СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Погода и климат. Описание погоды на сегодня.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием проектной технологии

Просмотр содержимого документа
«Погода и климат. Описание погоды на сегодня.»

Методическая разработка урока по географии

Тема «Погода и климат. Описание погоды сегодняшнего дня».

Шадрунова Т.В.

Учитель МАОУ Редькинской ОШ

Городского округа г.Бор

6 класс (использование проектной технологии)

Цель: - Научиться выявлять закономерности влияния компонентов природы на погоду Земли, устанавливать причинно-следственные связи;

- При помощи условных знаков описать погоду (метод проектной технологии)

  • Личностных: Формировать нравственные ценности и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры, а также умения воспринимать окружающую среду как фактор воздействия на личность человека.

  • Метапредметных: Формировать умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования,

  • Предметных: Создать условия для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету, путём привлечения к предмету других областей знаний с опорой на личный практический опыт каждого ученика.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

  • познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать новый материал.

  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Ведущие понятия урока: погода, элементы погоды, предсказание погоды.

Оборудование и дидактический материал: учебник, компьютер, интерактивная доска, условные знаки для определения погоды

Тип урока: изучение новой темы.

Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Приветствие: Здравствуйте, ребята. На протяжении нескольких уроков мы изучали с вами воздушную оболочку Земли. Которая как называется? АТМОСФЕРА, а также подробно знакомились с элементами и явлениями погоды. Сейчас, я проверю, как вы усвоили темы прошлых уроков?

Решите пожалуйста тест! – 4 мин.

Фамилия ______ Имя__________Класс___

Тема: «АТМОСФЕРА»

1. Какое из перечисленных явлений не относится к осадкам?

1). Град;
2) Роса;
3) Иней;
4) Циклон;

2. Какой из перечисленных слоев атмосферы является самым нижним?

1). Стратосфера;
2) Тропосфера;
3) Ионосфера;
4) Экзосфера;

3. Какое утверждение об атмосфере верно?

1). В горах давление выше, чем на равнинах.
2). В тропосфере с высотой температура воздуха повышается.
3). Озоновый слой защищает Землю от ультрафиолетовых лучей.
4) Бриз - это ветер, который дует только ночью.

4. Воздушный шар летит на высоте 1 км. Какой будет температура при полете, если температура на Земле составляет +22 градуса.

Ответ:_______________

5. При подьёме в горы выше 3000м человек начинает ощущать дискомфорт. Обьясните, с чем это связано, указав не менее двух причин.

Проверка теста – слайд №1

Введение в тему. Постановка цели и задачи урока

1. Активизация на новую тему. Определение целей и задач урока. (Звучит заставка из программы "Новостей" перед "прогнозом погоды"): слайд №2

- Вы согласитесь со мной, что прежде, чем покинуть дом, большинство людей прислушиваются к этой мелодии, но не для того, чтобы насладиться ей, а чтобы сделать для себя определённые выводы: стоит ли ехать на дачу? Взять ли с собой зонт? Или лучше остаться дома? Кто из вас узнал эту мелодию?

Ученики: эта музыка звучит, когда передают прогноз погоды.

Вот и тема сегодняшнего урока "ПОГОДА", столь значимая для каждого из нас (слайд №3)

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир, на каждом шагу мы слышим и ощущаем его, но никто не сможет увидеть его, потому что это царство Великого невидимого - мир земной атмосферы. Мы вместе с вами скажем, что хотим узнать сегодня на уроке - ответим на следующие вопросы:

  • "Что такое погода?

  • Почему погода меняется?

  • Зачем её нужно изучать?"  (слайд №4)

Многих известных поэтов интересовали явления в атмосфере, и они описывали их в своих произведениях. Послушайте отрывки из некоторых.

"Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
лестя на солнце, снег лежит...".

"Внезапно небо прорвалось,
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось,
Качать сады над нашим домом.

"Полдневный час.
Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто-бы кипит..."

- Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов?

Значит погода - это состояние тропосферы.

Достаточно знать только это?

Например: сегодня в Краснодаре + 7°, а в Вологде +2°, т.е. в данном месте.

В течение прошлой недели погода была одинаковая?

Знать в данное время (час, сутки). Она может быть в один час солнечная, а через некоторое время набегут облака, станет пасмурно, прохладно.

Скажите полное понятие.

Запишем в тетрадь: Погода - состояние тропосферы в данном месте и в данное время. (слайд №5)

Итак, с элементами погоды мы знакомились на протяжении предыдущих уроков, давайте, их перечислим.

А для того чтобы нам детальнее дать характеристику элементам погоды и объяснить каким образом они влияют на изменение погоды, мы вместе заполним таблицу. Ой, ребята!! А я что-то напутала?? Давайте вместе расставим содержимое таблицы на свои места!!!

(Дети заполняют вместе с учителем табл).(слайд №6) и правильные ответы слайд №7

Элемент погоды

Единица измерения

Прибор для измерения

Температура

%

Осадкомер

Давление

балл

На глаз

Ветер

мм.рт.ст

Гигрометр

Облачность

м/сек

Барометр

Влажность

мм

Анемометр

Осадки

°С

Термометр

Все явления погоды находятся во взаимной связи. Например, в жаркий летний день воздух, нагреваясь от земной поверхности, становится более легким, следовательно понижается атмосферное давление. В жаркую погоду усиливается испарение, что приводит к образованию кучевых или кучево-дождевых облаков. Известно, при изменении направления ветра меняется погода. Происходит это потому, что ветры переносят над земной поверхностью большие обьемы вохдуха, различающиеся по своим свойствам - воздушные масс.  (слайд №8)

Причины изменения погоды запишем в тетрадь: Это перемешивание воздушных масс, отличающихся друг от друга своими свойствами: температурой, прозрачностью, влажностью полученные от той территории, над которой они образовались.

- Известный американский писатель Марк Твен писал: "Если вам не нравится погода, то подождите немного". Как вы думаете почему? Она изменяется. Одно из основных свойств погоды - изменчивость.

Дети: постоянное перемешивание воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем. Первые вестники изменения погоды - это изменение атмосферного давления и направление ветра.

Опишем погоду сегодняшнего дня при помощи условных знаков.

Делимся на группы по 5 человек. Задание по описанию погоды составить характеристику условными знаками, представить ее на доске.

Задание для 1 группы: Уже несколько недель стоит суровая зимняя погода. На ясном небе светит, но не греет солнце. Дует очень слабый северный ветер. Температура опустилась до 38 градусов мороза. Влажность составляет 54%.

 

Задание для 2 группы: День выдался теплый и дождливый. Низко висели сплошные облака. Температура воздуха колебалась около 10 градусов тепла, дул слабый восточный ветер, влажность составляла 98 процентов.

Задание для 3 группы: День сегодня ясный и морозный. Светит Солнце, к вечеру подул слабый восточный ветер. На улице 20 градусов мороза, а влажность опустилась до 30 процентов.

 

Представление своих работ на доске. Проверка задания

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Мальчики похлопали,
Девочки потопали,
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись,
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем

В древние времена изменение погоды предсказывали по местным признакам. А какие народные приметы вам известны?
Дети называют приметы!

По каким признакам можно предсказать погоду? Существует мнение, что животные и растения могут предсказать погоду. Так ли это? Приведите примеры, подтверждающие это.

  • Дым из труб и от костра
    Кверху поднимается -
    Значит ясная погода
    Завтра ожидается.

  • Низко ласточки летают,
    О дожде предупреждают;
    А летают высоко -
    Значит дождик далеко.

  • Если больше, чем обычно
    Над цветами вьётся пчёл,
    Нужно будет опасаться,
    Как бы дождик не пошел.

  • С неба солнце светит ярко.
    Верба ранняя цветет,
    Прилетели трясогузки
    Скоро будет ледоход.

  • Если солнце село в тучи,
    Словно зарево закат,
    "Завтра будет сильный ветер".
    Старожилы говорят.

  • Кукушки стали куковать
    Морозов больше не видать
    Цветы черёмухи цветут
    Похолоданье тут как тут

Ребята, как вы думаете, сейчас эти признаки совпадают с прогнозом? – ответы детей

В настоящее время земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций, где за состоянием тропосферы наблюдают специалисты-метеорологи.

Многие воспринимают погоду как неизбежность. Для них дождливые дни отличаются от ясных лишь тем, что в первом случае нужно не забыть зонт и плащ. Однако для лётчиков, моряков, рыбаков и геологов, водителей и тружеников сельского хозяйства, и многих других людей благополучие и даже жизнь зависят от благосклонности погоды.

Как вы думаете, людям, каких профессий необходимо знать прогноз погоды? (дети приводят примеры)

Заключение

  • "Что такое погода?

  • Почему погода меняется?

  • Зачем её нужно изучать?"

Раздать лист самооценки -

Фамилия и Имя

Критерии оценивания

 

 

1

На уроке чувствовал себя

Хорошо

плохо

2

На уроке я

устал

Не устал

3

урок

понравился

Не понравился

4

На уроке я узнал


 

5

Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2».

 

 

Я всех вас благодарю за урок. Очень приятно было с вами работать.

4. Оценивание учащихся

Домашнее задание: пар.43, вопрос 7,8 стр.143 (письменно)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!