3 | 1. Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает им назвать эмоции человека, которые делают его красивым. 2. Читает стихотворение великого казахского поэта Абая Кунанбаева, в котором создан образ девушки, обладающей удивительной красотой. Вводя стихотворением в тему урока, учителю следует пояснить, что на уроке речь пойдет о создании собственного образа через осмысление понятия «красота». Возврат по управляющей кнопке. | Словно месяц, изогнутый в небе ночном, Отливает сверкающий лоб серебром. Свет струится из черных, как полночь, очей, Брови вскинули иссиня-черный излом. Нос точеный ее легок, узок и прям. Розов отсвет ланит - удивленье очам, Сердце, видя улыбку, пьянеет, когда Блещут зубы, подобные жемчугам. Речь нежна и умна - тонкий лепет ручья, Смех заливчато длится, как трель соловья. Шея - шелк белоснежный - гибка и тонка, Чист и свеж подбородок, прохладу тая. По-ребячески нежен ее локоток, Пальцы гладки, проворны, блестит ноготок И, потупясь, смущенно туманится взгляд, Если косы рассыплют свой черный поток. |
9 | Учитель знакомит учащихся с идеалами красоты в разные эпохи. Работа с интерактивной лентой по щелчку. Возврат по управляющей кнопке. | История показывает, что образцы, «стандарты» красоты очень сильно меняются в разных странах и культурах. Помимо очевидного предпочтения людей без выраженной физической асимметрии тела, а также «средних» по внешнему виду (в каждой расе — свои эталоны), существуют иные, меняющиеся культурные предпочтения. Древний Египет Стройная и грациозная женщина, близкая к нашему, современному пониманию идеала красоты. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, в них капали сок из растения "сонная одурь"! Контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Примерно такой же эффект сегодня мы пытаемся создать при помощи высоких каблуков. Древняя Япония Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком. Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Ну что касается палочек в волосах и скрывания дефектов кожи под пудрой, то и сейчас этим не удивишь, но черный лак на зубах - пока не в моде. Зато в моде восточные мотивы в нарядах и макияже. Древний Китай В Китае представления о красоте были еще более своеобразными. Красавицами считались девушки миниатюрные, с изящным станом, небольшой грудью, а также крошечными ладонями и ступнями (для этого китайским девочкам даже бинтовали ноги, чтобы стопы переставали расти и не превышали 10 см в длину). Особенно ценилось изящество рук и пальцев, тем более если ногти были длинными и накрашенными. Древняя Греция Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см. Глядя на Венеру можно также утверждать, что правильные по древнегреческим понятиям черты лица – это невысокий лоб, большие глаза, греческий нос и мягкая линия бровей. Известно, что гречанки, в большинстве своем темноволосые, отдавали предпочтение светлым волосам и даже для этого их обесцвечивали. Средние века В средние века в Европе земная красота считалась греховной. Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием. В средние века макияж запрещён всемогущей церковью, поскольку он искажает божьи создания. Белизна кожи, символизирующая чистоту, непорочность очень ценится в девушках той эпохи. Но даже в те непростые времена существовал свой стандарт красоты. Очень бледная кожа, вьющиеся золотистые волосы, удлиненный овал лица, большие глаза, маленький рот — в моде была ангельская внешность. Чтобы кожа была бледной, модницы натирались соком лимона или белилами, в состав которых входили ртуть и свинец, или даже делали кровопускания. Никаких пышных форм, никакой косметики. Ценилась миниатюрность. Маленьким должно было быть все - рост, кисти рук, ступни, грудь. Еще более ценилась вера в Бога и покорность мужу. Для того чтобы шея казалась более длинной, дамы брили затылки. Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот. Эпоха Возрождения С Возрождением в Европу пришла мода на пышных, дородных красавиц. Эталон Ренессанса – это дама с мощным телосложением, большой грудью, широкими и полными бедрами с явными признаками целлюлита. Пухлые, соблазнительные и даже, как бы сейчас сказали, рыхлые формы вызывали только одобрение, поскольку считались наиболее естественными. В эту эпоху только крупные и крепкие женщины с круглыми плечами и длинными распущенными волосами обращали на себя внимание. Многие выдающие художники этого времени (Альбрехт Дюрер, Леонардо да Винчи) даже пытались найти формулу идеальной женской фигуры, чтобы увековечить образ самой прекрасной женщины на свете. По их расчетам, она должна быть небольшого роста и с пышными формами Новое время На смену пышной женщине пришел другой идеал: женщина должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами, грудью, бедрами, очень тонкой талией (с помощью корсета ее затягивали до 40 сантиметров) и пышными волосами (женские прически достигали 50-60 см в высоту и поддерживались специальными проволочками), костюмы отличала красочность, огромное количество украшений. Косметику применяли сверх меры, причем особенной популярностью пользовались черные мушки. Королева Английская, Елизавета I Тюдор, "королева-девственница", (годы жизни 1533-1603) считалась самой недосягаемой красавицей своего времени. Она тщательно следила за своими туалетами, по моде эпохи использовала косметику – на многочисленных ее парадных портретах заметно, что правительница пользовалась пудрой и яркой контрастной помадой, подчеркивавшей белизну. Эпоха Рококо В эпоху Рококо главный акцент - на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Идеал красоты в XIX веке Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. То, что сейчас мы называем аристократической красотой. Красивая женщина сравнивалась с породистой лошадью, у нее должно быть изящное тело, тонкие лодыжки. Но при этом, все естественное, натуральное считалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Эпоха Ампир В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях. Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки. Идеал красоты в Азии Если в Европе идеалы женской красоте менялись относительно часто, то в арабском мире такие каноны сохранялись веками. По версии арабов идеал красоты – это обладательница круглого лица, больших черных глаз с поволокой, алого рта, белоснежных зубов и густых изогнутых бровей. По арабской традиции волосы должны быть тяжелыми, густыми и длинными. На теле же все волоски необходимо тщательно удалять, чтобы кожа выглядела идеально ровной. Во все времена на Востоке ценились плавность и изящество движений, но худоба никогда не приветствовалась. Арабская девушка должна была иметь миниатюрные, тонкие пальцы и щиколотки, но при этом пышные бедра с ямочками, округлый живот, полноватые руки и средних размеров грудь. Идеал красоты в Африке Африканские представления о красоте, пожалуй, наиболее необычны для европейцев. Здесь во все времена ценились не просто полные, а сверхполные женщины. Мало того, во многих африканских племенах наиболее дородная и пышная девушка (с третьей степенью ожирения) может рассчитывать на самое выгодное и удачное замужество. Несмотря на кажущуюся странность, такой критерий привлекательности вполне оправдан. Полнота свидетельствует о благополучии и материальном достатке в семье. Худоба – признак плохого питания и бедности. Вот почему заботливые матери и родственники, начиная с подросткового возраста откармливают девушек так, чтобы при наклоне у них на животе было не меньше 12 жировых складок. |