СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по предмету "Математика" 5-9 классы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по предмету "Математика" 5-9 классы»

МАТЕМАТИКА


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 и на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022г. № 1026 - вариант 1.

Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета в I-IV классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.

Основная цель реализации программы состоит в обучении математике ребенка с ограниченными возможностями здоровья - развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Повышение уровня общего развития и коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с диагнозом – лёгкая умственная отсталость.

Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности;

контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели необходимо:

  • определить функции и состав учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

  • определить связи базовых учебных действий с содержанием учебного предмета.


Общая характеристика учебного предмета.

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:

  • формирование доступных математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Форма организации учебного процесса: урок.

Формы учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Использование математических знаний имеет большое значение для людей, занимающихся профессиональной деятельностью. Важно отметить, что математика необходима при выполнении столярных и швейных работ. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления, речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин: трудового обучения, истории, географии, биологии, физкультуры, ОСЖ и др. Обучение и воспитание и детей с интеллектуальной недостаточностью направлено на максимальную коррекцию недостатков их развития, подготовку к трудовой деятельности, а, следовательно, на их социальную адаптацию и реабилитацию в обществе.

Место учебного предмета, курса в учебном плане


Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Математика» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Математика».

Сроки изучения учебного предмета -9 лет.

Кол-во часов на изучение предмета в 5 классе - 4 часа в неделю.

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 5 классе за учебный год-136 часов.

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения - 9765 часа.

Кол-во контрольных работ в 5 классе – 10.


Кол-во часов на изучение предмета в 6 классе - 4 часа в неделю.

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 6 классе за учебный год-136 часов.

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения - 9765 часа.

Кол-во контрольных работ в 6 классе – 10.


Кол-во часов на изучение в 7 классе - 3 часа в неделю

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 7 классе за учебный год-102 часа.

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения - 9765 часа.

Кол-во контрольных работ в 7 классе – 9.


Кол-во часов на изучение в 8 классе – 3 часа в неделю

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 8 классе за учебный год-102 часа.

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения 9765часа.

Кол-во контрольных работ в 8 классе – 9.


Кол-во часов на изучение в 9 классе – 3 часа в неделю

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 9 классе за учебный год-102 часа.

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -9765 часа.

Кол-во контрольных работ в 9 классе – 9.


Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения программы относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для предмета каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. ФАООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП(вариант 2).

Минимальный уровень:

  • знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;

  • знание таблицы сложения однозначных чисел;

  • знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;

  • письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);

  • знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;

  • выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;

  • знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;

  • нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

  • решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;

  • распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);

  • построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости.

Достаточный уровень:

  • знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;

  • знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

  • знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;

  • знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

  • устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);

  • письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;

  • знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;

  • выполнение арифметических действий с десятичными дробями;

  • нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);

  • выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;

  • решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2 - 3 арифметических действия;

  • распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

  • знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;

  • вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);

  • построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;

  • применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач.

Базовые учебные действия

Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.


БУД обеспечивают становление учебной деятельности обучающегося с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,

  • планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

• определить функции состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;


• определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения в школе.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

  • формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

  • обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

V-IX классы

Личностные учебные действия:

личностные учебные действия представлены следующими умениями:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

коммуникативные учебные действия включают:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

регулятивные учебные действия представлены умениями:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Характеристика базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения


Характеристика базовых учебных действий

5-9 классы

  1. Личностные учебные действия

Включают следующие умения:

  • осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • осознанно относиться к выбору профессии;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

  1. Коммуникативные учебные действия

Включают следующие умения:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

  • использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

  1. Регулятивные учебные действия

Включают следующие умения:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,

осуществлять коллективный поиск средств их

осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.



  1. Познавательные учебные действия

Включать следующие умения:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

  • использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

на этапе начального обучения (1-4 классы)


Перечень учебных действий

Образова тельная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга


Математика

Математика

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей



положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс)



Математика


Математика


использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем




обращаться за помощью и принимать помощь


слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту


сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

Регулятивные учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком

Математика


Математика


ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

пользоваться учебной мебелью

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Познавательные учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов

Математика

Математика

простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

пользоваться знаками, символами, предметами заместителями

выполнять арифметические действия

наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).



Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов (5-9 классов)


Перечень учебных действий

Образова тельная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами

Математика


Математика


гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

активно включаться в общеполезную социальную деятельность

осознанно относиться к выбору профессии

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе

соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

Коммуникативные учебные действия

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

Математика


Математика


слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.)

использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные

Регулятивные учебные действия

принимать и сохранять цели и задачи решения учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления

Математика


Математика


Познавательные учебные действия

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию

Математика


Математика


использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями

применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач


В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировкупроцессаихформированиянапротяжениивсеговремениобучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.

Содержание учебного предмета

Содержание представленного учебного материала в 5-9 классах предполагает повторение ранее изученных основных разделов математики, которое необходимо для решения задач измерительного, вычислительного, экономического характера, а также задач, связанных с усвоением программы по профильному труду.

Математика служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.

Элементы геометрии способствуют формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников и позволяет воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятель­ность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

В данной программе представлено следующее содержание изучаемого мате­матического материала:

Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение многозначных чисел.

Единицы измерения и их соотношения. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения стоимости: копейка (1 коп.), рубль (1 руб.). Единицы измерения длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см), дециметр (1 дм), метр (1 м), километр (1 км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер (1 ц), тонна (1 т). Единица измерения емкости - литр (1 л). Единицы измерения времени: секунда (1 сек.), минута (1 мин.), час (1 ч., сутки (1 сут.), неделя (1 нед.), месяц (1 мес.), год (1 год), век (1 в.). Единицы измерения площади: квадратный миллиметр (1 кв. мм), квадратный сантиметр (1 кв. см), квадратный дециметр (1 кв. дм), квадратный метр (1 кв. м), квадратный километр (1 кв. км). Единицы измерения объема: кубический миллиметр (1 куб. мм), кубический сантиметр (1 куб. см), кубический дециметр (1 куб. дм), кубический метр (1 куб. м), кубический километр (1 куб. км).

Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.

Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000 000; с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000. Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности результата). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 100 000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное, двузначное число. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3 - 4 арифметических действий. Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.

Дроби. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Получение долей. Сравнение долей. Образование, запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями. Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования обыкновенных дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами, целых и смешанных чисел неправильными дробями. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю (легкие случаи). Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Нахождение одной или нескольких частей числа.


Десятичные дроби: чтение, запись десятичных дробей. Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи). Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное число. Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами, полученными при измерении и выраженными десятичной дробью. Нахождение десятичной дроби от числа. Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.

Процент. Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких процентов от числа.

Арифметические задачи. Простые и составные (в 3 - 4 арифметических действия) задачи. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения "больше на (в)...", "меньше на (в)...". Задачи на пропорциональное деление. Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Задачи на нахождение части целого.

Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Планирование хода решения задачи.

Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.

Геометрический материал. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб. Использование чертежных документов для выполнения построений.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) и линий (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, в том числе параллельные).

Углы, виды углов, смежные углы. Градус как мера угла. Сумма смежных углов. Сумма углов треугольника.

Симметрия. Ось симметрии. Симметричные предметы, геометрические фигуры. Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии. Построение геометрических фигур, симметрично расположенных относительно оси симметрии.

Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата.

Площадь геометрической фигуры. Обозначение: "S". Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Геометрические тела: куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус. Узнавание, называние. Элементы и свойства прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба). Развертка и прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба). Площадь боковой и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба).

Объем геометрического тела. Обозначение: "V". Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба).

Геометрические формы в окружающем мире.






















Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.


Система оценки достижения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения ФАООП решает следующие задачи:

  • закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  • ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся;

  • обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения ФАООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;

  • предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

  • позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Система оценки результатов опирается на следующие принципы


  1. Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.

  2. Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

  3. Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания ФАООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого - медико - педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).

Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения программы.


Что оценивается?

В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.

При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. Безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.

Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).

Программа системы оценки также включает:

  1. Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся.

    Критерии

    Параметры оценки

    Индикаторы

    Овладение социально -бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

    Сформированность социально-бытовых умений в домашних условиях

    Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого



    Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.



    Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно.


    Сформированность социально-бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе )

    Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого



    Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.



    Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно


    Сформированность социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме)

    Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого



    Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.



    Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно

  2. Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата


Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий



сформированность

навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми;

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях;

способность обращаться за помощью;

способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками;

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации







сформированность навыков коммуникации со сверстниками;

владение средствами коммуникации


адекватность применения ритуалов

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации




социального взаимодействия



3) Систему бальной оценки результатов


Балл

Характеристика продвижений

1

0 баллов

Нет продвижения

2

1 балл

Минимальное продвижение

3

2 балла

Среднее продвижение

4

3 балла

Значительное продвижение










Для оценки сформированности каждого критерия можно использовать систему оценки:

0- баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1- балл — обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2- балла — обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 - балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4- балла — обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 - баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности БУД у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

4) Документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.

Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. (и могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).

Оценка достижения предметных результатов базируется на:

  • принципах индивидуального подхода;

  • принципе дифференцированного подхода.

Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:

  • соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).

  • «верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.

Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).

Результаты овладения программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);

  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации программы «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий, «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5. (1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с У/О. Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.

Специальная (коррекционная) школа для обучающихся с ОВЗ не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.

Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.

Итоговая аттестация выпускников.

Итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится в форме экзамена по трудовому обучению согласно Письма Минобразования РФ от 14 марта 2001 годы № 1448-6 «О рекомендациях по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».




















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Средства обучения:

1. Наглядные пособия:

  1. Комплект раздаточных пособий.

  2. Комплект наглядных пособий.

  3. Таблицы.

4) Материал для коррекционных занятий.

2.Рекомендуемая учебно-методическая литература


Литература для обучающихся:

5 класс:

  1. М.Н.Перова и др. Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2019 г.

  2. Перова М. Н., Яковлева И. М.Рабочая тетрадь по математике для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

6 класс:

  1. Г.М. Капустина, М.Н.Перова. Математика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2019 год.

  2. Перова М. Н., Яковлева И. М. Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

7 класс:

  1. Т.В. Алышева. Математика, 7. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2019 год.

  2. Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

8 класс:

  1. В.В.Эк. Математика, 8. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2019 год.

  2. Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

  1. класс:

А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот. Математика 9. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.

Литература для учителя:

1. Примерная федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

2. О.А Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. М.: Владос,2019 год.

3. Ф.Р.Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2019 год.

4. М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Владос, 2019год.

5. В.В.Воронкова. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2019 года. М.: Владос, 2019 год. (Математика - авторы М.Н. Перова, В.В.Эк.)

6. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 класс. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г.

7. Учебный план КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».

8. Учебник: М. Н. Перова, Г. М. Капустина. Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

9. Учебник: Капустина Г.М. Перова М.Н. Математика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2008.

10. Учебник: Алышева Т.В. Математика. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010г.

11. Учебник: В.В. Эк. Математика. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 3-е издание. М.: Просвещение, 2010. М.Н. Перова. Математика.

12. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы М.: Просвещение 2019 г. А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!