муниципальное образовательное учреждение
Чернослободская основная общеобразовательная школа
муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области
Согласовано Утверждено
Протокол методического Директор МОУ Чернослободская оош
Совета от _____ №_____ ___________________Трандина Л.Н.
Приказ от __________№______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы православной культуры»
на 2014-2015 учебный год
Составила учитель
высшей квалификационной категории
Кузнецова Валентина Егоровна
село Чёрная Слобода
Содержание
1.Паспорт рабочей программы
2.Пояснительная записка
3.Содержание учебного курса
4.Учебно-тематический план
5.Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
6.Требования к уровню подготовки обучающихся
7.Перечень практических, контрольных и других видов работ
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Рабочая программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. –М.: Просвещение, 2012.
|
Категория обучающихся | Учащиеся___4__ класса МОУ Чернослободская оош |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 34 часа |
Форма обучения | очная |
2.Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс
общеобразовательных школ комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики» является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, это проблема духовно -нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях.
Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно
возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» -это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В образовательном учреждении МОУ Чернослободская оош на основе
образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2014-
2015 учебном году, предлагаемый для изучения: «Основы православной культуры».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»4-5классы, Москва,«Просвещение» 2012 г.
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных
учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. –М.: Просвещение, 2012.
Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого
на изучение –1 час в неделю, всего 34 часа.
Общая характеристика учебного курса:
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»—формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной культуры;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий
и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной
культуры», должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни
человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур
и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения
и развития культурных и духовных ценностей.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными
религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса —«культурная традиция»,
«мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» —
являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с
религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, —общность в многообразии,
многоединство, поликультурность, —отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
• общая историческая судьба народов России;
• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую
систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также
общность социально-политического пространства.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка»,
«История», «Изобразительное искусство».
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания:
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа
-распознавание;
-диалог
-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки
-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
-разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
-игра
-испытание;
-ролевая игра;
-продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия –классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на
основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой
форме.
Экскурсии.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих
тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не
выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения: индивидуальный контроль (контроль учителем):
-устный опрос,
-домашняя работа (поисковая, творческая), -самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).
3.Содержание учебного материала
Содержание тем учебного курса ОРКСЭ Основы православной культуры
Количество часов на изучение программы -34
Количество часов в неделю-1
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими
разделами (темами):
Россия —наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного
христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12 |
4. | Духовные традиции многонационального народа России | 5 |
| Итого | 34 |
4.Тематическое планирование «Основы православной культуры»
№ | Тема | Основное содержание по темам | УПоЗ. УпрЗ по темам | Задания для совместной работы с родителями | Дата |
по плану | коррекция |
1 | Россия – наша родина | Богатство России, Патриот, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции, | Знать: - что такое духовный мир человека - что такое культурные традиции и для чего они существуют Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое. | Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги? | | |
2 | Религия и культура | Культура, религия, христианство, православие | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре | | |
3 | Бог и человек в православии | Бог, Творец, Мир. Культура, Православная культура | Знакомятся с основами духовной традиции православия Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота». | Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?» | | |
4 | Православная молитва | Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать | Знать: - что такое православие; - что значит слово благодать - кто такие святые - о молитве «Отче наш» | Выяснить у родителей значение слова «искушать» | | |
5 | Библия и Евангелие | Библия, Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча | Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры | Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи | | |
6 | Пропо ведь Христа | Вера, Нагорная Проповедь, | Знать: - чему учил Христос, - символику креста. Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей | Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла» | | |
7 | Христос и Его Крест | Воплощение, Голгофа, | Знать: - как Бог стал человеком; - почему Христос не уклонился от от казни; - Символику креста Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте. | Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям» | | |
8 | Пасха | Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо Спаситель | Знать: -что воскресенье не только день недели - что такое Пасха -как празднуют Пасху Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи. | Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи. Нарисовать или слепить пасхальное яйцо. | | |
9. | Православное учение в человеке | Душа Тело Болезнь Души | Знать: - чем бог одарил человека; -что такое «образ божий» -Душа, Тело Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | Выяснить: - как Библия рассказывает о происхождении души; - есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть | | |
10. | Совесть и раскаяние | Раскаяние Совесть Добро, грех, зло, покаяние | Знать: -о подсказках совести - как исправлять ошибки Познакомить с историями о помощи святых. | Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит | | |
11. | Заповеди | Заповеди Моисей | Знать: - что общего у убийства и воровства - как зависть гасит радость Познакомить с нравственными нормами поведения христиан Познакомить с правилами, данными Богом первым людям. | подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек. -зачем нужно преодолевать зависть Приготовить книжку- малышку «Заповеди» | | |
12. | Милосердие и сострадание. | Самарянин Милосердие Сострадание Милостыня | Знать: -чем милосердие отличается от дружбы -кого называют «ближним» - как христианин должен относиться к людям | Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия Нарисовать дерево добрых дел. | | |
13. | Золотое правило этики. | Неосуждение | Знать: -главное правило человеческих отношений - что такое «неосужение» Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое». | Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения» | | |
14. | Храм | Икона, благословление, иконостас, алтарь, | Знакомятся с устройством храмов Знать: - что люди делают в храмах - почему изображают невидимое Познакомить с храмами г.Омска, их историей, убранством, святынями. | По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм. | | |
15. | Икона | Икона, святые, лик, нимб, | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений | Выясни «Богоматерь – это Бог или человек Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены | | |
16. | Творческие работы учащихся. | | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Работа по созданию проектов | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам | | |
17. | Подведение итогов | | Защита проектов Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | | | |
18 | Как христианство пришло на Русь | Церковь Мудрость Крещение Исповеди | Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: - что такое церковь; - что такое крещение | Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения. | | |
19 | Подвиг | Подвиг Жертва Богу Подвижник | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах. | | |
20 | Заповеди блаженств | Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец. | Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры | Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе». | | |
21 | Зачем творить добро | Благочестие, печаль, смерть, покаяние. | Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную | Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте». | | |
22 | Чудо в жизни христианина | Святая Троица, добродетель, вера, | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших роди телей. подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа» | | |
23 | Православие о божием суде | Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. | Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры | Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра | | |
24 | Таинство Причастия | Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия) | Знать: как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство. Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную | | | |
25 | Монастырь | Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание. Инок | Знать: почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку | расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ | | |
26 | Отношение христианина к природе | Христианское милосердие Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег. | Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы. | Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете | | |
27 | Христианская семья | Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. | Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто» | Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни. | | |
28 | Защита Отечества | Православие, Отечество, защитник, герой | Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие. | Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины. | | |
29 | Христианин в труде | Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда. | Знать: о первом грехе людей, какой труд напрасен. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку. | Нарисовать дерево добрых дел. | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм). | | |
31 | Творческие работы учащихся | | Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам | | |
32-34 | Подведение итогов | | Защита проектов, презентаций Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации | | | |
Дата проведения : | № урока | Тема | Количество часов | Внеурочная работа |
по плану | коррекция |
| | I. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 | |
| | 1. | Россия – наша Родина | 1 | |
| | II | Основы православной культуры | 28 | |
| | 2. | Культура и религия | 1 | |
| | 3. | Человек и Бог в православии | 1 | |
| | 4. | Православная молитва | 1 | |
| | 5. | Библия и Евангелие | 1 | |
| | 6. | Проповедь Христа | 1 | |
| | 7. | Христос и его крест | 1 | |
| | 8. | Пасха | 1 | |
| | 9. | Православное учение о человеке | 1 | |
| | 10. | Совесть и раскаяние | 1 | |
| | 11. | Заповеди | 1 | |
| | 12. | Милосердие и сострадание | 1 | |
| | 13. | Золотое правило этики | 1 | |
| | 14. | Храм | 1 | Экскурсия в православный храм |
| | 15. | Икона | 1 | |
| | 16. | Творческие работы учащихся | 1 | |
| | 17. | Подведение итогов | 1 | |
| | 18. | Как христианство пришло на Русь | 1 | |
| | 19. | Подвиг | 1 | |
| | 20. | Заповеди блаженств | 1 | |
| | 21. | Зачем творить добро? | 1 | |
| | 22. | Чудо в жизни христианина | 1 | |
| | 23. | Православие о Божием суде | 1 | |
| | 24. | Таинство причастия | 1 | |
| | 25. | Монастырь | 1 | Посещение храма |
| | 26. | Отношение христианина к природе | 1 | |
| | 27. | Христианская семья | 1 | |
| | III | Духовные традиции многонационального народа | 7 | |
| | 28. | Защита Отечества | 1 | |
| | 29. | Христианин в труде | 1 | |
| | 30. | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | |
| | 31. | Подготовка творческих проектов | 1 | |
| | 32. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. | 1 | |
| | 33. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | 1 | |
| | 34. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) | 1 | |
| | | Всего | 34 | |
5.Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. –М. .: Просвещение, 2012
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2012
3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для
общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.
-М.: Просвещение, 2012
4.Мультипроектор, интерактивная доска.
5. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
6. Интернет ресурсы - дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
6.Требования к уровню подготовки обучающихся
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
-формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки;
-развитие этических чувств;
-воспитание доброжелательности и эмоционально
-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно
-коммуникационных технологий;
-осуществлять информационный поиск;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
-знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие;
-знакомство с основами религиозной морали;
-формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в
истории и современности России;
-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной
культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться
мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать / понимать | Уметь | Применять |
Знать историю возникновения и распространения православной культуры. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие православный календарь его символы, святых, праздники. Знать развитие православной культуры в истории России. | Умение слушать собеседника, вести диалог. Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. | Применять полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
7.Перечень практических, контрольных и других видов работ
Итоговые задания по курсу «Основы православная культура»
1.Темы для исследовательских работ
Как христианство пришло на Русь.
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)
Святой, прославившийся в нашем крае.
Возможные баллы за исследовательскую работу: от 30 до 50.
2.Темы сочинений
Крещение Руси как начало великой русской культуры.
Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.
Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?
Какие есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?
Возможен ли подвиг в мирное время?
Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?
В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.
Возможные баллы за сочинение: от 5 до 15.
За каждое остальное задание начисляется 1 балл. Для зачета нужно набрать не менее 15 баллов.
Закончите предложение
Год крещения Руси - _______
Русь крестил _____________
Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________
Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________
На месте пропуска вставьте слово
Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:
_______________ пустынь
_______________Посад
Киево-_________лавра
_______-Невская Лавра
Тестовые задания
1.Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее
- бескорыстие
- любовь к Отечеству
- защита близких
- восстановление справедливости
- нажива
2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)
- чтобы было убито побольше врагов
- чтобы была взята большая добыча
- чтобы меньше людей погибло
- о победе
3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:
- личное покаяние
- подаяние нищим
- совершение только хороших дел
- вера во Христа
4. Что бывает только у монахов?
- четки
- клобук
- постриг
- обет
- молитва
5. Венцы в таинстве венчания символизируют:
- вечность
- богатство
- долгую жизнь
- единство любви и испытаний
6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?
- любовь ко Христу
- молитва ко Христу
- защита природы
- защита Отечества
- милосердие
- честный труд
7. Заповедей блаженства
- пять
- восемь
- девять
8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»
… истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив…
9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого
Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренью Он учил,
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил
- о Христе
- об Андрее Первозванном
- о Петре 1
10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?
- болгарские танцы
- греческая икона
- немецкий орган
11. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:
Я был голоден -
Я жаждал -
Я был в темнице -
Я был болен -
Я был странником -
Я был наг –