«Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения»
Перестройка системы образования в новых социально-экономических условиях России выдвинула новые целевые ориентиры образовательной деятельности: «поворот» к личности, создание условий для ее развития. Ценностью становятся не знания как таковые, а самореализация личности благодаря этим знаниям.
В связи с этим наиболее острая проблема – это коммуникативные компетентности ученика нового времени. Современная жизнь ставит перед ребенком ним определенные цели: свободное владение языком, умение общаться с людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта и уверенности в себе. Именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в социализации личности школьника.
Как помочь учащимся развивать речь и мышление? Как сформировать интеллектуально-творческую личность, обладающими коммуникативными навыками? Наконец, как эффективно подготовить обучающихся к итоговой аттестации и к устному собеседованию? Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению и сочинению-рассуждению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно оформить письменный пересказ, сохраняя его своеобразие. Поэтому на уроках русского языка я активно использую практические приемы работы с текстом, начиная с пятого класса.
Цель образовательной деятельности для решения проблемы в рамках педагогического опыта - это способствование формированию навыков работы с текстом, поиск и адаптация эффективных способов подготовки к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения обучающимися.
Задачи:
1. Проанализировать и адаптировать используемые в педагогике технологии работы с текстом.
2. Внедрить в практику наиболее эффективные методы и приемы для развития навыков работы с текстом в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку.
3. Разработать цикл учебных занятий для развития навыков работы с текстом.
Практические приемы при подготовке к ОГЭ
Самая сложная часть ОГЭ по русскому языку, по отзывам ребят - это изложение и сочинение. Но ведь умение писать творческие работы – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку.
Сочинение – один из видов работ по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Необходима обоснованная система, обеспечивающая развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы над сочинением. Ребенок должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение в работе над сочинением - умение собирать материал.
Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?
Уже младший школьник может ответить на вопрос: «О чём этот текст?» Таким образом, решается задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.
Готовить детей к экзамену надо с пятого класса. Предлагаю свою систему работы над текстом.
В ходе подготовке к ОГЭ на уроках русского языка уже в средних классах даю задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:
1. Автор рассказывает о том, что…
2. По его мнению, ...
3. Однако я думаю по-другому, потому что… или
Я согласен с автором, потому что…
4. Итак, …
Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Обнаружение проблемы происходит в несколько этапов:
1) пересказ текста;
2) выделение микротем по абзацам;
3) поиск ключевых слов;
4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;
5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.
При подготовке к сочинению-рассуждению на начальном этапе раздаю учащимся шаблон, что помогает организовать, позволяет конкретизировать его работу.
Пример шаблона:
1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
4. В заключение хочется сказать, что…
В целом обучение сочинению – очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данным работам.
Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю тоже в 5 классе, программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).
Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми предложениями или частями, в которых не отражена главная мысль микротемы); второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно); и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем своими словами). Умение применять все три приема сокращения в изложении оценивается 3-мя баллами. При работе с текстом, главное, не исказить смысл текста, иначе вам укажут на фактическую ошибку, а это минус 2 балла.
В 5 классе учащиеся внимательно читают текст, думают, о чем говорится в этом тексте, определяют тему и основную мысль текста, выделяют смысловые части (микротемы), каждую смысловую часть нужно озаглавить (микротему). Далее предлагаю творческие задания к тексту, связанные с изученным теоретическим материалом.
Пример текста:
Прочитайте текст. Запишите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.
Береза-дерево удивительное. Можно весь свет обойти , нигде такого растения не встретишь. У нее – единственный в мире – белая кора, тонкая и нежная. Плохо пришлось бы березе без такой коры. Дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом нетрудно убедиться , если в жаркий день прикоснуться к стволу березы- даже на солнце он остается прохладным.
Береза - дерево неприхотливое , может расти на любых почвах . И везде хороша. Светел и радостен березовый лес. Недаром в старину березу называли «веселкой».
Наше белоствольное чудо чудное радует не только своей красотой. В давние времена крестьянские избы освещали лучиной. А лучину щепали березовую-оно хорошо горит, почти без копоти.
А какие банные веники , какие метлы считаются лучшими? Березовые!
Русские умельцы вырезали из березы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки. Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока - они и легки, и влагу не пропускают. Чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты.
Много столетий назад, когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста. При помощи костяных или медных стержней наши предки писали на бересте письма. Береза - это символ нашей родины - России!(из «Книги природы»)
Предлагаю такие задания к тексту:
-определите тип речи текста (подтвердите это примерами из текста);
-вспомните, какие стихотворения о березе вы знаете? Почему ее называют красавицей, чудом, дивом?
-напишите изложение текста, используя стихотворные строки.
Система работы над текстом в 7 классе. Ученикам предлагается текст из воспоминаний Корнея Чуковского о А.П. Чехове. Предлагаю такие задания к тексту:
-определить тему и основную мысль текста;
-озаглавьте текст так, чтобы он в полной мере отражал содержание текста;
А ученики самостоятельно предлагают свои творческие задания, т.е. используют исследовательский метод.
-какой абзац, какое предложение являются главными в тексте?
-определите тип речи и стиль текста. На какие признаки текста вы будете опираться в своем ответе?
-охарактеризуйте слова якшаться, кишащие, захолустье с точки зрения сферы их употребления;
- объясните лексическое значение слов магнат, радушие, феноменальный.
Использую тренировочные упражнения по сжатию текста:
1.Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».
Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство -……..; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...
Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ....
2.Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …..; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...
1.В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
2.Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.
3.Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?
1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)
2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)
3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)
4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)
5) Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.
5. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.
2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
6. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.
1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.
2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.
3) Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.
4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.
1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии.
2) Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.
3) Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.
4) Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.
5) Пропустив много занятий по болезни, ученик все же смог успешно сдать экзамены.
Таким образом, успешно идет процесс формирования коммуникативной компетенции, так, по результатам диагностики в 2018 г. обучающиеся показали следующие результаты: умение определять тему и основную мысль текста сформировано у 95% обучающихся, умение определять стиль и тип речи сформировано у 85%, умение выделять микротемы - у 95%, умение выделять ключевые слова – у 90%.
Позитивный результат работы с текстом просматривается в предметных конкурсах разных уровней. Обучающиеся успешно являются победителями и призёрами интернет-олимпиад по литературе и русскому языку, демонстрируют свои умения на научно-практических конференциях, представляют свои работы на областных и всероссийских конкурсах (очных и дистанционных). Выпускники моего класса в 2019 году по результатам ОГЭ по русскому языку показали 100% успеваемость, средний балл составил 29, средняя оценка 4, процент качества образования составил - 68%.
Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Ведь еще Конфуций писал: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...».
Используемые ресурсы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 2002
4. Сметанникова Н.Н. Статья «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
5. Тихонова С. В. Чтение как педагогический феномен новой школы. Монография. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=30629
Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к методическому семинару «Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения»»
Яковлева Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Терентьевская СОШ»»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения»
Перестройка системы образования в новых социально-экономических условиях России выдвинула новые целевые ориентиры образовательной деятельности: «поворот» к личности, создание условий для ее развития. Ценностью становятся не знания как таковые, а самореализация личности благодаря этим знаниям.
В связи с этим наиболее острая проблема – это коммуникативные компетентности ученика нового времени. Современная жизнь ставит перед ребенком ним определенные цели: свободное владение языком, умение общаться с людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта и уверенности в себе. Именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в социализации личности школьника.
Как помочь учащимся развивать речь и мышление? Как сформировать интеллектуально-творческую личность, обладающими коммуникативными навыками? Наконец, как эффективно подготовить обучающихся к итоговой аттестации и к устному собеседованию? Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению и сочинению-рассуждению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно оформить письменный пересказ, сохраняя его своеобразие. Поэтому на уроках русского языка я активно использую практические приемы работы с текстом, начиная с пятого класса.
Цель образовательной деятельности для решения проблемы в рамках педагогического опыта - это способствование формированию навыков работы с текстом, поиск и адаптация эффективных способов подготовки к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения обучающимися.
Задачи:
1. Проанализировать и адаптировать используемые в педагогике технологии работы с текстом.
2. Внедрить в практику наиболее эффективные методы и приемы для развития навыков работы с текстом в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку.
3. Разработать цикл учебных занятий для развития навыков работы с текстом.
Практические приемы при подготовке к ОГЭ
Самая сложная часть ОГЭ по русскому языку, по отзывам ребят - это изложение и сочинение. Но ведь умение писать творческие работы – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку.
Сочинение – один из видов работ по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Необходима обоснованная система, обеспечивающая развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы над сочинением. Ребенок должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение в работе над сочинением - умение собирать материал.
Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?
Уже младший школьник может ответить на вопрос: «О чём этот текст?» Таким образом, решается задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.
Готовить детей к экзамену надо с пятого класса. Предлагаю свою систему работы над текстом.
В ходе подготовке к ОГЭ на уроках русского языка уже в средних классах даю задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:
1. Автор рассказывает о том, что…
2. По его мнению, ...
3. Однако я думаю по-другому, потому что… или
Я согласен с автором, потому что…
4. Итак, …
Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Обнаружение проблемы происходит в несколько этапов:
1) пересказ текста;
2) выделение микротем по абзацам;
3) поиск ключевых слов;
4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;
5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.
При подготовке к сочинению-рассуждению на начальном этапе раздаю учащимся шаблон, что помогает организовать, позволяет конкретизировать его работу.
Пример шаблона:
1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
4. В заключение хочется сказать, что…
В целом обучение сочинению – очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данным работам.
Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю тоже в 5 классе, программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).
Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми предложениями или частями, в которых не отражена главная мысль микротемы); второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно); и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем своими словами). Умение применять все три приема сокращения в изложении оценивается 3-мя баллами. При работе с текстом, главное, не исказить смысл текста, иначе вам укажут на фактическую ошибку, а это минус 2 балла.
В 5 классе учащиеся внимательно читают текст, думают, о чем говорится в этом тексте, определяют тему и основную мысль текста, выделяют смысловые части (микротемы), каждую смысловую часть нужно озаглавить (микротему). Далее предлагаю творческие задания к тексту, связанные с изученным теоретическим материалом.
Пример текста:
Прочитайте текст. Запишите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.
Береза-дерево удивительное. Можно весь свет обойти , нигде такого растения не встретишь. У нее – единственный в мире – белая кора, тонкая и нежная. Плохо пришлось бы березе без такой коры. Дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом нетрудно убедиться , если в жаркий день прикоснуться к стволу березы- даже на солнце он остается прохладным.
Береза - дерево неприхотливое , может расти на любых почвах . И везде хороша. Светел и радостен березовый лес. Недаром в старину березу называли «веселкой».
Наше белоствольное чудо чудное радует не только своей красотой. В давние времена крестьянские избы освещали лучиной. А лучину щепали березовую-оно хорошо горит, почти без копоти.
А какие банные веники , какие метлы считаются лучшими? Березовые!
Русские умельцы вырезали из березы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки. Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока - они и легки, и влагу не пропускают. Чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты.
Много столетий назад, когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста. При помощи костяных или медных стержней наши предки писали на бересте письма. Береза - это символ нашей родины - России!(из «Книги природы»)
Предлагаю такие задания к тексту:
-определите тип речи текста (подтвердите это примерами из текста);
-вспомните, какие стихотворения о березе вы знаете? Почему ее называют красавицей, чудом, дивом?
-напишите изложение текста, используя стихотворные строки.
Система работы над текстом в 7 классе. Ученикам предлагается текст из воспоминаний Корнея Чуковского о А.П. Чехове. Предлагаю такие задания к тексту:
-определить тему и основную мысль текста;
-озаглавьте текст так, чтобы он в полной мере отражал содержание текста;
А ученики самостоятельно предлагают свои творческие задания, т.е. используют исследовательский метод.
-какой абзац, какое предложение являются главными в тексте?
-определите тип речи и стиль текста. На какие признаки текста вы будете опираться в своем ответе?
-охарактеризуйте слова якшаться, кишащие, захолустье с точки зрения сферы их употребления;
- объясните лексическое значение слов магнат, радушие, феноменальный.
Использую тренировочные упражнения по сжатию текста:
1.Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».
Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство -……..; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...
Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ....
2.Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …..; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...
1.В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
2.Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.
3.Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?
1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)
2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)
3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)
4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)
5) Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.
5. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.
2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
6. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.
1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.
2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.
3) Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.
4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.
1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии.
2) Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.
3) Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.
4) Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.
5) Пропустив много занятий по болезни, ученик все же смог успешно сдать экзамены.
Таким образом, успешно идет процесс формирования коммуникативной компетенции, так, по результатам диагностики в 2018 г. обучающиеся показали следующие результаты: умение определять тему и основную мысль текста сформировано у 95% обучающихся, умение определять стиль и тип речи сформировано у 85%, умение выделять микротемы - у 95%, умение выделять ключевые слова – у 90%.
Позитивный результат работы с текстом просматривается в предметных конкурсах разных уровней. Обучающиеся успешно являются победителями и призёрами интернет-олимпиад по литературе и русскому языку, демонстрируют свои умения на научно-практических конференциях, представляют свои работы на областных и всероссийских конкурсах (очных и дистанционных). Выпускники моего класса в 2019 году по результатам ОГЭ по русскому языку показали 100% успеваемость, средний балл составил 29, средняя оценка 4, процент качества образования составил - 68%.
Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Ведь еще Конфуций писал: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...».
Используемые ресурсы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 2002
4. Сметанникова Н.Н. Статья «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
http://mcbs.ru/files/File/smetannikova%281%29.pdf
5. Тихонова С. В. Чтение как педагогический феномен новой школы. Монография. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=30629