СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия русского романса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка относится к внеклассным мероприятиям, знакомит слушателей с историей романса, как жанра вокальной музыки. Отдельно рассмотрена хронология русского романса и его разновидности, такие как элегия, баллада, "жестокий романс".

Просмотр содержимого документа
«Поэзия русского романса»

7


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Котовская детская школа искусств»



















Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Поэзия русского романса»










подготовила концертмейстер, преподаватель

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»

Прокофьева Нонна Ивановна













ЦЕЛИ:

развивающая:

расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать творческие способности в процессе восприятия музыкальных произведений


ЗАДАЧИ:

формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к различным видам искусств, воспитание художественного вкуса


ВИД УРОКА:

лекция-концерт


МЕТОДЫ УРОКА:

метод монологического изложения с элементами диалога в процессе прослушивания музыкальных произведений


ОБОРУДОВАНИЕ:

фортепиано или рояль для исполнения музыкального иллюстративного материала.
























Поэзия русского романса

Как часто в концертах по радио, телевидению, в домашнем музицировании мы слышим вокальные произведения с очень выразительной яркой мелодией, образным поэтическим словом, редким сочетанием идеи поэтической и музыкальной. Эти произведения кратки по объему, голос их негромок, обращен к камерной аудитории. Они рассказывают о сокровенных мыслях и чувствах и называются романсами.

В научной классификации романсы относят к камерно-вокальному творчеству, они представляют вокальную пьесу с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитары, небольшого ансамбля). Романсы пишутся на разные тексты, но целью композитора является выразить замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон.

История романса началась с искусства странствующих поэтов-певцов в Испании. Их называли трубадурами. Новый жанр соединил в себе приемы речитатива, мимического танца и мелодических напевов. Песни исполняли на родном романском языке – отсюда их название романсы. В 15 веке с развитием лирической поэзии в Испании появились первые сборники романсов – «романсеро». Со временем романс всё более сближался с народным искусством, обретал демократические черты, но всегда сохранял специфику жанра, исполнялся одним реже двумя певцами в сопровождении виуэлы или испанской гитары.

Сегодня мы поговорим о развитии русского романса и выделим важнейшие периоды этого развития. Термин «романс» в России появился в 18 веке в виде «российских песен». Истоки этого жанра восходят к традиции старинного «канта». Возникшие в 17 веке в сфере религиозно-созерцательной лирики, канты постепенно приобретали все более светский характер. Богатым материалом для кантов 17 века была поэзия А. Сумарокова, М. Ломоносова, В. Тредиаковского.

В середине 18 века происходит подъем русской поэзии, это приводит к расцвету вокального творчества. По словам Г. Державина, этот период обозначен «веком песен». Первые русские романсы сочинялись не только композиторами-профессионалами, но и любителями. Среди них – Григорий Теплов, видный сановник, государственный деятель и ученый. Г. Теплов сам хорошо пел, играл на скрипке, клавесине, участвовал в придворных концертах. В 1759 году вышел первый сборник российских песен «Между делом безделье». В него входило 17 песен на стихи А. Сумарокова и И. Елагина. Сюжеты песен были связаны с темой страдания и разлуки, а средства музыкальной выразительности близки французской галантной музыке аристократического круга: мелодии спокойны, в ритме менуэта, с изящными украшениями. Иногда использовался ритм сицилианы, приближаясь к итальянской вокальной музыке. Песни Г. Теплова исполнялись в сопровождении ф-но или арфы и стояли на перепутье от канта к романсу с сопровождением.

Дальнейшее развитие вокальной лирики связано с именами русских композиторов Ф. Дубянского и О. Козловского. В их творчестве решающую роль сыграла поэзия русского сентиментализма: А. Мерзлякова, И. Дмитриева. Простота и искренность чувств выходят на первый план. Пример, «Стонет сизый голубочек» Ф. Дубянского на стихи И. Дмитриева. Основа романса – грусть по поводу разлуки с любимой, в музыке используются задержания, хроматизмы, трехголосие, приближающее сочинение к канту. Ф. Дубянский и О. Козловский – основоположники русского романса, они сделали разработку вокальной мелодии, подчинили ее принципу распевности. Это был шаг вперед по сравнению с вокальной лирикой Г. Теплова.

Первая половина 19 века – период высокого расцвета русского романса. Появляется блестящая плеяда композиторов-профессионалов и любителей: М. Глинка, А. Даргомыжский, Н. Булахов, А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев, П. Чайковский, С. Рахманинов. В их вокальных сочинениях отражалась общественная жизнь страны, думы и чаяния русского народа.

В 19 веке появляются основные разновидности русского романса: «русская песня», элегия, баллада, застольная песня.

«Русская песня» возникла как подражание народной музыке. Первые образы были написаны выходцем из крепостной среды композитором Д. Кашиным (мелодия обильно орнаментировалась, исполнялась в импровизационной манере), А. Алябьевым («Красный сарафан»), А. Варламовым («Вдоль по улице метелица метет»).

Исполняется романс А. Верстовского «Два ворона».

В эпоху Пушкина развивается жанр элегии. Это вид романса, в котором преобладают размышление и глубокое раздумье. Богатый материал для элегического романса давала поэзия А. Пушкина, Е. Баратынского, А. Дельвига, Н. Языкова. Пример, элегия М. Глинки «Не искушай». Это произведение пользуется успехом и в наши дни.

Исполняется романс Петровых О. и А. «Не растравляй моей души».

Также появляются романсы, отражающие быт и культуру других народов: Испании, Италии, Кавказа. Пример, «Ночной зефир» А. Даргомыжского, «Испанский романс» М. Глинки.

Исполняется «Испанский романс» М. Глинки.

В 20-е годы был распространен жанр баллады. Это произведение повествовательного характера, посвященное мрачным драматическим событиям, нередко с элементами фантастики. Создателем жанра баллады по праву считается А. Верстовский. Наиболее известны его сочинения «Черная шаль» и «Бедный певец».

Особое место в вокальной лирике занимает «застольная песня», приближающаяся к боевым походным песням. Такие песни воспевали силу разума, просвещения, любовь к свободе.

В 40-е годы под влиянием поэзии М. Лермонтова появляется «бунтарский романс», а под воздействием произведений А. Герцена и В. Белинского в романс проникает социально-обличительная тема. Примером может служить творчество А. Даргомыжского и позднее М. Мусоргского.

Исполняется романс А. Варламова «Белеет парус одинокий»

Имена А. Алябьева, А. Гурилева, А. Варламова, Н. Булахова – это бытовая грань романса. А высшей формой русского романса является классический романс. М. Глинка, А. Даргомыжский, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, С. Рахманинов создали замечательные образцы такого типа. Судьба многих известных романсов необычна, они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов. Пример, романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье» посвящен дочери Анны Керн - Екатерине и написан в 1839 году. А великий русский поэт А. С. Пушкин посвятил стихи самой Анне Керн и написал их в 1825 году.

Исполняется романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье».

Новый век изменил былые представления в живописи, архитектуре, литературе, музыке. Предреволюционный пульс эпохи чувствовался в музыке А. Скрябина, новые звуки и ритмы появились в творчестве С. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Ю. Шапорина, Г. Свиридова.

Но душа искала простоты, лирики, беспрерывного смеха. В связи с этим классический романс отходит на второй план. Лидирует бытовой романс. В этом был и коммерческий интерес: только в 1911 году было издано 180 разных сборников романсов известных певцов эстрады: Вари Паниной, Надежды Плевицкой, Александра Вертинского. Последний в маске Пьеро обличал идеи декадентства в искусстве. Широкое распространение получили романсы и песни, стилизованные под национальную музыку. Пример, творчество братьев Бакалейниковых («Бубенцы», «Ну, быстрей летите, кони»).

Исполняется романс Н. Бакалейникова «Бубенцы».

В это же время получает развитие и «жестокий романс», названный так за ярко выраженный мелодраматизм. Пример такого рода романсов: «Пара гнедых», «Дремлют плакучие ивы», «Ночи безумные».

Исполняется романс А. Козлова «Амулет».

После революции 1917 года в театр пришел новый зритель, были пересмотрены репертуары оркестров. Все чаще звучали произведения Л. Бетховена и М. Мусоргского. Особенно потрясала опера «Борис Годунов», в главной роли блистал Ф. Шаляпин. Народные песни стали основой репертуара многих певцов первых послеоктябрьских лет. Пример: «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Слушай, Рабочий». Время было суровое, революционные поэты прорезали своим «плакатным» словом улицы Москвы. Все жанры в это время пребывали в состоянии лихорадочного поиска. В 1924 году в Москве была создана АСМ – ассоциация современной музыки, которую возглавили Н. Мясковский, Ю. Шапорин, В. Шебалин, А. Мосолов. Они раскрывали идею новой организации звукового материала. Романсы А. Мосолова «Объявления» насыщены большими скачками, романсы В. Шебалина на стихи А. Блока – это стихи с музыкой, в них нет традиционных приемов, они близки интонациям человеческой речи.

Годы гражданской войны и НЭПа вернули вновь забытый цыганский и бытовой романс. Особую популярность приобрел романс К. Листова «Я помню вальса звук прелестный».

Возрастает интерес к творчеству С. Есенина. Г. Свиридов создает «есенинский цикл»: по жанру это песня-романс, где чередуются несколько куплетов с одной мелодией, а фактура несложная. Утонченная, помогающая поэтизации образа. Г. Свиридов обращается и к творчеству А. С. Пушкина. Примеры: «К няне», «Зимний вечер», «Подъезжая под Ижоры». В этих сочинениях наряду с традициями бытового романса используются индивидуальные свиридовские интонации. Светлые краски своей музыкальной палитрой оттеняют сердечность «пушкинских «слов.

В этот же период популярными становятся романсы философской направленности, как размышления о жизненных противоречиях.

Исполняются романсы А. Абазы «Утро туманное»

и К. Листова «Я помню вальса звук прелестный»

В годы Великой Отечественной войны главным жанром стала песня. Примеры: «В землянке», «Темная ночь». Прекрасный вариант песни-романса «Жди меня» К. Молчанова из оперы «А зори здесь тихие».

Исполняется романс К. Молчанова «Жди меня».

Новизной интонации дышат послевоенные циклы романсов Д. Шостаковича на стихи Е.Долматовского, английских и шотландских поэтов, А. Блока. Дмитрий Шостакович подходит к романсу с позиции симфонической музыки: фактура сопровождения равноценна голосу. 6 романсов на стихи М. Цветаевой – высшая форма вокальной музыки, все части цикла находятся в тематическом единстве.

Из композиторов современников мы можем выделить творчество А. Пахмутовой, М. Таривердиева, А. Петрова. Во многих известных кинофильмах звучат любимые романсы. Примеры: «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Жестокий романс» и многие другие.

Исполняется романс А. Петрова «А напоследок я скажу».

Современный музыкальный мир огромен, сейчас интерес к романсу вновь возрастает. И дело не только в возросшей культуре людей, а в необходимости общения с истинными духовными ценностями. Слушая романсы люди испытывают радость от соприкосновения с подлинно высоким искусством, с искренним строем стихов, с правдивыми образами музыки.


Список использованной литературы

  1. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. Интонация. Композиция [Текст] / В. А. Васина-Гроссан. - М.: Музыка, 1978. - 368 с.

  2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б. Дмитриев - М.: Музыка, 2000. - 368 с.

  3. Долгушина, М. Г. У истоков русского романса: камерная вокальная культура Александровской эпохи [Текст] / М. Г. Долгушина; Рос. ин-т истории искусств, Волог. гос. пед. ун-т. - Вологда: Кн. наследие, 2004. - 381 с.

  4. Иванов, А. П. О вокальном образе [Текст] / А. П. Иванов - М.: Профиздат, 1968. - 132 с.

  5. Келдыш, Ю.В. Русский композиторы второй половины XIX века. [Текст] / Ю.В. Келдыш, М.: Советский композитор

  6. Львов, М. Л. Из истории вокального искусства [Текст] / М. Л. Львов - М.: Музыка, 1965. - 228 с.

  7. Овчинников, М. А. Творцы русского романса [Текст] / М. А. Овчинников - М.: Музыка, 1988. - 159 с.

  8. Соболева, Г. Г. Русский романс [Текст] / Г. Г. Соболева - М. : Знание, 1980. - 112 с.



Использованные музыкальные материалы

  1. Абаза А. «Утро туманное»

  2. Бакалейников Н. «Бубенцы»

  3. Варламов А. «Белеет парус одинокий»

  4. Верстовский А. «Два ворона»

  5. Глинка М. «Испанский романс»

  6. Глинка М. «Я помню чудное мгновенье»

  7. Козлов А. «Амулет»

  8. Листов К. «Я помню вальса звук прелестный»

  9. Молчанов К. «Жди меня»

  10. Петров А. «А напоследок я скажу»

  11. Петровы О. и А. «Не растравляй моей души»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!