СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к конкурсному испытанию "методическая мастерская" к конкурсу "Учитель года" 2021

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка к конкурсному испытанию "методическая мастерская" к конкурсу "Учитель года" 2021

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к конкурсному испытанию "методическая мастерская" к конкурсу "Учитель года" 2021»

Методическая мастерская - "Погружение в физику"

Щербинин А.С., учитель физики

МБОУ СШ № 16, г. Арзамас

Пояснительная записка

Слайд 1-2

Если научиться говорить можно только разговаривая, то изучить физику можно только поняв, что ты живешь внутри физического мира и сам являешься одним из его процессов.

Физика – основополагающий предмет в формировании естественнонаучного мировоззрения. В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Физика», утвержденной решением Коллегии Министерства просвещения РФ от 3 декабря 2019 года № ПК-4вн., физическое образование должно готовить граждан к жизни и работе в условиях современной инновационной экономики, формировать естественнонаучную грамотность и интерес к науке у основной массы обучающихся.

Физика – трудный учебный предмет, при изучении которого у школьников часто возникает психологический барьер, препятствующий пониманию и усвоению материала, обусловленный, прежде всего, недостаточно развитым абстрактным мышлением, а также необходимостью полного последовательного усвоения знаний на языке математики. У учащихся зачастую возникает страх перед изучением данного предмета, хотя объективно они понимают его необходимость и признают практическую значимость этих знаний. Это приводит к ощущению дискомфорта, что пагубно сказывается на уровне усвоения знаний, нежеланию вследствие страха учиться и снижении общего уровня здоровья. В нормах САНПиН физика относиться к предметам первой степени сложности.

Слайд 3

Свою основную миссию вижу в том, чтобы заложить у учащихся основы научных знаний и при этом воспитать здоровых, не потерявших способности мечтать и непосредственно воспринимать окружающий мир граждан.

Исходя из этого, я представляю свою методику изучения предмета – «Погружение в физику», основанную системно-деятельностном подходе и личностно-ориентированных технологиях обучения. Проблемное обучение, проектная деятельность, «перевернутый класс» - данные технологии позволяют создать оптимальные условия развития каждого ученика, воспитать человека с новым уровнем сознания, способного к самооценке и критическому мышлению, основанному на естественнонаучном мировоззрении.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на идеи, высказанные Л.В. Тарасовым и Ю.Б. Зотовым в «Новой модели школы: экология и диалектика» (школа участвовала в апробации модели на первых этапах ее существования в период с 1993 года, многие идеи – экологизация образования, например, - сохранены и сегодня и отражают самобытность школы), в которой ведущей является содержательная сторона, выводящая ЗУН не в цели, а в средства развития, использующая модель холистического обучения (Д. Хаззард, Д. Миллер).

Слайд 4-5

Особая цель – сохранение здоровья учащихся на основе применения элементов технологии В.Ф. Базарного– зрительные тренажеры, повышение двигательной активности учащихся, в том числе на уроке. (Школа является городским ресурсным центром здоровьесберегающей деятельности).

Слайд 6

«Физика», как предмет, вырастает из курса «Окружающего мира», предметов естественнонаучного цикла – биология, экология (в школе с 6-го класса введено углубленное изучение биологии) - и современного информационного пространства, в котором учащиеся получают значительную долю научной информации и знакомятся с некоторыми физическими явлениями, процессами, приборами.

На уровне основного общего образования закладываются основы для дальнейшего изучения физики на углубленном уровне в классах среднего общего образования естественнонаучного профиля как основы для научной и инженерной деятельности.

Слайд 7

В отличие от традиционной методики, я более смело и широко использую физическую символику, формулы, представления и законы, что позволяет переходить к решению практико-ориентированных, сюжетных задач. Физические знания приобретают личностную значимость для учащегося, не позволяя ему выступать в роли стороннего наблюдателя. Хороший урок для меня - это урок вопросов, сомнений и открытий, но его обязательным условием является понятие и принятие принципа познаваемости окружающего мира, идея научного мировоззрения.

Красной нитью через все общение с учащимися проходит идея о том, что с развитием человеческой цивилизации происходило и развитие научного познания мира человеком. Человек, несмотря на то, что по сравнению с просторами и возрастом Вселенной кажется «краткосрочной» песчинкой, имеет разум и способен понять Вселенную и механизмы ее развития, а, значит, и управлять ими. Постепенно расширяя свою власть над природой, мы делаемся все более могущественными, и огромную роль в этом играет воображение, нестандартное мышление, основанное на научном знании, умение ставить цель и достигать ее, используя рациональные средства без вреда для себя и окружающего мира.

Слайд 8

Использование классических музыкальных произведений, создание атмосферы сотрудничества и партнерства, учет возрастных особенностей и варьирование целей в зависимости от этапа изучения, построение диалога и использование игровых форм деятельности позволяют снизить утомляемость, упростить процесс открытия и «присвоения» знания, облегчить запоминание, превратить процесс обучения из обязанности в необходимость. Вызвать, усилить и укрепить интерес к самостоятельному изучению - вот основная идея в построении моих уроков, каждый из которых - это открытие, разгадка увлекательной тайны, которая имеет непосредственное отношение к ученику, а сам он - уникален.

Слайд 9

Таким образом, предлагаемая методика реализует концепцию развития предметной области «Естественные науки. Физика», являясь средством достижения неизменной цели формирования позитивного отношения к науке в целом и ее физического составляющего, развития личностных качеств и индивидуальных особенностей. (Формирует интерес и стремление учащихся к научному изучению природы, развивает представление о научном методе познания и мировоззрения. Является важным элементом мотивации к обучению более сложных видов деятельности. Раскрывает умение постановки задачи исследования, выдвижения научных гипотез и предложения способов их проверки, определения плана проверки и интерпретации его результатов, самостоятельному выбору физической модели, необходимых законов для описания процесса. Помогает становлению естественнонаучной грамотности учащихся.)

Слайд 10

Серьезное место в моей методике занимает техническое оснащение кабинета, включающее в себя как демонстрационное и лабораторное оборудование, так и средства, обеспечивающие применение ИКТ, высокоскоростной доступ к сети Интернет. Современное оснащение кабинета физики позволяет устраивать интерактивные экскурсии даже туда, куда физически человек попасть не может – на борт космического корабля или в пекло атомного реактора. Процесс обучения становится наглядным, приносит понимание связи классической и квантовой физики как способа описания единой физической картины мира, неразрывности изучаемых предметов.

Слайд 11

А еще кабинет физики – образовательная среда, отражающая активность учеников, их отношение к физическим явлениями и процессам через объекты, созданные своими руками на протяжении нескольких лет. На стенах кабинета – два изображения – дерева и солнца – символы познания и взаимосвязи физики с другими предметами школьного курса. На эти стенды можно разместить портрет ученого-физика, информацию о новейшем открытии, отметить «народным голосованием» «Лучшего физика недели» или свои достижения. На потолке – зрительный тренажер: можно сделать паузу в напряженных исследованиях и осознать важность заботы о собственном здоровье. На уроке можно «потрогать» экспонаты школьного «музея физики» - проектные работы учеников, демонстрирующие различные физические явления и процессы. Все эти проекты - результат личностного погружения в мир физики, способ передачи и востребованности личного опыта одних учащихся другими. Такая среда - не только условие реализации поставленных задач, но и основа эффективного и дружелюбного взаимодействия.

Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность погружает учащихся в формирование собственного отношения к будущей научной или инженерной профессиональной сфере, к современным научно-техническим достижениям и позволяет осознать принадлежность к будущему и свою ответственность за него, а самому учителю быть учителем будущего уже сегодня (участие в заочном этапе конкурса профессионально мастерства «Учитель будущего - 2020»). При изучении отдельных тем возникает противоречие между знаниями учащихся и задачами, которые нужно выполнить, что заставляет учеников изыскивать оригинальные методы для решения и стимулирует интерес к открытию нового знания, задействует процессы индукции и дедукции в равной мере, приносит понятие о важности творческой составляющей в науке и жизни в целом.

В своей работе на первом этапе предлагаю ученикам использовать прием пошагового целеполагания, когда они ставят себе большую цель и каждый урок достигают ее посредством целей малых, причем каждая цель должна быть обоснована и аргументирована. Такой подход позволяет видеть прогресс и дополнительно стимулирует процесс продвижения в обучении.

На этапе актуализации пользуюсь новостями из мира науки, предлагаю ситуации и задачи для прогнозирования результата, заведомо ошибочные решения («ловушки») для постановки проблемной ситуации. Прямые включения к веб - камерам, находящимся в различных уголках нашей планеты и за ее пределами, повышают заинтересованность и актуализируют знания из различных изучаемых предметов.

Усвоение новых знаний проходит в форме фронтального или группового исследования, решения классических и сюжетных задач, самостоятельного использования различных источников информации, что вырабатывает критическое мышление. При этом групповая работа позволяет минимизировать нагрузку, так как происходит делегирование обязанностей внутри группы.

Проверка понимания материала происходит в формате доклада с элементами дискуссии о проведенном исследовании, выдвигаются гипотезы и способы их проверки. Учащимся могут быть предложены тесты, самостоятельные работы, экспресс-тестирование с использованием системы Plicers, задания для выполнения на интерактивной доске, творческие задания, квизы.

Завершение темы предполагает предъявление творческого (сочините сказку, поставьте сценку и т.п.) или технического проекта (изготовить прибор или макет), либо исследовательской работы.

Для формирования умения самоконтроля используются оценочные карточки, в которых ученики самостоятельно оценивают работу одноклассников по заданным критериям, а также сравнивают с образцом, который мы вырабатываем вместе. При выявлении ошибок, учащиеся самостоятельно проводят коррекцию с более успешными результатами одноклассников.

Слайд 12

Оценка результативности работы учителя по данной методике включает количественные и качественные показатели внутренней и внешней оценки.

Критерий оценки

Единицы измерения

Общая численность обучающихся предмету «Физика»

2018-2019 гг. – 224 чел.

2019-2020 гг. – 223 чел.

2020-2021 гг. – 226 чел.

Количество обучающихся на «4» - «5»

2018-2019 гг. – 197 чел. (87,9%)

2019-2020 гг. – 200 чел. (89,7%)

2020-2021 гг. – 199 чел. (88%)

Количество обучающихся, выбравших физику в качестве профильного предмета на уровне среднего общего образования

2020-2021 гг. – 27 чел. (100%)

Количество учащихся, выбравших физику в качестве ЕГЭ

2018 г. – 6 чел.

2019 г. – 5 чел.

2020 г. – 6 чел.

Средний балл ЕГЭ по сравнению с городским

2018 г. – 52 б (- 1,2 б)

2019 г. – 64,33 б (+ 11,13 б)

2020 г. – 54,75 (+0,25 б)

Количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике


2018-2019 гг. – 157 чел.

2019-2020 гг. – 189 чел.

2020-2021гг. – 110 чел.

Количество участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике


2018-2019 гг. – 6 чел.

2019-2020 гг. – 16 чел., из них призеры - 1

2020-2021гг. – 3 чел.

Количество участников научно-практической конференции

2018-2019 гг. – 4 чел., из них – лауреаты – 2 чел.

2019-2020 гг. – 8 чел., из них лауреаты – 6 чел.

2020-2021гг. – 11 чел., из них лауреаты – 9 чел.

Количество участников муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов

2018-2019 г.г. – 11 чел., из них призеры - 6

2019- 2020 г.г. – 25 чел., из них призеры – 11

2020 – 2021 г.г. – 12 чел.

Таким образом, используемая мной методика преподавания позволяет школьникам успешно решать вопросы, возникающие перед ними в процессе изучения физики, вооружает их системой знаний основ физики, способствует развитию научного мышления (исследовательского и теоретического), а также позволяет ребенку стать полноправным субъектом своего развития.

В результате усвоения физических знаний закладываются основы научного мировоззрения - могучего орудия в творческой деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, ставить цели и планировать их достижение.

Такой подход к преподаванию физики отрицает механическое выполнение программы, позволяя мне, педагогу, раскрыться как личности творческой, способной к саморазвитию, к расширению своего кругозора, передающей эмоционально-ценностное отношение к миру, раскованность и гармоничное, экологическое восприятие мира.

Слайд 13

Своей практикой я утверждаю: нет никакого противоречия между физиками и лириками: можно быть учителем физики и с интересом открывать для учеников мир великой музыки как на уроках физики (музыкальное сопровождение во время самостоятельных работ), так и на уроках музыки (профессиональная переподготовка учителя). Учитель физики может сам быть профессиональным ди-джеем (результаты, сертификаты), а может научить этому любого в школьном объединении дополнительного образования.

Слайд 14-15

Учитель физики может быть учителем здоровья, всей своей деятельностью формируя у учащихся ценности здорового образа жизни (призер регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья - 2019»). Творческая лаборатория учителя по созданию здоровьесберегающего пространства учебного кабинета представлена на городском семинаре для учителей (2019 год).

Методический опыт по теме «Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни через развитие двигательной активности учащихся в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Вектор» на инновационной площадке ГБОУ ДПО НИРО по теме «Апробация учебно-методического сопровождения курса внедренной деятельности «Вектор» в рамках реализации программы воспитания и социализации ФГОС ООО» представлен на конференциях и семинарах для педагогов города в 2018, 2019 году.

Слайд 16

В настоящее время рассматривается несколько концепций современного школьного физического образования, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Но в любом случае не следует забывать, что если учащиеся будут вовлечены в процесс изучения физики, то смогут преодолеть все возникающие перед ними проблемы, и только тогда этот предмет сможет раскрыть их собственный потенциал. "Погружение в физику" состоится только в том случае, если будут развиваться умственные способности учащихся по мере совершенствования их способностей к восприятию природы с научной, непредвзятой точки зрения, если сохранится познавательный интерес и сформируется способность применять знания в целях улучшения окружающего мира.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!