СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к презентации на методический семенар в рамках школьного этапа Всероссийского профессионального конкурса "Учитель года-2019"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пояснительной записке представлен материал проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания к соответствующей презентации.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к презентации на методический семенар в рамках школьного этапа Всероссийского профессионального конкурса "Учитель года-2019"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА-2019».

ТЕМА: «Исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации школьников».

Мой методический семинар нацелен на решение следующих задач:

  • Объяснить, почему на данный момент я считаю метод проектно-исследовательской деятельности одним из наиболее актуальных и эффективных средств повышения мотивации школьников.

  • Поделиться опытом, как я работаю с исследовательскими проектами на уроках истории и обществознания.

Метод проектов, применяемый мной на уроках и внеурочной деятельности, помогает школьникам в достижении личностных и предметных результатов, таких как:

  1. Способность определения своей позиции, приводящей к ответственному поведению в современном обществе.

  2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализ для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  3. Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

  4. Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.

История является одной из базовых дисциплин в отечественной системе образования, воплощает накопленный веками социальный и духовно-нравственный опыт, и выступает важным фактором социализации личности. Чтобы этот процесс проходил безболезненно, стремлюсь помочь обучающимся адаптироваться в мире взрослых. Вызывать положительные эмоции, создавать комфортный климат на занятиях.

В соответствии с этим проблема моей педагогической деятельности заключается в следующем: «Формирование познавательной активности у обучающихся на занятиях истории и обществознания». Отсюда целью моей педагогической деятельности является «Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектно-исследовательских технологий». Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  • Формировать учебную мотивацию.

  • Раскрывать интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого обучающегося.

  • Развивать самостоятельность.

  • Вырабатывать умение критически мыслить и высказывать свою точку зрения.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но, к сожалению, мы очень часто сталкиваемся с тем, что дети не хотят учиться. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. И этот интерес мы должны у детей развить.

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается исследовательская и проектная деятельность.

Что же такое «Проект»?

«проект – это пять «П»:

1. Проблема

2. Проектирование (Планирование)

3. Поиск Информации

4. Продукт (Создание Проектного Продукта)

5. Презентация Проектного Продукта.

  1. Проектно- исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников

  2. Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.

  3. Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция.

  4. Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем  и систематизации материала. Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, внедрение в учебный процесс различных технологий развивающего обучения.

Формы работы при использовании метода проекта могут быть самыми разнообразными:

  • рефераты,

  • исследования,

  • презентации,

  • статьи,

диспуты, исторические сочинения, эссе, доклады и т.д.

По продолжительности различают:

  • минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

  • краткосрочные — на 4-6 уроков;

  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочета­ние классных и внеклассных форм работы.

Проекты подразделяются на:

  • Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

  • Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  • Надпредметные (социальные) проекты.


 Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют тематические домашние сочинения. Например: «Путешествие в Древний Египет», «Путешествие в средневековый город», «Путешествие в Древнюю Грецию», «Путешествие в Древний Рим».

Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Приходится выявлять познавательную активность, особенности и условия ее развития у школьников, приёмы, которыми следует активизировать познание детей в процессе обучения. На своих уроках наряду с репродуктивными методами, когда я предоставляю детям материал, а они усваивают готовые знания, использую продуктивные методы, когда учащиеся сами добывают знания. Для достижения поставленных задач использую наглядный материал: документы, исторические карты, репродукции картин, схемы, музейные экспонаты. Активно применяю информационные технологии, не забывая о работе с классной доской и мелом. Провожу терминологические диктанты, взаимопроверку и оценку работ самими учащимися, тесты. Составляю кроссворды, привлекаю к творчеству и детей. В своём классе я оформила музейный уголок, где представлены отделы нумизматики, этнографии, «Эхо войны».

Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.

На уроках истории я предлагаю учащимся исследовательские задачи, которые предполагают самостоятельность поиска ответов. Они требуют от учащихся глубокого объяснения: «Почему?», «Как?», «Зачем?» Хочу привести такие примеры. Монголо-татары, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, повернули на юг. «Почему богатый Новгород, об этом прекрасно были осведомлены завоеватели, не был подвергнут захвату и разграблению, ведь до города-то рукой подать, каких-нибудь 200 км? Что для них эти 200 км, если могучее войско преодолело с победами не одну тысячу? И потом, город монголо-татары не взяли, а дань Новгород Орде платил?! Как же так, ведь везде, где проходили ордынцы, они захватывали города и земли, облагали их данью, и тогда же в установленные сроки отправляли её в Сарай. Здесь же покорения не было, а дань платили. Да не при каком-нибудь простом князе, а при самом Александре Невском!». Это и есть историческая проблемная задача, с которой должны справиться ученики.

Формирование исследовательских умений на уроках истории возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. В ходе обсуждения просмотренного, учащиеся самостоятельно анализируют основные идеи, события и факты.

Хочу конкретно привести примеры краеведческой работы с детьми. Ещё до революции наши земли принадлежали боярыне Притвиц. В лесу «Крылатое» находилось её имение, куда она часто приезжала из Острогожского уезда и подолгу жила. Крепостных она не обижала, но и контролировала всю работу. У барыни была любимая собачка Фифи, которую она очень любила и после смерти животного похоронила в этом лесу и на память приказала посадить вокруг могилки три каштана. Дети прекрасно знают, где растут эти деревья, неоднократно там бывали во время летних походов. А ещё одной достопримечательностью «Крылатого» является берёзовая аллея, которая шелестит уже новыми, молодыми берёзами. Ребятам очень нравится эта история. Когда-то мужики и бабы работали на барских землях, и одна женщина прям в поле разрешилась родами, а появившийся на свет ребёнок был мёртв. Мужик вырыл на краю поля, у дороги могилку и похоронил свою дочь, которая должна быть по счёту десятой. А чтоб видно было могилку, посадил молодую, выкопанную в лесу берёзку. Узнала об этом баронесса, напомнила о запрете трогать крепостным лес и приказала насадить вдоль дороги, ведущей из леса на шлях, столько молодых берёзок, сколько лет всем вместе взятым его детям. И пришлось мужику посадить более пятидесяти берёзок. «Чудно!» - восхищалась баронесса, когда шестёрка лихих коней, впряженных в обитые дорогими коврами сани, проносилась вдоль деревьев. Ребятам было очень интересно узнать об этом прошлом родного края.

Следующая исследовательская работа связана с проблемами местного самоуправления. «Организация местного самоуправления. Проблемы и пути их решения».

Много   проблемных вопросов, касающихся перспектив развития села: от самых традиционных (оказание медицинской помощи, проведение социальной работы на селе, развитие транспортной инфраструктуры) до относительно новых (активное использование телекоммуникаций, процесс самоидентификации сельских поселений, создание механизмов развития предпринимательства).

Далее «История народного образования в хуторе Дроздово.»

Учащиеся по крупицам собирали материал о родной школе, беседовали со старожилами села. Была составлена хронологическая таблица от основания школы по сегодняшний день.

Собран материал об истории Православного храма в хуторе Постоялый, который был разрушен во времена гонений на церковь более 30 лет назад. Кирпич, балки, железо, из которых состояла церковь, под руководством десятника Мурзина, были вывезены в Ольховатку. Этот стройматериал пошёл на строительство Дворца Культуры.

Формирование исследовательских умений на уроках истории возможно в процессе работы не только с документами, научными, научно-популярными и учебными текстами, но и видеоматериалами. В ходе обсуждения просмотренного, учащиеся самостоятельно анализируют основные идеи, события и факты. Также важно знакомить школьников с текстом учебника после окончания работы с видеоматериалами и учитывать уровень подготовленности школьников к восприятию видеоматериала при вынесении тех или иных вопросов на обсуждение. Это помогает сформировать у учащихся следующие исследовательские умения и навыки: работа с видеоматериалом, как историческим источником, наблюдение и анализ исторических событий, постановка и решение практических задач.

По истории Древнего мира при изучении темы «Восстание Спартака», ставлю перед детьми проблемный вопрос, почему Спартак, одержав ряд блестящих побед, дойдя до Галлии, где путь через Альпы был свободен, вдруг повернул обратно на юг.

В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися провожу в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов.   

 При выполнении данных заданий учащиеся проявляют самостоятельность при выборе источников знаний, формы подготовки своего выступления . Такие задания  очень нравятся ребятам и проходят всегда очень интересно и познавательно.

Рекомендации по проектной деятельности:

1. Каждый проект начинается с идеи. Важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

2. Проектные работы являются главным образом открытиями, поэтому не может быть четкого плана их выполнения.

3. Большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.

4. Ситуация успеха, складывающаяся по окончании проекта способствует поднятию самооценки ученика, мотивации к изучению предмета.

5. Возможность защиты своей работы помогает формированию навыков публичных выступлений

В ходе проектно- исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся и даёт возможность лучше подготовиться к ЕГЭ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!