СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка 5 класс по РРС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка  для обучающихся 5 класс по РРС школ глухих 

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка 5 класс по РРС»

Пояснительная записка

к программе по развитию нарушенной слуховой функции

и формированию произносительной стороны устной речи

для 5 класса.


Данная рабочая программа составлена на основании:

1.Закона «Об образовании» (закон РФ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.);

2. Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. М.: Просвещение,2010г;

3. Адаптированная образовательная программа в соответствии с ФГОС ООО ГКОУ СО «ЕШИ № 11», 2016г

4.Учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений первого вида, допущенной Министерством образования РФ (М. «Просвещение», 2005);

5.Учебного плана школы


Методическое обеспечение процесса:

  1. К.А.Волкова «Произношение. Школа глухих» 5-6 классы, 1987г.

  2. К Е.П.Кузьмичева «Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12 классов» М, «Просвещение» 1991 г.

  3. Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт «Фонетическая ритмика», 1996г.

  4. Л.П.Успенская «Учись говорить правильно»

  5. Г.А. Ванюхина «Речецветик», Екатеринбург, Старсо, 1993г.

  6. И.В. Баранников и др. «Картинный словарь русского языка», СПб, «Просвещение», 1993.

Программа входит в число дисциплин в учебный план школы на 2017-

2018учебный год. Она тесно связана с общеобразовательными предметами и коррекционными занятиями.


Программа по РНСФ и ФП решает задачи:

1. Развитие речевого слуха у неслышащих школьников и создание на базе развивающего слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.

2. Формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию, необходимой для осуществления устной коммуникации с окружающими.


Направления работы:

1. Уточнение состояния нарушенной слуховой функции.

2. Выявление резерва в состоянии слуха.

3. Подбор оптимального режима звукоусиления на стационарной электроакустической аппаратуре.

4. Обучение учащихся воспринимать устную речь слухозрительно и на слух.

5.Формирование у учащихся внятного, членораздельного произношения, достаточно естественного звучания речи.

Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия по РНСФ и ФП проводятся из расчета 12 часов в неделю на класс.

На индивидуальных занятиях происходит обучение учащихся различению, опознаванию, распознаванию речевого материала на слух и слухозрительно. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании учащимися состава слова. Используются таблички с текстами. На индивидуальных занятиях используются различные виды деятельности (выполнение поручений, ответы на задания к текстам и диалогам, работа с рассыпным текстом, слуховые диктанты, творческие работы, работа со словарем и т.д.), способствующие уточнения понимания речевого материала, предъявляемого на слух и слухозрительно и поддержанию у учащихся интереса к занятиям. Каждое занятие должно быть построено так, чтобы оно вселяло в ученика уверенность в возможности восприятия речи на слух и слухо-зрительно.

Оценка знаний и умений в процентах проводится по результатам контрольных работ один раз в полугодие. Материал программы считается усвоенным, если учащиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные задания и грамотно оформляют свои высказывания.

Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения. В процессе обучения произношению реализуются аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод. В обучении применяются компьютерные программы и визуальные приборы. Содержание специального обучения формирование стороны устной речи включает ряд разделов работы.

Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие навыка правильного пользования речевым дыханием, воспроизведением слитно, на одном выдохе, слов и коротких фраз, умения членить фразу на синтагмы.

Работа над голосом предполагает формирование и развитие навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитий модуляции голоса по силе и высоте.

Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие навыков правильного воспроизведения звукового состава речи.

Работа над словом направлена на формирование и развития навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударения и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

Работа над фразой имеет цель по формированию и развитию у учащихся навыков произнесения фразы в нормальном темпе, слитно, соблюдая ритмико-мелодическую структуру и с правильным логическим ударением.

В процессе обучения произношению большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков самоконтроля.

Речевой материал для специальной работы по формированию произносительной стороны устной речи учащихся включает слова, словосочетания, фразы, а также слоги, слогосочетания и звуки. При подборе речевого материала учитывают его необходимость в общении.

Рабочая программа по РНСФ и ФП предусматривает обучение в условиях педагогически организованного общения (коммуникативная система) ученика с окружающими его людьми (учителем, товарищами, воспитателем и др.). В процессе овладения коммуникацией (общением) школьник осваивает язык, который становится для него средством общения, обучения, познания, мышления. Сущность работы заключается в формировании речи как средства общения.

Обучение глухих детей в условиях коммуникативной системы – это обучение речевой деятельности разных видов: говорения (разговорной и монологической речи), письма, чтения, слушания (в доступных пределах).

Развитие речевой деятельности глухих школьников – это интегрированная система обучения, в которой каждый учебный предмет имеет общие и специфические задачи в отношении обучения речи.

Центральной задачей предмета является воспитание речевого поведения, которое заключается в формировании речевой активности, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на неё на основе словесной речи. Продуктивность общения словесными средствами определяется не только пониманием школьниками того или иного слова, фразы, но и умением пользоваться ими.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры освоения курса РРС и ФП учащимися школы для глухих обучающихся отражают следующие целевые установки:

формирование индивидуально-личностных качеств обучающихся, овладению жизненной и социальной компетенцией на основе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, город, школу, класс.

  • развития адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • овладения навыками коммуникации;

  • дифференциации и осмысления адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважения к окружающим – умение уважать учителя, одноклассников, родителей и других членов социума;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения;

  • ориентации в нравственном содержание как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести);

  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с произведениями художественной культуры;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).


Задачи курса для 5 класса.

Образовательные:

Развитие слухового восприятия :

1. Воспринимать на слух с ЗУА речевой материал (знакомые слова, словосочетания, фразы) разговорно-обиходного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов.

2. Различать и опознавать на слух тексты (из 5-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся.

Обучение произношению:

1.Дифференцированно произносить в слогах и словах звуки, родственные по артикуляции:

  • гласные: а-о, о-у, а-э, э-и;

  • согласные: м-п, м-б, н-т, н-д, м-п, м-б, н-т, н-д; с-ш, з-ж, ц-ч,

ц-с, ч-ш; ц-т, ч-т; в-ф, б-п, д-т, в-ф, б-п (и других звонких и

глухих согласных).

2.Знать характеристики артикуляции звука, умение применять знания об артикуляции звуков при исправлении произносительных ошибок.

3.Произносить слова (включая труднопроизносимую терминологию из общеобразовательных уроков) слитно, с ударением, реализуя умения соблюдения их звукового состава голосом нормальной высоты, тембра, силы (под контролем учителя и самостоятельно), в нормальном темпе, передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания, самостоятельно отбирая адекватные неречевые средства коммуникации (под контролем учителя и самостоятельно).

4. Произносить слитно, на одном выдохе ряды слогов, словосочетаний, фраз (группа слов до 10-12 слогов) под контролем учителя и самостоятельно.

5. Изменять силу голоса в связи со словесным ударением; громкость и высоту собственного голоса (по подражанию и произвольно).

6.Соблюдать в речи правила орфоэпии - оглушение согласных в конце слов и перед глухими согласными, безударный О как А, два одинаковых соседних согласных произносятся как один долгий опускание непроизносимых согласных, произнесение окончаний –тся и –ться как ца; -ого, -его как ово, ево(под контролем учителя и на основе самоконтроля).


Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие слуховой памяти и внимания при восприятии слов, фраз, тем, текстов.

  2. Формирование умения планировать и оценивать свою деятельность по готовому плану.

  3. Овладение умением находить закономерности и устанавливать элементарные причинно-следственных связи при работе над текстом.

  4. Овладение умением начать разговор, задать вопрос, выразить просьбу.

5.Коррекция и развитие произвольного внимания и его переключаемости.

6.Коррекция и развитие произвольного запоминания и воспроизведения.

7.Коррекция и развитие зрительного восприятия.

8.Коррекция и развитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

9.Формирование, коррекция и развитие словесно-логического мышления

Воспитательные:

1. Совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконтроля за речью.

2. Формирование положительной мотивации к общению устной речью через воспитание нравственно-этических норм речевого поведения;

3. Стимулирование интереса к использованию слуховых аппаратов и воспитание умения правильно эксплуатировать их;

4. Формирование представления о социально-культурном назначении слуха и речи.

Требования к результату освоения программы

Личностные:


  • Осознание себя как ученика, члена школьного и детского коллектива, гражданина России.

  • Умение пользоваться двумя индивидуальными слуховыми аппаратами, или аппаратом и имплантом, или двумя имплантами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях.

  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение достаточным запасом фраз и определений для включения в повседневные школьные и бытовые дела.

  • Овладение умением начать разговор, задать вопрос, выразить просьбу.

  • Овладение достаточным запасом фраз и определений для передачи личных впечатлений, их взаимосвязи с явлениями окружающего мира, впечатлений, наблюдений, действий, коммуникации и взаимодействия с
    другими людьми в пределах расширяющегося личного пространства.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


  • Развитие познавательной мотивации к занятиям через игровую деятельность, применение дидактических игр и занимательных упражнений, а также информационных образовательных технологий.

  • Развитие потребности в общении, умении слушать собеседника через создание речевых ситуаций.

  • Формирование навыка адекватной самооценки через осуществление самоконтроля за правильным произношением звуков в самостоятельной речи;

  • Воспитание на занятиях положительные качества личности: дисциплинированность, организованность, умение планировать и оценивать свою деятельность


Метапредметные:


  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; с помощью учителя определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • Умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, на основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям.

  • Умение вступать в диалог и поддерживать его на доступном уровне.

  • Развитие слухового внимание и памяти при восприятии на слух инструкций, речевого материала по программе и общеобразовательных предметов, тем и текстов в условиях ситуации.

  • Умение слушать учителя и участвовать в элементарном диалоге в процессе восприятия речевого материала по темам.

  • Умение принимать познавательную цель и следовать ей, контролировать свою деятельность и адекватно понимать оценку взрослого путем составления несложных монологических высказываний и пересказа после прослушанного текста.


Предметные:

  • Знать правила орфоэпии и умение самостоятельно пользоваться ими в речи:

- оглушение согласных в конце слов и перед глухими согласными,

-безударный О как А,

-два одинаковых соседних согласных произносятся как один долгий,

опускание непроизносимых согласных,

произнесение окончаний –тся и –ться как ца;

-ого, -его как ово, ево(под контролем учителя и на основе самоконтроля).

-сочетания СЧ, ЗЧ, ЖЧ произносятся как Щ;

  • Закрепление правильного произношения в самостоятельной речи звуков речи и их сочетаний, дифференцированное произношение : м-п, м-б, н-т, н-д, м-п, м-б, н-т, н-д; с-ш, з-ж, ц-ч, ц-с, ч-ш; ц-т, ч-т; в-ф, б-п, д-т, в-ф, б-п


  • Соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз, воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.


  • Умение воспринимать на слух знакомые по значению слова, словосочетания, фразы разговорно-обиходного характера, относящихся к организации учебной деятельности, а также относящихся к изучению общеобразовательных предметов.

  • Умение воспринимать на слух связные высказывания, ориентироваться в общем смысле и значении услышанного на основе ситуационного контекста.

  • Восприятие на слух текстов (4-6-9 предложений), содержание которых близко опыту детей.

  • Выявление в ходе диагностики дефектного произношения (свистящих и шипящих (смычных), сонорных) и осуществить их постановку.

  • Уточнение правильной артикуляции поставленных звуков, осуществление их коррекции и закрепление их правильного произношения в самостоятельном связном высказывании.

  • Дифференцирование согласных звуков, сходных по артикуляции, слитное воспроизведение слова, фразы (4-12 слогов).

  • Умение соблюдать словесное ударение, слитно воспроизводить слова с использованием допустимых замен, фразы (6-10 слогов), изменять темп речи, а также воспроизводить интонацию (сопряжено-отраженно).


Планируемый результат.

Ученик научится:

-произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному, передавать эмоциональные оттенки высказывания;

-слова произносить слитно, с ударением, реализовывать возможности воспроизведения звукового состава ( точно и приближенно с использованием регламентированных замен) , соблюдать орфоэпические правила;

-короткие фразы, состоящие из 2-3 слов, произносить слитно или деля на синтагмы (6-12 слогов),выделять логическое ударение;

-реализовать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя );

-правильно произносить звуки 1-2 концентра;

-воспринимать на слух слова и фразы организационного характера, а так же фраз, построенного на знакомом материале.



Ученик получит возможность :

-корректно произносить предложения с точки зрения ритмико-интонационных особенностей;

-воспринимать на слух фразы из читаемого текста, стихотворения;

-писать слуховые и слузозрительные диктанты.

Характеристика учащихся

Данные педагогического обследование слухового восприятия и произноси­тельной стороны речи на начало учебного года позволяют сделать следующие вы­воды о слухоречевых особенностях учащихся данного класса.


Ф.И.



Степень/ группа

сниж.

слуха

Модель

ИСА


Состояние

Слуховой

функции

Характеристика устной речи



Марков Марк

Прав.сторонняя НС глухота IV гр, слева II гр

Phonak 2 апп


105 ДБ -1, 5 ГЦ справа,


100дб- 0,5 гц слева


Воспринимает гласные и некоторые согласные,

воспринимает слоги,отдельные слова ,ритмическую структуру, интонацию



Речь приближена к достаточно внятной. Понятны отдельные предложения , смысл высказывания понятен. Интонация слабо выраженная. Голос по силе нормальный, по высоте нормальный, по тембру гнусавый. Темп замедленный. Слитность по словам. Ошибки в ударении и правилах орфоэпии.

Имеется словарный запас по всем группам слов, обозначающих предметы, глагольный словарь ограничен. В речи простая фраза с аграмматизмами..

Обращенную речь понимает в ситуации

Звуки речи на стадии коррекции и автоматизации,дифференциации.

Пальчиков Антон

2 сторон.НС

глухота IV ГР

Phonak 2 апп


110ДБ-3ГЦ справа, 105 дб- 0, 75 гц слева


Воспринимает гласные и некоторые согласные,

воспринимает слоги,отдельные слова ,ритмическую структуру, интонацию




Речь недостаточно внятная. Понятны отдельные слова и предложения. Интонация монотонная. Голос по силе нормальный, по высоте нормальный, по тембру гнусавый. Темп замедленный. Слитность по словам. Ошибки в ударении и правилах орфоэпии.

Имеется словарный запас по всем группам слов, обозначающих предметы, глагольный словарь ограничен. В речи простая фраза с аграмматизмами..

Обращенную речь понимает в ситуации


Звуки речи на стадии коррекции и автоматизации, дифференциации


Попкова Виктория

2 сторон.НС

глухота IV ГР

Унитон max ESP

90дб -6 гц справа

110 дб -6 гц слева

Воспринимает гласные и некоторые согласные,

воспринимает слоги,отдельные слова ,ритмическую структуру, интонацию




Речь недостаточно внятная. Понятны отдельные слова и предложения. Интонация монотонная. Голос по силе нормальный, по высоте нормальный, по тембру гнусавый. Темп замедленный. Слитность по словам. Ошибки в ударении и правилах орфоэпии.

Имеется словарный запас по всем группам слов, обозначающих предметы, глагольный словарь ограничен. В речи простая фраза с аграмматизмами..

Обращенную речь понимает в ситуации.

Звуки речи на стадии коррекции и автоматизации

Стрельцов Владимир

Правостор.НС глухота II гр.,слева НС тугоухость

IV степени

Phonak 1 апп


80 дб- 0,5 гц справа, 70 дб- 1 гц

слева


Речевое общение затруднено

Речь приближена к достаточно внятной. Понятны отдельные предложения , смысл высказывания понятен Интонация слабо выраженная. Голос по силе нормальный, по высоте нормальный, по тембру гнусавый. Темп ближе к норме. Слитность по словам и фразе. Ошибки в ударении и правилах орфоэпии.

Имеется словарный запас по всем группам слов, обозначающих предметы, глагольный словарь ограничен. В речи простая фраза с аграмматизмами..

Обращенную речь понимает в ситуации.

Звуки речи на стадии автоматизации, коррекции, дифференциации.

Чудинов Никита

2 сторон.НС

глухота IV гр справа, IIIгр слева

Phonak 2 апп


110 дб- 1,5 гц справа,

90 дб- 0, 75гц слева


Воспринимает гласные и некоторые согласные,

воспринимает слоги, отдельные слова ,ритмическую структуру, интонацию



Речь недостаточно внятная. Понятны отдельные слова и предложения. Интонация монотонная. Голос по силе нормальный, по высоте нормальный, по тембру гнусавый. Темп замедленный. Слитность по словам. Ошибки в ударении и правилах орфоэпии.

Имеется словарный запас по всем группам слов, обозначающих предметы, глагольный словарь ограничен. В речи простая фраза с аграмматизмами..

Обращенную речь понимает в ситуации

Звуки речи на стадии коррекции и автоматизации





Условия эффективности выполнения программы.

Со всеми учащимися наряду с традиционными методами обучения таких как аналитико-синтетический, метод коррекционной направленности, метод ведущей деятельности, метод индивидуального и дифференцированного подхода, используются и современные образовательные технологии такие, как: информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные обучающие программы, презентации, компьютерные образовательные программы), технология диалогового общения, технология проектной деятельности учащихся, технология коммуникативной компетенции.

С учащимися 1 группы Стрельцов В. проводится работа по восприятию на слух речевого материала, знакомого по значению вне ситуации, а также не знакомого по значению - в ситуации. Восприятие текстов в условиях ситуации (объявление темы, опорные слова, серии сюжетных картин). Тексты содержат распространенные предложения из 3-5 слов 4-9 предложений. Обучение свободно вести диалог.

Кроме этого, коррекционная работа с этой группой детей заключается в уточнении и расширении словарного запаса и общего кругозора. Коррекция произносительной стороны речи заключается в овладении слитным произношением фраз, в дифференциации согласных звуков,а также звуков, сходных по артикуляции и акустическому образу; в постановке свистящих, «Р», в коррекции шипящих и постановке смычных.

С учащимися 2 группы Марков М., ПопковаВ.,Пальчиков А.,Чудинов Н. проводится работа по восприятию на слух речевого материала незнакомого по звучанию. Понимание основного содержания текста с последующим опознаванием на слух всех фраз, словосочетаний и слов , входящих в текст. Объем текстов 4-9 предложений, распространенных 3-4 словами. Акцент в коррекционной работе ставится на развитие слухоречевой памяти, на накопление словарного запаса, введение глагольного словаря в активную речь, на формирование простой распространенной фразы и понимание инструкций и поручений.

Коррекция произносительной стороны речи заключается в коррекции и дифференциации часто смешиваемых звуков (в постановке свистящих, шипящих, вибранта, в дифференциации согласных, в формировании навыка сопряжено-отраженного проговаривания, слитного произнесения фраз ).


Критерии оценки


Критерии внятности речи:


1. Речь внятная – ученик не имеет дефектов произношения.

2. Речь достаточно внятная – ученик имеет отдельные дефекты произношения, которые не затрудняют понимание смысла высказывания.

3. Речь ближе к достаточно внятной – ученик имеет большое количество дефектов в произношении; смысл высказывания понятен не в полном объеме.

4. Речь недостаточно внятная – смысл высказывания не понятен, но понятны отдельные предложения.

5. Речь маловнятная – понятны только отдельные слова.

6. Речь невнятная – не понятны даже отдельные слова.


Степени обученности навыкам произношения:


0 – навык отсутствует

1 – максимально развернутая помощь по типу совместных действий (сопряженная речь)

2 – по аналогии (отраженная речь)

3 – использование подсказывающего материала (надстрочные знаки0

4 – организующая помощь педагога (сообщение темы)

5 – стимулирующая помощь педагога

6 – самостоятельное применение навыка вне специального учебного кабинета


Уровни обученности слуховому восприятию фраз и текста:

Оптимальный (100%-80%) – правильно воспринимает речевой материал – воспроизводит предложения, выполняет инструкции, понимает и отвечает на вопросы; воспринимает основное содержание текста с первого предъявления.


Средний (79%-70%)– воспринимает речевой материал с незначительными ошибками в грамматическом оформлении и в плане содержания; воспринимает основное содержание текста со второго предъявления.


Допустимый(69%-50%) – воспринимает речевой материал с частыми ошибками; воспринимает основное содержание текста с развернутой помощью педагога.


Критический (менее 50%) – не воспринимает речевой материал, задания не выполняет; основное содержание текста не воспринимает даже с развернутой помощью учителя


Контрольно-измерительные мероприятия

Дата

Форма работы

1.

2


3

4




5.

6.

7.

01.09.-08.09.17

11.09.-15.09.17


19.12.-23.12.11




07.05.-11.05.17

14.05.-18.05.17

21.05.-25.05.17

Аналитический учет произношения

Обследование состояния слуховой функции


Контрольное восприятие разговорно-обиходных фраз, речевого материала общеобразовательных уроков и текстов за 1 полугодие


Аналитический учет произношения

Обследование состояния слуховой функции

Контрольное восприятие разговорно-обиходных фраз, речевого материала общеобразовательных уроков и текста за 2 полугодие




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Компьютер

Экран

Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Зеркало

Индивидуальные зонды

Спиртовые салфетки

Предметные картинки по основным лексическим темам

Сюжетные картинки

Серии сюжетных картинок

Карточки для глобального чтения

Дидактический материал по РСВ с учетом уровня развития учащихся

Материал для контроля за выдохом

Материал для развития голосовой функции



Календарно – тематический план 5 класс





пп

Тема

Сроки

( кол-во часов)

Характеристика деятельности

учащегося

1



2.

3

Обследование произношения



Обследование внятности


Мой класс


Фразы:

Что ты будешь делать?

Зачем ты открыл форточку?

Открой …, чтобы проветрить класс (комнату).

Нужно проветрить … .

Ты открыл …?

Для чего ты взял…?

Скажи дежурному, чтобы он проветрил класс (вытер доску, открыл

форточку).

Посмотри на термометр.

Скажи, какая температура воздуха.

Отметь в календаре погоду.


Примерный текст:

Сегодня ребята убирали класс. Коля и Галя вытирали парты и стол. Марина, Олег и Саша мыли доску, стены и дверь. Оля и Андрей поливали цветы. Таня и Лена аккуратно сложили в шкафу тетради. Наташа взяла тряпку и вытерла пол, а потом она открыла форточку и проветрила класс. В классе стало чисто.








Словарь: вымыть, вытереть, проветрить, открыть, закрыть, проветри класс (комнату), открой форточку (окно, дверь..).




обследование



обследование





Воспринимать на слух и слух/зр:

Составлять ответы на вопросы;

выполнять поручения;

составлять предложения по теме;

Читать с соблюдением правил орфоэпии;









Воспринимать на слух текст

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Восстанавливать деформированный текст.

Умение составлять рассказ по одной и серии картин. Придумывать название.

Определять последовательность событий.

Автоматизировано произносить в самостоятельной речи звуки

Расставлять ударение и надстрочные знаки, паузы

Использовать в работе словарь.;

слитно произносить слова и фразы







4

Спорт


Фразы:

В какой спортивной секции ты занимаешься?

Я занимаюсь … .

Я не занимаюсь ни в какой секции.

…занимается в секции по плаванию (…).

Кто твой тренер?

Спроси у …, кто ее тренер.

Ты давно занимаешься в секции по …?

Я давно занимаюсь в секции по …, а … недавно.

Ты устаешь после тренировки?

Приходи вовремя.






Примерный текст:

Вова записался в секцию по футболу. Тренировки в секции по футболу проходят два раза в неделю по вторникам и четвергам с трех до пяти. Тренер предупредил Вову, чтобы он приходил вовремя, без опозданий.






Словарь: секция, секция по футболу (по плаванию, по баскетболу,…), спортивная секция, тренер, давно, недавно, тренировка, тренироваться, вовремя, не вовремя, я устаю, не устаю, без опоздания, не опаздывая, не надо опаздывать, не опоздаю, не буду опаздывать, бывает, опаздываю.








Умение начать и продолжить беседу.

Оценивать свои достижения.

Уметь правильно составлять предложения.

Уметь описать отдельные события.

Развёрнуто отвечать на вопросы.









Автоматизировано произносить в самостоятельной речи звуки. Воспринимать на слух и слух/зр текст и фразы


Читать с соблюдением правил орфоэпии.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Уметь пересказывать с опорой на рисунок.

Находить в тексте незнакомые слова.

Воспринимать текст целиком.

Устанавливать, о ком (о чем) текст



Использовать в работе словарь. Отгадывать загадки. Сочинять собственные загадки описательного характера



.


5

Контрольные работы по РРС и ФП



6

Слухозрительный диктант

Контрольная работа по разговорной речи



7

В гостях


Фразы:

Разреши (-те) поздравить тебя (вас) с наступающим (наступившим) Новым годом.

Прими (-те) мои самые теплые пожелания здоровья и долгих лет жизни. Скажи …, чтобы он (она, они) проходил, раздевался.

Проходи, раздевайся.

Я тебя жду.

Мы тебя ждем.

Не забудь поздравить всех близких с праздником.

До встречи Нового года осталось … .

Скажи …, чтобы он (..) садился за стол.

Приглашай (пригласи) .. к столу.

Ты пригласил …?

Садитесь за стол.


Примерный текст:

- Здравствуйте.

- Здравствуйте. Проходите. Раздевайтесь. Мы вас ждем.

- Разрешите поздравить вас с наступающим Новым годом. Примите самые теплые пожелания здоровья и долгих лет жизни.

- Спасибо. Я вас тоже от всей души поздравляю. Желаю в новом году радости, удачи, счастья, крепкого здоровья.

- А это наш новогодний подарок.

- Благодарю. Ой, до встречи Нового года осталось 20 минут! Скорее проходите, садитесь за стол.

- С удовольствием. Какой красивый и нарядный стол!


Словарь: разреши поздравить тебя с наступающим Новым годом (праздником), прими мои пожелания, теплые пожелания, самые теплые пожелания здоровья, проходи, раздевайся, я жду тебя, подожди, не забудь поздравить всех, садитесь за стол, пригласи, приглашаю вас к столу, до встречи осталось…




Автоматизировано произносить в самостоятельной речи звуки.

Читать с соблюдением правил орфоэпии

Умение начать и продолжить беседу.

«Я хочу рассказать о…»

Описывать события дня в определенной логической последовательности.

Придумывать самостоятельно рассказы о своей жизни.

Выбирать интересные случаи из жизни.

Выполнять рисунки по заданию учителя.

Уметь описывать будущие события





Устанавливать, о чем текст после восприятия целиком и по фразам. Читать рассказ вслух с постепенным переходом про себя. Определять главных действующих

лиц.

Уметь высказывать оценку друг другу.



Работать в паре.








8

Будем знакомы


Фразы:

Будем знакомы.

Мы знакомы.

А мы не знакомы.

Вы знакомы?

Мы уже познакомились.

Мы еще не знакомы.

Давайте знакомиться.

Мы уже познакомились.

Мы еще не познакомились.

Очень приятно (неприятно, не очень приятно, совсем неприятно).

Очень приятно было с тобой познакомиться (поговорить).

Как ты хочешь провести свой отдых (каникулы, воскресенье, праздники, день рождения)?

Куда ты собираешься поехать отдыхать в этом году?

Куда ты собираешься?

Спроси у …, куда он собирается.

Я собираюсь домой (в школу, в магазин, в больницу, в деревню, на море, к врачу…)

Я никуда не собираюсь.

Я согласен.

Я не согласен.

Ты согласен?

Я согласен с тем, что …

Я не согласен с тем, что …

Я согласен с тобой (с ним …)

Я не согласен с тобой (…)

Сколько интересного можно узнать во время путешествия!

Давай совершим куда-нибудь путешествие!

Ты рад?

Рад, рад!

Есть новости?

Нет новостей.


Примерный текст:

- Здравствуйте. Будем знакомы. Алексей.

- Очень приятно. Дмитрий.

- Вы едете отдыхать?

- Да. Хочу попутешествовать по горам.

- А я еду на море. По-моему, летом надо отдыхать только на море!

- Не согласен. Лучший отдых – путешествие по горам!


Словарь: будем знакомы, мы знакомы, мы не знакомы, мы познакомились, приятно, неприятно, провести воскресенье (…), ты собираешься, я собираюсь, я не собираюсь, согласен, не согласен, можно узнать, рад, очень рад, не очень рад, совсем не рад, рад тебя видеть, что нового, новости, есть новости, путешествие, путешествовать, свободное время, советую, посоветую, дай совет, не советую, посоветоваться, приготовить все заранее, лодка, палатка, спальный мешок, рюкзак, консервы.




Воспринимать на слух и слух/зр текст и фразы




Автоматизировано произносить в самостоятельной речи звуки.

Читать с соблюдением правил орфоэпии.

Умение начать и продолжить беседу.



составление ответов на вопросы


дополнение предложений





Выбирать интересные для обсуждения моменты знакомств с друзьями.




















составление рассказа по картинке

СОСТАВЛЕНИЕ ДИАЛОГА

нотирование слов и предложений













Подбор слов по ритмическому рисунку


9

Контрольные работы по РРС и ФП


контрольное восприятие фраз


10

Обследование внятности


обследование

11

Разговорная речь

Слух/зр диктант









Требования к результату

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

Предметные результаты:

  • воспринимать на слух незнакомые по значению слова, словосочетания, фразы разговорно-обиходного характера, и по программе,а также относящихся к изучению общеобразовательных предметов и тексты;

  • правильно произносить вновь поставленные звуки речи (в слогах, в словах), а также научатся правильной постановке словесного ударения, фонематическому восприятию, соблюдению ритмико-интонационной стороне речи;

  • дифференцированно произносить согласные звуки, сходные по артикуляции и освоят слитное произношение слов, фраз (до 12 слогов);

  • соблюдать правила орфоэпического произношения и применять их в самостоятельной речи.


Метапредметные

  • управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и коррекцию своих действий в процессе построения элементарного связного высказывания и ведения диалога;

  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации, нахождением закономерностей и установлением элементарных причинно-следственных связей через выполнение заданий после прослушанного текста, общеобразовательных уроков и тем;

  • принимать познавательную цель и следовать ей, адекватно понимать оценку взрослого путем составления несложных монологических высказываний и пересказа после прослушанного текста;


Личностные

  • адекватно оценивать свои действия и поведение, научатся слушать собеседника, овладеют учебной мотивацией через применение в обучении игровой деятельности, дидактических игр и занимательных упражнений, а также современных образовательных технологий;

  • овладеть морально-нравственными нормами поведения и положительными качествами личности через восприятие содержания речевого материала тем, текстов и материала уроков;

  • быть самостоятельными в процессе работы с информацией и планирования собственной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!