СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поговорим о самом главном. Песня защитников Брестской крепости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе "Школа России", направленный на знакомство обучающихся поэтом - Фёдором Гермоненко (защитником Брестской крепости)

Просмотр содержимого документа
«Поговорим о самом главном. Песня защитников Брестской крепости»


Класс: 4 «Б»


Предмет: Литературное чтение


Тема: Поговорим о самом главном. Песня защитников Брестской крепости.


Тип урока: открытие нового знания


Цели: сформировать представление о писателе Фёдоре Гермоненко и его литературном произведении


Планируемые результаты:

Предметные:

- знают интересные факты из биографии Фёдора Гермоненко

- знают о подвиге защитников Брестской крепости

- умеют выразительно читать песню Фёдора Гермоненко «Песня защитников Брестской крепости»

Метапредметные:

Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;


Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; рассказ С. Алексеева «Брестская крепость», видеоряд из фильма «Брестская крепость», фото «Фёдор Гермоненко»



№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивационный этап

Доброе утро, ребята! Сегодня мы поговорим об одном из самых важных событий в жизни нашей Родины. Их много не правда ли? Но вот… Какое нас ждёт сегодня?


формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2

Актуализация знаний

Скажите, пожалуйста, в чём особенность раздела, который мы изучаем?

Верно, а чем отличаются стихотворения от других жанров литературы?

Мы изучаем стихотворения


Они передают эмоции и чувства писателя – его Душу

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

3

Выявление места и причины затруднения

Ребята, обратите внимание на фотопортрет на экране, расскажите всё, что Вы можете сказать об этом человеке?


Хорошо, может что-то ещё добавите?

Почему Вы так решили?


Таким образом, что мы сегодня узнаем?

Он молодой парень, военный.

Жил скорее всего во время ВОВ, т.к. на нём фуражка тех времён.

Он кажется задумчивым и упрямым.

Он стоит возле какой-то стены

Он поэт, но неизвестный

Потому что не видели его портретов, не знаем кто это

Мы узнаем кто этот человек. Познакомимся с его произведениями и прочитаем его душу.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4

Построение проекта выхода

Как вы считаете, как нам правильней достичь целей?

Что будем делать самым первым?


Хорошо. Затем?





Молодцы! И?


Верно, читать передавая эмоции поэта.

Умнички!

А как мы узнаем, что цели достигли?

По каким критериям? (шаблон таблицы на слайде)










































Молодцы! Эти же критерии послужат нам и системой оценивания.



  1. Узнать биографию неизвестного поэта

  2. Узнать какие события вдохновили его как поэта для написания произведений

  3. Познакомиться с его произведением и научиться правильно его читать








Критерий

Уровень достижения

Знать биографию писателя

2 балла – могу рассказать основные события из жизни поэта без подсказок

1 балл - могу рассказать основные события из жизни поэта с помощью подсказок учителя

0 баллов – не могу рассказать основные события из жизни поэта

Знать события, вдохновившие писателя

2 балла – могу рассказать о событии, вдохновившем писателя без подсказок

1 балл - могу рассказать о событии, вдохновившем писателя с помощью подсказок учителя

0 баллов – не могу рассказать о событии, вдохновившем писателя

Уметь прочитать произведение неизвестного поэта, передавая его эмоции

2 балла – могу прочитать произведение неизвестного поэта, передавая его эмоции

1 балл - могу прочитать произведение неизвестного поэта, передавая его эмоции с небольшими ошибками

0 баллов – не могу прочитать произведение неизвестного поэта, передавая его эмоции


- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

5

Реализация построенного проекта

А теперь, не пора ли приступить к реализации нашего плана?


Этот этап я Вам помогу изучить.

Послушайте внимательно небольшой рассказ, а затем я задам Вам несколько вопросов.


«На фотографии, действительно военного времени, изображён Фёдор Гермоненко. Мы не знаем точно когда он родился… Данные расходятся от 1915 по 1920 года…

Какое событие рядом с этими датами произошло в России?

Именно, Фёдор в 1941 году попадает в армию. Он старший лейтенант. Данный факт позволяет говорить о том, что он либо где-то обучался и получил это звание, либо уже где-то служил и получил повышение. В 1941 году Фёдор погибает и пишет он за свою недолгую жизнь всего одно произведение.

Больше данных об этом человеке нет, есть только его стихотворение, благодаря которому мы все до сих пор его помним и чтим».

Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, каким был этот молодой парень?

Бесспорно. Пусть мы многого о нём не знаем, но мы можем предположить какой он.

А кто-нибудь из Вас знает событие, которое произошло в 1941 году?

А более конкретное? То самое событие, которое стало решающим в жизни Фёдора Германенко?

Что ж, мы плавно подошли ко…



В этом нам поможет другой писатель, писавший произведения о том периоде времени, в который жил Фёдор. Вы все знаете этого писателя: Сергей Алексеев.

У вас на столах лежат небольшие рассказы, взгляните на них, что заметили?

Верно, на самом деле название конечно же есть, но сейчас оно нам только помешает.

Сейчас Вы должны в паре прочитать текст и подготовить ответ на вопрос: Меняется ли Ваше настроение по ходу чтения рассказа

Итак, вижу все готовы. Что Вы можете сказать? Меняется ли настроение?




А о каком событии идёт речь?

Всё верно, немцы действительно пытались взять штурмом Брестскую крепость и…?

Что Вы чувствуете?

А по отношению к защитникам?

Именно, а вот Фёдор мог чувствовать все эти чувства одновременно, потому что…

Не пора ли познакомиться с душой этого удивительного человека через его стихотворение?

Слушайте и чувствуйте душу поэта

«Песня защитников Брестской крепости»

Что почувствовали?

Пора.

Первый пункт: Узнать биографию неизвестного поэта











Великая Отечественная война
















Смелый, сильный, умный, упрямый, уверенный что убудет жить





Гитлер объявил нам войну



Это может быть одна из самых первых битв…

…второму пункту: Узнать какие события вдохновили его как поэта для написания произведений







У этого рассказа нет названия





Читают рассказ С. Алексеева «Брестская крепость»




Настроение меняется, сначала оно мрачное, грустное, потом недоумение – из-за того, что все отказываются от воды и гордость от того, что бойцы всеми силами пытались защитить Родину.

Битва при Брестской крепости



У них получилось…

Печаль, боль, ярость, гнев

Благодарность, уважение



… он был защитником этой крепости



Пора

Слушают



Он гордится своим делом

Он готов умирать за Родину и Победу

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

6

Первичное закрепление во внешней речи

Вы всё правильно говорите, а теперь нам что нужно сделать?

Именно.

Читаем первое четверостишье:





Где происходит действие? Какая картинка представляется?

Где идёт речь о реке?


Молодцы! Как выглядит крепость?

Цвет?

Что ещё видим? Или кого?



Хорошо. Смотрим следующее четверостишье



Что информация из этого четверостишья добавляет в картину?

О чём это говорит?



Почему?



Узнаем, чем заканчивается это сокровище?


Что происходит?

А как это происходит?

Какие эмоции навевает эта картина?

Чем заканчивается сюжет?


Подробно рассмотреть произведение



«Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью,
Но мы не сдаёмся, стоим, как гранит!
Под стать легендарным героям».


Разрушенная крепость на холме над рекой


Буг – это река, об этом говорилось в рассказе С. Алексеева

Разрушена и камни в крови

Серый, красный, коричневый, мрачный

Хоть крепость и разрушена в ней есть люди, немного, но есть и они сильны и уверены в себе

«Расскажут лишь камни о наших делах,

Как насмерть герои стояли.

Здесь русский, еврей, армянин и казах

За Родину жизнь отдавали!»


В крепости люди разных народов вместе стояли плечом к плечу

Они доверяли друг другу

Эта битва их сплотила против врага

Вместе ОНИ сильнее

Они отдавали жизнь за Родину-матушку

Потому что у нас одна Родина, также как мама одна.

«Прощайте, товарищи, Родина-мать,

Прощайте, друзья и невесты…

Мы с верой в Победу идём умирать

В последнем сраженьи под Брестом»

Герои прощаются со своими близкими

В мыслях, с фотографиями, вживую

Тоску и боль

Герои идут воевать и умирают под стенами крепости, которую защищали

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7

Включение в системе знаний и повторение

Как Вы считаете, как нужно читать это стихотворение? С какими эмоциями?


Давайте вспомним критерии выразительного чтения стихотворений, прежде чем некоторые из вас попробуют прочитать нам это стихотворение











Послушаем одного человека. Будьте готовы оценить сначала сами себя, потом друг друга.

Молодцы!


Твёрдо, уверенно, гордо и немного печально…

Торжественно

Критерий

1 балл

Чтение словами


Чтение без ошибок


Паузы в соответствии со знаками препинания


Отсутствие лишних пауз и запинок


Соответствие эмоций и чувств атмосфере стихотворения



Один учащийся читает стихотворение

Самооценка по критериям

Взаимооценка по критериям

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

8

Рефлексия

Подведём итоги. Какой у нас был план?






Все пункты плана достигли?

Оцените каждый себя в соответствии с выделенными нами критериями (на листочках)




































Отметка «5» - 6 баллов

Отметка «4» - 4-5 баллов

Отметка «3» - 3 балла


  1. Узнать биографию неизвестного поэта

  2. Узнать какие события вдохновили его как поэта для написания произведений

  3. Познакомиться с его произведением и научиться правильно его читать

Да

Критерий

Уровень достижения

Знать биографию писателя

2 балла – могу рассказать основные события из жизни поэта без подсказок

1 балл - могу рассказать основные события из жизни поэта с помощью подсказок учителя

0 баллов – не могу рассказать основные события из жизни поэта

Знать события, вдохновившие писателя

2 балла – могу рассказать о событии, вдохновившем писателя без подсказок

1 балл - могу рассказать о событии, вдохновившем писателя с помощью подсказок учителя

0 баллов – не могу рассказать о событии, вдохновившем писателя

Уметь прочитать произведение неизвестного поэта, передавая его эмоции

2 балла – могу прочитать произведение неизвестного поэта, передавая его эмоции

1 балл - могу прочитать произведение неизвестного поэта, передавая его эмоции с небольшими ошибками

0 баллов – не могу прочитать произведение неизвестного поэта, передавая его эмоции


формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9

Домашнее задание

Если у вас отметка «4» и «5» - дома вы готовите чтение данного стихотворения наизусть

Если у Вас отметка «3» - значит Вы ещё раз дома внимательно разбираете стихотворение, находите недостающую информацию и готовите выразительное чтение стихотворения



10

Итог урока

А теперь внимание. Мы сегодня говорили о ком?

Кто он и те, кто был с ним?


Что мы можем сделать, чтобы почтить память героев?

Объявляется минута молчания (видеоряд «Брестская крепость»)

Спасибо за урок!

О Фёдоре Гермоненко


Герои, совершившие подвиг, они сражались за Родину.

«Минута молчания»

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!