СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к методическому семинару «Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения»

Перестройка системы образования в новых социально-экономических условиях России выдвинула новые целевые ориентиры образовательной деятельности: «поворот» к личности, создание условий для ее развития. Ценностью становятся не знания как таковые, а самореализация личности благодаря этим знаниям.

В связи с этим наиболее острая проблема – это коммуникативные компетентности ученика нового времени. Современная жизнь ставит перед ребенком ним определенные цели: свободное владение языком, умение общаться с людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта и уверенности в себе. Именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в социализации личности школьника.

Как помочь учащимся развивать речь и мышление? Как сформировать интеллектуально-творческую личность, обладающими коммуникативными навыками? Наконец, как эффективно подготовить обучающихся к итоговой аттестации и к устному собеседованию? Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению и сочинению-рассуждению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно оформить письменный пересказ, сохраняя его своеобразие. Поэтому на уроках русского языка я активно использую практические приемы работы с текстом, начиная с пятого класса.

Цель образовательной деятельности для решения проблемы в рамках педагогического опыта - это способствование формированию навыков работы с текстом, поиск и адаптация эффективных способов подготовки к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения обучающимися.

Задачи:

1. Проанализировать и адаптировать используемые в педагогике технологии работы с текстом.

2. Внедрить в практику наиболее эффективные методы и приемы для развития навыков работы с текстом в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку.

3. Разработать цикл учебных занятий для развития навыков работы с текстом.

Практические приемы при подготовке к ОГЭ

Самая сложная часть ОГЭ по русскому языку, по отзывам ребят - это изложение и сочинение. Но ведь умение писать творческие работы – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку.

Сочинение – один из видов работ по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Необходима обоснованная система, обеспечивающая развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы над сочинением. Ребенок должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение в работе над сочинением - умение собирать материал.

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

Уже младший школьник может ответить на вопрос: «О чём этот текст?» Таким образом, решается задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

Готовить детей к экзамену надо с пятого класса. Предлагаю свою систему работы над текстом.

В ходе подготовке к ОГЭ на уроках русского языка уже в средних классах даю задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или

   Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Обнаружение проблемы происходит в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

При подготовке к сочинению-рассуждению на начальном этапе раздаю учащимся шаблон, что помогает организовать, позволяет конкретизировать его работу.

Пример шаблона:

1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…

3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…

4. В заключение хочется сказать, что…

В целом обучение сочинению – очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данным работам.

Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю тоже в 5 классе, программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).

Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми предложениями или частями, в которых не отражена главная мысль микротемы); второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно);  и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем своими словами). Умение применять все три приема сокращения в изложении оценивается 3-мя баллами. При работе с текстом, главное, не исказить смысл текста, иначе вам укажут на фактическую ошибку, а это минус 2 балла.

В 5 классе учащиеся внимательно читают текст, думают, о чем говорится в этом тексте, определяют тему и основную мысль текста, выделяют смысловые части (микротемы), каждую смысловую часть нужно озаглавить (микротему). Далее предлагаю творческие задания к тексту, связанные с изученным теоретическим материалом.

Пример текста:

Прочитайте текст. Запишите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.

Береза-дерево удивительное. Можно весь свет обойти , нигде такого растения не встретишь. У нее – единственный в мире – белая кора, тонкая и нежная. Плохо пришлось бы березе без такой коры. Дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом нетрудно убедиться , если в жаркий день прикоснуться к стволу березы- даже на солнце он остается прохладным.

Береза - дерево неприхотливое , может расти на любых почвах . И везде хороша. Светел и радостен березовый лес. Недаром в старину березу называли «веселкой».

Наше белоствольное чудо чудное радует не только своей красотой. В давние времена крестьянские избы освещали лучиной. А лучину щепали березовую-оно хорошо горит, почти без копоти.

А какие банные веники , какие метлы считаются лучшими? Березовые!

Русские умельцы вырезали из березы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки. Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока - они и легки, и влагу не пропускают. Чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты.

Много столетий назад, когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста. При помощи костяных или медных стержней наши предки писали на бересте письма. Береза -  это символ нашей родины - России!(из «Книги природы») 

Предлагаю такие задания к тексту:

-определите тип речи текста (подтвердите это примерами из текста);

-вспомните, какие стихотворения о березе вы знаете? Почему ее называют красавицей, чудом, дивом?

-напишите изложение текста, используя стихотворные строки.

Система работы над текстом в 7 классе. Ученикам предлагается текст из воспоминаний Корнея Чуковского о А.П. Чехове. Предлагаю такие задания к тексту:

-определить тему и основную мысль текста;

-озаглавьте текст так, чтобы он в полной мере отражал содержание текста;

А ученики самостоятельно предлагают свои творческие задания, т.е. используют исследовательский метод.

-какой абзац, какое предложение являются главными в тексте?

-определите тип речи и стиль текста. На какие признаки текста вы будете опираться в своем ответе?

-охарактеризуйте слова якшаться, кишащие, захолустье с точки зрения сферы их употребления;

- объясните лексическое значение слов магнат, радушие, феноменальный.

Использую тренировочные упражнения по сжатию текста:

1.Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство -……..; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...

Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ....

2.Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …..; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

1.В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

 2.Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.

3. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

4. Сократите предложения.

1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

5) Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

5. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

1)  Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

2)  В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

6. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.

1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

3) Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

7. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии.

2) Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.

3) Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.

4) Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

5) Пропустив много занятий по болезни, ученик все же смог успешно сдать экзамены.

Таким образом, успешно идет процесс формирования коммуникативной компетенции, так, по результатам диагностики в 2018 г. обучающиеся показали следующие результаты: умение определять тему и основную мысль текста сформировано у 95% обучающихся, умение определять стиль и тип речи сформировано у 85%, умение выделять микротемы - у 95%, умение выделять ключевые слова – у 90%.

Позитивный результат работы с текстом просматривается в предметных конкурсах разных уровней. Обучающиеся успешно являются победителями и призёрами интернет-олимпиад по литературе и русскому языку, демонстрируют свои умения на научно-практических конференциях, представляют свои работы на областных и всероссийских конкурсах (очных и дистанционных). Выпускники моего класса в 2019 году по результатам ОГЭ по русскому языку показали 100% успеваемость, средний балл составил 29, средняя оценка 4, процент качества образования составил - 68%.

Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Ведь еще Конфуций писал: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...».

Используемые ресурсы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897

2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 2002

4. Сметанникова Н.Н. Статья «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:

http://mcbs.ru/files/File/smetannikova%281%29.pdf

5. Тихонова С. В. Чтение как педагогический феномен новой школы. Монография. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=30629

Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к методическому семинару «Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения»»

Яковлева Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Терентьевская СОШ»»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару


«Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения»


Перестройка системы образования в новых социально-экономических условиях России выдвинула новые целевые ориентиры образовательной деятельности: «поворот» к личности, создание условий для ее развития. Ценностью становятся не знания как таковые, а самореализация личности благодаря этим знаниям.

В связи с этим наиболее острая проблема – это коммуникативные компетентности ученика нового времени. Современная жизнь ставит перед ребенком ним определенные цели: свободное владение языком, умение общаться с людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта и уверенности в себе. Именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в социализации личности школьника.

Как помочь учащимся развивать речь и мышление? Как сформировать интеллектуально-творческую личность, обладающими коммуникативными навыками? Наконец, как эффективно подготовить обучающихся к итоговой аттестации и к устному собеседованию? Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению и сочинению-рассуждению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно оформить письменный пересказ, сохраняя его своеобразие. Поэтому на уроках русского языка я активно использую практические приемы работы с текстом, начиная с пятого класса.

Цель образовательной деятельности для решения проблемы в рамках педагогического опыта - это способствование формированию навыков работы с текстом, поиск и адаптация эффективных способов подготовки к написанию сочинения-рассуждения и сжатого изложения обучающимися.

Задачи:

1. Проанализировать и адаптировать используемые в педагогике технологии работы с текстом.

2. Внедрить в практику наиболее эффективные методы и приемы для развития навыков работы с текстом в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку.

3. Разработать цикл учебных занятий для развития навыков работы с текстом.

Практические приемы при подготовке к ОГЭ

Самая сложная часть ОГЭ по русскому языку, по отзывам ребят - это изложение и сочинение. Но ведь умение писать творческие работы – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку.

Сочинение – один из видов работ по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Необходима обоснованная система, обеспечивающая развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы над сочинением. Ребенок должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать свои мысли и точно их выражать. Еще одно умение в работе над сочинением - умение собирать материал.

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

Уже младший школьник может ответить на вопрос: «О чём этот текст?» Таким образом, решается задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.

Готовить детей к экзамену надо с пятого класса. Предлагаю свою систему работы над текстом.

В ходе подготовке к ОГЭ на уроках русского языка уже в средних классах даю задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или

Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Обнаружение проблемы происходит в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

При подготовке к сочинению-рассуждению на начальном этапе раздаю учащимся шаблон, что помогает организовать, позволяет конкретизировать его работу.

Пример шаблона:

1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…

3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…

4. В заключение хочется сказать, что…

В целом обучение сочинению – очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данным работам.

Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю тоже в 5 классе, программой предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).

Первый прием – обобщение конкретных, единичных явлений (сокращение текста целыми предложениями или частями, в которых не отражена главная мысль микротемы); второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно); и, наконец, третий – упрощение (текст микротемы передаем своими словами). Умение применять все три приема сокращения в изложении оценивается 3-мя баллами. При работе с текстом, главное, не исказить смысл текста, иначе вам укажут на фактическую ошибку, а это минус 2 балла.

В 5 классе учащиеся внимательно читают текст, думают, о чем говорится в этом тексте, определяют тему и основную мысль текста, выделяют смысловые части (микротемы), каждую смысловую часть нужно озаглавить (микротему). Далее предлагаю творческие задания к тексту, связанные с изученным теоретическим материалом.

Пример текста:

Прочитайте текст. Запишите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.


Береза-дерево удивительное. Можно весь свет обойти , нигде такого растения не встретишь. У нее – единственный в мире – белая кора, тонкая и нежная. Плохо пришлось бы березе без такой коры. Дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом нетрудно убедиться , если в жаркий день прикоснуться к стволу березы- даже на солнце он остается прохладным.

Береза - дерево неприхотливое , может расти на любых почвах . И везде хороша. Светел и радостен березовый лес. Недаром в старину березу называли «веселкой».

Наше белоствольное чудо чудное радует не только своей красотой. В давние времена крестьянские избы освещали лучиной. А лучину щепали березовую-оно хорошо горит, почти без копоти.

А какие банные веники , какие метлы считаются лучшими? Березовые!

Русские умельцы вырезали из березы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки. Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока - они и легки, и влагу не пропускают. Чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты.

Много столетий назад, когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста. При помощи костяных или медных стержней наши предки писали на бересте письма. Береза - это символ нашей родины - России!(из «Книги природы») 

Предлагаю такие задания к тексту:

-определите тип речи текста (подтвердите это примерами из текста);

-вспомните, какие стихотворения о березе вы знаете? Почему ее называют красавицей, чудом, дивом?

-напишите изложение текста, используя стихотворные строки.

Система работы над текстом в 7 классе. Ученикам предлагается текст из воспоминаний Корнея Чуковского о А.П. Чехове. Предлагаю такие задания к тексту:

-определить тему и основную мысль текста;

-озаглавьте текст так, чтобы он в полной мере отражал содержание текста;

А ученики самостоятельно предлагают свои творческие задания, т.е. используют исследовательский метод.

-какой абзац, какое предложение являются главными в тексте?

-определите тип речи и стиль текста. На какие признаки текста вы будете опираться в своем ответе?

-охарактеризуйте слова якшаться, кишащие, захолустье с точки зрения сферы их употребления;

- объясните лексическое значение слов магнат, радушие, феноменальный.

Использую тренировочные упражнения по сжатию текста:

1.Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство -……..; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...

Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ....

2.Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …..; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

1.В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

2.Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.

3. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

4. Сократите предложения.

1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

5) Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

5. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

6. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.

1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

3) Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.

4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

7. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии.

2) Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.

3) Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.

4) Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

5) Пропустив много занятий по болезни, ученик все же смог успешно сдать экзамены.

Таким образом, успешно идет процесс формирования коммуникативной компетенции, так, по результатам диагностики в 2018 г. обучающиеся показали следующие результаты: умение определять тему и основную мысль текста сформировано у 95% обучающихся, умение определять стиль и тип речи сформировано у 85%, умение выделять микротемы - у 95%, умение выделять ключевые слова – у 90%.

Позитивный результат работы с текстом просматривается в предметных конкурсах разных уровней. Обучающиеся успешно являются победителями и призёрами интернет-олимпиад по литературе и русскому языку, демонстрируют свои умения на научно-практических конференциях, представляют свои работы на областных и всероссийских конкурсах (очных и дистанционных). Выпускники моего класса в 2019 году по результатам ОГЭ по русскому языку показали 100% успеваемость, средний балл составил 29, средняя оценка 4, процент качества образования составил - 68%.

Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Ведь еще Конфуций писал: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...».


Используемые ресурсы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897

2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 2002

4. Сметанникова Н.Н. Статья «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:

http://mcbs.ru/files/File/smetannikova%281%29.pdf

5. Тихонова С. В. Чтение как педагогический феномен новой школы. Монография. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=30629


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!