СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к рабочей программе факультативного курса "Русский язык в деловом общении" для обучающихся 11 класса класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к рабочей программе факультативного курса для обучающихся 11 класса "Русский язык в деловом общении".

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе факультативного курса "Русский язык в деловом общении" для обучающихся 11 класса класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса для обучающихся 11 класса составлена на основе Программы факультативного курса «Русский язык в деловом общении», автор – Кудрявцева Т.С., М.: Дрофа, 2010г., утверждённая приказом № 276 от 03.09.2015г. директором МБОУ «СОШ № 41». Программа факультатива соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и дополняет федеральный компонент Федерального базисного учебного плана для 11 класса.

Курс разработан на основе:

  1. Кудрявцева Т.С. Программы для общеобразовательных учреждений. Профильная школа. 10-11 кл., М.:Дрофа, 2010г.

  2. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловой этикет. – М., 1997г.

Цели:

  1. подготовить учащихся средствами предмета к будущей трудовой деятельности

  2. создать условия для воспитания социализированной личности

  3. создать условия для повышения уровня культуры учащихся старших классов.

Задачи:

  1. способствовать расширению речевого опыта учащихся в деловой сфере;

  2. способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной деловой речи

  3. познакомить учащихся с нормами деловой письменной речи и правилами служебного этикета

  4. предотвратить возможные нарушения этикетных, лексических, грамматических норм при оформлении деловых бумаг

  5. научить составлять, оформлять и отправлять некоторые деловые бумаги.

Учебно-методический комплект

  1. Кудрявцева Т.С. Программы. Элективные курсы. Профильная школа. – М.: Дрофа, 2010г.

  2. Кудрявцева Т.С., Пухаева Л.С. Деловое общение. – Санкт-Петербург, 1997г.


Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: на курс отведено 17 часов, из расчёта 0.5 часа в неделю.

Распределение часов по темам

  1. Культура делового общения - 5 часов.

  2. Язык и стиль деловой речи – 6 часов.

  3. Деловая корреспонденция и документация – 6 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса, обучающиеся должны знать:

- нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);

- структурные элементы деловой беседы, деловых переговоров, требования, предъявляемые к разговору по телефону;

- композиционные модели деловых бумаг;

- основные требования к языку деловых бумаг и документов.

Уметь:

- различать жанры деловых документов;

- писать деловые бумаги: заявление, апелляцию, резюме;

- вступать в контакт, определять цель и содержание, учитывая ситуацию общения;

- соблюдать этикетные правила в процессе устного и и письменного делового общения.

Владеть:

- лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами при создании деловых бумаг;

- владеть нормами служебного этикета, служебной этики.

Формы проведения занятий

Программа факультативного курса предполагает лекционные занятия, беседы, лекции, лекции-рассуждения, практические занятия, тренинги, дискуссии, практические конференции, устные журналы, практикум-соревнование.

Основные виды деятельности:

  • дискуссия;

  • круглый стол;

  • состязания ораторов;

  • игры с элементами драматизации;

  • ролевые игры;

  • доклады учащихся.

Основные формы и методы контроля:

Инсценирование различных ситуаций, фронтальный опрос по теме, составление тезисного плана, анализ умения дискутировать, представление игровых моментов, решение ситуативных задач.

Основной формой итогового контроля является тест, состоящий из трёх частей: первая часть проверяет владение лексическими, фразеологическими и грамматическими нормами делового стиля, вторая часть предполагает редактирование делового документа, третья – составление деловой бумаги заданного вида. Оцениваются следующие достижения учащихся: знание норм служебного этикета; знание языковых особенностей делового стиля; знание структуры и языка деловых документов; способность самостоятельно составить тот или иной вид деловой корреспонденции, деловой документации в соответствии с заданной ситуацией делового общения.


Содержание программы:

Культура делового общения (5 часов)

Виды делового общения: устное и письменное, диалогическое и монологическое, непосредственное и опосредованное, контактное и дистантное.

Служебная этика и служебный этикет.

История делового этикета.

Формулы речевого этикета: обращение к официальному лицу, запрос и уточнение информации, согласие и отказ, извинения и благодарность, прощание, приглашение, предложения.

Устное деловое общение. Деловая беседа по телефону. Традиционные и инновационные формы делового общения: беседы, дискуссии, полемика, спор, пресс-конференция, презентация.

Язык и стиль деловой речи (6 часов)

Деловой стиль: функции, сфера употребления. Основные черты: логичность, точность, краткость, стандартизированность, нейтральный тон и неличный характер изложения. История делового стиля.

Лексика деловой речи: наименование лиц, названий учреждений и документов, устойчивые словосочетания, специальные термины, сложносокращённые слова, аббревиатуры, номенклатурная лексика. Нарушение лексических норм в деловых документах: неправильное использование слов и терминов; неуместное употребление иностранных слов и жаргонизмов; неразличение слов-паронимов; неправильное употребление синонимов, просторечных слов, эмоционально-окрашенной лексики.

Фразеология деловой речи. Правила использования фразеологизмов. Устойчивые речевые клише. Нарушение фразеологических норм в деловых документах; нарушение лексической сочетаемости и лексические подмены в составе фразеологизмов.

Морфологические средства делового стиля: отглагольные существительные, краткие прилагательные, неопределенная форма глагола, цепочка существительных в родительном падеже, отыменные предлоги и союзы, глаголы с оттенками предписания, долженствования. Нарушение морфологических норм при употреблении кратких форм прилагательных, форм глагола, числительных, предлогов.

Синтаксические средства делового стиля. Простые предложения. Предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами, вводными и вставными конструкциями. Безличные предложения. Действительные и страдательные обороты. Структура простого и сложного предложения. Нарушения синтаксических норм при согласовании подлежащих со сказуемым, при согласовании определений, при употреблении дополнений и обстоятельств.

Деловая корреспонденция и документация (6 часов)

Деловой стиль как язык документов. Унификация языка и стиля документов. Языковые формулы. Бланки. Анкеты. Таблицы.

Деловая корреспонденция. Виды деловых писем: письма-запросы, письма-подтверждения, письма-приглашения, письма-поздравления. Структура, особенности языкового оформления. Форма отправления: электронная почта, телеграфная связь, телетайп.

Деловая документация. Основные виды служебных документов: приказ, служебная записка, докладная записка, протокол. Структура и языковое оформление служебного документа.

Деловые бумаги. Основные виды деловых бумаг: автобиография, заявление, доверенность, расписка, объяснение, резюме, апелляция. Структура и языковое оформление деловых бумаг.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Литература для учителя:

  1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., 1990

  2. Кудрявцева Т.С. и др. Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи: Учебник для национальных образовательных учреждений гуманитарного профиля под ред. Т.С.Кудрявцевой. – М., 2001

  3. Львова С.И. Речь в деловом общении. – М., 1992

  4. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М., 1992

  5. Хавронина С.А., Клобукова Л.П., Михалкина И.В. Русский язык для деловых людей. – М., 1993

  6. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. – М., 1980

Литература для учащихся:

  1. Кудрявцева Т.С., Арзуманова Р.А., Васева Н.Б. Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 кл. под ред. Т.С.Кудрявцевой. М.: Дрофа, 2001

  2. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. Деловой этикет. – М.: ЮНВЕС, 1997

  3. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. – М.: Флинта; Наука, 2001

  4. Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!