ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство - искусство, особенно любимое детьми. Поэтому многие дети записываются в школьный кружок. Кружок изобразительного искусства – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития. Главная цель для педагога - это психологическое здоровье каждого ребенка, развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения всех видов изобразительного искусства. В процессе занятий дети познакомятся с разнообразными техниками (акватипия, скрапбукинг, джутовая филигрань и т.д.).
На кружке используется музыкально - литературное творчество. На протяжении занятия, педагог устанавливает дружеские отношения, чтобы ребенок чувствовал себя свободным и мог, не стесняясь, выражать свои чувства, эмоции, настроение; уметь экспериментировать с разными художественными материалами; творчески, нестандартно мыслить. Программа кружка составлена на основе примерной (типовой) учебной программы по изобразительному искусству для основной общеобразовательной школы (научный руководитель Б.М.Неменский). Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, лепка, аппликация.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся.
Актуальность курса обучения изобразительным навыкам заключается в художественно - эстетическом воспитании детей, в формировании их духовной культуры в свете реалий современного мира.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ - формирование эстетически развитой личности, целостного художественного сознания, активной творческой позиции, потребности общения с искусством. В соответствии с этой целью решаются задачи:
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах.
Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределѐнности. Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Овладение средствами художественного изображения для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально- нравственной оценки.
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека. Личностные результаты освоения изобразительного искусства в изостудии (основная школа):
в ценностно-ориентационной сфере: – осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; – понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально- пространственной формы; – освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; – воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере: – овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
в познавательной сфере: – развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; – овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально- нравственной оценки.
Реализация программы осуществляется в течение 1-го года. Вся программа условно разбита на несколько этапов.
I этап (введение в предмет):
он включает в себя вводное занятие, на котором дети знакомятся с целями и задачами предмета, а также проводится инструктаж по технике безопасности.
II этап (основной):
он включает в себя освоение теоретического и практического материала.
III этап (заключительный):
он включает итоговое занятие, на котором дети показывают свои умения и навыки, полученные в течение года.
В конце года учитель и дети готовят выставку детского творчества. По окончании обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т. д.) их роль в эстетическом восприятии произведений;
- особенности симметричной и асимметричной композиции;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью; УМЕТЬ:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунке;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты, человека, животных, птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
- при выполнении рисунков применять различные средства выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;
- соблюдать последовательность графического изображения. Оценка знаний, умений и навыков у обучающихся проводится в процессе занятий, тестов, выставок, конкурсов.
По окончании обучения учащиеся должны усвоить необходимый творческий и практический материал:
- знать основы художественной выразительности;
- знать терминологию изобразительного искусства;
- уметь создавать образ по поставленным задачам (творческая фантазия, воображение);
- овладеть художественными материалами (гуашь, пастель, акварель, карандаш);
Виды занятий:
Рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.