СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлена пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 8 класса»

I.Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе за курс 8 класса

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  2. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  3. Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004, № 1312)

  4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015;

  5. Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 (с изменениями);

  6. Примерной программой по литературе 5 – 11 классы для общеобразовательных учреждений с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта под редакцией В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008).

  7. Уставом краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 5»;

  8. Учебным планом КГКОУ КВСОШ № 5 на 2017-2018 учебный год;

  9. Календарным учебным графиком КГКОУ КВСОШ № 5 на 2017-2018 учебный год

  10. Положением о рабочих программах учебных курсов.

Программа адаптирована по андрагогическим принципам с учетом возрастных особенностей класса. Выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Для реализации рабочей программы и составления календарно-тематического планирования используется учебное пособие:

Литература. 8 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.П. Полухина и др. – М.: Просвещение, 2009.

Используется учебно-методический комплект (УМК) следующего содержания:

1.В.Я.Коровина «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе. 8 класс

2.Дядечко Л.П. Крылатые слова нашего времени: толковый словарь: более 1000 единиц. – М.: НТ Пресс, 2008.

3. Лукьянченко О.А. Русские писатели. Биографический словарь-справочник для школьников / Серия «Большая перемена» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

II.Отличие данного курса от базового

Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по литературе рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю). Из них 8 часов на развитие речи.

Календарно - тематическое планирование составлено исходя из того, что в базисном плане отведено 70 часов в год из федерального компонента.

III.Место курса в учебном плане

Курс «Литература» содержится в федеральной части учебного плана в образовательной области "Филология", на его изучение отводится 2 часа в неделю (70 часов в год).

Цели курса:

  • воспитание духовно развитой, конкурентоспособной личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

IV.Формы контроля и система оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 -2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 -2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.



Учебно-тематический план 8 класс

№ п/п

Тематический раздел

Федеральный компонент УП

Региональный (национально-региональный компонент) и компонент образовательного учреждения

1

Введение

2


2

Устное народное творчество

3


3

Древнерусская литература

2


4

Русская литература XVIII века

6


5

Русская литература XIX века

34


6

Русская литература XX века

17


7

Зарубежная литература

6


Всего в год

70




V.Содержание учебного предмета

Введение. Образное отражение жизни в искусстве.

Художественный образ. Литература как искусство слова.

Лирическая песня как жанр народной поэзии.

Исторические песни.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

«Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века.

Литература XVIII века (общий обзор).

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» Понятие о классицизме.

Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина.

Р/р. Сочинение по творчеству Д. И. Фонвизина.

И. А. Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец.

К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатир.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября».

А.С. Пушкин. «История пугачевского бунта» (отрывки).

«Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым.

Главы VІ-ІX. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта. Отношения Гринёва и Пугачёва.

Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

Главы XІІІ-XІV. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Швабрин – антигерой.

Р.Р. Жизненный путь Гринёва. Милосердие Пугачева и правосудие Екатерины ІІ.

Р.Р. Анализ творческих работ учащихся. Тест по повести «Капитанская дочка».

Внеклассное чтение. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам, воплощение этих тем в его творчестве.

«Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта.

Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри».

Идейное содержание поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме.

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мцыри».

Внеклассное чтение. Тема свободы в поэме «Боярин Орша». Общие черты с поэмой «Мцыри».

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

«Ревизор»: І и ІІ действия.

«Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего.

«Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков чиновничества.

«Ревизор»: V действие. Хлестаковщина как общественное явление.

Р.Р. Особенности композиции произведения Н В Гоголя. Подготовка к домашнему сочинению.

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре.

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Тест.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Н. С. Лесков. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа.

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.

Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя

Р/р. Классное сочинение по рассказу «После бала».

Внеклассное чтение. Формирование личности (по повести Л.Н. Толстого «Юность»).

Поэзия родной природы (стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о природе).

Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.


А. П. Чехов. «О любви». История о любви и упу­щенном счастье.

И. А. Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.

А.И. Куприн. «Куст сирени». Самоотверженность и находчивость главной героини.

А. А. Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Историческая тема в творчестве А. Блока. «На поле Куликовом».

С. А. Есенин. «Пугачев». Поэма на историческую тему.

Р/р. Защита проектов «Что мы зовем Родиной?» (по творчеству русских поэтов конца 19-начала 20 в.)

И. С. Шмелев. «Как я стал писателем».

«Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко. Журнал «Сатирикон».

М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни.

«Тёркин – кто же он такой?» Новаторство в создании образа героя.

А. П. Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа.

Р.Р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине.

У. Шекспир. «Ромео и Джульеттта».

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.

Д. Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события.



VI.Требования к уровню выпускников 8 класса

Предметные результаты учащихся по литературе за курс 8 класса:

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип. Изобразительно-выразительные средства языка.

  6. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Личностные результаты:

1) воспитание уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.







VII.Материально-техническое обеспечение

п/п

Наименование

Количество экземпляров

1

Программа по литературе 5-11 классы под редакцией В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2007)

1

2

Литература. 8 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010.

32

3

Словарь:

Дядечко Л.П. Крылатые слова нашего времени: толковый словарь: более 1000 единиц. – М.: НТ Пресс, 2008.



1

4

Раздаточный материал в электронном и распечатанном виде



Портреты русских писателей и поэтов в электронном виде:

  • Д.И.Фонвизин

  • И.А. Крылов

  • К.Ф.Рылеев

  • А.С.Пушкин

  • М.Ю.Лермонтов

  • Н.В.Гоголь

  • М.Е.Салтыков - Щедрин

  • Н.С.Лесков

  • Л.Н.Толстой

  • Ф.И.Тютчев

  • А.А.Фет

  • А.Н.Майков

  • А.П.Чехов

  • И.А.Бунин

  • А.И.Куприн

  • А.А.Блок

  • С.А.Есенин

  • И.С.Шмелёв

  • М.А.Осоргин

  • М.М.Зощенко

  • А.П.Платонов

  • В.П.Астафьев


По одному экземпляру


Портреты писателей зарубежной литературы в электронном виде:

  • У.Шекспир

  • Ж.-Б.Мольер

  • Дж. Свифт

  • В.Скотт


По одному экземпляру


Художественный фильм:

  • «Дубровский»

По одному экземпляру


«Фонохрестоматия к учебнику 8 класса»

1


CD диск

А.С.Пушкин в зеркале двух столетий



1


Презентации по биографии и творчеству русских и зарубежных писателей:

  • А.С.Пушкин

  • М.Ю.Лермонтов

  • Н.В.Гоголь

  • Л.Н.Толстой

  • В.П.Астафьев


По одному экземпляру


Компьютер

1


Интерактивная доска

1



Материально – техническое обеспечение – 100%










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!