СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к уроку Мир истории в 6 классе СКОУ VIII вида

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная Пояснительная записка пригодится учителям истории в СКОУ VIII вида при подготовке к новому учебному году.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к уроку Мир истории в 6 классе СКОУ VIII вида»

История 6 класс (2ч. в неделю, всего 68ч.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования МКОУ «Коррекционная школа № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (далее - АООП), базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант), с учетом требований, предъявляемых к образовательной программе.

АООП по Миру истории для 6 класса школы VIII вида разработана на основании документов:

- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 года №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,

- Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов под редакцией И. М. Бгажноковой . М:, «Просвещение», 1010 г.,2011г.

- Учебного плана МКОУ «КШ № 7 г. Можги УР» на 2018-2019 учебный год;

- Положения о рабочих программах учителя МКОУ «КШ № 7 г. Можги УР».

- Устава МКОУ «Коррекционная школа №7».


Учебно - методическое обеспечение:

1.Программа 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010, 2011..

2.Учебник: Мир истории для 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих АООП/ И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2018.

История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью факталогических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых ребенку с интеллектуальной недостаточностью осмыслить очень трудно.

В предмете История заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также для развития высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

Авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиции цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта учащихся.

Структурным принципом построения программы является линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

При отборе исторического материала наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:

• принцип цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;

• принцип экзистенциальности, позволяющий обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;

• принцип объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.

Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках по истории, с учетом того что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.

В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы. Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований в основном направлен на ориентацию учителя в программном материале определяет то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Эти требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.

Курс «Мир истории» проводится в 6 классе 2ч в неделю, 68 часов в год.





Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

Знать/понимать:

  • Понятие историческое время, происхождение имени и фамилии, происхождение и роль вещей, символы Российского государства историю появления человека, занятия людей (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, значение огня в жизни человека).

  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации


Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа указывает на разноуровневые требования к овладению знаниями:

1-й — базовый уровень, 2-й — минимально необходимый.

Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

1-й уровень

• Удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;

• участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;

• высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;

• понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;

• владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;

• владеть элементами оценки и самооценки;

• проявлять интерес к изучению истории.

2-й уровень

• Знать наиболее доступные исторические события на уровне их понимания;

• использовать часть понятий в активной речи;

• уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);

• уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;

• использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;

• усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

• адекватно реагировать на оценку учебных действий.


В отдельных случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения и утвердить ее на педагогическом совете школы.



Учебно-тематический план по «Мир истории» 6 класс.

Раздел

Тема

Кол-во часов

Изучение нового

Контроль

1

Введение.

24

23

1

2

История Древнего мира.

10

9

1

3

История вещей и дел человека.

21

20

1

4

История человеческого общества.

13

11

2


Итого:

68

63

5

















Содержание программы

ИСТОРИЯ 6 класс (68 ч в год, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Введение (24ч.)

Тема 1. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас.(12ч.)

История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2—3 примера).

История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.

История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.

Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия.

Край (область, республика), в котором мы живем, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города.

Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны, республики, понятия о большой и малой родине.

Другие страны мира (обзорно, с примерами).

Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.

Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.

Рекомендуемые виды практических заданий

  • Заполнение анкет, выполнение заданий к текстам в учебнике;

  • рисование на темы: , ,

  • составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи;

  • написание своей биографии и биографии членов семьи;

  • составление родословного дерева (рисунок);

  • составление словесного автопортрета, портретов членов семьи и друзей;

  • чертить схемы улиц, маршрутов движения;

  • проводить пропедевтическую работу с символами, цветами карты;

  • рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;

  • проведение словарной работы.



Тема 2. Представления о времени в истории (6ч.)

Повторение. Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра.

Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени.

Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера- прошлое; сегодня, сейчас- настоящее; завтра, через день, через месяц, через год- будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события ХХ в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI в.).

Рекомендуемые виды практических заданий

  • Изображение схем сменяемости времен года;

  • составление календаря на неделю, месяц, изображение «Ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия (с учетом программы по математике);

  • ориентировка на «ленте времени»;

  • рассказы об истории календаря;

  • определение времени по солнечным часам, работа с моделью лунного времени;

  • нахождение пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени и др.

  • подготовка и проведение тематических занятий, викторин на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Мой род», «Я и мои друзья», «Страна, в которой я живу», «События прошлого», «Время, в котором мы живем».


Тема 3. Начальные представления об истории (6ч.)

История - наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор).

Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

Рекомендуемые виды практических заданий

  • Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;

  • рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;

  • экскурсии в краеведческий, исторический музеи;

  • ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями (можно с культовыми);

  • составление вопросов для викторин;

  • просмотр фильмов о культурных памятниках;

  • игры: «Путешествие в страну Историю», выпуск исторической газеты;

  • подготовка и проведение викторин: «История одного памятника», «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города» и др.

Раздел II. История Древнего мира (10ч.)

Тема 1. История появления и развития древнего человека (7ч.)

Повторение. Человек - житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.

Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.

Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.

Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.

Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.



Тема 2. Человек разумный (3ч.)

Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей.

Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени.



Раздел III. История вещей и дел человека(21ч.)

Тема 1. История освоения человеком огня, энергии (от древности до наших дней) (3ч.)

Повторение. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.




Тема 2. История использования человеком воды (4ч.)

Повторение. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.


Тема 3. История жилища человека (2ч.)

Повторение. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней.

Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.


Тема 4. История появления мебели (2ч.)

Повторение. Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для ее изготовления.

История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.

Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.


Тема 5. История питания человека (3ч.)

Повторение. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.




Тема 6. История появления посуды (3ч.)

Повторение. Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды.

История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.


Тема 7. История появления одежды и обуви (4ч.)

Повторение. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2-3 примера).

Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. Посещение музея по теме раздела.



Раздел IV. История человеческого общества (13ч.)

Тема 1 Первобытные люди.(4ч.)

Повторение. Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.





Тема 2 Понятие о науке.(3ч.)

Понятия о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки.История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).

История воспитания и образования. Особенности воспитания в первобытном обществе. Сословия в обществе и содержание образования. История школы. Влияние образования на развитие науки, духовной и культурной среды человека.

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Понятия об общечеловеческих ценностях и культурных нормах. Культура материальная и духовная. Понятие о цивилизации.

Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).


Тема 3 Сообщества первых людей.(5 ч)

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Устройство государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о политике, гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.

Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические, освободительные. Исторические уроки войн.


Тема 4 Итоговый урок за год.(1ч)



Рекомендуемые виды практических заданий :

Чтение текстов, словарная работа, посещение музеев; описания по итогам посещений музеев и других историко-культурных мест.

Творческие задания :

-Изготовление альбомов, стендов;

-подготовка и проведение тематических игр, викторин, вечеров;

-организация клуба «Мир истории».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!