СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка для логопедической программы учащегося 3 класса с Рас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка для логопедической программы учащегося 3 класса с Рас»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Структура АООП НОО обучающихся с РАС включает целевой, содержательный и организационный разделы. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает в себя так же программу коррекционной работы.

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с РАС в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся их социальную адаптацию.

Расстройства аутистического спектра  являются одним из самых часто встречаемых нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны развития ребенка, проявляясь в том числе  в трудностях восприятия и переработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, ограничении собственной активности. Ребёнок  с РАС не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Таким образом, реализация логопедической программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря  занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, следовательно  ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.



Характеристика структурных компонентов речи обучающихся с РАС

У учащихся с РАС нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РАС характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно  большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное  звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РАС  достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.

Цель программы: овладение учащимся полноценной устной речью и создание условий для успешного усвоения письма и чтения.

Задачи программы:

- коррекция звукопроизношения;

- коррекция фонематического недоразвития

- повышение уровня общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;

- формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова и грамматическом оформлении речи;

- формирование, развитие и совершенствование прочных орфографических навыков.

- обучение различным формам словоизменения и способам словообразования;

- формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.  

    Общая характеристика программы

Рабочая программа для обучающегося 3 класса с расстройством аутистического спектра включает в себя работу по развитию психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевое дыхание, голос, артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие; обучению нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка; формированию просодических компонентов речи (темп, ритм, паузацию, интонационную выразительность, логическое ударение); развитию функции фонематической системы; компенсации нарушений звуко-слоговой структуры слова; развитию и обогащению лексико-грамматического строя речи; развитию коммуникативной функции речи: формировать умение планировать собственное связное высказывание, самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации; компенсации нарушения чтения и письма.

Место коррекционного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 60 часов в год. Занятия проводятся в индивидуальной форме, 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.

Планируемые результаты

Личностные результаты УУД:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД :

- осмысление правил поведения на уроке в школе и следование им;

- развитие возможностей организации произвольного внимания;

- развитие навыков осознанного восприятия и выполнения заданий учителя-логопеда;

- развитие возможностей самостоятельного планирования собственных действий и речи;

- отработка умения следовать собственному плану;

- возможность совместно с учителем -логопедом оценивать результат своих действий, вносить коррективы;

- развитие осмысленного отношения к процессу обучения, к учебному материалу;

- формирование осмысленных учебных навыков, которые обучающийся с РАС использует в различных ситуациях (учебных и житейских).

Познавательные УУД:

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи; 

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации- осознанно относится к букве, как части слова, к слову – как к части фразы, а к фразе, как части текста;

- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения;

- формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослым, выполнять задания учителя — логопеда,

- слушать вопросы учителя - логопеда и стараться ответить на них в соответствии со смыслом вопроса;

- самостоятельно задавать вопросы и по теме занятия, и в ситуации, когда появляется необходимость в объяснении учителя — логопеда;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне фразы), адекватно оценивать собственное поведение на занятии, стараться использовать в общении правила вежливости;

- учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты

- составлять предложения из слов;

- соблюдать нормы произношения слов;

- различать словосочетание и предложение;

- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

- определять тип текста;

- определять качественную характеристику звука: гласный-согласный, гласный ударный-безударный, согласный твердый-мягкий, согласный глухой-звонкий (в объёме изученного);

- определять ударный и безударный слоги в слове;

- определять функцию мягкого знака как разделительного;

- различать слова относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, глагол).

- овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета



Содержание программы

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Части речи (9 часа)

Речь и предложение. Предложение и слово. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Звуки, буквы.(11 часов)

Слог, ударение. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Парные звонкие и глухие согласные. Парные согласные на конце слова. Парные согласные в середине слова. Мягкий знак, как показатель мягкости. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак.

Обозначение мягкости с помощью гласных. (11 часов)

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Непарные твёрдые согласные звуки (ж,ш,ц). Непарные мягкие согласные звуки (ч,щ,й). Твердые и мягкие согласные звуки. Закрепление.

Морфологический состав слова (10 часов)

Корень как главная часть слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Сложные слова. Приставка. Суффикс.

Предложение (13 часов)

Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложение. Восклицательные предложения.

Текст (7 часа)

Текст. Текст- повествование. Текст — описание.Текст — рассуждение.

Итоговая проверочная работа (1 час)



















Методическое обеспечение:

  1. Павлова Ю.Б. Программа групповых логопедических занятий с детьми с РАС для учащихся 1-4 классов.

  2. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

  3. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005

  4. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001

  5. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования».

Информационно- методическое  сопровождение:

  • Картинный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

  • Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

  • Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г

  • Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!