КЛАССНЫЙ ЧАС
Поговорим о красоте (истинной и ложной)
Цели: - развивать представление о красоте человека во всех его проявлениях: во внешности, во взаимоотношениях;
- помочь учащимся углубить их представления о товарищеском отношении к друзьям, о бескорыстии и порядочности как необходимых качествах настоящего друга.
- сформировать понятия смелости, мужества, героизма. Воспитать стремление выработать в себе эти качества. Воспитать чувство уважения и восхищения подвигами героев Великой Отечественной войны и в мирное время;
- воспитать уважение к памяти героев войны, стремление к самоотверженным поступкам.
Форма проведения: гостиная.
Организация проведения: 4 стола по 6 человек; столы накрыты скатертью, на каждом столе стоит декоративная корзинка.
Наглядность: мультимедийный экран; таблицы самоконтроля (по количеству столов); фишки (треугольные, четырёхугольные, пятиугольные красного и синего цвета); свеча с подносом, раскладушка о Кашпарове; слайды: портрет девочки, её глаз, 9 способов как изменить человека, не нанося ему обиды; героические сражения; пионеры – герои; цветки лотоса каждому в подарок; музыкальное оформление.
Высказывание: при красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.
И. Шевелёв
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Касьянова Татьяна Валерьевна, я – преподаватель СОШ №3, и сегодня мы вместе с вами на классном часе поговорим о красоте.
Скажите мне:
Так что есть красота,
И почему её
Обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь в мерцающем сосуде?
Комментарий слайдов: красота в природе (водопад); прекрасен ягуар на фоне листвы; все мы стремимся украсить своё жильё – пример красивого интерьера вы видите на слайде. Благодаря постоянным тренировкам и ЗОЖ можно изменить своё тело - «сделать» его красивым. Каждая девочка и девушка стремиться к красоте своего лица, которой с помощью природных данных и макияжа можно добиться, но достаточно ли этого для истинной красоты?
Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицы, которые лежат на столах. В них вы выразите своё мнение о том, что вам нравится в человеке больше всего, в чем заключается его красота (по вашему мнению). Есть две категории красоты человека: физическая и духовная. Какой из них вы отдаёте предпочтение? За две минуты вклеите синие фишки в левый столбик каждого вопроса, он расположен под цифрой 1. Звезда обозначает, что данное качество является одним из главных (по вашему, мнению), квадрат – второстепенным, треугольник – маловажным.
Имя уч- ся | Физическая красота | | Отношение к друзьям | | Готовность прийти на помощь | | Высокий уровень интеллекта | |
1 | 2 | | 1 | 2 | | 1 | 2 | | 1 | 2 |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Проанализировав ваши результаты, я пришла к выводу, что сейчас вы отдаёте предпочтение физической красоте, и это вполне естественно. Сегодня мы с вами будем говорить о духовной стороне человеческой души.
Взаимоотношения зависят от внутренней красоты и культуры каждого человека. Давайте зажжём эту свечу в знак вашей душевной теплоты и дружбы. Пусть её свет поможет нам не остаться равнодушными к судьбам ребят, о которых вы сейчас услышите.
Рассказ.
Вопросы:
На чём основана дружба мальчиков? Сравнение. Почему они дружат?
Что ждёт эту дружбу в дальнейшем?
Можно ли изменить ситуацию сейчас? Каким образом?
Могут ли вместе Игорь и Гриша выйти из-под влияния Коли?
Подчеркнуть красоту будущих отношений.
СТИХОТВОРЕНИЕ
«Зажгите солнце»
Бывает так: вдруг человек споткнётся,
Вдруг совершит нелепую ошибку,
И словно круг неведомый сомкнётся
Вокруг него, стерев с лица улыбку,
И мрак его обступит, чёрный мрак,
Как хищный зверь, как беспощадный враг.
А между тем, нередко и полслова,
Намёка, может быть, рукопожатия,
И даже взгляда дружеского хватит
Чтоб мир воскрес для человека снова,
Улыбку оживив, мечты родив,
И солнца диск на небе водрузив.
О ясный день! Лучей весёлых нити
Сегодня виснут в каждое оконце.
Но вы вокруг внимательно взгляните:
Пусть даже очень, очень вы спешите,
Но если для кого погасло солнце,
То вы его, пожалуйста, зажгите!
В это время звучит лёгкая инструментальная музыка.
Большое впечатление на меня произвёл образ, созданный Николаем Заболотским в стихотворении «некрасивая девчонка». Бесконечно трогательное существо описано автором с такой силой души, что портрет этого ребёнка невозможно забыть.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжие кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Какие чувства может вызвать это описание? Только жалость. Девочка, обделённая и красотой, и достатком, и вниманием. Сердце сжимается при виде такой картины. Кто-то скажет: «Ребёнок, забытый Богом…»
Не торопитесь с выводами. Прочитав последующие строки стихотворения, вы увидите бездну душевной красоты, которая таится за столь непривлекательной внешностью.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная, счастьем бытия.
Так в чём, по-вашему, состоит секрет очарования этой девочки?
Можно ли назвать её красивой в эти мгновения?
Обратите внимание на её глаза. Ещё Л. Н. Толстой сказал: «Глаза – зеркало души». Постарайтесь прочесть по глазам её состояние? Что чувствует эта девочка?
Секрет бесконечного очарования этого маленького человечка кроется в способности испытывать искреннее счастье, которое не могут омрачить ни отсутствие дорогой игрушки, ни обделённость вниманием сверстников. Нескончаемую радость, мир и полноту бытия невозможно купить за деньги. Высокая духовная культура девочки не оставляет места зависти, злобе и жадности. Можно ли назвать её красивой в эти мгновения? (обсуждение). Стремитесь к качествам, которые вы сейчас перечислили, тогда ваш внутренний мир станет намного богаче и красивей.
Надеюсь, что вы обратили внимание на музыку, звучащую во время нашего разговора, насколько она располагает к общению, помогает в работе и красива. В ней можно передать всё великолепие и многообразие природы – Григ «Утро», чувственность человеческих отношений и переживаний – полонез Огинского «Прощание с Родиной», Бетховен «К Элизе», но можно передать боль и страдания – седьмая симфония Шостаковича «Ленинградская».
Она была написана в блокадном Ленинграде. В голоде, холоде и разрухе создавал Дмитрий Шостакович своё гениальное и бессмертное произведение. В нём композитор отразил боль всего народа, призыв к борьбе с врагом и надежду на победу. Музыка из этой симфонии стала лейтмотивом немецких захватчиков. Первое её исполнение было в полуразрушенном холодном концертном зале. Её слушали солдаты и шли в атаку, у жителей Ленинграда просыпалась неведомая сила для преодоления всех тягот и лишений. Музыка и песни, рождённые в годы войны, вдохновляли солдат, поднимали их в атаку, звали к подвигу, раскрывали самые высокие чувства.
- Как вы считаете, какие качества необходимы войнам?
Эти качества были присуще вашим ровесникам - юным героям, ставшим на защиту своей Родины от фашизма (слайды). Многие были награждены орденами и медалями, некоторым присвоено звание Героя Советского Союза. Вот лишь некоторые из них.
Смелость – это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела. Смелость свойственна героям, на которых вы хотите быть похожими. Герои – это прежде всего люди, способные жертвовать своими интересами и даже жизнью для других людей во имя великой цели. Много героев в истории нашего народа, ведь истинный характер человека проявляется в сложных, экстремальных условиях. Они сознательно шли на верную смерть, потому что это приближало нашу победу (показ слайдов сражений).
Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжёлой утраты. Долг живых – не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от немецкого рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя. В год 60-илетия Победы мы должны окружить ветеранов особой заботой и вниманием, ведь их становиться всё меньше.
Но героями становятся и в мирное время.
Например, наш земляк, выпускник СОШ №3 Кашпаров Алексей. Он только начинал жить. В школе он был обычным учеником, имел много друзей, был чутким и отзывчивым. В старших классах проявились его организаторские способности. После окончания школы поступил на геологический факультет Ленинградского Государственного университета – осуществив свою мечту. После призыва в армию в учебном отделении Алексей с первых дней расположил к себе ребят. Вместе с товарищами организовал помощь тем, кто испытывал трудности с физподготовкой. Сам он имел несколько спортивных разрядов. Вместе с курсантами организовал концерт, сам неплохо пел, играл на гитаре, взяли шефство над могилами воинов-чекистов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
После распределения сослуживцы избрали его секретарём бюро ВЛКСМ. Алексей успевал сделать многое. Он был требовательным к себе и подчинённым, но отзывчив и добр. В отделении заметно подтянулась дисциплина. Он не любил высоких слов о долге, чести, совести. Он жил этими понятиями.
Всё и дальше было бы хорошо, но однажды случился в части пожар. У самых дверей казармы действовало отделение под руководством Алексея Кашпарова.
Суеты и паники не было: всё шло по боевому расчёту. Более 50-и единиц боевого оружия вынес сам Алексей. Передвигаясь в буквальном смысле слова почти наощупь: электропроводка была обесточена, свет фонарей еле пробирался сквозь дым. Дышать становилось всё труднее. Но снова и снова он шёл в дым, туда, где труднее, понимая, что сейчас его главное дело – личный пример. И войны действовали смело и решительно.
Теперь, когда стало ясно, огонь не победить, когда получен приказ, можно было уйти от опасности, не рисковать больше. Тем более что сделано было почти всё, что в человеческих силах. Но Алексею не давала покоя мысль: а что, если кто-то из подчинённых всё ещё находится в пылающем здании? Можно будет проверить здесь, в безопасном месте, но будет потеряно драгоценное время. И Алексей принял решение. Единственное и главное. То, к которому его вёл всю жизнь командирский и комсомольский долг. Проверить лично.
Никто ничего не успел понять, а он уже стремительно бросился навстречу думу и огню, неся в руке противогаз – может пригодиться кому…
Возвратиться Алексей не смог. Рухнули перегоревшие перекрытия. Пламя перерезало пути отхода…
В донесении было указано: «Сержант Кашпаров действовал мужественно, самоотверженно. Он погиб, как настоящий герой, при выполнении воинского долга».
Таким воспитала его семья, школа, его друзья. Таким и остался он в памяти навечно: смелым, мужественным, красивым.
Для того чтобы узнать, какие качества стали важными для вас, мы снова обратимся к таблице. Вы приклеиваете красные фишки во 2-е столбцы каждого вопроса. Сравним ваши показатели. Анализ.
Так что же такое красота? О ней так много написано, ею восхищались во все времена. Может это привлекательная внешность, может душа, может природа, а может любовь?
Да, всё это красота, но, на мой взгляд, красота – это прежде всего гармония. Гармония во всём: во внешности, в душе, природе и любви. Красота присутствует везде, но не все видят её, не все обращают внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим что-то прекрасное в нашей жизни, ведь «красота спасёт мир»!
Сразу стать красивым душой невозможно, но надеюсь, что зерно, которое я сегодня посадила в благодатную почву, даст хорошие всходы.
Готовясь к будущей взрослой жизни, стремитесь быть красивыми, добрыми, сильными, отзывчивыми и неравнодушными к чужой беде. Тому, как помочь изменить человека, не нанося ему обиды, учат заповеди известного психолога Дейла Карнеги (дети читают их с экрана по очереди).
Девять способов изменить человека, не нанося ему обиды
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
Дайте человеку возможность сохранить своё лицо.
Хвалите человека за каждый, даже самый скромный успех, и будьте при этом искренне в своём признание, и щедры в похвалах.
Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Делайте так, чтобы было приятно выполнять то, что вы хотите.
Я хочу подарить их каждому из вас на память. Пусть ваши отношения становятся красивыми.
СИМВОЛ ДУХОВНОЙ, ФИЗИЧЕСКОЙ ЧИСТОТЫ И КРАСОТЫ
на востоке - цветок лотоса. На его лепестках никогда не бывает грязи. А в России этим символом является берёзка. И это тоже мой подарок вам. Он будет напоминать о нашей тёплой встрече, разговоре о красоте и поможет вести постоянную работу над собой.
Я сейчас потушу свечу, но, надеюсь, что теплоту вашего сердца никто не сможет погасить. «Из искры разгорится пламя».