Пояснительная записка
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие обучающихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи обучения:
1) формировать у обучающихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.
Данная программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.- М.: Дрофа, 2019.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечена учебником «Русский язык. 7 класс. : учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.А. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта . - М.: Дрофа, 2019 г.». Учебный план предусматривает изучение русского (родного) языка в 7 классе —140ч (4 часа в неделю)
Обоснование выбора программы.
Выбор авторской программы под редакцией М.М. Разумовской определяется тем, что она:
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов.
Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в 5 – 6 классах, на изучение нового в 7 классе на развитие устной и письменной речи учащихся, на постепенную подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
Специфику учебника составляет его структура, которая предусматривает изучение следующих разделов: «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь». Однако языковой и речевой аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» в основной курс языка.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место курса «Русский язык» в учебном плане.
Учебный план предусматривает изучение русского (родного) языка в 7 классе —140ч (4 часа в неделю)
Формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, интегрированный, урок контроля знаний, урок отработки изученного материала, урок обобщения и систематизации знаний, урок-исследование, урок-практикум, урок-зачёт, урок-экскурсия, урок – лекция, урок-семинар, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-консультация, урок с дидактической игрой, урок - деловая игра, урок - ролевая игра.
В ходе преподавания русского языка, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт в интеллектуальной и практической деятельности; овладении знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Обучающиеся должны овладеть умениями, основанными на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры, делать выводы.
Формы контроля:
индивидуальный;
групповой;
фронтальный;
дифференцированный.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма помогает выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой обучающихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям).
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности обучающихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля используются для адаптации учебного процесса к особенностям контингента обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью обучающегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников (самостоятельная работа, устный опрос, письменный опрос, тестирование, контрольная работа, сочинение, изложение).
Тематический (периодический) контроль ставит целью выявление и оценку знаний и умений обучающихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках; установление, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы.
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль — контроль по всему курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного стиля, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться
орфоэпическим словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опозавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
п о м о р ф о л о г и и: распознавать части речи;знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
п о о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы; объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
п о п у н к т у а ц и и: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5 – 7 классах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание учебного курса
Название тем, разделов | Кол-во часов | Содержание темы | Формируемые универсальные учебные действия | Формы контроля |
Предметные | УУД |
Общие сведения о языке | 1 | Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка. Взаимосвязь языка и истории народа. Нормы современного русского литературного языка, их изменчивость. | Иметь представление о том как язык развивается, изменяется стечением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистике и уметь пользоваться этимологическим словарём при объяснении значения, происхождения и правописания слов | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала. | Текущий Контролировать уровень сформированности лексико-грамматических навыков |
Речь. Речевое общение. Текст | 28 | Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи. Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений - наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же. Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение. Т и п ы р е ч и. Строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления. | Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием. Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов. Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности. Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое coобщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия. Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов. | Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала. | Текущий индивидуальный и групповой контроль тематический контроль Выполнение творческих работ |
Язык. Правописание. Культура речи |
Закрепление и углубление изученного в 6 классе | 5 | Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи.Правописание:орфография и пунктуация. Лексическая система языка.Грамматика:морфология и синтаксис. Именные части речи: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание. Наречие: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание. Глагол: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание. Культура речи. Основные морфологические нормы русского языка. Использование грамматических словарей и справочников. Правописание изученных частей речи. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков. | Владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, владеть навыками пользования орфоэпическим словарем. Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Строить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определять морфемное строение слова. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. Знать важнейшие разделы орфографии. Называть пунктуационные знаки; знать и применять изученные правила употребления запятой, тире, двоеточия, кавычек. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. | Текущий контроль рубежный контроль Диктант с грамматическим заданием. |
Морфология. Орфография |
Причастие Деепричастие | 28 22 | Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и про- шедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предло- жении. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Синтаксическая роль деепричастий в словосочетании и предложении. Культура речи. Ударение в некоторых формах причастий и деепричастий. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа вися- щий — висячий, горящий — горячий. Правильное употребление причастий с суффиксом -ся. Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа «прич. + сущ.». Правильное употребление падежной формы имени существительного в словосочетаниях типа «прич. + сущ.». Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прила- гательных. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (элементарные случаи). Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом (элементарные случаи). Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. | Правильно произносить причастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования причастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы причастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки причастия (при решении орфографических задач); характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать причастия, написание которых подчиняется правилам, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль причастия; правильно строить и произносить предложения с при- частными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно произносить деепричастия; выделять морфемы; различать морфологические способы образования деепричастий; квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы деепричастий в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки деепричастия; характеризовать изучен- ные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать деепричастия; пользоваться орфографическим словарем; определять синтаксическую роль деепричастия; правильно строить и произносить предложения с деепри- частными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. | Коммуникативные: формировать навыки речевых действий; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, синтаксического анализа предложения Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Текущий Контролировать уровень сформированности лексических, грамматических навыков Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу Текущий индивидуальный и групповой контроль Проводить мониторинг сформированности лексических, грамматических навыков Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу |
Служебные части речи
Предлог | 7 | Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в соста- ве словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов. Нормы употребления предлогов с одним или несколькими падежами. Употребление предлогов в предложении в соответствии с их грамматическим значением. Правописание производных предлогов из-за, из-под. Использо- вание словарей грамматических трудностей в речевой практике | . Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи. Владеть ведениями о предлоге. Проводить морфологический разбор предлога как части речи; уметь опознавать предлоги в речи. Различать разряды предлогов: производные – непроизводные; простые – составные. Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи: вследствие, навстречу, несмотря на, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение. Употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Текущий индивидуальный и групповой контроль Проводить мониторинг сформированности лексических, грамматических навыков Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу |
Союз | 6 | Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи одно- родных членов предложения и частей сложного предложения. Разряды союзов по значению: сочинительные (соединитель- ные, противительные, разделительные), подчинительные (изъ- яснительные, обстоятельственные: времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки). Разряды союзов по строению: простые и составные. Роль союзов в тексте: союзы как средство связи предложе- ний. Культура речи. Нормы употребления двойных союзов с одно- родными членами предложения. Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Правописание союзов тоже, также, чтобы, потому что, так как, как будто и др. Знаки препинания в сложных союзных предложениях; знаки препинания в предложениях с союзом и. | Обобщить все сведения о союзе как части речи; опознавать союзы в предложении, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Различать разряды союзов (сочинительные – подчинительные ) и типы предложений, в которых они употреблены: простое, сложное (сложносочинённое, сложноподчинённое). Совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложений. Знать перечень простых и составных союзов и учиться их различать. Проводить морфологический анализ союзов. Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами (зато – за то дерево), частицами или от наречий с частицами (я также пойду – я поступлю так же) Распознавать союзы, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложноподчинённом предложении и отличии от подчинительных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. | Коммуникативные: п вые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова. Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.роявлять речевые действия: использовать адекватные языко | Текущий индивидуальный и групповой контроль Проводить мониторинг сформированности лексических, грамматических навыков Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу |
Частица | 6 | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значе- нию (частицы, выражающие вопрос, отрицание, восклицание, усиление, сомнение, уточнение, ограничение, выделение). Формообразующие частицы. Разряды частиц по составу (простые, составные). Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения име- ни прилагательного, наречия. Интонационные особенности предложений с частицами. Культура речи. Нормы употребления частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окрас- кой. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц; правопи- сание частиц не и ни, правописание формообразующих час- тиц. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц в тексте: частицы как средство выразительности речи. | Знать признаки частицы как части речи, опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются. Проводить морфологический анализ частиц. Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ли, же, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не и ни; верно писать их. Объяснять смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, формировать навыки работы в группе. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, решения лингвистической задачи. | Текущий индивидуальный и групповой контроль Проводить мониторинг сформированности лексических, грамматических навыков Рубежный контроль — проверка учебных достижений обучающихся по изученному разделу |
Междометия и звукоподражательные слова | 2 | Понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъяв- ления, сферу речевого этикета. Роль междометий в речи. Группы междометий по значению. Культура речи. Правописание междометий и звукоподража- ний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Упо- требление междометий в речи для выражения эмоций, формул речевого этикета. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи. | Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Уметь определять роль междометий в высказывании. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения чувств, этикетных формул, команд, приказов. Наблюдать за использованием междометий в разговорной речи и художественных произведениях. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. Опознавать звукоподражательные слова. Наблюдать а их использованием в разговорной речи и художественных произведениях. Выразительно читать предложения со звукоподражательными словами. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи навыки работы в группе. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, решения лингвистической задачи.в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, формировать | Текущий Контролировать уровень сформированности лексических, грамматических навыков |
Трудные случаи разграничения языковых явлений | 1 | Лексическая и грамматическая омонимия. Омонимия слов разных частей речи. Переход слов одной части речи в другую. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Омонимия как средство художественной выразительности. Культура речи. Употребление омонимов в речи. Использование словарей грамматических трудностей в рече- вой практике. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур. | Различать грамматические омонимы на основе семантико-грамматического анализа. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Текущий Контролировать уровень сформированности лексических, грамматических навыков |
| Обобщающее повторение | 2 | Обобщение и закрепление изученного по основным разделам курса 7 класса | Повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии,грамматике,орфографии и пунктуации, развитию речи | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе Регулятивные: формировать умение к осуществлению контрольной функции, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы, контроль и самоконтроль изученных понятий Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности | Итоговый контроль — контроль по всему курсу 7класса |
Календарно – тематическое планирование русский язык 7класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
О языке (1 часа). |
1 | Изменяется ли язык с течением времени | 1 | | |
Повторение изученного в 5—6 классах (10 часов + 4 часа) |
2 | Что мы знаем о стилях речи | 1 | | |
3 | Что мы знаем о типах речи | 1 | | |
4 | Фонетика и орфоэпия | 1 | | |
5 | Фонетика и орфоэпия | 1 | | |
6 | Фонетика и орфоэпия | 1 | | |
7 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 1 | | |
8 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 1 | | |
9 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 1 | | |
10 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 1 | | |
11 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 1 | | |
12 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 1 | | |
13 | Контрольная работа № 1 по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии | 1 | | |
14 | Текст. Способы и средства связи предложений | 1 | | |
15 | Контрольная работа№ 2. Обучающее из- ложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур — гончий пёс» | 1 | | |
152 Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление изученного) (27 часов) |
16 | О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация | 1 | | |
17 | Буквы ъ и ь как разделительные | 1 | | |
18 | Буква ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова | 1 | | |
19 | Буквы о—е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах | 1 | | |
20 | Правописание приставок | 1 | | |
21 | Правописание приставок | 1 | | |
22 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем | 1 | | |
23 | Обозначение на письме гласных и согласных в корне слова | 1 | | |
24 | Обозначение на письме гласных и согласных в корне слова | 1 | | |
25 | Правописание суффиксов | 1 | | |
26 | Правописание суффиксов | 1 | | |
27 | Правописание суффиксов | 1 | | |
28 | Контрольная работа № 3. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 1 | | |
29 | Правописание окончаний | 1 | | |
30 | Правописание окончаний | 1 | | |
31 | Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Не с глаголами, существительными, прилагательными и наречиями | 1 | | |
32 | Не с глаголами, существительными, прилагательными и наречиями | 1 | | |
33 | Не и ни в отрицательных местоимениях | 1 | | |
34 | Не и ни в отрицательных местоимениях | 1 | | |
35 | Употребление дефиса | 1 | | |
36 | Употребление дефиса | 1 | | |
37 | Словарное богатство русского языка. | 1 | | |
38 | Толковые и другие лингвистические словари как выражение словарного богатства русского языка | 1 | | |
39 | Грамматика: морфология и синтаксис | 1 | | |
40 | Грамматика: морфология и синтаксис | 1 | | |
41 | Грамматика: морфология и синтаксис | 1 | | |
42 | Контрольная работа № 4. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 1 | | |
Речь. Публицистический стиль (повторение) (5 часов) | | 1 |
43 | Стили речи. Публицистический стиль речи | 1 | | |
44 | Публицистический стиль речи | 1 | | |
45 | Заметка в газету | 1 | | |
46 | Контрольная работа № 5. Заметка в газету | 1 | | |
47 | Анализ сочинения | 1 | | |
Морфология Причастие (28 часов) | | 1 |
48 | Что такое причастие | 1 | | |
49 | Что такое причастие | 1 | | |
50 | Что такое причастие | 1 | | |
51 | Что такое причастие | 1 | | |
52 | Что такое причастие | 1 | | |
53 | Что такое причастие | 1 | | |
54 | Причастный оборот | 1 | | |
55 | Причастный оборот | 1 | | |
56 | Причастный оборот | 1 | | |
57 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | 1 | | |
58 | Действительные и страдательные причастия и их образование. | 1 | | |
59 | Действительные и страдательные причастия и их образование. | 1 | | |
60 | Правописание суффиксов этих причастий | 1 | | |
61 | Правописание суффиксов этих причастий | 1 | | |
62 | Полные и краткие причастия | 1 | | |
63 | Полные и краткие причастия | 1 | | |
64 | Полные и краткие причастия | 1 | | |
65 | Полные и краткие причастия | 1 | | |
66 | Морфологический анализ причастий (закрепление) | 1 | | |
67 | Контрольная работа № 6 по морфологии | 1 | | |
68 | Работа над ошибками | 1 | | |
69 | Буквы н и нн в причастиях | 1 | | |
70 | Буквы н и нн в причастиях | 1 | | |
71 | Буквы н и нн в причастиях | 1 | | |
72 | Буквы н и нн в причастиях | 1 | | |
73 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | | |
74 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | | |
75 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | | |
Типы речи. Рассуждение-размышление (3 часа) | | 1 |
76 | Рассуждение- размышление | 1 | | |
77 | Рассуждение- размышление | 1 | | |
78 | Контрольная работа № 7. Сочинение- рассуждение публицистического стиля | 1 | | |
Деепричастие (22 часа) | | 1 |
79 | Что такое деепричастие | 1 | | |
80 | Что такое деепричастие | 1 | | |
81 | Деепричастный оборот | 1 | | |
82 | Деепричастный оборот | 1 | | |
83 | Правописание не с деепричастиями | 1 | | |
84 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | 1 | | |
85 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | 1 | | |
86 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | 1 | | |
87 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | 1 | | |
88 | Контрольная работа № 8. Диктант | 1 | | |
89 | Работа над ошибками | 1 | | |
90 | Употребление причастий и деепричастий в речи | 1 | | |
91 | Употребление причастий и деепричастий в речи | 1 | | |
92 | Употребление причастий и деепричастий в речи | 1 | | |
93 | Употребление причастий и деепричастий в речи | 1 | | |
94 | Произношение глаголов, причастий и деепричастий | 1 | | |
95 | Контрольная работа № 9 по орфоэпии | 1 | | |
96 | Правописание причастий и деепричастий (закрепление) | 1 | | |
97 | Правописание причастий и деепричастий (закрепление) | 1 | | |
98 | . Правописание причастий и деепричастий (закрепление) | 1 | | |
99 | Контрольная работа № 10 по морфологии | 1 | | |
100 | Анализ работы | 1 | | |
Типы речи (продолжение) (4 часа) | | 1 |
101 | Описание состояния человека | 1 | | |
102 | Описание состояния человека | 1 | | |
103 | Контрольная работа№ 11. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз...».Анализ сочинения | 1 | | |
104 | Контрольная работа№ 11. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз...».Анализ сочинения | 1 | | |
Служебные части речи Предлог (7 часов) | | 1 |
105 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов | 1 | | |
106 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов | 1 | | |
107 | Правописание предлогов | 1 | | |
108 | Правописание предлогов | 1 | | |
109 | Правописание предлогов | 1 | | |
110 | Употребление предлогов в речи | 1 | | |
111 | Употребление предлогов в речи | 1 | | |
Текст. Порядок слов в речи (5 часов) | | 1 |
112 | Текст. Прямой поря- док слов в спокойной монологической речи | 1 | | |
113 | Прямой порядок слов в спокойной моноло- гической речи | 1 | | |
114 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 1 | | |
115 | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | 1 | | |
116 | Контрольная работа№ 12. Изложение текста «Поговорим о бабушках».Анализ изложения | 1 | | |
Союз (6 часов) | | 1 |
117 | Союз как часть речи. Разряды союзов | 1 | | |
118 | Правописание союзов | 1 | | |
119 | Правописание союзов | 1 | | |
120 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях | 1 | | |
121 | Контрольная работа № 13 (диктант с грамматико-орфографическими заданиями). | 1 | | |
122 | Работа над ошибками | 1 | | |
Текст (продолжение) (3 часа) | | 1 |
123 | Текст. Описание внешности человека | 1 | | |
124 | Текст. Описание предмета | 1 | | |
125 | Текст. Описание внешности человека | 1 | | |
Частица (6 часов) | | 1 |
126 | Частица как часть речи. Разряды частиц | 1 | | |
127 | Правописание частиц | 1 | | |
128 | Правописание частиц | 1 | | |
129 | Контрольная работа № 14. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 1 | | |
130 | Употребление частиц в речи | 1 | | |
131 | Произношение предлогов, союзов, частиц | 1 | | |
Междометия и звукоподражательные слова (2 часа). Омонимия слов разных частей речи (1 час) |
132 | Междометия | 1 | | |
133 | Звукоподражательные слова | 1 | | |
134 | Омонимия слов разных частей речи | 1 | | |
Речь. Характеристика человека (4 часа) | | 1 |
135 | Характеристика человека | 1 | | |
136 | Контрольная работа№ 15. Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове». Анализ изложения | 1 | | |
137,138 | Контрольная работа№ 16. Сочинение о человеке. Примерные темы: «Каким человеком был мой дедушка (отец, ...)?», или «Что за человек мой друг (брат, ...)?», или «Знакомьтесь: это я» (характеристика человека и описание его внешности). | 2 | | |
Обобщающее повторение и итоговый контроль (2 часа) | | 1 |
139 | Повторение изученного. Русские лингвисты, о которых говорилось в течение учебного года. | 1 | | |
140 | Контрольная работа № 17. Анализ ошибок в итоговой контрольной работе | 1 | | |
Лист внесения изменений.
№ п/п | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая | Тема урока | Основание для внесения изменений в программу (номер, дата приказа) |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
11 | | | | |
12 | | | | |
13 | | | | |
14 | | | | |
15 | | | | |
16 | | | | |
17 | | | | |
18 | | | | |
19 | | | | |
20 | | | | |