СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поговорим о детской одорённости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одарённость нужно беречь и целенаправленно создавать условия для её развития на уроке и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Поговорим о детской одорённости.»

Доклад

Тема: «Поговорим о детской одарённости».

«Как сделать так, чтобы талант ребенка развивался и приумножался?» Сегодня каждое образовательное учреждение проводит работу по выявлению одарённых детей и разрабатывает программу поддержки личностных способностей обучающихся. А в условиях ФГОС ещё большее значение уделяется созданию системы поддержки одарённых детей. В этой системе каждый родитель, каждый учитель имеет значимость, так как от них зависит обеспечение возможности для самореализации ребёнка. С другой стороны, в обычных школах талант зачастую теряется вовсе, ведь мы привыкли к тому, что общепринятая система оценок выделяет тех, кто прилежно занимается, уделяя одинаковое внимание всем предметам, а не тех, кто ночи напролет сочиняет стихи, получая при этом двойки по физике или химии за невыученные уроки. Так в чем секрет воспитания таланта? Ответ есть. В талантливых учителях! Но, на мой взгляд, родители должны быть первыми, кто поддержит и поймет одаренного ребенка, кто поддержит его право на индивидуальность и кто поможет сохранить и развить его дар. Непонимание отдельными родителями особенностей интеллектуального развития одаренных детей. Такие родители считают, что, если ребенок получает «тройки» и «двойки» в школе, то и речи быть не может ни о какой одаренности. При этом они не замечают, что их сын или дочь могут часами что-то мастерить, паять, выжигать, рисовать. Такие родители не считаются с интересами ребенка. Они требуют от него формальных успехов, не думая о том, что их одаренному ребенку важен не результат, а сам процесс, который и является проявлением таланта. Начиная разговор об одарённости, нужно, в первую очередь, раскрыть само это понятие.
Одарённость – это генетически обусловленный комплекс способностей, которые развиваются в труде, поисках, усилиях; совокупность ряда способностей, обуславливающая особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющая его среди других лиц, выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одарённость обычно проявляется в разносторонних способностях (в изобразительном искусстве, в музыке, в актёрском мастерстве, в литературе, технологии...) и граничит с талантом. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова понятие «одарённость» толкуется как «то же, что талантливый». У педагогов часто вызывает трудности именно отнесение детей к группе одарённых. Возникают сомнения: одарён этот ребёнок или способен? Ведь грань между этими понятиями такая зыбкая.
В помощь учителям можно предложить следующие критерии:
1. Способный ребёнок обучается по общей программе, одарённому требуется индивидуальная образовательная программа или применение методики опережающего развития.
2. Способный учащийся участвует в текущих и итоговых мероприятиях, одарённый способен на персональные выставки, авторские публикации, сольные концерты...
3. Способный ребёнок участвует в конкурсных мероприятиях, а одарённый систематически входит в число призёров, добивается высоких результатов.
4. Одарённый ребёнок способен ассистировать педагогу.
Для развития одарённости очень важно ещё в раннем детстве определить виды способностей, присущие ребёнку. При их диагностике важны эмоциональные, социальные, интеллектуальные, мотивационные характеристики. Способствуют распознаванию одарённости в детях наблюдение, анализ продуктов деятельности ребёнка не только в школе, но и инициированных им самим. Можно выделить критерии определения способностей и по основным видам деятельности.
Одарённые дети стремятся к получению информации, знаний, навыков, не предусмотренных программой для данной возрастной категории. Используя метод адаптивного опережающего развития, им можно предлагать специальную литературу на опережение, самостоятельное посещение сайтов в системе Интернет. И домашние задания для одарённых детей должны носить характер опережения и решаться индивидуально.
Следует отметить, что одарённые редко терпят руководящую и направляющую роль учителя, а скорее обращаются к нему, как к помощнику.
В целях эффективности работа с одарёнными детьми не должна ограничиваться урочным временем. Педагогу необходимо создать такие условия во внеурочное время, при которых они смогут реализовать свои творческие возможности, свободно проявляя нестандартное мышление, смелость суждений и трактовки тем, развивать свои выдающиеся способности.
Приведу пример одарённого ребёнка Буторина Артемия. С 1 класса он начал приносить в класс разные интересные поделки, выполненные оригами, дети тоже заинтересовались, как он так делает. Во внеурочное время и на переменах Артемий показывал ребятам мастер класс. Выступил с проектом на «Шаг в будущее» и жюри подарил цветы оригами. Во 2 классе я предложила выполнить объёмную поделку оригами и выступить на «Шаг в будущее» - Давно смотрю влюблёнными глазами на древнее искусство оригами. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Роль оригами в развитии ребенка многообразна:

  • Этот вид искусства благотворительно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;

  • Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания;

  • У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развитие глазомера;

  • Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;

  • Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети включаются в игру – соревнования. Артемий показал мастер класс при изготовлении лягушки, а потом устроили соревнование, чья лягушка прыгнет дальше.

  • Таким образом, занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);

  • Оригами способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь дети делают подарок своими руками на праздники цветы оригами для мам, для пап открытку-рубашку оригами и людям пожилого возраста. Одарённые дети - это будущее нашей страны, её двигатель. Одарённость нужно беречь и целенаправленно создавать условия для её развития на уроке и во внеурочной деятельности.
    Желаю всем педагогам побольше одарённых учащихся!



Приготовила: Кузьмина Г.А.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!