Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Коркинского муниципального района
«Рассмотрено» на методическом совете Протокол №______ от «____»_____________2021г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______________ «____»______________2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 2» _________ «___»____________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Смирнова Юлия Алексеевна
Ф.И.О., специальность
Факультативный курс «Погружение в математику», 7 класс Предмет, класс
2021-2022 учебный год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
• освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач.
• уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
• успешно выступать на математических соревнованиях
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание факультативного курса
Раздел I. Действительные числа (5 часов)
Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел.
Пропорции. Решение задач на пропорции.
Проценты.Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов.
Учащиеся должны уметь:
-выполнятьарифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы.
-выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой.
- уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции.
- решатьосновные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента от числа, процентное отношение двух чисел, а также более сложные задачи.
Раздел II. Уравнения с одной переменной (8 часов)
Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Учащиеся должны уметь:
- с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения.
-использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений.
- решать простейшие линейные уравнения с параметрами.
- решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения.
Раздел III. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов)
Преобразование буквенных выражений.
Деление многочлена на многочлен «уголком».
Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять преобразования буквенных выражений.
- выполнять деление многочлена на многочлен «уголком».
- возводить двучлен в степень.
Раздел IV. Комбинаторика. Описательная статистика (10 часов)
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
Комбинаторное правило умножения
Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
Учащиеся должны уметь:
-решать комбинаторные задачи перебором вариантов и спомощью графов.
-применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций.
-распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления.
- находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и наименьшее значение числовых наборов.
Раздел V. Уравнения с двумя переменными(4 часа)
Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.
Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.
Учащиеся должны уметь:
- применять основные правила решения диофантовых уравнений.
- решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения.
Итоговое занятие (1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы текущего контроля успеваемости |
1 | Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. | 1 | Входящий контроль. Контрольная работа. |
2 | Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. | 1 | Устный опрос |
3 | Пропорции. Решение задач на пропорции. | 1 | Индивидуальная карточка с заданием |
4-5 | Проценты.Основные задачи на проценты. Практическое применений процентов | 2 | Практическое задание№1:составление задач на проценты |
6-7 | Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной. | 2 | Математический диктант |
8-9 | Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. | 2 | Устный опрос |
10-11 | Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. | 2 | Индивидуальная карточка с заданием |
12-13 | Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 2 | Практическое задание №2:составление текстовых задач |
14-15 | Преобразование буквенных выражений. | 2 | Устный опрос |
16-17 | Деление многочлена на многочлен «уголком». | 2 | Индивидуальная карточка с заданием |
18-19 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля | 2 | Индивидуальная карточка с заданием |
20-21 | Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. | 2 | Устный опрос |
22-24 | Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок. | 3 | Математический диктант |
25-26 | Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок. | 2 | Индивидуальная карточка с заданием |
27-29 | Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики. | 3 | Практическое задание №3: исследование информации с помощью статистики |
30-31 | Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам. | 2 | Индивидуальная карточка с заданием |
32-33 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами. | 2 | Индивидуальная карточка с заданием |
34 | Итоговое занятие | 1 | Интеллектуальная игра «Своя игра» |
35 | Резерв | 1 | |