Методическая разработка урока по географии
Тема «Погода и климат. Описание погоды сегодняшнего дня».
Шадрунова Т.В.
Учитель МАОУ Редькинской ОШ
Городского округа г.Бор
6 класс (использование проектной технологии)
Цель: - Научиться выявлять закономерности влияния компонентов природы на погоду Земли, устанавливать причинно-следственные связи;
- При помощи условных знаков описать погоду (метод проектной технологии)
Личностных: Формировать нравственные ценности и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры, а также умения воспринимать окружающую среду как фактор воздействия на личность человека.
Метапредметных: Формировать умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования,
Предметных: Создать условия для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету, путём привлечения к предмету других областей знаний с опорой на личный практический опыт каждого ученика.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать новый материал.
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ведущие понятия урока: погода, элементы погоды, предсказание погоды.
Оборудование и дидактический материал: учебник, компьютер, интерактивная доска, условные знаки для определения погоды
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Ход урока
1. Приветствие: Здравствуйте, ребята. На протяжении нескольких уроков мы изучали с вами воздушную оболочку Земли. Которая как называется? АТМОСФЕРА, а также подробно знакомились с элементами и явлениями погоды. Сейчас, я проверю, как вы усвоили темы прошлых уроков?
Решите пожалуйста тест! – 4 мин.
Фамилия ______ Имя__________Класс___
Тема: «АТМОСФЕРА»
1. Какое из перечисленных явлений не относится к осадкам?
1). Град;
2) Роса;
3) Иней;
4) Циклон;
2. Какой из перечисленных слоев атмосферы является самым нижним?
1). Стратосфера;
2) Тропосфера;
3) Ионосфера;
4) Экзосфера;
3. Какое утверждение об атмосфере верно?
1). В горах давление выше, чем на равнинах.
2). В тропосфере с высотой температура воздуха повышается.
3). Озоновый слой защищает Землю от ультрафиолетовых лучей.
4) Бриз - это ветер, который дует только ночью.
4. Воздушный шар летит на высоте 1 км. Какой будет температура при полете, если температура на Земле составляет +22 градуса.
Ответ:_______________
5. При подьёме в горы выше 3000м человек начинает ощущать дискомфорт. Обьясните, с чем это связано, указав не менее двух причин.
Проверка теста – слайд №1
Введение в тему. Постановка цели и задачи урока
1. Активизация на новую тему. Определение целей и задач урока. (Звучит заставка из программы "Новостей" перед "прогнозом погоды"): слайд №2
- Вы согласитесь со мной, что прежде, чем покинуть дом, большинство людей прислушиваются к этой мелодии, но не для того, чтобы насладиться ей, а чтобы сделать для себя определённые выводы: стоит ли ехать на дачу? Взять ли с собой зонт? Или лучше остаться дома? Кто из вас узнал эту мелодию?
Ученики: эта музыка звучит, когда передают прогноз погоды.
Вот и тема сегодняшнего урока "ПОГОДА", столь значимая для каждого из нас (слайд №3)
Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир, на каждом шагу мы слышим и ощущаем его, но никто не сможет увидеть его, потому что это царство Великого невидимого - мир земной атмосферы. Мы вместе с вами скажем, что хотим узнать сегодня на уроке - ответим на следующие вопросы:
Многих известных поэтов интересовали явления в атмосфере, и они описывали их в своих произведениях. Послушайте отрывки из некоторых.
"Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
лестя на солнце, снег лежит...".
"Внезапно небо прорвалось,
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось,
Качать сады над нашим домом.
"Полдневный час.
Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто-бы кипит..."
- Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов?
Значит погода - это состояние тропосферы.
Достаточно знать только это?
Например: сегодня в Краснодаре + 7°, а в Вологде +2°, т.е. в данном месте.
В течение прошлой недели погода была одинаковая?
Знать в данное время (час, сутки). Она может быть в один час солнечная, а через некоторое время набегут облака, станет пасмурно, прохладно.
Скажите полное понятие.
Запишем в тетрадь: Погода - состояние тропосферы в данном месте и в данное время. (слайд №5)
Итак, с элементами погоды мы знакомились на протяжении предыдущих уроков, давайте, их перечислим.
А для того чтобы нам детальнее дать характеристику элементам погоды и объяснить каким образом они влияют на изменение погоды, мы вместе заполним таблицу. Ой, ребята!! А я что-то напутала?? Давайте вместе расставим содержимое таблицы на свои места!!!
(Дети заполняют вместе с учителем табл).(слайд №6) и правильные ответы слайд №7
Элемент погоды | Единица измерения | Прибор для измерения |
Температура | % | Осадкомер |
Давление | балл | На глаз |
Ветер | мм.рт.ст | Гигрометр |
Облачность | м/сек | Барометр |
Влажность | мм | Анемометр |
Осадки | °С | Термометр |
Все явления погоды находятся во взаимной связи. Например, в жаркий летний день воздух, нагреваясь от земной поверхности, становится более легким, следовательно понижается атмосферное давление. В жаркую погоду усиливается испарение, что приводит к образованию кучевых или кучево-дождевых облаков. Известно, при изменении направления ветра меняется погода. Происходит это потому, что ветры переносят над земной поверхностью большие обьемы вохдуха, различающиеся по своим свойствам - воздушные масс. (слайд №8)
Причины изменения погоды запишем в тетрадь: Это перемешивание воздушных масс, отличающихся друг от друга своими свойствами: температурой, прозрачностью, влажностью полученные от той территории, над которой они образовались.
- Известный американский писатель Марк Твен писал: "Если вам не нравится погода, то подождите немного". Как вы думаете почему? Она изменяется. Одно из основных свойств погоды - изменчивость.
Дети: постоянное перемешивание воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем. Первые вестники изменения погоды - это изменение атмосферного давления и направление ветра.
Опишем погоду сегодняшнего дня при помощи условных знаков.
Делимся на группы по 5 человек. Задание по описанию погоды составить характеристику условными знаками, представить ее на доске.
Задание для 1 группы: Уже несколько недель стоит суровая зимняя погода. На ясном небе светит, но не греет солнце. Дует очень слабый северный ветер. Температура опустилась до 38 градусов мороза. Влажность составляет 54%.
Задание для 2 группы: День выдался теплый и дождливый. Низко висели сплошные облака. Температура воздуха колебалась около 10 градусов тепла, дул слабый восточный ветер, влажность составляла 98 процентов.
Задание для 3 группы: День сегодня ясный и морозный. Светит Солнце, к вечеру подул слабый восточный ветер. На улице 20 градусов мороза, а влажность опустилась до 30 процентов.
Представление своих работ на доске. Проверка задания
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Мальчики похлопали,
Девочки потопали,
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись,
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
В древние времена изменение погоды предсказывали по местным признакам. А какие народные приметы вам известны?
Дети называют приметы!
По каким признакам можно предсказать погоду? Существует мнение, что животные и растения могут предсказать погоду. Так ли это? Приведите примеры, подтверждающие это.
Дым из труб и от костра
Кверху поднимается -
Значит ясная погода
Завтра ожидается.
Низко ласточки летают,
О дожде предупреждают;
А летают высоко -
Значит дождик далеко.
Если больше, чем обычно
Над цветами вьётся пчёл,
Нужно будет опасаться,
Как бы дождик не пошел.
С неба солнце светит ярко.
Верба ранняя цветет,
Прилетели трясогузки
Скоро будет ледоход.
Если солнце село в тучи,
Словно зарево закат,
"Завтра будет сильный ветер".
Старожилы говорят.
Кукушки стали куковать
Морозов больше не видать
Цветы черёмухи цветут
Похолоданье тут как тут
Ребята, как вы думаете, сейчас эти признаки совпадают с прогнозом? – ответы детей
В настоящее время земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций, где за состоянием тропосферы наблюдают специалисты-метеорологи.
Многие воспринимают погоду как неизбежность. Для них дождливые дни отличаются от ясных лишь тем, что в первом случае нужно не забыть зонт и плащ. Однако для лётчиков, моряков, рыбаков и геологов, водителей и тружеников сельского хозяйства, и многих других людей благополучие и даже жизнь зависят от благосклонности погоды.
Как вы думаете, людям, каких профессий необходимо знать прогноз погоды? (дети приводят примеры)
Заключение
"Что такое погода?
Почему погода меняется?
Зачем её нужно изучать?"
Раздать лист самооценки -
Фамилия и Имя
№ | Критерии оценивания | | |
1 | На уроке чувствовал себя | Хорошо | плохо |
2 | На уроке я | устал | Не устал |
3 | урок | понравился | Не понравился |
4 | На уроке я узнал | | |
5 | Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2». | | |
Я всех вас благодарю за урок. Очень приятно было с вами работать.
4. Оценивание учащихся
Домашнее задание: пар.43, вопрос 7,8 стр.143 (письменно)