Рабочая программа по курсу «Математика» (4 класс) составлена на основе авторской программы Рудницкая В . Н. Программа четырёхлетней начальной школы по математике : проект «Начальная школа XXI века» / В.Н.Рудницкая - М. : Вентана-Граф, 2011 г. [электронный ресурс] и рабочей программы МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода по предмету «Математика».
Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики.
формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов. Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Рудницкая В.Н. Математика. 4 класс: методика обучения/В.Н.Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе.-М.:Вентана - Граф, 2015.
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В, Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы. -М.:Вентана - Граф, 2013.
Рудницкая В.Н. Математика в начальной школе: устные вычисления: методическое пособие. - М.:Вентана - Граф, 2017.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) в том числе: на проведение контрольных работ (10, последняя контрольная работа проводится на 35 неделе в период промежуточной аттестации) и контрольных устных счетов (4): 14 часов.
По календарю на 2022-2023 учебный год – 130 ч. Уплотнение часов проведено за счет объединения следующих уроков:
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата проведения |
по плану | факти-чески |
| Число и счёт (10 часов) | Десятичная система счисления | 02.09 | 02.09 |
| Десятичная система счисления | 05.09 | 05.09 |
| Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел. | 06.09 | 06.09 |
| Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда | 07.09 | 07.09 |
| Способ чтения многозначного числа в пределах миллиона | 09.09 | 09.09 |
| Чтение и запись многозначных чисел | 12.09 | 12.09 |
| Входная административная контрольная работа | 13.09 | 21.09 |
| Работа над ошибками. Сравнение многозначных чисел | 14.09 | 13.09 |
| Сравнение многозначных чисел. Проверочная работа по теме «Чтение, запись и сравнение многозначных чисел» | 16.09 | 14.09 |
| Работа над ошибками. Закрепление изученного. Нумерация многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел. Педагогическая диагностика №1 | 19.09 | 16.09 |
| Арифметические действия с многозначными числами и их свойства (57 часов) | Устные приемы сложения многозначных чисел | 20.09 | 19.09 |
| Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда. Письменные алгоритмы сложение. | 21.09 | 20.09 |
| Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда. Контрольный устный счет. | 23.09 | 23.09 |
| Проверка сложения перестановкой слагаемых. | 26.09 | 26.09 |
| Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел. Устные алгоритмы вычисления |
| Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел. Письменные алгоритмы вычисления | 27.09 | 27.09 |
| Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда. Проверка правильности выполнения вычитания | 28.09 | 28.09 |
| Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда | 30.09 | 30.09 |
| Контрольная работа по теме: «Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел» | 03.10 | |
| Работа над ошибками. Построение прямоугольника | 04.10 | |
| Построение прямоугольника. Практическая работа «Способы построения прямоугольника» | 05.10 | |
| Скорость | 07.10 | |
| Единицы скорости. Прибор измерения скорости. | 10.10 | |
| Скорость. Закрепление | 11.10 | |
| Задачи на движение. Нахождение скорости. | 12.10 | |
| Задачи на движение. Нахождение расстояния | 14.10 | |
| Задачи на движение Нахождение времени |
| Задачи на движение | 17.10 | |
| Задачи на движение. Проверочная работа по теме «Задачи на движение» | 18.10 | |
| Работа над ошибками. Координатный угол: оси координат, координаты точки. Обозначения вида А (2,3) | 19.10 | |
| Практическая работа по теме «Построение точки с указанными координатами» | 21.10 | |
| Закрепление изученного. Сложение и вычитание многозначных чисел. | 31.10 | |
| Итоговая контрольная работа за 1 четверть по темам «Запись, чтение и сравнение многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел. Задачи на движение» | 01.11 | |
| Работа над ошибками. Построение простейших графиков, диаграмм | 02.11 | |
| Закрепление изученного. |
| Переместительное свойство сложения | 07.11 | |
| Переместительное свойство умножения | 08.11 | |
| Переместительное свойство сложения и умножения | 09.11 | |
| Сочетательное свойство сложения. | 11.11 | |
| Сочетательное свойство умножения. | 14.11 | |
| Закрепление изученного. Сочетательные свойства сложения и умножения | 15.11 | |
| Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани | 16.11 | |
| Изображение многогранника на чертежах, обозначение их буквами. Практическая работа «Ознакомление с моделями многогранников» | 18.11 | |
| Распределительные свойства умножения. Контрольный устный счет. | 21.11 | |
| Вычисления с использованием распределительных свойств умножения. | 22.11 | |
| Закрепление изученного. Свойства арифметических действий. | 23.11 | |
| Контрольная работа по теме: «Свойства арифметических действий» | 25.11 | |
| Работа над ошибками. Умножение на 1000, 10000, 100000 | 28.11 | |
| Умножение на 1000, 10000, 100000 | 29.11 | |
| Единицы массы: тонна и центнер | 30.11 | |
| Соотношения между единицами массы: тонной, центнером и килограммом. | 02.12 | |
| Задачи на движение в противоположных направлениях. Понятие о скорости удаления. | 05.12 | |
| Задачи на движение в противоположных направлениях ( из одного или из двух пунктов) и их решение | 06.12 | |
| Задачи на движение в противоположных направлениях | 07.12 | |
| Решение задач. Проверочная работа по теме «Задачи на движение в противоположных направлениях» | 09.12 | |
| Работа над ошибками. Пирамида. Разные виды пирамид | 12.12 | |
| Задачи на разные виды движения двух тел; в противоположных направления, встречное движение | 13.12 | |
| Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направления и встречное движение из одного или из двух пунктов | 14.12 | |
| Задачи на разные виды движения двух тел. Педагогическая диагностика №2 | 16.12 | |
| Закрепление изученного. Задачи на движение | 19.12 | |
| Закрепление изученного. |
| Работа над ошибками. Письменное умножение многозначного числа на однозначное. Устные вычисления с многозначными числами. | 20.12 | |
| Административная контрольная работа за первое полугодие по темам «Сложение и вычитание многозначных чисел. Единицы массы. Задачи на разные виды движения двух тел» | 21.12 | |
| Работа над ошибками. Письменные алгоритмы умножения многозначных чисел на однозначное | 23.12 | |
| Способы проверки правильности результатов вычислений (С помощью обратного действия, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора) | 09.01 | |
| Закрепление изученного. Умножение многозначного числа на однозначное. | 10.01 | |
| Умножение многозначного числа на двузначное. | 11.01 | |
| Величины (24 часа) | Письменные алгоритмы умножения многозначного числа на двузначное. | 13.01 | |
| Письменные алгоритмы умножения многозначного числа на двузначное. | 16.01 | |
| Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. | 17.01 | |
| Работа над ошибками. Проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора | 18.01 | |
| Умножение многозначного числа на трехзначное число. | 20.01 | |
| Письменный алгоритм умножения многозначных чисел на трехзначное. | 23.01 | |
| Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения | 24.01 | |
| Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения | 25.01 | |
| Умножение многозначного числа на трехзначное. Способы проверки правильности результатов вычисления. | 27.01 | |
| Контрольная работа по теме: «Письменные приемы умножения чисел» | 30.01 | |
| Работа над ошибками. Конус | 31.01 | |
| Задачи на разные виды движения в одном направлении. | 01.02 | |
| Задачи на разные виды движения двух тел в одном направлении ( из одного или двух пунктов) | 03.02 | |
| Задачи на разные виды движения в одном направлении. | 06.02 | |
| Задачи на движение в одном направлении. | 07.02 | |
| Истинные и ложные высказывания. | 08.02 | |
| Высказывания со словами «неверно, что…» | 10.02 | |
| Составные высказывания. Логические связки «или», «и». Контрольный устный счет | 13.02 | |
| Логические возможности | 14.02 | |
| Составление таблиц логических возможностей | 15.02 | |
| Составление таблиц логических возможностей. Проверочная работа по теме: «Высказывания» | 17.02 | |
| Работа над ошибками. Закрепление изученного. Составление таблиц логических возможностей | 20.02 | |
| Задачи на перебор вариантов. Наблюдение. | 21.02 | |
| Задачи на перебор вариантов. Составление таблиц логических возможностей. | 22.02 | |
| Работа с текстовыми задачами (11 часов) | Решение более сложных логических задач перебором возможных вариантов. | 27.02 | |
| Деление суммы на число. Запись свойств арифметических действий с использованием букв. | 28.02 | |
| Деление суммы на число. Решение задач. | 01.03 | |
| Деление суммы на число. Решение задач. |
| Работа над ошибками. Деление на 1000, 10000, 100000. Отработка приёма вычисления. | 03.03 | |
| Деление на 1000, 10000, 100000…Решение задач. Масштабы географических карт. | 06.03 | |
| Цилиндр. | 07.03 | |
| Итоговая контрольная за 3 четверть по темам: «Умножение и деление многозначных чисел на 10, 100,1000…. Умножение многозначных чисел на однозначное и двузначное. Задачи на движение в одном направлении» | 10.03 | |
| Работа над ошибками. Деление на однозначное число | 13.03 | |
| Письменный алгоритм деления многозначных чисел на однозначное число. | 14.03 | |
| Проверка правильности выполнения деления. Деление на 10, 100, 1000». | 15.03 | |
| Геометрические понятия (19 часов) | Работа над ошибками. Проверка правильности выполнения деления | 17.03 | |
| Деление на двузначное число | 20.03 | |
| Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на двузначное число | 21.03 | |
| Способы проверки правильности результатов вычислений. Деление на двузначное число | 22.03 | |
| Контрольная работа по теме «Деление многозначного числа на двузначное число» | 24.03 | |
| Работа над ошибками. Деление на трехзначное число | 03.04 | |
| Письменные алгоритмы деления многозначных чисел на трехзначное число | 04.04 | |
| Всероссийская проверочная работа | 05.04 | |
| Работа над ошибками. Деление на трехзначное число | 07.04 | |
| Способы проверки правильности результатов вычислений | 10.04 | |
| Деление на трехзначное число. Проверочная работа по теме: «Деление на трехзначное число». | 11.04 | |
| Работа над ошибками. Закрепление. Алгоритм деления на двузначное и трехзначное число | 12.04 | |
| Деление отрезка на 2 равные части с помощью циркуля и линейки. | 14.04 | |
| Деление отрезка на 4 и 8 равных частей с помощью циркуля и линейки. Контрольный устный счет | 17.04 | |
| Равенство, содержащее букву. Нахождение неизвестного числа в равенстве вида: х+5=7, с помощью правил нахождения неизвестных компонентов действий | 18.04 | |
| Равенство, содержащее букву. Нахождение неизвестного числа в равенстве вида: х . 5=15 с помощью правил нахождения неизвестных компонентов действий | 19.04 | |
| Равенство, содержащее букву. Нахождение неизвестного числа в равенстве вида: х-5=7 с помощью правил нахождения неизвестных компонентов действий | 21.04 | |
| Равенство, содержащее букву. Нахождение неизвестного числа в равенстве вида: х:5=15 с помощью правил нахождения неизвестных компонентов действий | 24.04 | |
| Закрепление изученного. | 25.04 | |
| Логико-математическая подготовка (11 часов) | Работа над ошибками. Угол и его обозначение. | 26.04 | |
| Сравнение углов. Виды углов | 28.04 | |
| Виды углов. Проверочная работа по теме «Угол и его обозначение» | 02.05 | |
| Работа над ошибками. Нахождение неизвестного слагаемого в равенствах вида 8 + х = 16. Нахождение неизвестного множителя в равенствах вида 8 · х = 16 | 03.05 | |
| Нахождение неизвестного вычитаемого в равенствах вида 8 – х = 2. Нахождение неизвестного делителя в равенствах вида 8 : х = 2 | 05.05 | |
| Закрепление изученного. Проверочная работа по теме «Применение правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий» | 10.05 | |
| Работа над ошибками. Классификация треугольников по величинам их углов | 12.05 | |
| Проверочная работа по теме: «Виды треугольников». | 15.05 | |
| Педагогическая диагностика №3 | 16.05 | |
| Повторение по теме: «Действия с многозначными числами» | 17.05 | |
| Проверочная работа по теме: «Действия с многозначными числами» |
| Работа с информацией (4 часа) | Повторение по теме: «Задачи на движение» | 19.05 | |
| Итоговая контрольная работа за 4 четверть | 22.05 | |
| Работа над ошибками. Построение отрезка, равного данному | 23.05 | |
| Повторение изученного. Действия с многозначными числами | 24.05 | |
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).
1. | Телевизор | Д | Телевизор цветной с диагональю экрана не менее 72 см располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). |
.2. | Видеомагнитофон/видеоплейер | Д | Видеомагнитофон располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). Длительность просмотра кинофильмов в 1– 4 классах 15-20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
.3. | СD/DVD-проигрыватели | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
4. | Музыкальный центр | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать магнитофон, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
5. | Слайд-проектор | Д | Длительность просмотра диапозитивов-слайдов в 1 – 2 классах 7 - 15 мин, в 3-4 классах – 15 - 20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
6. | Мультимедийный проектор | Д | Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон. |
7. | Экран для мультимедийного проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. |
8. | Экран для оверхед-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) |
9. | Экран для слайд-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) |
10. | Столик для слайд-проектора | Д | В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. |
11. | Столик для оверхед-проектора | Д | |
12. | Столик для мультимедийного проектора | Д | |
13. | Мультимедийный компьютер | Д | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. |
14. | Оверхед-проектор | Д | Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. |
15. | Сканер | Д | Большое распространение в наше время приобрели устройства сканирования изображения, текстов, рисунков. Изображение преобразуется в цифровую форму для дальнейшей обработки компьютером или воспроизведения на экране монитора. Сканер распознает изображение, автоматически создает его электронную копию, которая может быть сохранена в памяти компьютера. |
16. | Принтер лазерный А4 | Д | Лазерные принтеры для формирования изображения используют лазерный луч. Лазерные принтеры обеспечивают высокое качество и скорость печати. |
17. | Принтер струйный цветной А4 | Д | Струйные принтеры для получения изображения используют чернила. Струйные принтеры дают изображение, по качеству близкое к типографическому. |
18. | Фотокамера цифровая | Д | Цифровая фотокамера производит «захват» изображений электронным образом и сохраняет их в виде цифровых файлов, обеспечивая разнообразные возможности просмотра, редактирования и сохранения изображений, недоступные при использовании обычной фотокамеры. |
19. | Видеокамера цифровая со штативом | Д | Цифровая видеозапись передает мельчайшие нюансы благодаря высокому разрешению изображения и динамичному звуку. |
Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.