Пояснительная записка
Составитель: ____Чипова З.М._______
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по математике для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по математике (Автор-составитель
Жохов В.И.), программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 5-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по математике (Виленкина Н.Я., Жохова В.И., Чеснокова А.С., Шварцбурд С.И.,), рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Программа. Планирование учебного материала. Математика 5 - 6 классы / Автор - составитель В. И. Жохов, 2 - е издание, стер. - М. : Мнемозина, 2011 ).
В системе предметов общеобразовательной школы курс математики представлен в предметной области «Математика и информатика». Назначение предмета «Математика» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
воспитание средствами математики культуры личности;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Для достижения поставленных целей в 5 классе необходимо решение следующих задач:
приобретение математических знаний и умений;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
развивать навыки вычислений с натуральными числами;
учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Для обучения математике в МБОУ «СОШ№3» выбрана содержательная линия Н.Я. Виленкина. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по математике состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов математики в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям гимназии и образовательным запросам обучающихся.
Для выполнения всех видов обучающих работ по математике в 5 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:
Виленкин Н.Я. Математика.5 класс: Учебник/Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-М.: Мнемозина, 2011.
Рудницкая В.Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №1: Учебное пособие для образовательных учреждений/ В.Н. Рудницкая.- М.: Мнемозина, 2011.
Рудницкая В.Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №2: Учебное пособие для образовательных учреждений/ В.Н. Рудницкая.- М.: Мнемозина, 2011.
Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Математика. Контрольные работы. 5 класс. М.: Мнемозина, 2008.
Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:
Жохов В.И. Математика. 5 класс. Математические диктанты. Пособие для учителей и учащихся/ В.И. Жохов, И.М. Митяева.-М.: Мнемозина,2011
Чесноков А.С Дидактические материалы по математике для 5 класса / А.С. Чесноков, К.И. Нешков.-М.: Классике Стиль, 2010.
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. Ершов А.П., Голобородько В.В. М.: Илекса, 2010.
Жохов В.И. Математика 5 класс. Контрольные работы по математике. Пособие. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2011.
Нижеуказанные пособия позволяют организовать методическое обеспечение учебного предмета «Математика» в 5 классе:
Жохов В.И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала /В.И Жохов.- М.:Мнемозина ,2011.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н.Я. и др./В.И.Жохов.-М.:Мнемозина, 2008.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, математических диктантов, тестов и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – в форме административной контрольной работы.
Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:
пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета «Математика» (5класс).
календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;
описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
Тема раздела | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться |
Натуральные числа и шкалы | 16ч. | Базовым понятиям по основным темам раздела. Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные. Составлять числа из различных единиц. Выражать длину (массу) в различных единицах. Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков. Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам. Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча. Читать и записывать неравенства, двойные неравенства. | Приобрести опыт выполнения проектов по теме «Натуральные числа и шкал». Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10. Развить представления о натуральных числах. Приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ |
Сложение и вычитание натуральных чисел | 21ч. | Базовым понятиям по основным темам раздела. Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча. - Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания. - Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений. Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания. Раскладывать число по разрядам и наоборот | Практическому применению вычитания и сложения многозначных чисел, применению свойств сложения и вычитания при вычислениях в новых условиях Уметь решать нестандартные задачи |
Умножение и деление натуральных чисел | 23ч. | Базовым понятиям по основным темам раздела. Заменять действие умножения сложением и наоборот. - Находить неизвестные компоненты умножения и деления. Умножать и делить многозначные числа столбиком. - Выполнять деление с остатком. Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения. Решать уравнения, которые сначала надо упростить. Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части). Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования. Составлять программу и схему программы вычислений на основании команд, находить значение выражений, используя программу вычислений. - Вычислять квадраты и кубы чисел. Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление) | Научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ |
Площади и объемы | 13ч. | Базовым понятиям по основным темам раздела. Читать и записывать формулы. - Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, - квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба. - Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней. - Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней. - Решать задачи, используя свойства равных фигур. Переходить от одних единиц площадей (объемов)к другим | Научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов. Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах. Научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов |
Обыкновенные дроби | 22ч. | Базовым понятиям по основным темам раздела: равных дробей, большей и меньшей дробей, правильной и неправильной дроби. Правилам сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. - Читать и записывать обыкновенные дроби. Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают. - Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче. Распознавать и решать три основные задачи на дроби. - Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями. Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом. - Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем. Записывать результат деления двух любых натуральных чисел - с помощью обыкновенных дробей. Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби. - Выделять целую часть из неправильной дроби. Представлять смешанное число в виде неправильной дроби. - Складывать и вычитать смешанные числа | Приобрести опыт выполнения проектов по теме «Обыкновенные дроби» Уметь выполнять действия с обыкновенными дробями, сравнивать дроби, находить дробь числа, находить значение выражения, содержащего скобки и действия двух ступеней в новых условиях. Научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ |
Десятичные дроби. сложение и вычитание десятичных дробей | 15ч. | Базовым понятиям по основным темам раздела: Понятию о десятичных разрядах. Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби. Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей. Изображать десятичные дроби на координатном луче. Складывать и вычитать десятичные дроби. Раскладывать десятичные дроби по разрядам. Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда | Развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике. Уметь сравнивать, складывать, вычитать и округлять десятичные дроби, решать задачи на движение по реке в новых условиях Приобрести опыт выполнения проектов по теме «Десятичные дроби» Решать нестандартные задачи по основным темам раздела |
Умножение и деление десятичных дробей | 26ч. | Базовым понятиям по основным темам раздела. Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь. - Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. - урожайность, среднюю производительность и т.д. Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений. - Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби. - Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями | Развить и углубить знания о десятичных дробях. Уметь находить произведение и частное десятичных дробей, находить среднее арифметическое величины в процессе решения задач в новых условиях |
Инструменты для вычисления и измерения | 18ч. | Базовым понятиям по основным темам раздела. Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот. - Вычислять проценты с помощью калькулятора. Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины. Проводить измерения и строить углы | Решать задачи по основным темам раздела в новых условиях Научиться применять микрокалькулятор для выполнения практических расчётов |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Дополнительная литература
Агаханов Н.Х. Математика. Всероссийские олимпиады 5-11 классы /Н.Х.Агаханов.-М.:Просвещение,2010.
Математика. 5 класс. Рабочая программа по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / Т.А.Лопатина, Г.С.Мещерякова., Учитель, 2011.
Рабочая программа по математике. 5 класс/ Составитель В.И.Ахременкова.- М.:ВАКО, 2013.-64с.-(Рабочие программы).
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Жохов В.И. Математический тренажер. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
Попов М.А. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Н.Я.Виленкина и др. – Экзамен, 2012.
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы/А.В. Фарков.-М.: Айрис-Пресс,2010.
Интернет ресурсы.
Наглядные пособия:
портреты великих ученых- математиков;
демонстрационные таблицы по темам: «Десятичные дроби», «Прямоугольный параллелепипед», «Углы», «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Учебно - практическое оборудование:
аудиторная доска (мел)
геометрические модели.