СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка 7кл.Разумовская М.М.,Дрофа 2020г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка 7кл.Разумовская М.М.,Дрофа 2020г.»

Пояснительная записка


Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие обучающихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи обучения:

1) формировать у обучающихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;

2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);

3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.

Данная программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.- М.: Дрофа, 2019.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечена учебником «Русский язык. 7 класс. : учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.А. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта . - М.: Дрофа, 2019 г.». Учебный план предусматривает изучение русского (родного) языка в 7 классе —140ч (4 часа в неделю)



Обоснование выбора программы.


Выбор авторской программы под редакцией М.М. Разумовской определяется тем, что она:

- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.

Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в 5 – 6 классах, на изучение нового в 7 классе на развитие устной и письменной речи учащихся, на постепенную подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.

Специфику учебника составляет его структура, которая предусматривает изучение следующих разделов: «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь». Однако языковой и речевой аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» в основной курс языка.

Цель программы:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место курса «Русский язык» в учебном плане.


Учебный план предусматривает изучение русского (родного) языка в 7 классе —140ч (4 часа в неделю)

Формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, интегрированный, урок контроля знаний, урок отработки изученного материала, урок обобщения и систематизации знаний, урок-исследование, урок-практикум, урок-зачёт, урок-экскурсия, урок – лекция, урок-семинар, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-консультация, урок с дидактической игрой, урок - деловая игра, урок - ролевая игра.

В ходе преподавания русского языка, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт в интеллектуальной и практической деятельности; овладении знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучающиеся должны овладеть умениями, основанными на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры, делать выводы.

Формы контроля:

  • индивидуальный;

  • групповой;

  • фронтальный;

  • дифференцированный.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма помогает выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой обучающихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям).

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Виды контроля:

  • предварительный;

  • текущий;

  • тематический (периодический);

  • рубежный;

  • итоговый.


Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности обучающихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля используются для адаптации учебного процесса к особенностям контингента обучающихся.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью обучающегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников (самостоятельная работа, устный опрос, письменный опрос, тестирование, контрольная работа, сочинение, изложение).

Тематический (периодический) контроль ставит целью выявление и оценку знаний и умений обучающихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках; установление, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы.

Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль — контроль по всему курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.



Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного стиля, языка художественной литературы;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;


К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться

орфоэпическим словарём;

  • п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опозавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

  • п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

  • п о м о р ф о л о г и и: распознавать части речи;знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

  • п о о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы; объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

  • п о с и н т а к с и с у: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

  • п о п у н к т у а ц и и: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5 – 7 классах.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.





















Содержание учебного курса


Название тем, разделов

Кол-во часов

Содержание темы

Формируемые универсальные учебные действия

Формы контроля

Предметные

УУД

Общие сведения о языке


1

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка. Взаимосвязь языка и истории народа. Нормы современного русского литературного языка, их изменчивость.


Иметь представление о том как язык развивается, изменяется стечением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистике и уметь пользоваться этимологическим словарём при объяснении значения, происхождения и правописания слов

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Текущий

Контролировать уровень сформированности лексико-грамматических навыков


Речь. Речевое общение. Текст

28

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых сред­ствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений - наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.

Т и п ы р е ч и. Строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.


Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополни­тельной информации читать учебно-научные текс­ты, составлять план отдельных параграфов учеб­ника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификаци­онные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недоче­ты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языко­вых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; нахо­дить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текс­тах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное по­вествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и ти­пологический анализ текста; определять в отдель­ных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учеб­но-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выбо­рочно (устно и письменно) пересказывать повество­вательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Со­хранять в тексте подробного изложения типологи­ческую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и пись­менные высказывания: собирать материал к сочи­нению (с учетом стиля речи и темы) и систематизи­ровать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказыва­ния; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое coобщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение науч­ного понятия.

Совершенствование текста. Совершенство­вать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частнос­ти находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашен­ных слов и оборотов.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Текущий индивидуальный и групповой контроль тематический контроль

Выполнение творческих работ

Язык. Правописание. Культура речи

Закрепление и углубление изученного в 6 классе


5

Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.

Словообразование знаменательных частей речи.Правописание:орфография и пунктуация. Лексическая система языка.Грамматика:морфология и синтаксис.

Именные части речи: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.

Наречие: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.

Глагол: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.

Культура речи. Основные морфологические нормы русского языка. Использование грамматических словарей и справочников.

Правописание изученных частей речи.

Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.


Владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, владеть навыками пользования орфоэпическим словарем.

Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Строить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определять морфемное строение слова. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.

Знать важнейшие разделы орфографии. Называть пунктуационные знаки; знать и применять изученные правила употребления запятой, тире, двоеточия, кавычек.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.

Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Текущий контроль рубежный контроль

Диктант с грамматическим заданием.


Морфология. Орфография


Причастие



















































Деепричастие


28

































22








Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и про- шедшего времени.

Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предло-

жении.




Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот.

Синтаксическая роль деепричастий в словосочетании и предложении.

Культура речи.

Ударение в некоторых формах причастий и деепричастий. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа вися- щий висячий, горящий горячий. Правильное употребление причастий с суффиксом -ся.

Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа

«прич. + сущ.». Правильное употребление падежной формы имени существительного в словосочетаниях типа «прич. + сущ.».

Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прила- гательных.

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (элементарные случаи).

Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом (элементарные случаи).

Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ.





Правильно произносить причастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования причастий;

квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы причастий в соответствии с нормами литературного языка;

определять грамматические признаки причастия (при решении орфографических задач); характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать причастия, написание которых подчиняется правилам, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в

словарном порядке, пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль причастия; правильно строить и произносить предложения с при- частными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.







Правильно произносить

деепричастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования деепричастий;

квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять

формы деепричастий в соответствии с нормами литературного языка;

определять грамматические признаки деепричастия; характеризовать изучен- ные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать

деепричастия; пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль

деепричастия; правильно строить и произносить предложения с деепри- частными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, синтаксического анализа предложения

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.









Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя



















Текущий

Контролировать уровень сформированности лексических, грамматических навыков

Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу




















Текущий индивидуальный и групповой контроль

Проводить мониторинг сформированности лексических, грамматических навыков

Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу

Служебные части речи


Предлог


7

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в соста- ве словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Нормы употребления предлогов с одним или несколькими падежами.

Употребление предлогов в предложении в соответствии с их грамматическим значением.

Правописание производных предлогов из-за, из-под. Использо- вание словарей грамматических трудностей в речевой практике

.

Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи. Владеть ведениями о предлоге. Проводить морфологический разбор предлога как части речи; уметь опознавать предлоги в речи. Различать разряды предлогов: производные – непроизводные; простые – составные.

Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи: вследствие, навстречу, несмотря на, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение.

Употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя


Текущий индивидуальный и групповой контроль

Проводить мониторинг сформированности лексических, грамматических навыков

Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу





Союз





6




Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи одно- родных членов предложения и частей сложного предложения.

Разряды союзов по значению: сочинительные (соединитель- ные, противительные, разделительные), подчинительные (изъ- яснительные, обстоятельственные: времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки).

Разряды союзов по строению: простые и составные.

Роль союзов в тексте: союзы как средство связи предложе- ний.

Культура речи. Нормы употребления двойных союзов с одно- родными членами предложения.

Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.

Правописание союзов тоже, также, чтобы, потому что, так как, как будто и др.

Знаки препинания в сложных союзных предложениях; знаки препинания в предложениях с союзом и.





Обобщить все сведения о союзе как части речи; опознавать союзы в предложении, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Различать разряды союзов (сочинительные – подчинительные ) и типы предложений, в которых они употреблены: простое, сложное (сложносочинённое, сложноподчинённое). Совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Знать перечень простых и составных союзов и учиться их различать. Проводить морфологический анализ союзов.

Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами (зато – за то дерево), частицами или от наречий с частицами (я также пойду – я поступлю так же)

Распознавать союзы, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложноподчинённом предложении и отличии от подчинительных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.









Коммуникативные: п вые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.роявлять речевые действия: использовать адекватные языко






Текущий индивидуальный и групповой контроль

Проводить мониторинг сформированности лексических, грамматических навыков

Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу

Частица

6

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значе- нию (частицы, выражающие вопрос, отрицание, восклицание, усиление, сомнение, уточнение, ограничение, выделение). Формообразующие частицы.

Разряды частиц по составу (простые, составные).

Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения име- ни прилагательного, наречия.

Интонационные особенности предложений с частицами.

Культура речи. Нормы употребления частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окрас- кой.

Слитное, раздельное, дефисное написание частиц; правопи- сание частиц не и ни, правописание формообразующих час- тиц.

Правильное произношение частиц.

Наблюдение за использованием частиц в тексте: частицы как средство выразительности речи.





Знать признаки частицы как части речи, опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются. Проводить морфологический анализ частиц.

Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ли, же, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не и ни; верно писать их.

Объяснять смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов.

Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, формировать навыки работы в группе.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, решения лингвистической задачи.

Текущий индивидуальный и групповой контроль

Проводить мониторинг сформированности лексических, грамматических навыков

Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу

Междометия и звукоподражательные слова

2

Понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъяв- ления, сферу речевого этикета. Роль междометий в речи.

Группы междометий по значению.

Культура речи. Правописание междометий и звукоподража- ний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Упо- требление междометий в речи для выражения эмоций, формул речевого этикета.

Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.


Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Уметь определять роль междометий в высказывании. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения чувств, этикетных формул, команд, приказов. Наблюдать за использованием междометий в разговорной речи и художественных произведениях. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания.

Опознавать звукоподражательные слова. Наблюдать а их использованием в разговорной речи и художественных произведениях. Выразительно читать предложения со звукоподражательными словами.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи навыки работы в группе.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, решения лингвистической задачи.в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, формировать


Текущий

Контролировать уровень сформированности лексических, грамматических навыков

Трудные случаи разграничения языковых явлений

1

Лексическая и грамматическая омонимия. Омонимия слов разных частей речи. Переход слов одной части речи в другую.

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему по-прежнему, ввиду в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать обижать и т. п.

Омонимия как средство художественной выразительности.

Культура речи. Употребление омонимов в речи. Использование словарей грамматических трудностей в рече-

вой практике.

Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.


Различать грамматические омонимы на основе семантико-грамматического анализа.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Текущий

Контролировать уровень сформированности лексических, грамматических навыков


Обобщающее повторение

2

Обобщение и закрепление изученного по основным разделам курса 7 класса


Повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии,грамматике,орфографии и пунктуации, развитию речи

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе

Регулятивные: формировать умение к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы, контроль и самоконтроль изученных понятий

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности

Итоговый контроль — контроль по всему курсу 7класса


















Календарно – тематическое планирование  русский язык 7класс

 

№ п/п 

Тема 

Кол-во часов 

                           Дата 

План 

Факт 

О языке (1  часа). 

Изменяется ли язык с течением времени

 

 

Повторение изученного в 5—6 классах (10 часов + 4 часа)

2

Что мы знаем о стилях речи

 

 

3

Что мы знаем о типах речи

 

 

4

Фонетика и орфоэпия



5

Фонетика и орфоэпия



6

Фонетика и орфоэпия



7

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи



8

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи



9

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи



10

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи



11

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи



12

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи



13

Контрольная работа

№ 1 по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии



14

Текст. Способы и средства связи предложений



15

Контрольная работа№ 2. Обучающее из- ложение по рассказу Ю. Казакова

«Арктур — гончий пёс»



152

Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление изученного) (27 часов)


16

О роли чтения и письма в жизни людей.

Орфография и пунктуация



17

Буквы ъ и ь как разделительные



18

Буква ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова



19

Буквы ое (ё) после шипящих и ц в разных морфемах



20

Правописание приставок



21

Правописание приставок



22

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем



23

Обозначение на письме гласных и согласных в корне слова



24

Обозначение на письме гласных и согласных в корне слова



25

Правописание суффиксов



26

Правописание суффиксов



27

Правописание суффиксов



28

Контрольная работа № 3. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями



29

Правописание окончаний



30

Правописание окончаний



31

Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Не с глаголами, существительными, прилагательными и наречиями



32

Не с глаголами, существительными, прилагательными и наречиями



33

Не и ни в отрицательных местоимениях



34

Не и ни в отрицательных местоимениях



35

Употребление дефиса



36

Употребление дефиса



37

Словарное богатство русского языка.



38

Толковые и другие лингвистические словари как выражение словарного богатства русского языка



39

Грамматика: морфология и синтаксис



40

Грамматика: морфология и синтаксис



41

Грамматика: морфология и синтаксис



42

Контрольная работа № 4. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями



Речь. Публицистический стиль (повторение) (5 часов)



43

Стили речи. Публицистический стиль речи



44

Публицистический стиль речи



45

Заметка в газету



46

Контрольная работа № 5. Заметка в газету



47

Анализ сочинения



Морфология

Причастие (28 часов)


48

Что такое причастие



49

Что такое причастие



50

Что такое причастие



51

Что такое причастие



52

Что такое причастие



53

Что такое причастие



54

Причастный оборот



55

Причастный оборот



56

Причастный оборот



57

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия



58

Действительные и страдательные причастия и их образование.



59

Действительные и страдательные причастия и их образование.



60

Правописание суффиксов этих причастий



61

Правописание суффиксов этих причастий



62

Полные и краткие причастия



63

Полные и краткие причастия



64

Полные и краткие причастия



65

Полные и краткие причастия



66

Морфологический анализ причастий (закрепление)



67

Контрольная работа № 6 по морфологии



68

Работа над ошибками



69

Буквы н и нн в причастиях



70

Буквы н и нн в причастиях



71

Буквы н и нн в причастиях



72

Буквы н и нн в причастиях



73

Слитное и раздельное написание не с причастиями



74

Слитное и раздельное написание не с причастиями



75

Слитное и раздельное написание не с причастиями



Типы речи. Рассуждение-размышление (3 часа)


76

Рассуждение- размышление



77

Рассуждение- размышление



78

Контрольная работа № 7. Сочинение- рассуждение публицистического стиля



Деепричастие (22 часа)


79

Что такое деепричастие



80

Что такое деепричастие



81

Деепричастный оборот



82

Деепричастный оборот



83

Правописание не с деепричастиями



84

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида



85

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида



86

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида



87

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида



88

Контрольная работа № 8. Диктант



89

Работа над ошибками



90

Употребление причастий и деепричастий в речи



91

Употребление причастий и деепричастий в речи



92

Употребление причастий и деепричастий в речи



93

Употребление причастий и деепричастий в речи



94

Произношение глаголов, причастий и деепричастий



95

Контрольная работа

№ 9 по орфоэпии



96

Правописание причастий и деепричастий (закрепление)



97

Правописание причастий и деепричастий (закрепление)



98

. Правописание причастий и деепричастий (закрепление)



99

Контрольная работа

№ 10 по морфологии



100

Анализ работы



Типы речи (продолжение) (4 часа)


101

Описание состояния человека



102

Описание состояния человека




103

Контрольная работа№ 11. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз...».Анализ сочинения




104

Контрольная работа№ 11. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз...».Анализ сочинения




Служебные части речи

Предлог (7 часов)


105

Предлог как часть речи. Разряды предлогов



106

Предлог как часть речи. Разряды предлогов



107

Правописание предлогов



108

Правописание предлогов



109

Правописание предлогов



110

Употребление предлогов в речи



111

Употребление предлогов в речи



Текст. Порядок слов в речи (5 часов)


112

Текст. Прямой поря- док слов в спокойной монологической речи



113

Прямой порядок слов в спокойной моноло- гической речи



114

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи



115

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи



116

Контрольная работа№ 12. Изложение текста «Поговорим о бабушках».Анализ изложения



Союз (6 часов)


117

Союз как часть речи. Разряды союзов



118

Правописание союзов



119

Правописание союзов



120

Употребление союзов в простых и сложных предложениях



121

Контрольная работа

№ 13 (диктант с грамматико-орфографическими заданиями).



122

Работа над ошибками




Текст (продолжение) (3 часа)


123

Текст. Описание внешности человека



124

Текст. Описание предмета



125

Текст. Описание внешности человека



Частица (6 часов)


126

Частица как часть речи. Разряды частиц



127

Правописание частиц



128

Правописание частиц



129

Контрольная работа

№ 14. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями



130

Употребление частиц в речи



131

Произношение предлогов, союзов, частиц



Междометия и звукоподражательные слова (2 часа).

Омонимия слов разных частей речи (1 час)

132

Междометия



133

Звукоподражательные слова



134

Омонимия слов разных частей речи



Речь. Характеристика человека (4 часа)


135

Характеристика человека



136

Контрольная работа№ 15. Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове». Анализ изложения



137,138

Контрольная работа№ 16. Сочинение о человеке. Примерные темы: «Каким человеком был мой дедушка (отец, ...)?», или «Что за человек мой друг (брат, ...)?», или «Знакомьтесь: это я» (характеристика человека и описание его внешности).

2



Обобщающее повторение и итоговый контроль (2 часа)


139

Повторение изученного. Русские лингвисты, о которых говорилось в течение учебного года.



140

Контрольная работа

№ 17. Анализ ошибок в итоговой контрольной работе









Лист внесения изменений.

п/п

Дата проведения урока

планируемая

Дата проведения урока

фактическая

Тема урока

Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа)

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10





11





12





13





14





15





16





17





18





19





20








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!