СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэзия Великой Отечественной войны

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Строки, опаленные войной… »

Данный конспект урока литературы можно использовать при изучении темы "Поэзия Великой Отечественной войны".

Просмотр содержимого документа
«Поэзия Великой Отечественной войны»

Тема урока: « Строки, опаленные войной… » Поэзия Великой Отечественной войны

Цель урока: углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

1) создать условия для осознания учащимися значимости темы памяти, разработанной поэтами в годы Великой Отечественной войны, и ее актуальности в наши дни;

2) развивать у учащихся творческие способности, умение постигать нравственные истины на основе текстов произведений, уметь анализировать текст, выделять главное;

3) способствовать формированию гражданских и патриотических качеств учащихся.

Эпиграф:

Хотя бои суровые прошли,

Но не прошла и не проходит

Тревога за судьбу земли.

А. Твардовский



Ход урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Всё, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кровавым огнём. Началась Великая Отечественная война. Это было 22 июня 1941 года.

И когда вдоль западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг. Они заявили, что многие из них будут сражаться с оружием в руках, многие – пером. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

В годы Великой Отечественной войны советская поэзия пережила особый подъем. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа урока, формулирование целей.

— Наш урок мы посвятим поэтам Великой Отечественной войны. А каковы цели нашего урока? (учащиеся формулируют цели урока). В далекое прошлое уходят суровые годы войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. И в наши дни можно часто слышать вопрос: зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека? Действительно, зачем? Зачем мы читаем стихи о войне, зачем изучаем другие художественные произведения о войне? Правы ли мы, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Это главный вопрос, на который мы ответим в конце урока.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. Твардовского:

Хотя бои суровые прошли,

Но не прошла и не проходит

Тревога за судьбу земли.

Сегодня мы поговорим о некоторых поэтах, чьи судьба и творчество связаны с Великой Отечественной войной.

1) — Анна Ахматова – крупнейший поэт 20 века. Ее поэзия отличается тонким мастерством, изяществом, отточенностью формы. Трагический 20 век отразился в поэзии Анны Ахматовой. Визитную карточку поэтессы представляет первая группа. (Стихотворения «Клятва», «Мужество»)

Стихотворение «Клятва».

Поэтесса видела и знала, что по всей стране – слезы и боль прощаний, неизбывное горе потерь. И первые строки стихотворения обращены как призыв и поддержка к тем, кто переживает эту боль. Энергия сдержанного сострадания, общей с людьми боли и горечи переходит в чеканные строки клятвы.

— Подумайте, почему в этом и следующем стихотворениях Ахматова употребляет слово мы, а не говорит от своего имени? Почему дважды повторяется слово «клянемся»?

Стихотворение «Мужество».

Вы, наверное, обратили внимание на то, что и стихотворение «Мужество» звучит как клятва. Это ощущение особенно усиливается к концу в последней строфе, где слово «навеки» вынесено отдельно. Оно звучит как последняя усиливающая нота клятвы и в то же время как «Аминь» в молитве во спасение родины и великого русского языка как носителя русской культуры.

2) — Имя Александра Твардовского, автора «Василия Теркина», знакомо всем со школьной скамьи. Всю войну он прошел в качестве военного корреспондента. В послевоенные годы написал широко известные поэмы «Теркин на том свете» и «За далью – даль», много замечательных стихов, например, «Я убит подо Ржевом». (Стихотворения «Две строчки», «Лежат они, глухие и немые»).

Стихотворение «Две строчки».

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,

С чего — ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.


  1. Какими чувствами проникнуты эти стихи?

  2. Попытайтесь объяснить, почему поэт сближает судьбы мальчика-солдата и свою собственную?

Физкультминутка.

3) — Константин Симонов – один из самых популярных поэтов времен Великой Отечественной войны. В самом начале войны сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. О войне он знал не с чьих-то рассказов – он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций.  

Стихотворение «Жди меня»

Да, это стихотворение — о любви, верной, преданной. О спасительной силе любви, которая выше всех других человеческих чувств. Это напряженное, страстное, усиленное повторение («Жди меня» и как результат – «я вернусь») напоминает молитву, в которых страстное чувство, волшебное слово пробивалось к высшим силам и молило о помощи и защите. Обратим еще внимание на характер рифмовки в стихах. Рифмуются нечетные и четные строки: 1-3, 2-4. При этом во всем стихотворении все рифмы мужские, т.е. с ударением на последнем слоге: вернусь-грусть, жди-дожди и т.д. Мужские рифмы сообщают стихам силу напора, энергию, жесткость.

Обобщение. Выводы.

— Итак, мы услышали много стихов о войне. А каково значение военной литературы в мирное время? Зачем мы ее читаем, изучаем? (Учащиеся отвечают)

Таким образом, стихи о войне – это школа мужества, поэзия несет в себе нравственное начало, через литературу мы лучше изучаем историю.

— А имеем ли мы право забыть о войне? Почему?

Правильно! Недаром Роберт Рождественский сказал: «Если мы войну забудем, вновь придет она».

Послевоенная песня

Задохнулись канонады.

В мире – тишина.

На большой земле однажды кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить, только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла.

А в реке – меж берегами – кровь-вода текла.

Были чёрными берёзы, долгими – года.

Были выплаканы слёзы вдовьи навсегда.

Вот опять пронзает лето солнечная нить.

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть!

Эта память – верьте, люди, -всей земле нужна.

Если мы войну забудем, вновь придёт война.

1984 г.

Рефлексия.

— Ребята, ответьте на вопрос: какие мысли, чувства, эмоции вызвал у вас урок.

Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!