Пояснительная записка к экологическому проекту «Гладиолусы», состоящего из двух интегрированных уроков
для обучающихся 9 и 10 классов с умеренной умственной отсталостью
Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Одним из эффективных способов достижения метапредметных результатов можно выделить интегрированный урок. Эта форма проведения уроков активно внедряется и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.
В связи с вышеизложенным, при проведении уроков в МБОУ «Северская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» мы активно используем возможность проведения интегрированных уроков. Особенно актуальной является задача формирования целостного взгляда обучающихся на окружающий мир и место человека в нём. Именно поэтому наиболее часто в школе мы проводим интегрированные предметы по учебным предметам биология и цветоводство.
Целями проведения интегрированных уроков по данным предметам являются:
1) обучение умению выделять определенные свойства и явления окружающего мира и пытаться дать им объяснение;
2) обучение системе общих понятий, на основе которых обучающиеся могли бы самостоятельно анализировать факты и явления;
3) обучение поиску самостоятельного пути решения проблемы;
4) активизировать мыслительную деятельность обучающихся по воспроизведению ранее усвоенных знаний смежных предметов и увязыванию их с новым материалом;
5) обеспечить согласованную систему работы преподавателей различных дисциплин и всестороннее рассмотрение на уроках предметов и явлений;
6) расширить кругозор обучающихся, повысить их познавательную активность, развивать интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла.
Тема проекта соответствует ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В процессе реализации проекта участники будут решать проблемы:
Выяснять способы размножения растений семейства ирисовых - гладиолусов, которые не только будут украшать школьную клумбу, но и будут использоваться в цветочном букете в качестве подарка.
Самостоятельно, на основании полученных сведений о семействе ирисовых, в ходе подготовки домашнего задания ознакамливаться с сортами гладиолусов.
Путем размышлений, сравнительного анализа, опираясь на полученные результаты в ходе практической работы, определять изменения, произошедшие с клубнелуковицей с весны до осени.
Конечным продуктом деятельности участников проекта необходимо будет выкопать подземную часть гладиолуса, сравнить внешний вид клубнелуковицы посаженной весной и выкопанной осенью.
Определить посадочный материал для следующего года.
Задачи проекта:
Закреплять навыки коллективной работы.
Воспитывать уважения к своему труду и труду сверстников.
Формировать трудолюбие и социально значимые качества личности.
Формировать умения видеть, и создавать красоту природы, труда и творчества.
Изучать литературу по выращиванию гладиолусов и на основе изученного ухаживать за растениями на пришкольном участке.
Подбирать здоровые клубнелуковицы для высадки на пришкольный участок.
Определять агротехнические приемы выращивания предлагаемых растений.
Привлекать внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.
Осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора.
Развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;
Прививать навыки экологического поведения, воспитания любви к природе.
Значение зеленых насаждений:
оздоровление окружающей среды;
создание комфортных условий проживания для обучающихся в школе-интернате;
обогащение ландшафта школы-интерната;
увеличение привлекательности и живописности.
Деятельность детей в проекте будет направлена на то, чтобы помочь им научиться мыслить логически, отстаивать свою точку зрения, систематизировать и обобщать материал, работать с информацией, работать в команде, ставить и решать проблемы, анализировать и оценивать. Будут развиваться коммуникативные умения, критическое мышление, широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, создаваться мотивация для познания и творчества.
План проекта
Подготовительный этап 1-ый урок (весной)
I этап. Организация начала занятия. Подготовка к активной учебно-практической деятельности
П этап. Проектно-исследовательская деятельность
Ш этап. Физкультминутка
IV этап. Объяснение нового материала
V этап. Практическая работа
VI этап. Домашнее задание
VII этап. Рефлексия
Заключительный этап 2-ой урок (осенью)
I этап. Мотивация.
П этап. Актуализация знаний
Ш этап. Практическая деятельность
IV этап. Проектно-исследовательская деятельность
V этап. Физкультминутка
VI этап. Объяснение нового материала
VII этап. Домашнее задание
VIII этап. Рефлексия, закрепление изученного материала