Пояснительная записка
Рабочая программа курса «География» для 6 класса составлена на основе нормативно – правовых документов.
Нормативно-правовые документы:
-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28
-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.
- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под обще редакцией В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2011г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г).
-Учебник по географии для обучающихся 6 классаспециальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2019 г.
Программа составлена с учетом психофизическихособенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Основные цели рабочей программы:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
- формирование понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культур.
Основные задачи курса географии:
- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран,
- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
-обучить правилам поведения в природе,
- развивать и корригировать познавательную деятельность: учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, развивать воображение обучающихся.
-расширять лексический запас детей.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой, изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир природы и человека» и «Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа географии предусматривают повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями. Рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся учатся ориентироваться на местности, знакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой.
В программу введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы. Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
6 класс — «Начальный курс физической географии» (68 часов),
7 класс — «География России» (68 часов),
8 класс — «География материков и океанов» (68 часов),
9 класс — «География материков и океанов» (54 часа);
«Ваш край» (14 часов).
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также сформулированы основные предметные и личностные результаты по годам обучения. Проведению практических работ в 6 классе помогут рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с интеллектуальными нарушениями задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочие тетради включены контурные карты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета 6 класс
• воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
• совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
• формирование умения планировать, контролировать и оцениватьучебные действия в соответствии
с задачей, поставленной учителем;
• развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников впроцессе проведения географических экскурсий;
• воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин)
учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);
• при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;
• учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения
Предметные результаты
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Обучающиеся должны знать: • названия основных сторонгоризонта; • основные формы земной поверхности; • названия водоемов; • основные правила безопасного поведения в природе; • условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты; • названия материков и океанов; • значение Солнца для жизни на Земле; • название нашей страны, ее столица; Учащиеся должны уметь: • делать простые схематические зарисовки; • составлять рассказы об изучаемых географических объектах и предложенных учителем предложений; • показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем | Обучающиеся должны знать: • что изучает география; • горизонт, линию и стороныгоризонта; • основные формы земной поверхности; • виды водоемов, их различия; • меры по охране воды от загрязнения; • отличие плана от рисунка и географической карты; • основные направления на плане, географической карте; • условные цвета и основные знаки географической карты; • распределение суши и воды на Земле; • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос; формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас, и др.); • совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); • развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности; • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий; • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России». Учащиеся должны уметь: • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; • ориентироваться на географической карте и глобусе; • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки); • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте |
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психофизического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого); - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя |
Содержание учебного курса «География»
6класс Начальный курс физической географии (68 ч)
Введение (5 ч) География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности (5 ч) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам.
Формы поверхности Земли (4ч.) Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.
Вода на Земле (10 ч) Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта (9 ч) Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Земной шар (14 ч) Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов..
Карта России (19 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя).
Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии (2 ч)
Учебно-методическое сопровождение
АООП для детей с нарушением интеллекта
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы //Под редакцией.В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2011г)
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2019 г.
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение
Материалы МЭШ