СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия - великая держава!

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для старшеклассников по литературе "Поэзия- великая держава!".

Просмотр содержимого документа
«Поэзия - великая держава!»

Литературная гостиная « Поэзия —великая держава». (Поэты о поэзии) 10 класс.

Цели и задачи внеклассного мероприятия

1) Формирование у школьников старшего возраста интереса к литературе.

2) Воспитание познавательной активности, пробуждение интереса к поэзии.

3) Развитие творческих способностей учащихся: умение декламировать поэтические тексты, отработка отдельных мезансцен и обучение сценической речи.

4) Развитие памяти.

5) Воспитание чувства коллективизма, умение работать в малых группах.

6) Развитие наклонностей к исполнительскому и художественному творчеству.

Оформление: Мультимедийная установка, экран, музыкальная аппаратура для воспроизведения музыкальных фрагментов, презентация по теме литературного вечера, музыкальное сопровождение – Бетховен «Лунная соната», «Грезы любви» Ф.Листа, песня Ю.Лозы. «Плот».

Действующие лица: ведущий, 1-й чтец, 2-й чтец, 3-й чтец, участники гостиной – ученики, исполняющие роли поэтов.


(Эпиграфы пишутся на доске или на отдельном плакате)


«Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному». Сократ


Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…

Анна Андреевна Ахматова

Ведущий: «Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Поэзия же выражается в свободном творческом слове, которое есть и звук, и картина, и определённое ясно выговоренное представление. Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других искусств» В. Белинский

Наша литературная гостиная посвящена высокому искусству- поэзии. Мы постараемся понять, что думают сами поэты о своем творчестве, о том, что же это такое – поэзия, почему она волнует сердца и в чем ее тайна? Вы услышите стихотворения русских и зарубежных поэтов. И очень бы хотелось, чтобы каждый из вас услышал те строки, которые предназначаются именно вам. Итак, слушайте: говорят поэты.

2-й чтец (стихотворение Валерия Брюсова, слайд с портретом поэта):

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

3-й чтец (текст О. Берггольц, слайд с портретом поэта):

«Среди множества ремёсел и искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она всё может. Она сильнее атомной бомбы - разрушающее и творящее слово, пропитанное кровью любящего сердца, светом ищущего духа.
Нет подчинения более добровольного и более неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви более вознаграждаемой, чем любовь к поэзии: любящий поэзию - дважды поэт.
Нет доверия более простого и обогащающего, чем доверие к поэзии. Но доверять ей нужно безгранично и безоглядно - безоговорочно, потому что она бескорыстна. Она готова отдать тебе всю свою неисчерпаемость, весь сумрак свой и все дневные звёзды - твои и чужие, горящие и зримые только в её глубинах. Доверяющий поэзии одарён судьбой, как говорили в старину - блажен.»

1-й чтец (стихотворение Н. Матвеевой, слайд с портретом поэта):

…Когда потеряют значение слова и предметы,

На землю, для их обновленья, приходят поэты.

Их тоска над разгадкою скверных, проклятых вопросов —

Это каторжный труд суеверных старинных матросов,

Спасающих старую шхуну Земли.

(звучит «Лунная соната» Бетховен, слайды )

Ведущий: Поэзия – особый мир со своими законами, мир, в котором «звучат свежие ритмы», «властвует свет», куда нет доступа жестоким, бескрылым, ограниченным.

3-й чтец (стихотворение Льва Озерова, слайд с портретом поэта):

Поэзия — горячий цех,
В котором есть огонь для тех,
Кто ночью и при свете дня
Прожить не может без огня.
Пусть слабодушные уйдут,
Их обиталище не тут.
Пускай покинет нас делец:
Огонь — не золотой телец.
За слабодушным и дельцом
Ленивец пусть уйдет с глупцом.
Здесь ненадежен их успех:
Поэзия — горячий цех.

1-й чтец (стихотворение А.С.Пушкина, слайд с портретом поэта):

О чем, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь:
Ее с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!

Ведущий: Говорить прозой о поэзии трудно: ведь стихи воспринимаются сердцем, чувством, так же, как музыка. Каждый по-своему ощущает их красоту, находит что-то своё, необходимое его внутреннему миру. Поэзия полна пленительных тайн. Может быть, только для нас, читателей? А что думают об этом сами поэты?

2-й чтец (стихотворение Н. Рыленкова, слайд с портретом поэта):

Ты не притча и не причуда,

Не прибежище и не профессия,

Ты всегда ожидание чуда,

Потому-то ты и поэзия.

3-й чтец (стихотворение Л.Фелипе, слайд с портретом поэта):

Разберите стихи на слова,

Отбросьте бубенчики рифм,

Ритм и размер,

Даже мысли отбросьте.

Проверяйте слова на ветру.

Если все же останется что-то,

Это и будет поэзия.

1-й чтец (слова К.Г.Паустовского, слайд с портретом поэта):

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

2-й чтец (стихотворение Р.Гамзатова, слайд с портретом поэта):

Стихотворение – стихов творенье.
Такого ремесла на свете нет.
А что же есть? Есть горы в отдаленье,
Дожди и снегопады, тьма и свет.

На свете есть покой и есть движенье,
Есть смех и слезы – память давних лет,
Есть умиранье и возникновенье,
Есть истина и суета сует,
Есть жизни человеческой мгновенье
И остающийся надолго след.

И для кого весь мир, все ощущенья
Поэзия – тот истинный поэт.

Но как же пишутся стихотворенья?
На сей вопрос я сам ищу ответ.

Ведущий: Попробуем вместе с Расулом Гамзатовым найти ответ на этот вопрос в творчестве русских поэтов.

3-й чтец (стихотворение А.Пушкина, слайд):

Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует:

Они жрецы единых муз,

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью

Ведущий: Вдохновение… Под вдохновением обычно понимается особое душевное состояние, в котором достигается максимальная сосредоточенность на творческом процессе. В некоторых случаях эта сосредоточенность может быть настолько сильной, что поэт не замечает ни течения времени, ни чувства голода или дискомфорта. Именно в периоды вдохновения создаются гениальные произведения, авторы которых зачастую не могут объяснить, как им удалось сотворить тот или иной шедевр. К Пушкину вдохновение чаще всего приходило осенью. В одном письме он признавался: «Не пишу покамест ничего, ожидаю осени». В другом: «Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора литературных трудов настает…» Жизнь художника, его вдохновенный труд изобразил А.Пушкин в стихотворении «Осень».

1-й чтец (стихотворение А. Пушкина):

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).


Ведущий: Лицейский друг Пушкина А.Дельвиг в сонете «Вдохновение» утверждал, что в эти удивительные, редкие мгновения поэт «говорит с грядущими веками», обретая бессмертие.

2-й чтец (сонет А.Дельвига,слайд с портретом поэта):

Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,

Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье.

И презренный, гонимый от людей,
Блуждающий один под небесами,
Он говорит с грядущими веками;

Он ставит честь превыше всех честей,
Он клевете мстит славою своей
И делится бессмертием с богами.

Ведущий: А как представляли процесс творчества поэты Серебряного века?

1-й чтец (стихотворение А. Ахматовой, слайд с портретом поэта):

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне

3-й чтец (слова Б.Пастернака, слайд с портретом поэта): «Поэзия является в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли».

1-й чтец (стихотворение М. Волошина «Рождение стиха», слайд с портретом поэта):

В душе моей мрак грозовой и пахучий...

Там вьются зарницы, как синие птицы...

Горят освещенные окна...

И тянутся длинны,

Протяжно-певучи

Во мраке волокна...

О, запах цветков, доходящий до крика!

Вот молния в белом излучии...

И сразу все стало светло и велико...

Как ночь лучезарна!

Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно

В влюбленном созвучии.

Из недра сознанья, со дна лабиринта

Теснятся виденья толпой оробелой...

И стих расцветает цветком гиацинта,

Холодный, душистый и белый.

Ведущий: (стихотворение А. Вознесенского, слайд с портретом поэта):

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

«Стихи не пишутся – случаются». «Я пишу, как дышу…». Но простота создания стихотворения кажущаяся, обманчивая. Поэтическое творчество – это труд, упорный, тяжелый, не всегда успешный. Марина Цветаева писала (слайд): «Я всегда разбивалась вдребезги. И все мои стихи – те самые, серебряные, сердечные дребезги». В стихах поэт отдает читателям свою душу, свои силы, свое сердце.

1-й чтец (стихотворение Б.Окуджавы, слайд с портретом поэта ):

Строка из старого стиха слывет ненастоящей:

Она растрачена уже да и к мольбам глуха.

Мне строчка новая нужна какая-нибудь послаще,

Чтоб начиналось из нее течение стиха.


Текут стихи на белый свет из темени кромешной,

Из всяких горестных сует, из праздников души.

Не извратить бы вещий смысл иной строкой поспешной.

Все остальное при тебе - мужайся и пиши.


Нисходит с неба благодать на кущи и на рощи,

Струится дым из очага...И колея в снегу...

Мне строчка новая нужна какая-нибудь попроще,

А уж потом я сам ее украшу, как смогу.


Текут стихи на белый свет, и нету им замены,

И нет конца у той реки, пока есть белый свет.

Не о победе я молю: победы все надменны,

А об удаче я молю, с которой спроса нет.


Пугает тайною своей ночное бездорожье,

Но избежать той черной мглы, наверно, не дано...

Мне строчка новая нужна какая-нибудь построже,

Чтоб с ней предстать перед Тобой мне не было б грешно.


Текут стихи на белый свет рекою голубою

Сквозь золотые берега в серебряную даль.

За каждый крик, за каждый вздох заплачено любовью -

Ее все меньше с каждым днем, и этого не жаль.

2-й чтец. (стихотворение А. Тарковского, слайд с портретом поэта):

Я кончил книгу и поставил точку
И рукопись перечитать не мог.
Судьба моя сгорела между строк,
Пока душа меняла оболочку

Ведущий: Выстрадать каждое стихотворение, за каждое слово платить любовью, не жалеть своей любви, своей души – в этом судьба поэта. Помнить о высоком назначении поэзии, не идти на поводу у черни, толпы – эгоистичной, корыстной, равнодушной, ждущей лишь угождения своим вкусам, оставаться независимым, бескорыстным, взыскательным и строгим к себе, мужественно встречать «суд глупца и смех толпы холодной» - в этом судьба поэта. Она всегда нелегкая.

1-й чтец. (стихотворение А.Пушкина. «Поэту», слайд с портретом поэта):

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник


(звучит стихотворение В.Высоцкого «О фатальных датах и цифрах», слайд)

Ведущий: Мировая поэзия необыкновенно богата и разнообразна. И у каждого стихотворца своя судьба, свой поэтический голос. Но поэтов разных эпох и поколений, разных стран и народов, поэтических направлений объединяет, наверное, одно: мечта о том, чтобы стихи нашли своего читателя и оставили добрый след в его душе.

2-й чтец: Великий иранский поэт Х века Абулькасим Фирдоуси, автор знаменитой поэмы «Шахнаме», которая вот уже тысячу лет восхищает читателей, по праву мог сказать о себе:

Рассыплются стены дворцов расписных

От знойных лучей и дождей проливных,

Но замок из песен, воздвигнутый мной,

Не тронут ни вихри, ни грозы, ни зной.

Я жив, не умру – пусть бегут времена,-

Недаром рассыпал я слов семена.

И каждый, в ком сердце и мысли светлы,

Почтит мою память словами хвалы.

3-й чтец: Борис Слуцкий,( слайд с портретом поэта) поэт фронтового поколения, прошедший войну и сталинские лагеря, человек строгий и сдержанный, не привыкший быть на виду, нечасто печатавшийся, не заботившийся о славе оставил в своих тетрадях строки-заклинание:

Умоляю вас, Христа ради,
 С выбросом просящей руки,
 Раскопайте мои тетради,
 Расшифруйте черновики.


Ведущий: А когда сбудется вечная мечта поэтов – стихи найдут своего читателя, сколько бы ни прошло лет или веков, в этот момент произойдет чудо – соприкосновение душ людей, разделенных огромным временным пространством.

2-й чтец (стихотворение Б.Окуджавы, слайд с портретом поэта):

У поэта соперников нету —

ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

это он не о вас — о себе.


Руки тонкие к небу возносит,

жизнь и силы по капле губя.

Догорает, прощения просит:

это он не за вас — за себя.


Но когда достигает предела

и душа отлетает во тьму...

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.


То ли мед, то ли горькая чаша,

то ли адский огонь, то ли храм...

Все, что было его,— нынче ваше.

Все для вас. Посвящается вам.

Ведущий: Стихи умеют терпеливо ждать своего часа. Некоторые забываются очень быстро, еще при жизни их авторов. Настоящая же поэзия – всегда с читателем, и даже запрещенная, спрятанная, она всегда возвращается и помогает людям жить. Поэзия, как, впрочем, и любое другое дело, которым вы увлечены – это и есть тот плот, который поможет уплыть «из монотонных будней», от пошлости, серости и скуки в мир красоты и вдохновения.

(звучит песня Ю.Лозы «Плот», видеозапись)

Ведущий: Многое дано сказать истинному поэту. И многие требуется от читателя, чтобы уметь понять совершенное стихотворение и отличить от несовершенного. Потому так важно, чтобы процесс общения поэта и читателя всегда был живым, делая нашу духовную жизнь богаче и радостней.

3-й чтец (стихотворение М.Луконина, слайд с портретом поэта):

Раскройте вы книгу мою,
Раскройте ее для полета!
Развяжите ее жесткие крылья,
Разглядите ее, как звезду.

Да, это не книга, а я. Не стихи это- сердцебиенье.
С вами я молод.
Вижу небо, слушаю землю, вдыхаю траву.
Рядом с вами, боевое мое поколенье.
Вместе с вами и я бесконечно живу.

(звучит «Грезы любви» Ф.Листа, слайды с природой, с поэтами)

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!