Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе для 8 класса
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной 2013 года, Государственных общеобразовательных стандартов, одобренных решением МО президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21-12; утвержден приказом МО Федерального компонента государственного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089, Образовательной программы (ФКГОС), утвержденной педагогическим советом МБОУ «СОШ №41» (Протокол №13, от 30.08.2013г., приказом директора МБОУ «СОШ №41» № 266/1 от 30.08.2013г.), Учебного плана МБОУ «СОШ №41» на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи курса:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения, понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Учебный план школы предполагает 2 часа в неделю и 68 часов в год, что соответствует общеобразовательной программе. Изменений в рабочей программе нет.
УМК: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений в 2-х частях (авт.-составитель В.Я. Коровина и др.); под редакцией В.Я. Коровиной. М. Просвещение, 2014 г.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные работы – 2 часа, зачетные занятия - 2 часа, тестирование – 1 ч., развитие речи – 5.
Формы организации учебного процесса: семинар, практикум, консультация, тестирование, конференция, исследовательская работа, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, тесты, индивидуальные карточки.
Формы текущего контроля ЗУН и промежуточной аттестации: устный опрос; письменный опрос, анализ художественного текста; тестирование; составление сложного и простого плана к тексту, сочинение, выразительное чтение прозаического и поэтического текста, терминологический диктант.
Требования к уровню подготовки учащихся
Умения и навыки:
-знать основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
-некоторые особенности выражения авторского сознания в художественном произведении;
-средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
-родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений;
-знать основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
-уметь характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
-уметь сопоставлять героев произведений;
-уметь писать сочинения-рассуждения и отзывы на прочитанное произведение.
Критерии оценки ведущих видов деятельности
Оценивание устных ответов учащихся (учитывается знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения).
«5» – за ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлечение текста для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
«4» – за ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерные поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному, двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
«3» – за ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерные поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения, ограниченность навыка разбора и недостаточное умение привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.
«2» – за ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценивание сочинений (учитывается правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения, соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними, точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка).
«5» – ставится за сочинение:
•глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
•стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
•написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
• допускается одна-две неточности в содержании.
«4» – ставится за сочинение:
•достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
•логическое и последовательное в изложении содержания;
•написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
•допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
«3» – ставится за сочинение, в котором:
•в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему; допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
•материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
•материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
•обнаруживается владение основами письменной речи;
•в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
«2» – ставится за сочинение, которое:
•не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст произведения;
•характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
•отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Содержание программы учебного курса
Введение (1 ч.). Русская литература и история. Интерес русских писателей к истории. Интерес писателей к историческому прошлому своего народа.
Устное народное творчество (2 ч.). В мире русской народной песни (лирические, исторические песни) Отражение жизни народа в народных песнях: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушка как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка, предание.
Из древнерусской литературы (2 ч.). Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская литература. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
Из русской литературы 18 века (4 ч. + 1 ч. р/р). Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. 3ч.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века. И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория.
К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы. Тема расширения русских земель.
Теория литературы. Дума.
А.С. Пушкин (9 ч. + 1 ч. р/р). Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
К*** («Я помню чудное мгновенье…») Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный стержень.
«История Пугачева» (отрывки) История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.
«Пиковая дама» Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа.
М.Ю. Лермонтов (3 ч. + 2 ч. р/р). Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтический историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма. Романтический герой, романтическая поэма.
Н.В. Гоголь (6 ч. + 1 ч. р/р). Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены. Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия. Сатира и юмор.
«Шинель». «Образ маленького человека» в литературе. Потеря А.А. Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.
М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч. + 1 ч. к/р). Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок». Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.
Н.С. Лесков (1 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ. Художественная деталь.
Л.Н. Толстой (3 ч.). Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы (1 ч.).
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…»
А.П. Чехов. (1 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы.
Из русской литературы 20 века (6 ч. + 1 р/р ).
И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика.
А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
А.А. Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма.
И.С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем» Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются (2 ч. + 1 к/р). Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
А.Т. Твардовский (3 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждения гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.
А.П. Платонов (1 ч.). Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (2 ч. + 1 ч. р/р). Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов «Соловьи»; Л.Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-героический характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь.
Русские поэты о Родине, родной природе (1 ч.). И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.Бунин «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (9 ч.). Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Народные истоки смеха Мольера.
Теория литературы. Классицизм. Сатира.
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.
Учебно-методическое обеспечение
1. Беленький Г.И. Литература 8 класс. Методические советы. Москва «Просвещение», 2010.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Москва «Вако», 2010.
3. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Москва «Вако», 2009.
4. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе, 8 класс» Москва «Просвещение», 2013.
5. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Москва «Просвещение», 2013.
6. Черных О.Г. Практикум по литературе. 8 класс. Москва «ВАКО», 2010 г.