СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка для начальных классов по музыке и пению (для детей VIII вида).

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке и пению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами по музыке Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и программы Евтушенко И.В. (сборник «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида») и на основе программы специального образования для детей, имеющих умеренную степень умственной отсталости «Особый ребенок».

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка для начальных классов по музыке и пению (для детей VIII вида).»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке и пению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами по музыке Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и программы Евтушенко И.В. (сборник «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида») и на основе программы специального образования для детей, имеющих умеренную степень умственной отсталости «Особый ребенок».

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью музыкального воспитания и образования является – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумевается умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения:

Задачи образовательные:

- формировать знания о музыке с помощью изученных произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- формировать музыкально-эстетический словарь;

- совершенствовать певческие навыки;

- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями здоровья, через занятия музыкальной деятельностью;

- способствовать преобладанию навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

-активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.

Методы:

- метод создания художественного контекста – направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выход» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизнь), то есть на организацию художественно-педагогической среды, начиная с первого класса. Тем самым обеспечивается целостность восприятия музыки, поскольку целостность любого процесса или объекта предполагает активное взаимодействие его со средой;

- метод размышлений о музыке в разных формах общения с ней – направлен на формирование художественно-образного мышления детей.

- метод создания «концепций» - требует более широкого творческого применения на практике (игра на музыкальных инструментах, с пением, с движением). При этом важно исходить из художественного образа разучиваемого произведения, возможности детей и педагогической целесообразности.

- метод «забегания» вперед и возвращение к пройденному – важно распространить действие этого метода в рамках урока музыки и на произведения других видов искусства, выделив «золотой фонд» произведений литературы, живописи, возвращаясь к ним периодически на протяжении всех лет обучения;

- метод музыкального обобщения.

Принципы педагогического искусства:

- направляются и окрашиваются целью художественного воспитания в школе – формирование музыкальной (и шире – художественной) культуры школьника как части его общей духовной культуры;

- определяются спецификой содержания познаваемого предмета;

- отражают целостную, творческую природу личности ребенка, индивидуальность и самобытность, многословность его проявлений;

- опираются на атмосферу духовного общения старшего товарища (педагога) с младшим (ребенком).

Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развитии личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Технологии: здоровьесберегающая (В.Ф.Базарного); информационная; коммуникационная; развития процессов восприятия; развития слуха и голоса; арттерапевтическое воздействие музыки на учащихся; развития ассоциативно-образного мышления школьников; развития познавательных интересов школьников; развития музыкальной культуры школьников.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.


Сопровождение здоровьесберегающих технологий используется на каждом этапе урока.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов:

I раздел «Слушание музыки»:

- включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения.

II раздел «Пение». «Формирование»:

- формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течении учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

III раздел «Изучение элементов музыкальной грамоты»:

- изучение элементов музыкальной грамоты сводятся к минимуму (изображение музыкального материала на письме и др.), опирающихся на абстрактно-логическое мышление учащихся. Это связанно с ограниченными возможностями здоровья детей усвоения музыкального материала.

Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:

- музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видео- записи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).

Главными требованиями к музыкальным произведениям являются:

- художественность;

- доступность;

- коррекционно-развивающая направленность;

- учет образного содержания художественной формы.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т.д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текста. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.

Музыкальный материал для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.

Место предмета в учебном плане образовательного учреждения:

- количество годовых часов – 34ч;

- количество недельных часов – 1ч.

Содержание программы:

2 класс.

Раздел

Кол-во часов

Три «кита» в музыке (песня, танец, марш).

9

Навыки интонационного исполнения.

7

Классические инструменты.

9

Ритм в музыке.

9

ПЕНИЕ.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Исполнение песенного материала в диапазоне до I – до II.

Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.

Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).

Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.

Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

Развитие умения различать звуки по высоте (высокие – низкие) и длительности (долгие – короткие).

Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по итогам 2 класса:

Учащиеся должны знать:

·         высокие и низкие, долгие и короткие звуки;

·         музыкальные инструменты и их звучание (орган, фортепиано);

·         характер и содержание музыкальных произведений;

·         музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).

Учащиеся должны уметь:

·         исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;

·         различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

Использование метапредметных связей на уроках музыки:

- музыка – история;

- музыка – изо;

- музыка – природоведение.

Литература:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва: «Просвещение», 2008.

- Е.А.Королева, «Музыка в сказках, стихах и рассказах», книга для учащихся и учителей, Москва: «Просвещение». 2000.

- И.В.Кошмина, Ю.В.Ильина, М.П.Сергеева, «Музыкальные сказки и игры», книга для школьного возраста, Москва: «Владос». 2000.

- «Музыкальные сказки для начальных классов».

Примерный музыкальный материал:

В.Шаинский, «Вместе весело шагать».

Русская народная песня «Каравай».

Русская народная песня «Баю-бай».

Народная песня «Как на тоненький ледок».

Т.Попатенко, «Волшебный цветок».

В.Шаинский, «Улыбка».

Ю.Чичков, «Простая песенка».

С.Прокофьев, сказка «Петя и Волк».

П.Чайковский, «Марш деревянных солдатиков», из детского альбома.

Русская народная песня «Светит месяц».

Русская народная песня «На горе – то калина».

М.Глинка, «Жаворонок».

4 класс.

Раздел.

Кол-во часов

Музыкальная грамота.

9

Музыкальная грамота.

7

Музыкальная грамота.

9

Музыкальная грамота. Марш. Танец.

9








ПЕНИЕ.

Закрепление певческих навыков и умение на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Работа над кантиленой.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, средние, низкие: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).

Развитие умения определять сильную долю на слух.

Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

Формирование элементарных оттенков (форте – громко, пиано – тихо).

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых соблюдаются образы.

Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, свадебный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

Формирование элементарных представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

Игра на музыкальных инструментах.

Иметь представление:

- о элементарной теории музыки;

- разновидностях маршей в музыке;

- разновидностях танцев в музыке.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по итогам 4 класса:

Учащиеся должны знать:

·         современные детские песни для самостоятельного исполнения;

·         значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);

·         народные музыкальные инструменты и их звучание (гармонь, трещотка, деревянные ложки, балалайка);

·         особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

Учащиеся должны уметь:

·         петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

·         исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

·         различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Музыкальный материал.

Песни:

В.Шаинский «Чему учат в школе».

Т.Попатенко «Скворушка».

Кюи «Осень».

Т.Попатенко «Падают листья».

В.Шаинский «Настоящий друг».

В.Моцарт «Колыбельная».

Новогодние песни.

Ю.Чичков «Папа может».

Б.Савельев «Снегири».

В.Шаинский «Не плач, девчонка».

А.Островского «Пусть всегда будет солнце».

А.Васнецова «Наши мамы самые красивые».

В.Шаинский «Вместе весело шагать».

И.Гайдн «Мы дружим с музыкой.

А.Плещеев «Про Олечку».

Русская народная песня «Пришла весна».

Слушание музыкальных произведений:

Н.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко».

В.Моцарт «Турецкое рондо».

Э.Григ «Шествие гномов».

М.Глинка Марш «Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Е.Крылатов «Три белых коня».

Ю.Чичкова «Наша школьная страна».

В.Шаинский «Дважды два – четыре».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!