Пояснительная записка
Основная задача школы для детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) состоит в том, чтобы сформировать личность, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Невозможно вооружить воспитанников умением читать, писать, и считать без воспитания. Исходя из общности основных закономерностей развития нормального ребёнка и ребёнка с интеллектуальными нарушениями, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности среднего школьного возраста. Все направления воспитательной работы основаны на деятельностно - ориентированном подходе.
Программа представляет систему воспитательных, коррекционно-развивающих занятий с детьми 13 лет-15 лет. Данная программа учитывает особенности развития личности УО воспитанников на основе изучения их интересов и потребностей, учётом психологических и индивидуальных особенностей, направлений воспитательной работы школы. Все направления коррекционно-образовательной работы взаимосвязаны, и задачи коррекционного обучения и воспитания решаются комплексно. В программе представлены все стороны человеческой деятельности и развития личности. Содержание программы соответствует интересам, потребностям и возможностям возрастного и индивидуального развития воспитанников.
Нормативно-правовой и документальной основой программы является:
«Конституция РФ», «Конвенция ООН о правах ребёнка», «Семейный кодекс РФ», Всеобщая декларация прав человека», Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12. 2012 года, Указ президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года.
Программа соответствует современным требованиям ФГОС обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), разработана в соответствии с воспитательной программой школы-интерната на 2023-2024 учебный год.
В основу программы заложены принципы:
-Принцип коррекционной направленности воспитательного процесса.
-Принцип учёта возрастных особенностей.
-Принцип индивидуализации воспитания.
-Принцип уважения личности (в основе разумная требовательность).
-Принцип сотрудничества.
Цель программы:
Создание условий для формирования социально-компетентной личности, способной к самореализации и активной адаптации в будущей жизни.
Задачи программы:
1.Создать условия для развития у детей с ОВЗ личностной культуры, ценностного отношения к труду, учёбе, добру, красоте и здоровью для адаптации в социуме.
2.Способствовать формированию правового и безопасного поведения.
3.Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
4.Воспитывать гражданско-патриотические чувства, духовно-нравственные качества, эстетическое восприятие и эстетические потребности.
5. Формировать полоительные межличностные отношения (поведение в школе и общественных местах).
Для реализации данной программы будут использованы следующие методы воспитательной работы:
*диагностические (изучение, наблюдение, беседа);
организационные (изучение, повторение, самоуправление);
*побудительные (поощрение, наказание, внушение, убеждение);
*коммуникативные (доверие, сотрудничество, согласие);
*методы коррекции (требование, корректирование);
*игровые методы;
*поисковые методы.
Успешно реализовать данную программу помогут следующие формы организации воспитательной работы в группе:
*индивидуальная
*парная
*коллективная
Развитию познавательной и эмоциональной сферы будут способствовать следующие формы воспитательной работы:
Беседы, анкетирование, тестирование, экскурсии, устные журналы, конкурсы, викторины, познавательные, трудовые и спортивные КТД, сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, наблюдения, презентации.
Для реализации задач данной программы взяты направления коррекционно-воспитательной работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к данному типу и виду школ по образованию и коррекции состояния детей с ОВЗ:
-Спортивно-оздоровительное
-Духовно-нравственное
-Общекультурное
-Воспитание положительного отношения к труду
-Гражданско-патриотическое
-Социализация и общение. Культура формирования семейных отношений
-Досугово-развлекательная деятельность
Ожидаемые результаты:
1.В воспитании личностной культуры должны формироваться нравственные чувства и качества: ценностное отношение к добру, милосердию, состраданию, уважительное отношение к старшим, родителям, толерантность к окружающим.
2.Воспитанники должны не только знать, но и выполнять правила правового и безопасного поведения, уметь отвечать за свои поступки.
3.Воспитанники должны ответственно относиться к своему здоровью, уметь говорить нет вредным привычкам.
4.В воспитании гражданской позиции и патриотизма: Воспитанники должны хорошо знать символику РФ, права и обязанности граждан, знать отдельные направления основного закона - Конституции РФ, политическое устройство. должны научиться видеть прекрасное в окружающем мире, его и беречь окружающий мир, уметь создавать элементы прекрасного в своей жизни.
5.В области межличностных отношений: воспитанники должны научиться общаться, мирно разрешать конфликты, уметь слушать и слышать мнение других людей, критически относиться к своим недостаткам, уметь исправлять их(самовоспитание, самокритика)
Общественные поручения, самоуправление:
Цель: содействие развитию инициативы, творчества, самостоятельности воспитанников, ответственности за состояние дел в группе и школе, формирование управленческих умений и навыков, активной жизненной позиции.
Ответственный за учебу
Проверка учебников( подпись, наличие обложки, закладки , отсутствие помарок, тетрадей в учебнике).
Подготовленность к самоподготовке.
Опоздание на самоподготовку.
Ответственный за досуг
Помощь в подготовке и проведении мероприятий.
Помощь в проведении выставок (рисунков, поделок)
Помощь в организации дискотек.
Ответственный за труд
Проверка генеральной уборки комнаты отдыха.
Инвентарь (полки, игрушки, одежда)
Помощь в организации дежурства в столовой , спальне, комнате отдыха).
Оценивание (экраны соревнования).
Помощник воспитателя
Присутствие на мероприятиях (поведение, опоздания).
Правонарушение (сквернословие, драки, воровство, ложь, конфликтные ситуации).
Внешний вид ( чистота одежды , ногти, уши, шея, прическа)
Ответственный за спорт
Участие всей группы в спортивных соревнованиях.
Чистота спортивной обуви и одежды и ее хранение.
Помощь в проведении утренней зарядки.
Список литературы:
Особенности планирование педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью. Гладкая В.В.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Москва.2015год
Из опыта гражданско-патриотической работы. Воробьева В.В., Чистова Т.М.,ЗДВ гимназии №1522 г. Москвы.
Этические беседы и уроки нравственности в воспитании младших школьников. г. Москва пед.колледж №1.
Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. Мачихина В.Ф.
Рекомендации ФГОС для воспитанников 7-8 классов.
Проект программы интегрированного курса «Человек и его среда» Л,П.Салеева.
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Славгородская общеобразовательная школа – интернат»
«Рассмотрено» на МО воспитателей Протокол №____от «______» __________________202___г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР школы – интерната __________________________/__________ «______»____________________202_____г. | «Утверждено» Директор школы – интерната __________________________/_________ Приказ №______от «_____» __________________202_____г. |
Рабочая программа воспитательной работы для детей 13-15 лет
«Я взрослею»
Срок реализации 2023-2024 годы
Воспитатели:Виллер Т
Суханова Н. Е.
г.Славгород
2021