. Эпштейн). Для концептуализма характерен своеобразный протест против окостенения языка, ироническое обыгрывание речевых штампов, связанных с идеологией, создание новых смыслов у всем знакомых выражений.

Таким образом, концептуализмэто искусство идеи, а точнее — искусство поэтической идеи, предполагающее создание художником и представление читателю не столько художественного произведения, сколько идеи, концепта. При этом традиционный, «застывший» концепт помещается в нетрадиционный контекст. Это приводит к тому, что и сама идея, и контекст воспринимаются неожиданно, как парадокс, и проблематика произведения переосмысляется. Стоявший у истоков русского концептуализма Вс. Некрасов даже предлагал ещё один термин для определения литературного направления, по его мнению, более точный — «контекстуализм», полагая, что многое в концептуализме зависит от контекста.

Истоки концептуализма

На русскую почву термин «концептуализм» перенесён из западного искусствоведения, где появился в 70-е годы XX века. В искусстве теоретики концептуализма видели последнюю ценность, которая могла бы спасти человека от обезличивания обществом, сохранить его индивидуальность. Однако их надежды были разрушены кризисом понимания исключительности роли самого художника, который своим свободным творчеством может изменить мир. Концептуалисты 1970-х объявили художественное творчество одной из профессий, обладаю-

щей, как и другие, набором специфических приёмов, соответствующих целям и чётко определённым границам творчества.

Джозеф Ко шут1, один из основоположников концептуализма в искусстве, полагает: «Основное значение концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства... как может меняться смысл, даже если материал не меняется».

Итак, мы можем проследить разные варианты смысла, но не будем до конца уверены, это ли хотел сказать нам автор.

Современные исследователи находят истоки русского концептуализма в творчестве авангардистских групп 10-20-х годов XX века, прежде всего футуристов (например, В. Хлебникова и других) и обэриутов (Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского, раннего Н. Заболоцкого и других). Однако поэзию концептуализма нельзя назвать юмористической или сатирической. Отсутствует личная оценка автором происходящего (как, скажем, у М. Зощенко). В мире концептуализма много однородных объектов, но нет субъекта. Стихотворения переполнены предметными образами и людьми (объектами), но голоса автора, лирического героя (субъекта) мы не слышим.

Яркий пример — творчество Льва Рубинштейна. Каждая поэтическая строка записана у него на карточке для библиотечного каталога. Карточки выбираются автором и зачитываются в произвольном порядке, что позволяет изменять не только контекст, но и сам концепт произведения.

Лев Семёнович Рубинштейн — поэт, эссеист. Родился в 1947 году. Окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института, работал там же в библиотеке. С середины 1990-х годов — в журналистике, в 1996-2001 годы — обозреватель журнала «Итоги». В середине 1970-х годов «стихи на карточках» опубликованы четырьмя книгами. Выпустил также две книги эссеистики (с добавлением стихотворных текстов). Лауреат премии имени Андрея Белого в 1999 году в номинации «Критика и гуманитарные исследования», премии русской эмиграции «Liberty»2 (2003).

63.

Ты всё сказала? Можно мне?

64.

Мне совершенно всё равно.

65.

Давай пешочком до метро.

66.

До часу дрыхнет, паразит!

67.

И в удареньях не силён.

68.

Душа не может умереть!

69.

Как быстро стали отпускать.

70.

Такая жажда — пью и пью.

Л. Рубинштейн.

«Появление героя», 1986

В концептуальной поэзии отсутствует субъект, тогда как в сатирической и иронической поэзии и прозе 1920-1930-х годов личностное отношение автора к изображаемому проявляется полно и ярко.

Непосредственными предшественниками русских концептуалистов традиционно называют поэтов-конкретистов «лианозовской школы» — Вс. Некрасова и Я. Сатуновского.

«Лианозовцев» часто называют ещё «барачными поэтами». Они сознательно отказывались от лиричности и образности поэзии, предпочитая реальность — разговорный, часто грубый просторечный язык улицы, создавая таким образом неприглядную картину современной действительности. Кроме того, конкретисты старались обходиться минимумом слов для выражения поэтической идеи, по сути дела, концепта:

Свобода есть

Свобода есть

Свобода есть

Свобода есть

Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть свобода.

Вс. Некрасов.

«Свобода»

Поэт Всеволод Николаевич Некрасов (1934-2009) на рубеже 1950-1960-х входил (вместе с Яном Сатуновским, Генрихом Сапгиром и другими) в состав «лианозовской школы» поэтов и художников. В советское время опубликовал немногочисленные «детские» стихотворения, печатался на Западе с начала 1960-х, на Родине — с 1989 года. Один из основоположников современной русской «визуальной» поэзии. Лауреат премии имени Андрея Белого в номинации «За особые заслуги перед русской литературой» (2007).

Во многих стихотворениях Всеволода Некрасова минимум не только эпитетов, но и слов как таковых, что позволяет сразу обратить внимание на идею, концепт. При этом концепт может расшифровываться совершенно произвольно, поскольку автор не навязывает своего мнения. Перед нами уже не произведение, а некая схема его создания — набор слов в их свободной комбинации. Поэтов-конкретистов это не смущает. «Главное — иметь нахальство знать, что это стихи» — так определяет основной внешний признак «другой» поэзии Я. Сатуновский. Однако конкретная поэзия всё-таки стремится к некоей, хотя и «другой», образности и выразительности, от которой впоследствии вообще отказываются концептуалисты. Вот, например, бытовая сценка, нарисованная одним из ведущих поэтов русской концептуальной школы Д.А. Приговым:

* * *

Килограмм салата рыбного
В кулинарьи приобрёл
В этом ничего обидного —

Приобрёл и приобрёл.

Д.А. Пригов

Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007) — поэт, прозаик, художник. Окончил Строгановское высшее художественно-промышленное училище (ныне — художественно-промышленный институт) как скульптор. Участник множества выставок, опубликовал более де-

сяти книг стихов, писал прозу и эссеистику. Его стихи переведены на английский, итальянский, немецкий, финский, шведский, французский и другие языки.

Таким образом, концептуализм — это прямое порождение постмодернистского мироощущения и эстетики.

Концептуальные школы

В достаточно однородной по установкам русской концептуалистской поэзии условно выделяются две школы — Ленинградская и Московская. Первая следует традициям И. Бродского — это не только (и не столько) изображение объективного мира, сколько рефлексия3 по его поводу, часто иронического характера. К Ленинградской школе относят Д. Бобышева, А. Кушнера, В. Кривулина, Е. Рейна, Е. Маймина, к Московской — М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова. Знаковыми же фигурами для поэзии концептуализма стали Д.А. Пригов, Л. Рубинштейн, а позднее — и Т. Кибиров, которого критики относят уже к новому поколению «постконцептуализма».

Московский концептуализм критик Б. Гройс назвал «романтическим». Это определение не прижилось, поскольку поэты во многом следуют принципам поэзии акмеизма, прежде всего О. Мандельштама.

* * *

Это откуда? оттуда, вестимо.

Это на фото привет от кого-то.

Это оттуда, из города Рима, выкройки чуда —

скатерти неба, чужая столица где-то внизу

Можно и за морем жить, как синица, —

спать на весу,

пени платить своему долголетью

с каждого дня

розовой медью розовой медью в небе звеня

М. Айзенберг

Поэт и критик Михаил Александрович Айзенберг родился в 1948 году. В 1972 году окончил Московский архитектурный институт и семнадцать лет работал архитектором-реставратором. В 1990-е годы — сотрудник журнала «Московский наблюдатель» и консультант издательства «Русслит», преподавал в Школе современного искусства при РГГУ. Как поэт и критик до перестройки печатался исключительно на Западе. Первая книга стихов вышла в России, когда поэту было уже за сорок. Самые известные поэтические сборники — «Указатель имён» (1993), «Пунктуация местности» (1995), «За Красными воротами» (2000). Широкую популярность получила его книга литературно-критических статей «Взгляд свободного художника» (1997), посвящённая современной литературе. В 1999 году стихи М. Айзенберга были включены в шорт-лист премии имени Андрея Белого.

Лирика московских концептуалистов ориентирована на внутреннюю, не до конца высказанную речь. Стихи возникают как бы помимо воли автора, растворённого в безликой толпе. За простыми, обычными словами кроется множество ярких образов. Читатель как бы домысливает авторскую речь в своеобразном диалоге.

* * *

Ещё далеко мне до патриарха,

Ещё не время, заявляясь в гости,

Пугать подростков выморочным басом:

«Давно ль я на руках тебя носил!»

Но в целом траектория движенья,

Берущего начало у дверей
Роддома имени Грауэрмана,

Сквозь анфиладу прочих помещений,

Которые впотьмах я проходил...

Становится ясна.

Вот моё детство

Размахивает музыкальной папкой,

В пинг-понг играет отрочество, юность
Витийствует, а молодость моя,

Любимая, как детство, потеряла

Счёт лёгким километрам дивных странствий.

Сидели, пили, пели хоровую —

Река, разлука, мать-сыра земля.

Но ты зеваешь: «Мол, у этой песни

Припев какой-то скучный...» — Почему?

Совсем не скучный, он традиционный.

С. Гандлевский, 1980

Сергей Маркович Гандлевский родился в Москве в 1952 году. В 1977 году окончил филологический факультет МГУ. За десять лет переменил множество профессий: был школьным учителем и разнорабочим в экспедициях, научным сотрудником музея «Коломенское» и рабочим сцены в театре им. Моссовета. В студенческие годы стал одним из основателей литературного клуба, или (как утвердилось позже) литературной группы «Московское время», которая с 1973 по 1977 год выпускала самиздатовские литературные альманахи с одноимённым названием, в основном поэтические. Все экземпляры (а «тираж» составлял от семи до десяти штук) были отпечатаны на машинке и переплетены вручную. Официально же Гандлевский дебютировал как поэт в 1977 году, а в 1995-м в журнале «Знамя» вышла его автобиографическая повесть «Трепанация черепа», удостоенная Малой Букеровской премии в номинации за лучший дебют в прозе. В 1996 году за книгу стихов «Праздник» удостоен премии «Антибукер», от которой поэт отказался, в 2002 году вошёл в шорт-лист Букеровской премии. Лауреат национальной премии «Поэт» (2010).

Считается, что московский концептуализм стал основательным течением в русском искусстве, которое искусствоведы сопоставляли с передвижниками, русским авангардом и социалистическим реализмом. Автор «Словаря терминов московской концептуальной школы» Андрей Монастырский утверждал, что «концептуализм имеет дело с идеями... а не с предметным миром». Конечно, он не имел такой мощной беспрецедентной государственной поддержки, как социалистический реализм, однако у него была очень чёткая идеологическая программа, заявленная в эстетических манифестах. Именно внутри московского концептуализма и вырастал русский постмодернизм. Лишь в середине 80-х годов XX века концептуализм начал выходить из андеграунда. Исторически к нему прирастали другие эстетические школы, некоторые из них были более многочисленные, некоторые — менее, но этот процесс формирования постсоветской культуры закончился тем, что сейчас московский концептуализм считают постмодернистским течением внутри русской литературы и культуры.

Концептуализм определяется современными исследователями ещё и как последний этап развития авангарда XX века. Это своеобразная революция, лишённая внешней агрессивности (достаточно вспомнить вызывающе эпатажные лозунги футуристов), но неуклонно ведущая к созданию «другого» искусства, иной поэзии.

Объекта эстетические свойства
в конце концов зависят от субъекта.

Субъект читает Деррида4 и Гройса5
и погружён в проблемы интертекста6.

Меж тем объект злосчастный остаётся
невидимым, безвидным, безобразным.

О, как он жаждет взгляда! Ноль эмоций,
вниманья ноль в мозгу писчебумажном.

Т. Кибиров. «Умничанье»

Тимур Юрьевич Кибиров (Запоев) родился в 1955 году. Окончил Московский областной педагогический институт. Работал научным сотрудником Института искусствознания. Публикуется с 1988 года. Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1993), премий журнала «Знамя» (1994) и «Арион» (1996), «Антибукер» и «Северная Пальмира» (1997). В 2008 году — лауреат премии «Поэт». Живёт в Москве.

Особенности русской концептуалистской поэзии

Поэтический язык

Сознательный разрыв между предметом и идеей, между знаком и реальностью, объектом и субъектом, ставший одним из стилеобразующих принципов концептуализма, привёл к возникновению «поэтики косноязычия» (М. Эпштейн), которая предполагает использование случайного, неорганичного «мусорного» языка. В одном контексте сосуществуют, дополняя друг друга, слова различной стилевой окраски — от «поэтизмов» (своеобразных застывших культурных клише) до разговорной, а порой ненормативной лексики улицы, что приводит зачастую к своеобразной игре слов.

Однако концептуалисты нередко ориентируются в отдельном стихотворении не на богатство и разнообразие оттенков смысла отдельного слова (вне зависимости от его стилевой принадлежности), а на тот комплекс эмоций, ощущений, которые им вызывается, на слово как интонацию.

Даже то, что пряталось, шло в стадах,
не всегда нелепо. Что-то почти красиво.

Неужели мы жили за просто так,

вычитаясь вон как одна рабсила?

Столько лет к дисциплине нетрудовой
привыкали ох, как мучительно,
взад-вперёд в конвульсии родовой.

Холодно-горячо. Горячительно. Исключительно!

М. Айзенберг, 1988

Использование «советского языка» в поэзии концептуалистов с середины 80-х годов мотивировалось тем, что слова, обозначавшие основные понятия советского общества, утратили свой контекст и превратились для читателей нового поколения в некий загадочный знак.

* * *

О, страна моя родная
Понесла ты в эту ночь
И не сына и не дочь
А тяжёлую утрату
Понесла её куда ты?

ДА. Пригов

Мотив игры

Кроме языковых клише советской эпохи и имён исторических деятелей, поэты концептуальной школы часто обращаются к именам классиков русской литературы — это уже не временной, а общекультурный аспект. Любой читатель, увидев в тексте имя Пушкина, Достоевского, Толстого, сразу вспоминает тот набор ассоциаций, с которым в его представлении оно связано, и невольно включается в игру, предлагаемую автором. Чем привычнее, известнее классик, тем большее удивление ожидает читателя: мало того, что поэт помещает мастеров русской словесности в новый, непривычный контекст, так ещё и делает из этого сопоставления совершенно неожиданные выводы.

* * *

Вот в очереди тихонько стою
И думаю себе отчасти:

Вот Пушкина бы в очередь сию
И Лермонтова в очередь сию
И Блока тоже в очередь сию
О чём писали бы? — о счастье

Д.А. Пригов

Мотив игры является одним из основных в современной поэзии вообще и концептуализма в частности. Поэты-концептуалисты доверяют читателю, вступая с ним в своеобразный диалог, разговор на равных. Авторы пытаются напрямую обратиться к сознанию читателя, фиксируя и оформляя текстуально работу собственного сознания, художественные идеи, рождающиеся в нём, то есть концепты. Чтобы привлечь внимание собеседника, поэты пользуются различными уловками ещё и потому, что сознание художника неотделимо от существующей культурной традиции, а значит, имеют место клишированность7 и вторичность образов. Однако знакомые цитаты — «чужие слова» — помещаются в новый контекст, переосмысляются, абстрагируются от творчества непосредственного создателя и обретают самоценность. Таким образом, создаётся определённая ситуация восприятия: в концептуалистском тексте появляется множественность понимания концепта, возможность выйти за чётко очерченные рамки произведения — тоже своего рода игра с изменчивым контекстом.

Умом Россию не понять —
равно как Францию, Испанию,

Нигерию, Камбоджу, Данию,

Урарту, Карфаген, Британию,

Рим, Австро-Венгрию, Албанию —
у всех особенная стать.

В Россию можно только верить?

Нет, верить можно только в Бога.

Всё остальное — безнадёга.

Т. Кибиров. «Умом Россию...»

Разговор поэт может вести и не с читателем, а объектом изображения. Но даже в этом случае мы косвенно участвуем в диалоге, слыша знакомые фразы и удивляясь тому, как они переиначиваются в «другом» тексте.

Плат узорный до бровей.

А. Блок

Ты белые руки сложила крестом,
лицо до бровей под зелёным хрустом,
ни плата тебе, ни косынки —
бейсбольная кепка в посылке.

Износится кепка — пришлют паранджу,
за так, по-соседски. И что я скажу,
как сын, устыдившийся срама:

«Ну вот и приехали, мама».

Мы ехали шагом, мы мчались в боях,
мы ровно полмира держали в зубах,
мы, выше чернил и бумаги,
писали своё на рейхстаге.

Своё — это грех, нищета, кабала.

Но чем ты была и зачем ты была,
яснее, часть мира шестая,
вот эти скрижали листая.

Д. Новиков. «Россия», 1992

Денис Геннадьевич Новиков (1967-2004) учился в Литературном институте. Автор поэтических книг «Условные знаки» (1992), «Окно в январе» (1995), «Караоке» (1997), «Самопал» (1999). Несколько лет жил за границей.

О ритме и рифме

Условный характер поэтического концептуалистского текста подчёркивается цитатностью и соотнесённостью с известными стихотворениями, кажущимся порой парадоксальным соединением строк и строф с разной стилистической окраской, использованием тех комбинаторных способностей, которые существуют в самом языке. Наблюдается также отход от традиционной ритмики стихотворения и свободное обращение с рифмами — как будто по случайному произволу автора, якобы не оформившего поток сознания в более привычную для читателя форму.

Отечество, предание, геройство...

Бывало раньше, мчится скорый поезд —

Пути разобраны по недосмотру.

Похоже, катастрофа неизбежна,

А там ведь люди. Входит пионер,

Ступает на участок аварийный,

Снимает красный галстук с тонкой шеи

И яркой тканью машет.

С. Гандлевский. «Д.А. Пригову», 1983

Художественный жест

Благодаря относительной свободе в построении произведения концептуалисты обращают особо пристальное внимание на интонацию, отмечая каждый нюанс, — как следствие, читатель вынужден не только слушать, представлять, но и мысленно воспроизводить ситуацию, ведь в тексте уже заложен способ прочтения. Таким образом, поэзия приближается к драматическому искусству, а авторская реплика — к художественному жесту, уместному в определённой ситуации.

89.

Из-за границы привезли.

90.

Закрыто. Санитарный день.

91.

Приём с двенадцати до трёх.

92.

Так и сказал: «Из КГБ»?

— Не слышно? Я перезвоню.

Л. Рубинштейн.

«Появление героя», 1986

Маска вместо автора

Собственное лирическое переживание автор может спроецировать на другого человека, создать некий персонаж-маску, который и будет главным действующим лицом его лирики. Такую степень условности концептуализм всячески приветствует.

Одна из самых известных масок-псевдонимов в концептуализме — Дмитрий Александрович Пригов (уникальный случай, когда полное имя человека стало поэтическим двойником-персонажем). То есть автор «подарил» своему двойнику определённый набор качеств, не совпадающих с его собственными, определённое мировоззрение. А собственно автор из произведения исчезает, оставляя только чистую ситуацию, не произведение как таковое, а некий способ его создания.

Поэзия концептуализма может вызвать различную реакцию — раздражение, восхищение, но не оставит равнодушным никого: в ней — условность культурных ценностей, сомнение, недоверие к авторитетам, утверждение самоценной идеи — концепта; в ней — абсурд и сложность окружающего мира, доведённая до нарочитой простоты.

Советуем прочитать

М. Айзенберг. Другие и прежние вещи.

С. Гандлевский. Праздник.

Т. Кибиров. Интимная лирика.

Д.А. Пригов. Подобранный Пригов.

Л. Рубинштейн. Регулярное письмо.

Обсудим вместе

  1. Как вы будете читать концептуалистские произведения?

  2. Что такое псевдоним? Какие псевдонимы известных поэтов и писателей вам известны? С какой целью создавались псевдонимы и влияли ли они на образ автора в произведении? Изменилась ли, на ваш взгляд, роль псевдонима в современной поэзии?

  1. Что вы узнали о концепте и концептуализме? Постарайтесь истолковать любой из приведённых в разделе поэтических фрагментов с точки зрения концепта. Какая идея послужила основой для их создания?

Решаем читательские задачи

  1. Прочитайте фрагмент из произведения Л. Рубинштейна «Появление героя» (с. 386-387), в котором каждая строка — обычная фраза, сказанная кем-то в чайной беседе. Попытайтесь выделить мысль, непосредственно принадлежащую автору. Сделайте вывод о роли автора в поэзии концептуализма.

  2. Как вы понимаете определение «поэты-конкретисты»? Что вы думаете о стихотворении Вс. Некрасова «Свобода» — это произвольный набор слов или в их расположении и комбинации есть своя логика, идея? Постарайтесь пояснить своё мнение. Предложите своё прочтение этого стихотворения.

  3. Как вы думаете, для чего чередуются личные местоимения «я» и «мы» в соседних строфах стихотворения Д. Новикова «Россия»?

  4. Какое значение имеет в поэзии концептуализма мотив игры? В каких из приведённых в разделе стихотворений он встречается?

  5. Известны ли вам случаи в истории русской поэзии, когда автор создавал себе «маску», своеобразного двойника, скрывая свои истинные чувства? В чём проявилось здесь новаторство концептуалистов?

Обсудим вместе

  1. Вспомните определение художественного образа. Чем, повашему, различаются образ и концепт? Если вы затрудняетесь с ответом, подумайте, какова роль автора в создании образа и чем в читательском восприятии различаются художественный образ и концепт.

  2. Какой концепт содержится в стихотворении Т. Кибирова «Столь светлая...»?

* * *

Столь светлая — аж золотая! —
весенняя зелень сквозит.
Вверху облачка пролетают,
а снизу водичка блестит.

Направо, налево — деревья,
вот тут — ваш покорный слуга.

Он смотрит направо, налево
и вверх, где плывут облака.

такою вот пошлостью вешней,
и мусорной талой водой,
и дуростью клейкой и нежной
наполнен мой мозг головной!

Т. Кибиров

Вспомните стихи поэтов XIX-XX веков, в которых ключевым является образ весны. Постарайтесь доказать различие между художественным образом и концептом.

  1. Вспомните цикл стихотворений Анны Ахматовой «Тайны ремесла». Чем взгляд поэта на роль художника и сущность поэтического творчества близок концептуализму? Чем отличается?

  2. Чем, по-вашему, концепт близок символу? Насколько оправданно это сравнение? Можно ли сказать, что корни русского концептуализма — в символистской поэзии начала XX века? Свой ответ обоснуйте.

  3. Сравните фрагмент стихотворения Д. Пригова «Килограмм салата рыбного...» со стихотворением Вс. Некрасова «Свобода». Какое из них, по-вашему, более образно с точки зрения традиционной поэтики? Какую цель, по-вашему, преследует Д. Пригов в этом стихотворении? В чём новаторство подобного подхода?

  4. Докажите, что в стихотворении С. Гандлевского «Вот наша улица...» действительно сочетается поэтическая и бытовая лексика. Услышали ли вы знаменитую блоковскую строку? Как она переосмысляется современным поэтом? С помощью каких приёмов достигается эффект сниженное™ не только книжной (поэтической), но и нейтральной лексики (бытовых слов)? Объясните их сосуществование и взаимодействие в одном контексте.

  5. Какие ассоциации вызывают у вас имена русских поэтов, приведённые в стихотворении Д. Пригова «Вот в очереди...»? Ожидали ли вы встретить их «в очереди»?

  6. В чём, по-вашему, состоит нарочитая абсурдность ситуации в стихотворении Д. Пригова? Как она подчёркивается на уровне лексики? Ожидался ли вами такой финал стихотворения? Почему?

  1. Прочитайте фрагмент из стихотворения Т. Кибирова «Умом Россию...». Какое стихотворение Ф. Тютчева цитирует и переосмысляет Т. Кибиров? Постарайтесь вспомнить исходный поэтический текст. Как изменяется его композиция в изложении современного поэта? Как создаётся диалогичность фрагмента? Как вы думаете, с кем ведётся диалог?

  2. Какой эффект достигается совмещением разных временных планов, бытовых предметных деталей и цитат с разным эстетическим кодом (перефразированные строки А. Блока, М. Светлова)? Какой концепт лежит в основе фрагмента стихотворения Д. Новикова «Россия»?

  3. Как вы думаете, в стихотворении Л. Рубинштейна «Появление героя» перед вами диалог или каждая фраза произносится разными людьми? В чём эффективность такого художественного приёма, как диалогичность текста?

Метареализм

Поэты-концептуалисты стремятся к опрощению и примитивизации стихотворных текстов с помощью подчёркнуто сниженного, разговорного слога. Мы наблюдали, как даже высокая поэтическая лексика намеренно снижалась в концептуалистских стихах. Это ограничение, отбор языковых средств позволили современным исследователям новейшей литературы (в частности, М. Эпштейну) говорить о своеобразном возрождении системы «трёх штилей» в русской поэзии.

Если в современной поэзии имеет место стиль «низкий», основанный на примитивизации лирической формы и содержания, то должен существовать и «высокий», ориентированный на усложнение как художественных средств, используемых в стихотворениях, так и содержащегося в них смысла.

Метареализмом принято называть литературное течение, изображающее нарочито усложнённую картину окружающего мира с помощью развёрнутых, взаимопроникающих метафор.

Соединение двух слов, составляющих понятие метареализма, необычно уже потому, что реализм как художественный метод предполагает воспроизведение подлинной сущности окружающей человека реальности и самой человеческой личности. Для этого в большинстве случаев реалисты прибегают к принципу жизнеподобия, создавая более или менее правдивую иллюзию реальности, понятную каждому читателю. Реалистическая поэзия (как и проза) создавала широкую картину действительности и показывала, насколько тесно и многосторонне связан с ней человек. Не стоит думать, что реализм копирует действительность — он отображает её образно, в зависимости от индивидуальной творческой манеры художника, но все образы конкретны, зримы, реалистичны.

В реалистических текстах на первый план выдвигается изобразительная, предметная функция языка. Слово «влечёт за собой в композицию... произведения, контекст той социально-культурной среды, которая себя в этом слове отпечатлела» (В.В. Виноградов). Иначе говоря, слово уже не условный символ, не поэтическая абстракция, оно предметно, реалистично. Подобная реалистичность, определённость и предметность стиля поэзии реализма создаётся сочетанием конкретных, «вещных» деталей с «высокой» поэтической лексикой.

Метареализм это не отрицание традиционного, привычного реализма, а расширение его; усложнение самого понятия реальности. Поэты видят не только конкретный, зримый мир, но и много тайных, не видимых невооружённым глазом вещей, получают дар прозревать самую их сущность. Ведь та реальность, которая нас окружает, не является единственной, считают поэты-метареалисты. Да, вокруг нас предметы и явления знакомого быта, но можно представить себе и другие реальности: можно посмотреть на мир с высоты птичьего полёта; можно посчитать реальностью внутренний мир каждого отдельного человека, его надежды, мечты, желания; можно только на миг представить себе, какая реальность открывается нам на пороге духовных прозрений или — наоборот — смерти.

Раздвигая созвездья, как воду над Рыбой

ночной,

Ты глядишь на меня как охотник с игрушкой

стальной,

направляющей шашки в бессвязной забаве

ребёнка, —

будто всё мирозданье — всего лишь черта

горизонта,

за которым известно, что было и будет со мной.

И я понял, как небо в себе пропадает — почти
как синяк, как песок заповедный в последней

горсти,

если нет и намёка земли под твоими ногами,
если сердце, смещённое дважды, кривясь,

между нами

вырастает стеной, и её невозможно пройти.

И тогда мы пойдём, соберёмся и свяжемся в

круг,

горизонт вызывая из мрака сплетением рук,
и растянем на нём полотно или горб черепахи,
долгополой рекой укрепим и доверимся птахе,
и слонов тяготенья наймём для разгона разлук.

И по мере того, как земля, расширяясь у ног,
будет снова цвести пересверками быстрых

Дорог,

мы увидим, что небо начнёт проявляться и

длиться,

как ночной фотоснимок при свете живящей

зарницы, —

мы увидим его и поймём, что и это порог.

И. Жданов. «Неразменное небо», 1990

Поэт Иван Фёдорович Жданов родился в 1948 году в Алтайском крае. После окончания сельскохозяйственного техникума в Барнауле учился в МГУ, затем в Барнаульском пединституте. Первая книга «Портрет» вышла в 1982 году и подверглась резкой критике в советской печати. Лауреат премии имени Андрея Белого (1988), первый лауреат премии Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности (1997). Лауреат литературно-кинематографической премии имени Арсения и Андрея Тарковских (2009). Автор эссе о Державине и Булгакове. Живёт попеременно на Алтае, в Москве и в Крыму.

В поэзии метареализма внутренняя, неявная реальность не заслоняет собой действительно существующий «вещный» мир, но преображает его так, что читателю порой трудно догадаться о сущности изображаемого.

Невозмутимы размеры души.

Непроходимы её каракумы.

Слева сличают какие-то шкалы,

Справа орут — заблудились в глуши.

А наверху, в напряжённой тиши,
греки учёные с негой во взоре,
сидя на скалах, в Эгейское море
точат тяжёлые карандаши.

Невозмутимы размеры души.

Благословенны её коридоры.

Пока доберёшься от горя до горя —
в нужном отделе нет ни души.

Существовать — на какие шиши?

Деньги проезжены в таксомоторе.

Только и молишь в случайной квартире:
всё забери, только свет не туши.

А. Ерёменко

Поэт Александр Викторович Ерёменко родился в 1950 году в Алтайском крае. Работал литературным сотрудником в районной газете, каменщиком. В 1970-е годы учился в Литературном институте, однако диплома не получил. С конца 1970-х активно участвует в неофициальной литературной жизни Москвы, эпизодически публикуется с начала 1980-х годов. Первая книга вышла в 1990 году («Горизонтальная страна»),

И концептуализм, и метареализм, на первый взгляд, близки символизму. Поэты-символисты так же, как и авторы метареалистических текстов, создают в своих стихах мир «другой» реальности, незримой, но существующей. Только поэту дано увидеть истинный запредельный мир и с помощью многозначных слов-символов рассказать о нём людям.

В стихотворениях символистов — мир, который они считают истинным. Он противопоставлен реальному миру, отделён от него. Образысимволы включают в себя и предметное, и отвлечённое значение (символистам приходится обращаться к «грубым», «земным» словам, чтобы выразить невыразимое), при этом символическое значение — главное, то, ради чего написано стихотворение. Принцип двоемирия не отвечает интересам метареализма — ему присущ скорее принцип единомирия; в поэзии метареализма реальности взаимопроникают друг в друга, мы не можем выявить «подлинную» и «мнимую» действительность. Так же и слово — прямое и переносное значения дополняют друг друга, образуя неделимое целое. Разные миры равноправны и равноценны, они существуют только в единстве. Метареализм не допускает намёков и иносказаний, образ значит лишь то, что он значит.

Таким образом, соотнесение с символизмом, как это ни казалось бы очевидным на первый взгляд, будет ошибочным.

***

Неужели, Мария,

только рамы скрипят,

только стёкла болят и трепещут?

Если это не сад —
разреши мне назад,
в тишину, где задуманы вещи.

Если это не сад,

если рамы скрипят

оттого, что темней не бывает,

если это не тот заповеданный сад,

где голодные дети у яблонь сидят

и надкушенный плод забывают,

где не видно ветвей,
но дыханье темней
и надёжней лекарство ночное...

Я не знаю, Мария, болезни моей,
это сад мой стоит надо мною.

О. Седакова, 1970

Поэт, прозаик и переводчик Ольга Александровна Седакова родилась в 1949 году в Москве. Окончила филологический факультет МГУ и аспирантуру Института славяноведения и балканистики, кандидат филологических наук. Преподаёт на философском факультет МГУ. Стихи и проза Седаковой переведены на английский, французский, немецкий, датский, иврит. Публиковала также поэтические переводы (в том числе из Рильке, Клоделя, Элиота), статьи и исследования о русской и европейской поэзии. Лауреат премии имени Андрея Белого (1983), Европейской премии поэзии (Рим, 1995), премии имени Владимира Соловьёва «Христианские корни Европы» (Ватикан, 1998), премии имени Солженицына (2003), премии имени Данте Алигьери (2011) и других. Живёт в Москве.

Алексей Максимович Парщиков (1954-2009) родился в посёлке Ольга Приморского края. Окончил Литературный институт. С 1993 года — магистр искусств. Учился в аспирантуре и в начале 1990-х годов преподавал в Стэнфордском университете (США). В 1994 году эмигрировал в Швейцарию. Жил в Кёльне. Лауреат премии имени Андрея Белого, один из основоположников метареализма. Автор сборников «Днепровский август» (1984), «Фигуры интуиции» (1989), «Медный купорос» (1995) и других.

И вселенная наша пуста, как себя невозможно распять: пустота;

гвозди сжаты губами, но перехватить молоток

с правой в левую руку — как? Выпадет гвоздь изо рта.

И никто не пройдёт, чтоб разбить эти голени и проткнуть этот бок.

— Нет, — сказали, казалось, сквозь зубы, это штудии шантажа.

Ты ходил по воде. Ты идёшь по бассейну с пираньями в свой черёд,

наблюдая со дна за смещением собственных спин в беготне мураша.

Разберись, ты Нарцисс — эталон или, наоборот — эхолот.

Он растерян, как можно от факта, что неизвестности больше нет.

Осторожен, как если бы залито фотоэмульсией всё кругом.

Но уже мириады царапин поднялись ему вслед,

те, к кому прикасался и что задевал, опознали его в другом,

в полуспящем, крадущемся ощупью по чердакам
(с видом жука, что толкает неровный шар: без него не пройти).
В голове его — небоскрёб горящий. Голова его пущена по рукам.
И на загородных просторах он чувствует себя взаперти.

А. Парщиков. «Другой»

Метафора — метаметафора — метаморфоза — метабола

Основной художественный приём и главная отличительная особенность метареализма — особый вид сложной метафоры — мётаметафоры.

Вот как объясняет возникновение этого понятия придумавший его поэт Константин Кедров: «Ещё в 1958 году... я впервые пережил состояние, при котором вся внешняя Вселенная вдруг охватывается тобой как своё тело, а своё тело распространяется во Вселенную... В 80-е годы я назвал это „выворачивание”, или „Инсайдаут"8».

Перефразируя Кедрова, можно сказать, что метаметафора — это метафора, где каждая вещь — Вселенная.

* * *

Снежинка — белый плод молчанья в минуту, родственную той, когда орёл крылом нечайным отправит тень к земле пустой, и тень, запутавшись в мельканье когтей и клюва, вдруг замрёт в нетерпеливом ожиданье смещенья выси и широт в одно тревожное биенье, где в самом центре, режа взмах, белее белого беленья, зажав стремительность в ушах и наклона к затылку страх, колотит заяц в исступленье свою окраску и движенье.

Тогда, когда повиснет тень меж двух миров и их телами, из этой тени вырежь знамя и преврати его в сирень.

Сирень завянет, бросит семя, взойдут снега из тех семян, и со снегами в то же время молчанья вырастет туман.

И всё смешается, как тайна, сольётся в маленький кристалл, в снежинку, в белый плод молчанья, в которой свет не перестал.

И. Жданов

Видеть мир метаметафорически значит видеть мир в четырёх измерениях, видеть то, что недоступно беглому взгляду равнодушного человека. Поэтическая фигура, помогающая увидеть и почувствовать многообразие мира, не просто метафора, это метаметафора. Поэзия традиционно использует метафору как одно из важных художественных средств, при этом один предмет уподобляется другому.

Метаморфозы, превращения в классической поэзии XIX-XX веков не происходит: предметы только сравниваются между собой. В поэзии же метареализма создаётся такая картина реальности, в которой предметы действительно обмениваются своими сущностями, трансформируются, переживают определённую метаморфозу. Конечно, в основе такого превращения лежит видоизменённая традиционная метафора.

Такой поэтический образ, в котором «нет раздвоения на „реальное“ и „иллюзорное", „прямое" и „переносное", но есть непрерывность перехода от одного к другому», М. Эпштейн называл метаболой (в переводе с греч. «перемещение», «превращение», «поворот»).

По сути дела, это та же метаметафора, гибрид метафоры и метаморфозы; образ, который сложно разделить на составляющие, на прямое и переносное значение, на оригинал и подобие. Использование метаболы позволяет поэту изобразить реальность в единстве и взаимопроникновении совершенно разных предметов и явлений.

Диапазон метареалистической лирики очень широк. Это и близкие символизму стихи Ольги Седаковой, отличающиеся христианской образностью, и интуитивная светлая поэзия Ивана Жданова, и иронично-лирические стихи Александра Ерёменко. У метареалистов нет единых, раз и навсегда определённых правил, манифеста литературного направления. Есть только метаметафора и реальность, увиденная и запечатлённая в четырёх измерениях.

Истоки метареализма

Мы уже выяснили, что концептуалисты, отрицая всякую традиционность творчества, всё-таки ориентировались на достижения поэзии XX века. Метареалисты, напротив, бережно относятся к традициям. Особенно значимыми для них, по мысли критиков, становятся «традиции „священной" и „метафизической" поэзии европейского Средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма» (М. Эпштейн). Использование метаметафоры позволяет объединить различные исторические эпохи, сквозь сложившиеся культурные традиции обратиться к первооснове образа.

Ты развернёшься в расширенном сердце страданья,
дикий шиповник,
о, ранящий сад мирозданья.

Дикий шиповник и белый, белее любого.

Тот, кто тебя назовёт, переспорит Иова.

Я же молчу, исчезая в уме из любимого взгляда,
глаз не спуская
и рук не снимая с ограды.

Дикий шиповник
идёт, как садовник суровый,
не знающий страха,
с розой пунцовой,

со спрятанной раной участья под дикой рубахой.

О. Седакова. «Дикий шиповник», 1978

Непосредственным предшественником метареалистов называют И. Бродского. По признанию Л. Аннинского, «мир, рассыпанный на элементы, не увлекает меня, как объект эстетического переживания, потому что для меня это источник бытийного ужаса. Иосиф Бродский, „из которого" вышли теперешние „метафористы", этот ужас вместил, и я его принимаю, а его последователи работают в технике ужаса, и я не могу принять их игру в обломки».

В поэзии Бродского, как вы уже знаете, органично соединяется высокая и бытовая лексика; стихи строятся на сложных синтаксических конструкциях; одной из главных форм организации стихотворения критики называют перечисление. Поэт как бы фиксирует черты окружающей его реальности с помощью развёрнутых речевых периодов. Нагнетание деталей не выглядит обыкновенным реестром, это похоже на заклинание, завораживающее читателей своим звучанием. Смысл метареалистических стихов всегда скрыт, его сложно объяснить (в отличие от лежащего «на поверхности» концепта).

Черты метареализма

Поэзия метареализма создаёт особый вид реальности, поэтому для неё особенно актуальны «вечные», традиционные темы.

Материалом творчества для метареалистов становится природа, история, культура, искусство — всё то, что составляет вечные ценности бытия.

Можно вынуть занозу из мака живого,
чтобы он перестал кровениться в отваге,
можно вынуть историю из пешехода,
научить красотой изнурённое слово
воздвигать закрома из горящей бумаги,
чтобы в них пустовала иная природа.

Можно сделать парик из волос Артемиды,
после смерти отросших в эфесском пожаре,
чтобы им увенчать безголовое тело,
тиражировать шок, распечатать обиды
или лучше надежду представить в товаре,
но нельзя, потому что... и в этом всё дело.

Если только тобой управляет паденье
в неуёмную жажду высот разговора —
все терзанья твои объясняются жаждой.

И. Жданов. «Пророк»

В реалистической поэзии образ автора, лирического героя ярко индивидуален. Его внутренний мир часто соотносится с движениями души других людей; мысли и чувства сопоставляются с чужими мнениями и переживаниями, даже если они им не разделяются:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой...

А. Пушкин. «Осень»

В современной поэзии образ автора не столь ярко выражен, как в традиционной лирике. Поэт отходит в сторону, не спеша раскрывать тайны своего лирического героя. Более того, мы говорили об изживании самого понятия «лирический герой» в поэзии концептуализма. Поэт-метареалист показывает мир в единстве всех реальностей, а значит, и внутренний мир автора оказывается сопричастным этому единству.

Даже если мы не можем отделить лирического героя от окружающего его мира, перед нами — лирический монолог, в котором особенно ценным становится само авторское слово, то есть метаметафора — предельно субъективное художественное средство, а изображённая реальность тоже зависит от индивидуального, личностного взгляда поэта на мир. Этим метареалисты близки поэтам-реалистам: реализм впервые провозгласил ценность индивидуального поэтического стиля, а не стиля художественного направления.

Вот почему произведения метареализма так сложны для истолкования — за каждой строкой индивидуальный авторский взгляд, глубоко личное восприятие мира, которое поэт и не стремится до читателя донести и объяснить — только выразить!

Ведь наши имена не множимы, но кратны распахнутой земле, чей треугольный ум, чья лисья хитреца потребуют обратно безмолвие и шум, безмолвие и шум.

А. Парщиков. «О, сад моих друзей...»

Метареализм в рамках сложившейся культурной ситуации придаёт словам многозначность, наполняет их новым смыслом. Таким образом, это не только и не столько продолжение литературных традиций, это своеобразное обновление новейшей культуры и современной поэзии.

Повторяем пройденное

1. Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина «Осень».

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

С помощью каких изобразительно-выразительных средств рисует поэт картину осени? Как сочетается в тексте высокая поэтическая и бытовая лексика? Как преображаются знакомые приметы реальности? Как уточняются, конкретизируются метафоры? Можем ли мы сказать, какие чувства испытывает поэт?

2. Укажите метафоры в следующих стихотворных фрагментах, объясните их.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Ф. Тютчев

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Звериных стихов моих грусть
Я кормил резедой и мятой.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берёз!

Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!

С. Есенин

То белым по синему —

чайкой по небу,
то синим по белому —

тенью по снегу,
на горных отрогах,

на кочках болота
Профессионально
рисует природа...
...Природа рисует

легко и упруго.
Ей хочется жить!

Ей менять

интересно

увядшую живопись

летнего луга
на чёткую графику

зимнего леса.
Р. Рождественский

Советуем прочитать

Жданов И. Фоторобот запретного мира.

Ерёменко А. Добавление к сопромату.

Калъпиди В. Ресницы.

Лавут Е. Амур и др.

Лосев Л. Послесловие.

Новиков Д. Караоке.

Салимон В. Брильянтовый и золотой.

Павлова В. Четвёртый сон; Вездесь; Линия отрыва.

Седакова О. Путешествие волхвов.

Выскажите своё отношение к прочитанному

  1. На основе каких двух слов построено название метареализм? Вспомните, что такое метафора; реализм. Как бы вы объяснили сочетаемость этих слов в одном? Постарайтесь сформулировать своё определение метареализма.

  2. Какие темы, по-вашему, можно назвать традиционными для русской лирики? Увидели ли вы в приведённых в разделе стихотворениях эти темы? Меняется ли, по-вашему, их трактовка?

  3. Что такое метафора? Приведите примеры поэтических образов, созданных с помощью метафоры. Чем от метафоры отличается метаметафора (метабола)?

  4. Какие темы вы можете выделить в поэзии метареализма? Что более всего интересует метареалистов? Как они интерпретируют традиционные темы?

  5. Почувствовали ли вы различия в художественной манере И. Жданова, А. Ерёменко, О. Седаковой? Как бы вы определили их творческие индивидуальности?

Решаем читательские задачи

  1. Как показано соотношение внутреннего мира лирического героя и внешнего мира в стихотворении И. Жданова «Неразменное небо»?

  2. Какие чувства вызывает у вас стихотворение А. Ерёменко «Невозмутимы размеры души...»? Почему? Что показалось вам сложным, непонятным?

  3. Всё стихотворение А. Ерёменко — развёрнутая, усложнённая метафора. Постарайтесь её объяснить.

  4. Какие ассоциации вызывает у вас образ сада и имя Мария? Какие детали и эпитеты в стихотворении О. Седаковой «Неужели, Мария...» указывают на реальность, зримость сада, а какие — на его божественную сущность?

  5. Перечитайте фрагмент стихотворения И. Жданова «Пророк». В чём новаторство метареалистов в трактовке темы «поэт и поэзия»? Как изменяется роль поэта? Каков ваш взгляд на подобную трактовку темы?

  6. С помощью каких парадоксальных образов создаётся антитеза в стихотворении И. Жданова? Укажите субъективно-оценочные эпитеты и определите их роль.

  7. Почему, по-вашему, стихотворение называется «Пророк»? Какой смысл вкладывает поэт в это слово?

  8. Увидели ли вы игру слов, более характерную для концептуализма? Приведите примеры. Какова роль данного художественного приёма?

  9. Каким видится вам образ автора в поэзии метареалистов? Изменяется ли образ лирического героя в разных стихах одного и того же автора?

Обсудим вместе

  1. Как сочетается в стихотворении А. Ерёменко «Невозмутимы размеры души...» поэтическая и бытовая лексика? С какой целью, повашему, автор сопрягает эти языковые пласты? Как вы полагаете, одинакова ли роль просторечной лексики, бытовых деталей в стихотворениях метареалистов и концептуалистов? Ответ аргументируйте.

  2. Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Брюсова «Предчувствие». Какой символический образ создаётся в этом стихотворении? О чём оно?

  1. Приведите свои примеры образов, сочетающих в себе двойное значение. Как вы думаете, близка ли метареалистическая поэтика символизму?

  2. Как достигается отстранённость авторского взгляда на героя и в то же время сопереживание, сочувствие ему в стихотворении А. Парщикова «Другой»? С помощью каких сравнений и метафор рисуются отношения лирического героя с окружающим миром? В чём их противоречивость? Как достигается их единство и взаимопроникновение?

  3. Сопоставьте два мнения о стихотворении А. Ерёменко. Чья точка зрения кажется вам более убедительной? Свой ответ аргументируйте.

«Образ-метабола „леса“... это образ двоящейся и вместе с тем единой реальности. Природа и завод превращаются друг в друга... и вместе составляют одну реальность, в которой узнаваемо и жутко пере-
плелись растительные и металлургические черты. Разве это не реальность, внутри которой мы живём?» (М. Эпштейн).

«...Если это и единое целое, то это цельность сплошь расчуждённой реальности, принципиально бессмысленной. И тавтологические рифмы, и иронический тон свидетельствуют... о глубоком алогизме всей картины мира, адекватно освоенной стихом Ерёменко» (М. Липовецкий).

  1. «Пристальнее вглядываясь в текст [Бродского], начинаешь понимать, что и предметная избыточность стиха... не что иное, как свидетельство великой вовлечённости в жизнь, скрытой зачарованное™ её многообразием», — писал поэт А. Кушнер.

Можно ли, на ваш взгляд, эти слова отнести к поэзии метареалистов? Докажите свою мысль, обращаясь к поэтическим текстам.

  1. Используют ли поэты-метареалисты звукопись как важное художественное средство? Как ещё может создаваться «музыка стиха»? Найдите в стихах метареалистов и Бродского повторы (в частности, рефрен, анафору).

  2. Приведите примеры сочетания высокой и сниженной (разговорной, просторечной) лексики в метареалистических стихах. Какой художественный эффект достигается этим смешением? Укажите также неологизмы. С какой целью они употребляются?

  3. Укажите знакомые вам литературные и мифологические образы в приведённых в главе стихотворных фрагментах. Назовите примеры христианской образности, имеющие место в метареалистических стихах.

  1. Какие традиции И. Бродского продолжают и развивают метареалисты?

  2. «Для реалистических эмоциональных тонов заранее задана не качественная, а количественная характеристика — не столько строй эмоции, сколько её накал... В эмоциональном тоне реалистической лирики... сошлись трезвость знания и надежда, понимание трагических диссонансов жизни и вера в возможность их преодоления» (Б. Корман). Можно ли отнести слова критика и к поэзии метареализма? Свой ответ аргументируйте, обращаясь к поэтическим текстам.

Давайте поспорим

  1. Как вы относитесь к такому явлению, как центонная поэзия? Является ли центон абсолютным заимствованием, или он предполагает новую трактовку известных строк?

  2. Вспомните, в чём заключалась сущность теории «трёх штилей» М.В. Ломоносова. Можно ли, на ваш взгляд, отнести поэзию концептуализма к «низкому» стилю?

  3. Докажите или опровергните мысль, что в стихотворении И. Жданова «Снежинка» заключена концепция художественного творчества метареалистов, «полифонический метареализм» (М. Липовецкий). Как в нём проявляется способность метаметафоры замыкаться на себе самой, создавая тем самым эффект непрерывности бытия?

  4. Кого из современных поэтов вы могли бы назвать продолжателем традиций М.И. Цветаевой? Почему вы называете именно его (или её)?

  5. Как вы понимаете слова Л. Аннинского о традициях поэзии И. Бродского в лирике метареалистов? Можно ли говорить о том, что подобная трактовка метареалистического творчества противоречит основной цели направления — изображению мира в его целостности? Подтвердите свой ответ стихотворными строками. Перечитайте стихотворение И. Бродского «Рождественский романс» и постарайтесь выявить те особенности творческой манеры, о которых говорит критик. Докажите, что изображение реальности в лирике Бродского созвучно метареализму. Найдите в данном стихотворении метаметафору.

  1. «,,Метареалисты“ преуспели в отрицании национальных основ поэзии, во „всеземном“ сознании, в ломке стиховой речи» (Cm. Золотцев). Согласны ли вы с мнением критика? Какие аргументы в защиту метареализма вы можете привести?

  2. Согласны ли вы с мнением критиков, что оба поэтических направления — концептуализм и метареализм — одинаково важны для со временной поэзии? Если бы вы доказывали необходимость существования того или иного направления, какие аргументы в его защиту вы бы привели? Какое из них ближе вам?

Литературная мастерская

  1. «Первым, почти рефлекторным движением было писать на другом языке. Всё начиналось с ощущения, что поэтический язык какой-то иной, особенный. То есть нужно было не столько реформировать стихосложение, сколько изменить сам язык... Личный опыт казался настолько мизерным... что возникло подсознательное желание выйти в какой-то мощный поток, который бы выплеснул тебя за пределы этого опыта. И таким потоком казалась воля языка...» (из беседы В. Кулакова с М. Айзенбергом). Можно ли, по-вашему, назвать концептуалистов новаторами в области языка? Какие возможности языка они используют? Докажите на примерах. Сложилось ли у вас впечатление, что свободная «воля языка» — основная особенность концептуализма?

  2. Постарайтесь объяснить метаметафору в стихотворении В. Кальпиди «О, сад». Можете ли вы выделить прямое и переносное значение поэтического образа? Докажите, что в данном стихотворении изображено не условное подобие двух явлений, а их подлинное взаимопроникновение и взаимосопричастность.

  3. Сравните стихотворение Д. Рюделя «Шиповник», созданное в XII веке, со стихотворением О. Седаковой «Дикий шиповник» (с. 398).

В час, когда разлив потока
Серебром струи блестит,

И цветёт шиповник скромный,

И раскаты соловья
Вдаль плывут волной широкой

По безлюдью рощи тёмной,

Пусть звучат мои напевы!..

...Хоть мечтою неуёмной
Страсть томит, тоску струя,

И без отдыха и срока боль жестокую дарит,

Шип вонзая вероломный, —

Но приемлю дар жестокий
Я без жалобы и гнева...

Джауфрей (Жофруа) Рюдель.

«Шиповник»

Какой традиционный поэтический образ объединяет эти тексты? Можем ли мы говорить о культурной преемственности в данном случае? В чём, по-вашему, новаторство Ольги Седаковой в трактовке данного художественного образа и темы любви?

Творческое задание (на выбор)

  1. Попробуйте сочинить стихотворение в форме центона. Выберите тему и подумайте, какие стихотворные строки вы будете использовать для её раскрытия.

  2. Найдите в Интернете (например, на сайте одного из литературных журналов) критическую статью о современной поэзии и проанализируйте её. С какими мыслями критика вы бы согласились, с чем могли бы поспорить? Доказывая свою точку зрения, обращайтесь к поэтическим текстам, размещённым в сетевых библиотеках. Можете оформить своё размышление как виртуальный отзыв на статью.

  3. Проанализируйте любое стихотворение поэта-концептуалиста или метареалиста, ориентируясь на вопросы и материалы учебника. Обратите внимание на концепт и метаметафоры.

  4. Попытайтесь письменно интерпретировать стихотворение

  1. Ерёменко «В густых металлургических лесах...». Данное стихотворение включено в «Невенок сонетов». Почему, по-вашему, поэт выбрал такое название для поэтического цикла? Сравните изображение природы в стихах А. Ерёменко с этим же образом в стихах И. Жданова,

  2. Кальпиди, О. Седаковой.

  1. Подготовьте сообщение для читательской конференции «Непрерывность литературного процесса: от XIX к XXI веку». На примере

традиций и новаторства в поэзии покажите, как развивался литературный процесс в эти столетия, предложите свой взгляд на перспективы русской поэзии.

6. Напишите эссе на одну из тем: «Аллюзии и реминисценции в поэзии концептуализма», «Культурные и мифологические образы в поэзии метареализма», «Традиции акмеизма в поэзии метареалистов», «Бродский и метареалисты».

Творческое задание (коллективное)

Выберите свой проект.

  1. Разработайте веб-страницу или сайт, посвящённые творчеству писателя-концептуалиста или метареалиста. Разместите на них тексты стихов с аннотациями.

  2. Сделайте обзор «Современная поэзия в Интернете».

Творческое задание

Темы сочинений

  1. Мотив игры в поэзии концептуализма.

  2. Образ сада в поэзии метареалистов.

  3. «Вечные» темы в поэзии метареализма.

Готовимся к ЕГЭ

  1. Какие основные направления выделяют в поэзии 1960-1970-х годов?

  2. Назовите поэтов-«эстрадников». В чём особенность «эстрадной» лирики? Какие традиции она продолжает?

  3. Назовите поэтов, творчество которых относят к «тихой лирике». Каковы характерные черты этого направления? Какие традиции продолжает и развивает «тихая лирика»?

  4. Определите размер прочитанных вами стихотворений.

  5. Что такое центон?

  6. Какие два стилевых направления поэзии рубежа XX — начала XXI века вам известны?

  7. Что такое концепт и концептуализм? Чем концепт отличается от символа? Приведите примеры.

  1. Перечислите представителей концептуальной школы. Чьи традиции они продолжают?

  2. Определите концепт в любом стихотворении концептуализма.

  3. Что такое метареализм?

  4. Что такое метаметафора и метабола? Чем они отличаются от метафоры? Приведите примеры.

  5. Перечислите поэтов-метареалистов. Чьи традиции они развивают и переосмысляют?

  6. Найдите метафоры и метаметафоры в любом метареалистическом произведении.

Работаем с критическими статьями

1. Ознакомьтесь с выдержками из статей, посвящённых поэзии рубежа XX — начала XXI века. Какая мысль их объединяет? В чём авторы полемизируют между собой? Что такое графомания и как вы понимаете выражение «искренняя графомания»? Чьё мнение вам ближе?

«Что есть поэзия в случайном и конкретном, вернее — ветхом, прахообразном стиховом одеянии с выпирающим костяком ритма и метра и костяными наростами рифм?! Поэзия оживает под дыханием повседневности и живости. Ну, конечно, и некий элемент игры. Конечно, не без этого. А что, нельзя? — можно» (Д.А. Пригов. Современные перепевы на чужие рифмы. Предуведомление. 1996).

«Двадцатый век изменил отношение к поэтическому творчеству. Это новое искусство, снимая прежние запреты языка, требует и иного восприятия текста: оно ориентирует читателя на поэтическую игру с автором, который порой глубоко ироничен, и, как бы резвяся и играя, открывает перед нами неизвестные ранее измерения и ракурсы...» (Н.А. Фатеева. Основные тенденции развития поэтического языка в конце XX века. 2001).

«Поэзия последних лет похожа на огромный орган, исполняющий гигантскую фугу, где музыкальные фразы бегут, разветвляются сотнями ручьёв, перегоняют друг друга, но стремятся к единому морю — пока ещё незримому» (Т. Вольтская. Поэзия от Фомы // Знамя. 2000).

«Опускаться в глубину, забираться в речевые дебри — этим умением поэзия в последние годы овладела вполне. Гораздо труднее даётся обратное движение — подняться с глубины, выбраться из дебрей. К этому далеко не все стремятся. Речевая непреднамеренность ценится выше организующего и рефлектирующего мастерства. Результатом стал стиль, который я бы назвал искренней графоманией» (И. Шайтанов. Графоман, брат эпигона. 1998).

  1. Прочитайте отзывы о современных поэтах, высказанные литературными критиками. Подтвердите или опровергните их оценку, опираясь на тексты С. Гандлевского, М. Айзенберга, Д. Новикова.

• «Сергей Гандлевский — прирождённый чистый лирик во всём, в том даже, что лирикой с первого взгляда не выглядит. И в этом отношении его стихи, в моём восприятии, берут начало в пушкинской традиции. ...В молодости его поэзия была более мужественной и жёсткой, сейчас — более мягкой и философичной. Некий переход, а точнее, восхождение от — условно — Гумилёва к — условно — Боратынскому» (П. Вайль).

«Михаил Айзенберг в отличие от большинства убеждённых стихотворцев отчётливо понимает, что писать стихи в качестве Стихов нельзя, но этим знанием как бы пренебрегает. Между этим пониманием и практикой, пренебрегающей им, рождается та художественная энергия, которая так важна и значима для меня и которая, по-моему, и есть творчество Михаила Айзенберга» (Л. Рубинштейн).

«Денис Новиков относится к тому редкому и счастливому числу поэтов, которых практически невозможно обвинить в подражании кому бы то ни было из предшественников или современников. Дело в том, что в основе его поэтического дара лежит огромная и самодовлеющая песенная традиция» (В. Александров).

  1. Прочитайте фрагмент из критической работы М. Эпштейна «Парадоксы новизны» о поэзии метареализма и концептуализма. Объясните, в чём критик видит разницу между этими направлениями. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

«Концептуализм — это поэтика голых понятий, самодовлеющих знаков, отвлечённых от той реальности, которую они вроде бы призваны обозначать, поэтика схем и стереотипов, показывающая отпадение... слов от вещей. Концепт — это опустошённая или извращённая идея, утратившая своё наполнение и вызывающая несообразностью отчуждающий, гротескно-иронический эффект. Метареализм — это поэтика многомерной реальности во всей широте её возможностей и превращений. Условность метафоры здесь преодолевается в безусловности метаболы, раскрывающей взаимопричастность (а не просто подобие) разных миров.

Если метафора — это осколок мифа, то метабола — попытка восстановления целостности, индивидуальный образ».

щ

Творческое задание

Найдите в библиотеке книгу Сергея Бирюкова «Зевгма». Она вышла в 1994 году и для своего времени была достаточно полным путеводителем по современной поэзии. В ней рассматривались авангардные поэтические течения, появившиеся в 80-90-х годах XX века. Выпишите их названия в столбик. Проанализируйте обзоры поэзии в современных литературных журналах, внимательно изучите литературные сайты и выясните, какие из поэтических течений сохранились до наших дней, а какие исчезли, уступив место новым. Те, что сохранились и существуют до сих пор, заслуживают вашего особого внимания: в поэзии очень трудно создать что-то новое! Следите за этими течениями и дальше, читайте стихи, созданные в рамках их направлений.

Виртуальная кладовочка

http://magazines.russ.ru/ — «Журнальный зал» — электронная версия современных литературных журналов.

www.vavilon.ru — литературный сайт «Вавилон».

www.ruthenia.ru/60s/ — литературный сайт, посвящённый поэзии второй половины XX века.

www.aptechka.agava.ru — «Аптечка библиомана» — сайт, посвящённый преимущественно современной литературе.

http://www.m-publish.ru/journal.php?id=12 — антология современной поэзии — редкий сборник стихов современных авторов.

www.metapoetry.narod.ru — сайт К. Кедрова, в основном посвящённый поэзии метареализма.

Закладки для экзамена

  1. В поэзии 1960-1970-х годов выделяются «эстрадная» поэзия, «тихая лирика», реалистическая лирика, бардовская поэзия.

  2. Поэты-«эстрадники»: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина — во многом продолжают традицию футуризма, выступая новаторами в образной и ритмической системах русской поэзии.

3. Основные темы «эстрадной» поэзии социальные — научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее, свобода. Лирический герой «эстрадной» поэзии — герой-преобразователь, гражданский пафос — утверждение нового и отрицание старого.

4. Представители «тихой лирики» — Н. Рубцов, А. Жигулин, Г. Горбовский, В. Соколов. Они развивают традиции классической русской поэзии, их образная система традиционна, образы — нарочито просты. Лирический герой — герой-созерцатель, «тихая лирика» исповедальна в противовес декларативной поэзии «эстрадников».

  1. В поэзии 1960-1970-х годов также развивается реалистическое направление (А. Кушнер, Ю. Левитанский), получает широкое признание бардовская поэзия (Б. Окуджава, В. Высоцкий).

  2. В лирике рубежа XX — начала XXI века выделяют два основных направления: концептуализм и метареализм. Для концептуализма характерна «поэтика косноязычия», использование разговорной, часто просторечной и грубой лексики. Концептуалисты отказываются от традиционной ритмики и предпочитают свободную рифму. Поэзия метареализма изображает усложнённую картину окружающего мира с помощью развёрнутых взаимопроникающих метафор (метабол). Истоки метареализма — в поэзии эпохи Возрождения, классицизма, акмеизма. Образ лирического героя важен для метареалистов, поскольку именно его глазами воспринимается сложная картина окружающего мира.

  3. Широкое распространение в начале XXI века получает центонная поэзия — стихотворения, составленные из чужих строк. Таким образом реализуется мотив игры, характерный для литературы постмодернизма. Личность автора и лирического героя всё более обезличивается и заменяется маской, авторскую речь заменяют «чужие» слова в сопровождении художественного жеста. Ведущим становится мотив игры с читателем.

1 Американский художник.

2 Liberty — от лат. libertas — «свобода».

3 Рефлексия (книжн.) — размышления о своём внутреннем состоянии, самоанализ переживаний.

4 Жак Деррида — французский философ и социолог XX в.

5 Борис Гройс — критик, литературовед, автор работ, посвящённых концептуализму.

6 Интпертёкст — основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам (Руднев В.П. Словарь культуры XX века).

7 Клише — здесь: шаблонная фраза, расхожее выражение.

8 Инсайдаут (от англ. Inside-out) — буквально: внутри-снаружи.

27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!