СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пограмма по ОРКСЭ, модуль ОПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это рабочая программа по ОРКСЭ, модуль Основы Правосланой Культуры для 4 класса к учебнику Кураева. В программе есть пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся, что должны знать, уметь, применятьполученные знания, перечень практических, контрольных и других видов работ, тесты.

Просмотр содержимого документа
«Пограмма по ОРКСЭ, модуль ОПК»

муниципальное образовательное учреждение

Чернослободская основная общеобразовательная школа

муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области







Согласовано Утверждено

Протокол методического Директор МОУ Чернослободская оош

Совета от _____ №_____ ___________________Трандина Л.Н.

Приказ от __________№______





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»,

модуль «Основы православной культуры»

на 2014-2015 учебный год



Составила учитель

высшей квалификационной категории

Кузнецова Валентина Егоровна





село Чёрная Слобода





Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Пояснительная записка

3.Содержание учебного курса

4.Учебно-тематический план

5.Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

6.Требования к уровню подготовки обучающихся

7.Перечень практических, контрольных и других видов работ

  1. Паспорт рабочей программы

Тип программы


Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы


Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Рабочая программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных

учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. –М.: Просвещение, 2012.




Категория обучающихся


Учащиеся___4__ класса МОУ Чернослободская оош

Сроки освоения программы


1 год

Объём учебного времени


34 часа

Форма обучения


очная




2.Пояснительная записка

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс

общеобразовательных школ комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики» является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, это проблема духовно -нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях.

Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно

возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» -это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В образовательном учреждении МОУ Чернослободская оош на основе

образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2014-

2015 учебном году, предлагаемый для изучения: «Основы православной культуры».

УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»4-5классы, Москва,«Просвещение» 2012 г.

Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных

учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. –М.: Просвещение, 2012.

Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого

на изучение –1 час в неделю, всего 34 часа.

Общая характеристика учебного курса:

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»—формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса:

• знакомство обучающихся с основами православной культуры;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и

ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий

и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие

отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя

общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной

культуры», должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни

человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур

и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения

и развития культурных и духовных ценностей.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными

религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные культурологические понятия учебного курса —«культурная традиция»,

«мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» —

являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос

совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с

религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, —общность в многообразии,

многоединство, поликультурность, —отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

• общая историческая судьба народов России;

• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую

систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также

общность социально-политического пространства.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и

светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка»,

«История», «Изобразительное искусство».

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания:

Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

Познавательно-исследовательские методы:

-беседа

-распознавание;

-диалог

-сравнение;

-исследовательский проект.

Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки

-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

-разговор с замещённым собеседником.

Игровые и деятельностные методы:

-игра

-испытание;

-ролевая игра;

-продуктивный труд.

Формы обучения

Классно-урочные занятия.

Групповая форма обучения.

Внеклассные занятия –классные семейные праздники.

В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на

основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой

форме.

Экскурсии.

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих

тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не

выставляются.

Формы контроля и возможные варианты его проведения: индивидуальный контроль (контроль учителем):

-устный опрос,

-домашняя работа (поисковая, творческая), -самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).


3.Содержание учебного материала

Содержание тем учебного курса ОРКСЭ Основы православной культуры

Количество часов на изучение программы -34

Количество часов в неделю-1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими

разделами (темами):

Россия —наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного

христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.



№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1


2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

3

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

4.

Духовные традиции многонационального народа России

5


Итого

34









4.Тематическое планирование «Основы православной культуры»




Тема

Основное содержание по темам

УПоЗ.

УпрЗ по темам

Задания для совместной работы с

родителями

Дата

по плану

коррекция

1

Россия – наша родина


Богатство России, Патриот, Отечество, Духовный мир, Культурные традиции,

Знать:

- что такое духовный мир человека

- что такое культурные традиции

и для чего они существуют

Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.

Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?




2

Религия и культура


Культура, религия, христианство, православие

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре



3

Бог и человек в православии


Бог, Творец, Мир.

Культура, Православная культура

Знакомятся с основами духовной традиции православия

Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».

Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»



4

Православная молитва


Священное писание, Священное предание. Православие, Молитва, Благодать

Знать:

- что такое православие;

- что значит слово благодать

- кто такие святые

- о молитве «Отче наш»

Выяснить у родителей значение слова «искушать»



5

Библия и Евангелие


Библия, Еванглие, Ветхий Завет, Новый Завет, Христианин, Откровение, Притча

Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры

Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи



6

Пропо

ведь Христа


Вера, Нагорная Проповедь,


Знать:

- чему учил Христос,

- символику креста.

Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей

Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»



7

Христос и Его Крест


Воплощение, Голгофа,

Знать:

- как Бог стал человеком;

- почему Христос не уклонился от от казни;

- Символику креста

Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей

Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.

Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»



8

Пасха


Русская Пасха, Пасха Христова, Пасхальный гимн, Пасхальное яйцо

Спаситель

Знать:

-что воскресенье не только день недели

- что такое Пасха

-как празднуют Пасху

Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.

Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи.

Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.



9.

Православное учение в человеке


Душа

Тело

Болезнь Души

Знать:

- чем бог одарил человека;

-что такое «образ божий»

-Душа, Тело

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

Выяснить:

- как Библия рассказывает о происхождении души;

- есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть






10.

Совесть и раскаяние


Раскаяние

Совесть

Добро, грех, зло, покаяние

Знать:

-о подсказках совести

- как исправлять ошибки

Познакомить с историями о помощи святых.

Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит



11.

Заповеди


Заповеди

Моисей


Знать:

- что общего у убийства и воровства

- как зависть гасит радость

Познакомить с нравственными нормами поведения христиан

Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.

подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек.

-зачем нужно преодолевать зависть

Приготовить книжку- малышку «Заповеди»



12.

Милосердие и сострадание.


Самарянин

Милосердие

Сострадание

Милостыня

Знать:

-чем милосердие отличается от дружбы

-кого называют «ближним»

- как христианин должен относиться к людям

Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия

Нарисовать дерево добрых дел.



13.

Золотое правило этики.


Неосуждение

Знать:

-главное правило человеческих отношений

- что такое «неосужение»

Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».

Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения»



14.

Храм


Икона, благословление, иконостас, алтарь,

Знакомятся с устройством храмов

Знать:

- что люди делают в храмах

- почему изображают невидимое

Познакомить с храмами г.Омска, их историей, убранством, святынями.

По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.






15.

Икона


Икона, святые, лик, нимб,

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений

Выясни «Богоматерь – это Бог или человек

Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены



16.

Творческие работы учащихся.



Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Работа по созданию проектов

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам



17.

Подведение итогов



Защита проектов

Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.





18

Как христианство пришло на Русь


Церковь

Мудрость

Крещение

Исповеди



Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: - что такое церковь; - что такое крещение


Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.



19

Подвиг


Подвиг

Жертва Богу

Подвижник



Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Уметь: объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий


Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.



20

Заповеди блаженств


Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.

Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».




21

Зачем творить добро


Благочестие, печаль, смерть, покаяние.

Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Работают с текстом учебника, готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную

Познакомьте своих родителей с духовно- нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте».




22

Чудо в жизни христианина


Святая Троица, добродетель, вера,

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий


Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших роди телей.

подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа»



23

Православие о божием суде


Божий Суд. Грех. Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.


Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христи ан к творению добра



24

Таинство Причастия


Православные таинства. Крещение. Миропомазание, исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия)


Знать:

как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство.

Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную




25

Монастырь


Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание. Инок


Знать:

почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи.

Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку

расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ




26

Отношение христианина к природе


Христианское милосердие

Символ. Любовь к природе. Экология. Ковчег.


Знать:

что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете



27

Христианская семья


Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.


Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто»

Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.



28

Защита Отечества


Православие, Отечество, защитник, герой

Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие.

Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины.



29

Христианин в труде


Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Заповедь труда.


Знать:

о первом грехе людей, какой труд напрасен.

Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.

Нарисовать дерево добрых дел.



30

Любовь и уважение к Отечеству


Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности.


Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий


обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).





31

Творческие работы учащихся



Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам



32-34

Подведение итогов



Защита проектов, презентаций

Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации






Дата проведения :

№ урока

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

по плану

коррекция



I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1




1.

Россия – наша Родина

1




II

Основы православной культуры

28




2.

Культура и религия

1




3.

Человек и Бог в православии

1




4.

Православная молитва

1




5.

Библия и Евангелие

1




6.

Проповедь Христа

1




7.

Христос и его крест

1




8.

Пасха

1




9.

Православное учение о человеке

1




10.

Совесть и раскаяние

1




11.

Заповеди

1




12.

Милосердие и сострадание

1




13.

Золотое правило этики

1




14.

Храм

1

Экскурсия в православный храм



15.

Икона

1




16.

Творческие работы учащихся

1




17.

Подведение итогов

1




18.

Как христианство пришло на Русь

1




19.

Подвиг

1




20.

Заповеди блаженств

1




21.

Зачем творить добро?

1




22.

Чудо в жизни христианина

1




23.

Православие о Божием суде

1




24.

Таинство причастия

1




25.

Монастырь

1

Посещение храма



26.

Отношение христианина к природе

1




27.

Христианская семья

1




III

Духовные традиции многонационального народа

7




28.

Защита Отечества

1




29.

Христианин в труде

1




30.

Любовь и уважение к Отечеству

1




31.

Подготовка творческих проектов

1




32.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д.

1




33.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

1




34.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

1





Всего

34



5.Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. –М. .: Просвещение, 2012

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для

общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2012

3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для

общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.

-М.: Просвещение, 2012

4.Мультипроектор, интерактивная доска.

5. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

6. Интернет ресурсы - дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;


6.Требования к уровню подготовки обучающихся

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

-формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-развитие самостоятельности и личной

ответственности за свои поступки;

-развитие этических чувств;

-воспитание доброжелательности и эмоционально

-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

-формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно

-коммуникационных технологий;

-осуществлять информационный поиск;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

-знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг,

милосердие, миролюбие;

-знакомство с основами религиозной морали;

-формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в

истории и современности России;

-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной

культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.

В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться

мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.


К концу учебного года учащиеся должны:


Знать / понимать

Уметь

Применять

Знать историю

возникновения и

распространения

православной культуры.

Что такое духовный мир

человека, культурные

традиции и для чего они

существуют.

Знать основные содержательные

составляющие священных

книг.

Знать строение храма.

Что такое икона и чем она отличается от картины.

Понятие православный

календарь его символы,

святых, праздники.

Знать развитие православной культуры в истории России.


Умение слушать

собеседника, вести диалог.

Уметь описывать

различные явления

православной духовной

традиции и культуры.

Уметь приводить примеры

явлений православной

традиции и светской

культуры и сравнивать их.

Уметь владеть

логическими действиями

анализом, синтезом,

сравнением, обобщением,

классификацией.

Умение осуществлять

информационный поиск

для выполнения учебной

задачи.

Применять полученные

знания в повседневной

жизни, в социокультурном

обществе.

Устанавливать

взаимосвязь между

религиозной культурой и

поведением людей.

Излагать мнение по поводу значения

православной культуры в

жизни людей и общества.

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные

формы поведения,

сопоставляя их с нормами

религиозной культуры.



7.Перечень практических, контрольных и других видов работ


Итоговые задания по курсу «Основы православная культура»

1.Темы для исследовательских работ

Как христианство пришло на Русь.

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)

Святой, прославившийся в нашем крае.

Возможные баллы за исследовательскую работу: от 30 до 50.



2.Темы сочинений

Крещение Руси как начало великой русской культуры.

Кого мы называем хамом? Происхождение понятия.

Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?

Какие есть особые убеждения христиан, укрепляющие их в делании добра?

Возможен ли подвиг в мирное время?

Как вы понимаете заповедь «Блаженны плачущие»?

В каком случае солдат может быть назван миротворцем? Приведите примеры такого миротворчества.

Возможные баллы за сочинение: от 5 до 15.

За каждое остальное задание начисляется 1 балл. Для зачета нужно набрать не менее 15 баллов.



Закончите предложение

Год крещения Руси - _______

Русь крестил _____________

Преподобного Герасима Иорданского обычно изображают на иконе с (название животного) ________

Преподобный Сергий Радонежский кормил около своей кельи (название животного) ____________

На месте пропуска вставьте слово

Вставьте слово в названия монастырей или мест, где они находятся:

_______________ пустынь

_______________Посад

Киево-_________лавра

_______-Невская Лавра





Тестовые задания



1.Что движет героем, совершающим истинный подвиг? Вычеркните лишнее



- бескорыстие

- любовь к Отечеству

- защита близких

- восстановление справедливости

- нажива



2. О чем молятся христиане во время войны? (выбери два варианта)

- чтобы было убито побольше врагов

- чтобы была взята большая добыча

- чтобы меньше людей погибло

- о победе



3. Два необходимых и достаточных условия для причащения христиан:

- личное покаяние

- подаяние нищим

- совершение только хороших дел

- вера во Христа

4. Что бывает только у монахов?

- четки

- клобук

- постриг

- обет

- молитва



5. Венцы в таинстве венчания символизируют:

- вечность

- богатство

- долгую жизнь

- единство любви и испытаний



6. Отметьте слова, обозначающие общие ценности христиан и людей других убеждений?

- любовь ко Христу

- молитва ко Христу

- защита природы

- защита Отечества

- милосердие

- честный труд

7. Заповедей блаженства

- пять

- восемь

- девять



8. Какая заповедь блаженства пропущена в стихотворении Льва Мея «Слепорожденный»



… истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ, кто слезы льет,

Кто правды алчет, правды жаждет,

Кто кроток был и незлобив,

Кто сердцем чист, миролюбив…



9. О ком говорится в отрывке из стихотворения Алексея Константиновича Толстого



Любовью к ближним пламенея,

Народ смиренью Он учил,

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил



- о Христе

- об Андрее Первозванном

- о Петре 1

10. Знакомство с каким произведением искусства повлияло на решение князя Владимира принять христианство?



- болгарские танцы

- греческая икона

- немецкий орган



11. О каких делах Христос будет спрашивать с людей на Своем суде? Допишите фразы из его притчи:



Я был голоден -

Я жаждал -

Я был в темнице -

Я был болен -

Я был странником -

Я был наг –


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!