Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Здоровье - шаг к успеху» составлена и адаптирована на основе методических рекомендаций пособия «Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» (Г. Е. Гун.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2018. – 128 стр. – ФГОС. Начальная инновационная школа); пособия «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» (М.: ВАКО, 2014.-240 стр.- Мастерская учителя).
На реализацию программы отводится 34 занятия в год (1час в неделю).
Актуальность программы. Важнейшей частью современного воспитания является формирование основ здорового образа жизни: соблюдение правил гигиены, следование правилам культуры здоровья, отказа от нездоровых привычек и пристрастий.
Общество заинтересовано в здоровье будущих поколений. Ведь, очевидно, что развитие и процветание общества и страны невозможно без физического и нравственного здоровья молодых людей – его будущего.
Увлечение «модным образом» жизни, уменьшение двигательной активности, постоянное использование компьютера и всевозможных гаджетов приводит к ослаблению здоровья детей.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности, а так же привитию навыков здорового образа жизни.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся 5 классов с учетом возрастных и психофизических особенностей. Программа нацелена на обучения культуре здорового образа жизни, а также направлена на профилактику нарушений здоровья, связанных с гиподинамизмом, напряжением зрения. Данная программа предусматривает проведение комплексных мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни в школьной среде. Знание основ здорового образа жизни позволит школьникам оценить возможности своего здоровья и пересмотреть образ жизни, мешающий укреплению здоровья.
Характеристика детей с умственной отсталостью: умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Как указывает С.Я. Рубинштейн (1986) умственная отсталость - это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое нарушение развития, при которой страдают не только интеллект, но и все высшие психические функции (восприятие, память, внимание, воображение, речь), а также эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается замедленное формирование двигательных навыков по сравнению с нормой: они позже, чем нормальные дети, начинают сидеть, ходить, в дальнейшем часто отмечается неточность зрительно-моторной координации, замедление скорости реакции.
Цель программы: сформировать у школьников знания об основах здорового образа жизни, понимание о необходимости заботы о своём здоровье.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
2. Воспитание готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
3. Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с укреплением здоровья, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
4. Овладение практикой применения необходимых навыков сохранения и укрепления здоровья.
Общая характеристика курса.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Программа базируется на совместной работе учителя и детей-школьников, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания.
Одна из задач программы – повысить мотивацию к активной деятельности обучающихся по сохранению и укреплению здоровья.
Особенностями курса «Здоровый образ жизни» являются:
- расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников;
- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;
- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.
В программе используются разнообразные формы проведения занятий:подготовка сообщений учащимися,театрализация; игровые методы: сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры.
Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, дискуссии, решение ситуативных задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.
Планируемые результаты:
В результате осуществления программы ожидается:
- у учащихся сформированы знания и навыки здорового образа жизни;
- у учащихся сформирована готовность следовать правилам здорового образа жизни;
-укрепление атмосферы доброжелательности в коллективе, возможности принятия любой точки зрения, возникающей на обсуждении.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения по курсу: курс имеет безоценочную систему. Но в качестве контроля по отслеживанию успешности прохождения курса применяются: анкеты, задания творческой направленности, предполагающие использование знаний и навыков, полученных на курсе.
Планируемые результаты освоения программы "Здоровье - шаг к успеху" по итгаи обучения в 5 классе.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопаного поведения в обществе;
выполнение несложных заданий под контролем чителя;
адекватная оценка совей работы, проявление к ней ценностного отношения;
умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
умение узнавать изученные объекты, касающиеся вопросов здоровья;
умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи окружающих условий и влияния их на здоровье; умение использовать их для объяснения необходимости ЗОЖ.
Достаточный уровень:
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в обществе, правил здорового образа жизни;
выполнение заданий без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявления к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных тем.
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к чужому мнению, к культуре народов нашей страны;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, как здорового гражданина своей страны;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (население - гордость края, обычаями, традициями, праздниками и др.)
Содержание курса "Здоровье - шаг к успеху" в 5 классе.
1 раздел.Вводное занятие.
За здоровый образ жизни.
Беседы о безопасном поведении на дороге по пути
в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.
2 раздел. Спорт любить — здоровым быть! (20 часов)
Показать детям, как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления - предоставить детям возможность узнать о
важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.
2.1Русских народные игры: «Кот и мыши», «Коршун», «Горелки», «У медведя,во бору», «Жмурки».
2.2Подвижные игры. Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением инвентаря (мяч, обруч, кегли, скакалки) ,игры с заучиванием слов.
2.2.1. Играя, подружись с бегом: «Бездомный заяц», «Борьба за флажки», «Пустое место», «Салки».
2.2.2. Игры – эстафеты: «Команда быстроногих», «Эстафеты-поезда», «Большая круговая эстафета».
2.2.3. Игры с прыжками: «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку», «С кочки на кочку», «Волк во рву».
2.2.4. Кто сильнее? Игры-соревнования: «Бой петухов», «Борьба всадников», «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой».
2.2.5. Мой весёлый звонкий мяч! «Школа мяча», «Мяч – соседу», «Гонка мячей», «Лови-бросай, смотри-не теряй!», «Выбивалы».
2.2.6. Сюжетные игры: «Птица без гнезда», «Мы-весёлые, ребята», «Два Мороза», «Космонавты», «Совушка».
2.3. Пальчиковые игры. Это инсценировкакаких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок. «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик», «Долго, долго мы писали», « Как живёшь?», «Кто приехал?», «Ну-ка, братцы, за работу».
2.4. Зимние забавы. Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках. Игра в снежки.
2.5. Спортивные праздники. Праздник «Весёлые старты», «Богатырская сила».
Чтонужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть? (14 часов).
4.1. Полезные и вредные привычки. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Курение – это болезнь. Вред от алкоголя.
Наркотические вещества. Токсические вещества. Полезные и вредные лекарства. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие, друзья.
4.2. Здоровое питание - отличное настроение. Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколад. Фрукты – лучшие продукты. « Очень вкусная еда, но не детская она»: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т.д.), торты, сало, колбаса.
4.3. Лечебная физкультура. Профилактика плоскостопия. Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица. «Кукушонок кланяется», «Улыбнись-нахмурься».
4.4. Помоги себе сам. Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Воспитывать желание помогать людям втрудных и опасных для здоровья ситуациях.
4.5. Праздники. «Страна Здоровье», «В здоровом теле – здоровый дух».
4.6. Часы здоровья. «О пользе завтрака», «День каши». Цель: рассказать детям о каше, как о традиционном блюде русской кухни; её пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши. «День соков». Цель: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности Организма; необходимомколичестве жидкости в ежедневном рационе питания человека; разнообразии и ценности напитков. «Фруктовый карнавал». Цель: поговорить о фруктах и их значении для организма человека.
5Итоговое занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Что понравилось, что запомнилось? Закрепление курса обучения.