СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к творческому проекту "Дымка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена пояснительная записка к творческому проекту по технологии "Дымка", выполненная ученицей 11 класса для участия в олимпиаде по предмету.  Проектным изделием является сценический костюм дымковской игрушки

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к творческому проекту "Дымка"»

Цели и задачи.

1. Выполнить творческий проект «Дымковская барышня».

2. Изготовить наряд для концертных выступлений и театрализованных

представлений.

3. Соблюдать технологическую последовательность изготовления изделия.

4. Овладеть знаниями, умениями совершенствовать навыки ручного и

машинного шитья, используя различные методы и способы обработки

изделия.

5. Развивать творческое отношение к работе, повышать профессиональное

мастерство в области шитья и рукоделия.

6. Развивать познавательную активность в изучении лоскутного шитья,

элементов росписи дымковской игрушки и истории народного костюма.

7. Подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

8. Способствовать развитию эстетического вкуса.

9. Соблюдать правила безопасносного труда при работе с необходимым

оборудованием и инструментами.























Этапы работы.

I. Организационно - подготовительный этап



  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

  2. Историческая справка

  3. Дизайн-анализ идей, выбор идеи, её обоснование

  4. Выбор ткани, цветовое решение.

  5. Выбор оборудования и инструментов.

  6. Организация труда.



II. Технологический этап

  1. Техническая разработка костюма и элементов аппликации.

  2. Моделирование костюма.

  3. Раскрой костюма.

10. Технологическая последовательность изготовления костюма.

11. Соблюдение условий техники безопасности труда.



III. Заключительный этап



  1. Экономический расчет, себестоимость

  2. Экологическая и эстетическая оценка.

  3. Рекомендации по уходу за изделием.

  4. Самооценка.

  5. Реклама.

  6. Защита проекта.





Мини-исследование

Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними дома, на улице.… Среди этого многообразия есть такие, которые удостоены особого внимания художников: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Такие предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства.

Слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид».

Декоративно - прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена, и в то же время оно молодое, потому что по- прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Оно создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное – это искусство организует общение людей, строит их отношения.

Декоративно – прикладное искусство огромно и разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания, свой национальный костюм. Из всего этого многообразия особое место занимает игрушка.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

За годы учёбы в детской художественной школе имени Ю. А. Саханова я познакомилась с разными видами игрушек. На занятиях мы скручивали их из тряпичных кусочков, пробовали плести из лозы, клеили папье – маше, лепили из глины, обжигали в печи, а затем расписывали, проявляя недюжинную фантазию. Больше всего меня заинтересовала глиняная игрушка. Надо сказать, что её видов достаточно много: Каргапольская, Филимоновская, Абашевская, но самая известная, пожалуй, Дымковская.

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства.

О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Я тоже не обошла её стороной и решила уделить ей внимание.





Обоснование проекта


Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитьё из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Именно лоскут позволяет выразить свою индивидуальность в работе, насытить её яркими красками, сделать неповторимой, возможности лоскута безграничны. Вот этим меня и привлекает искусство лоскутного шитья.

Моё внимание привлекли изделия народных промыслов. Я всегда восхищалась тем, как мастера умело владеют кистью, когда расписывают домашнюю утварь или глиняные игрушки, будь то изысканная гжель или гармоничный городец. А как восхитительны жостовские подносы с их цветочным изобилием или как изящна хохломская кудрина на деревянной посуде. Но больше всего мне приглянулись дымковские игрушки с их яркими нарядами. Узор их росписи совсем не сложен - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Нет двух одинаково расписанных игрушек, у каждой свое лицо. Задумала я сама побывать в роли дымковской игрушки, а точнее сшить костюм дымковской барыни. Конечно, мне предстоит изучить особенности дымковской росписи для того, что перенести её мотивы на полотно, но я думаю, мне в этом поможет техника шитья из лоскута, ведь именно лоскут может передать ту яркость и ту неповторимость, которые отличают дымковскую игрушку от остальных.

У нас в школе работает театр мод, непременной участницей которого я являюсь. Каждый год у нас проходит показ тех моделей, над которыми мы трудились, вот на таком показе блесну и я.









Некоторые особенности дымковской росписи


Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь - медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой мастерицы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка).

Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Он символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. 





В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.






Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — это знаки семян и зародышей.








Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.





















Идея № 1

Модель приталенного силуэта, состоит из юбки, блузы и капора. Юбка – большой колокол, длинной ниже линии колена богато украшена аппликацией и рюшами, пришитыми в поперечном направлении. Блуза из ткани красного цвета с желтыми вставками на рукавах и горловине. Низ рукавов украшен рядами рюш. Головной убор – капор.



Идея № 2

Костюм состоит из блузы приталенного силуэта, с притачной баской по линии талии, отороченной рюшей. Юбка – большой колокол, украшена аппликацией в дымковском стиле и рюшами, пришитыми волнообразно. Низ юбки так же отделан рюшем. Головной убор – шляпа.



Идея № 3

Комплект, состоящий из блузы и юбки. Блуза из ткани зеленого цвета с контрастной отделкой по линии кокетки. Рукава объёмные, по окату собраны на манжету. Низ блузы, низ рукава и кокетка украшены рюшем, заложенным складками. Юбка широкая из ткани в клетку, по подолу отделана рюшем в складку. Головной убор чем-то напоминает старинную женскую «сороку», украшен сзади большим бантом.



Идея № 4

Костюм состоит из блузы, с объемными пышными рукавами, воротником – стойкой, украшенной рюшем. Юбка – малый колокол, расшита аппликацией в дымковском стиле, украшена вертикальными рюшами. Съёмная поясная деталь – баска украшает линию талии, тем самым подчеркивая стройность модели. Головной убор – фантазийный кокошник дополнен сзади бантом







Обоснование идеи.

Просматривая эскизы своих идей, я выбирала модель яркую, красочную, удобную. Я немного владею техникой лоскутного шитья, мне хочется применить свои умения в украшении модели элементами аппликации, так как именно она позволяет выразить свою индивидуальность в работе, насытить красками любое изделие.

Модель №1 красива, оригинальна, необычна, выглядит ярко, но она очень

сложна в изготовлении, боюсь, что не справлюсь с таким

обилием рюш и аппликаций

Модель №2 - очень объемна, да и цвета используемых тканей несколько

темноваты, а мне хочется чего – нибудь яркого, да и в

изготовлении шляпы я не имею опыта

Модель № 3 – проста по своим конструктивным особенностям,

представляет собой комплект из блузы и юбки. Но здесь не

прослеживаются дымковские мотивы.

Модель № 4 – как нельзя лучше создает образ яркой дымковской барышни.

Костюм лаконичен, но дополнен оригинальными

элементами: головным убором и баской.

№п/п

Критерии

№1

№ 2

№3

№4

1

Изготовление с наименьшими затратами



+

+

2

Оригинальность замысла

+



+

3

Конструктивность решения

+

+

+

+

4

Технологичность

+

+

+

+

5

Простота в обслуживании



+

+

Свой выбор я остановила на модели № 4, так как она яркая, запоминающаяся, проста по своим конструктивным особенностям, и в то же время включает в себя оригинальные находки. Этот костюм как нельзя лучше подойдет для моей задумки.













Материалы и цветовое решение.



Цвет – это одно из главных средств художественной выразительности изделия. Наука о цветоведении позволяет понять и использовать особенности цвета, применить его в живописи, рукоделии, декоративном искусстве.

Правильно выбранный цвет является основополагающим элементом любой композиции. Он может усиливать эмоциональное восприятие, влиять на настроение. Гармоничное сочетание цветов можно определить с помощью цветового круга. Гармония цвета - это закономерность разнообразного сочетания цветов, равновесие цветов теплых и холодных. Все существующие в природе краски образуются путем оптического сложения многих цветов, основными являются – красный, желтый и синий цвета.

Красный цвет в старину существовал в таком большом разнообразии  оттенков, что из них можно составить целую палитру, своеобразную цветовую симфонию. По законам цветового контраста сочность красного увеличивается на фоне зелени, придавая радостное, праздничное звучание костюму.

Жёлтый цвет олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.

Зеленый цвет – это продукт смешения желтого и синего цветов. Чаще всего символика этого цвета определяется его связью с растительностью. Ярко-зелёные, изумрудные, яблочные оттенки связанны с явлениями и объектами царства растений. Зелёный цвет считается цветом жизни, он успокаивает нервную систему. Зелёный цвет посвящён Дионису как богу деревьев, связанному с ростом и животворящими силами природы.















Необходимое оборудование и инструменты.

п/п

Наименование

оборудования

Назначение

1.

Электрическая швейная машина «NEW HOME».

Стачивание и обработка срезов

2.

Оверлок – краеобмёточная машина

Обработка срезов

3.

Утюг с пароувлажнителем

Влажно-тепловая обработка

4.

Гладильная доска

5.

Лампа

Дополнительное освещение рабочего места

6.

Зеркало

Отслеживание работы над изделием, проведение примерки

7.

Ножницы

Выполнение операций резания

8.

Нож-распарыватель

Распарывание швов и прорезание петель

9.

Сантиметровая лента

Снятие мерок на фигуре, при раскрое материала, при шитье и проверке размеров выполняемых изделий

10.

Портновский мел

Обозначение на материале контуров выкроек, разрезов, швов, обозначение во время примерки изделия на фигуре места исправления

11.

Гибкая пластмассовая линейка

Измерение небольших величин, проведение прямых линий

12.

Игольница

Место для безопасного хранения игл

13.

Булавки

Скалывание частей бумажных выкроек с выкроенными деталями, скалывание деталей

14.

Ручные иглы

Ручные стежки

15.

Бумага для выкроек

Построение выкройки в масштабе 1:1

16.

Наперсток

Безопасные приёмы труда при ручных работах.


Организация рабочего места.

1. Рабочее место должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и

приспособлениями должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны

или спереди.

2. Нитки можно хранить в специальном полотняном мешочке или шкатулке,

листы с выкройками в папке.

3. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола,

а материалы - в левой.

4. Во время работы грудь не должна быть сжата. Корпус немного наклонен

вперёд, ноги, если возможно на небольшой подставке. Расстояние от глаз

до работы должно составлять 25-30 см., стул должен стоять так, чтобы

можно было опираться на его спинку.

5. При работе на швейной машинке нужно следить за порядком на рабочем

столе, на нём не должны находиться инструменты для шитья и раскроя.

6. На протяжении рабочего времени следует соблюдать ТБ, санитарии и

гигиены.

7. Не забывать убирать рабочее место после работы, инструменты разложить

по своим местам, а изделия хранить на вешалке.

8. При работе на электрической швейной машине и с утюгом необходимо

помнить правила пожарной и электробезопасности.


Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

Опасности в работе:

Повреждение пальцев иглой или булавкой.

Травма руки ножницами.

Травма глаз.

До начала работы:

Посчитать количество иголок и булавок в игольнице.

Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

Во время работы:

Быть внимательным к работе.

Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его.

Вкалывать иглы и булавки только в игольницу.

Класть ножницы с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

По окончании работы:

Посчитать количество иголок и булавок в игольнице (их должно быть столько же, сколько до начала работы),

Убрать рабочее место.

Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ


Опасности в работе:

Возгорание шнура.

Ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура.

Поражение электрическим током.

До начала работы:

Проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга.

Проверить наличие резинового коврика.

Во время работы:

Выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике.

Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур.

Ставить утюг на специальную подставку.

Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался.

Использовать для увлажнения ткани пульверизатор.

По окончании работы:

Выключить утюг.

Поставить его на специальную подставку.

Правила техники безопасности при выполнении машинных работ


Опасности в работе:

Повреждение пальцев иглой.

Попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины.

Поражение электрическим током.

До начала работы:

Застегнуть манжеты рукавов.

Проверить исправность машины.

Проверить перед соединением деталей, не остались ли в них ручная игла или булавка.

Во время работы:

Установку шпульного колпачка, заправку верхней нити производить при выключенной машине.

Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.

Не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.

По окончании работы:

Выключить машину.

Убрать рабочее место.

Техническая разработка.



  1. Чертеж основы блузы.

  2. Чертёж основы рукава.

  3. Чертёж юбки.

  4. Чертёж пояса для юбки.

  5. Чертёж головного убора

  6. Чертёж баски.

  7. Моделирование блузы.

  8. Моделирование рукава.

  9. Раскрой блузы.

  10. Раскрой юбки.

  11. Раскрой головного убора.

  12. Раскрой баски.

  13. Детали кроя.























Правила шитья из лоскутов.

Подбор тканей и их цветовое сочетание.

Для шитья из лоскутов пригодны почти все ткани, но хлопок подходит больше всего. Перед работой ткани нужно выстирать, выгладить. Все лоскутики лучше подбирать по цвету или цвета гармонирующие между собой. Для этого очень хорошо использовать цветовой круг, который поможет подобрать гамму в ткани. Рисунок – основное условие создания красивого лоскутного изделия. Наиболее подходящий это мелкий или растительный рисунок по цветному фону. Работы русских мастеров тем и отличались, что выполнены были из ярких пестрых ситцев.



Швы, используемые для сшивания лоскутов.

Швы, соединяющие лоскутики, должны быть прочными, поэтому используют нитки № 35, 40. Цвет ниток должен подходить под цвет ткани. При шитье вручную надо делать 5-6 стежков в 1 см., а на машине длина стежка устанавливается средней величины. Используют стачной шов или «зиг–заг» при этом конец строчки можно не закреплять.


Правила сшивания лоскутов.

При выполнении машинных работ швы обычно заутюживают или разутюживают. Каждый шов гладится с лицевой и изнаночной сторон. Ширина шва должна быть от 0,5 см. – 1 см. При соединении деталей швы разворачиваются в разные стороны. Во время сшивания лоскутиков друг с другом, лучше использовать булавки.


Технология лоскутных работ.

Технология лоскутных работ разнообразна: полоса, квадраты, треугольники, круги и т.д. При разработке узора нужно это учитывать. Все однотипные детали лучше вырезать по шаблону, которые делают из картона. Ширина припуска на швы должна во всех деталях быть одинаковой ( 0,5-0,7см. )







Детали кроя костюма.



Спинка блузы – 1 дет.

Полочка блузы – 2 дет.

Верхняя часть рукава – 2 дет.

Нижняя часть рукава – 2 дет

Воротник – стойка – 1 дет.

Рюшь воротника – 1 дет.

Отлетная часть баски – 1 дет.

Пояс баски – 1 дет.

Пояс юбки – 1 дет.

Тулья шляпки – 1 дет.

Донышко шляпки – 1 дет.

























Технология изготовления блузы.

  1. Раскроить детали блузы.

  2. Соединить детали спинки лицом к лицу, оставив расстояние до застежки.

  3. На полочке стачать вытачки, глубины вытачек заутюжить вниз.

  4. Выполнить плечевые и боковые швы, срезы обметать. Припуски швов заутюжить в сторону спинки.

  5. Верхний срез рюши воротника обработать швом зиг-заг. Нижний срез собрать на сборку с помощью двойной машинной строчки.

  6. Рюшь соединить с деталями воротника – стойки по верхнему срезу.

  7. Вметать воротник в горловину со стороны нижнего, притачать, верхним воротником накрыть шов притачивания, подвернуть внутрь и заметать, проложить строчку в шов притачивания нижней части воротника.

  8. Верхнюю часть рукава собрать двойной машинной строчкой по окату.

  9. По нижнему срезу верхней части рукава проложить двойную машинную строчку и слегка присборить.

  10. Сметать верхнюю и нижнюю части рукава, стачать.

  11. Стачать рукав по боковому срезу.

  12. Втачать рукав в пройму.

  13. Нижний срез блузы и нижние срезы рукавов обработать швом в подгибку с закрытым срезом.

  14. Произвести ВТО.



Технология изготовления юбки.



  1. Сметать деталь юбки из креп-сатина с деталью юбки из синтепона.

  2. Детали аппликации разместить на юбке, приметать, притачать.

  3. Произвести ВТО.

  4. Детали рюшей для юбки обработать швом зиг-заг по периметру.

  5. По середине каждого рюша проложить по две машинных строчки, собрать их.

  6. Разместить рюши на полотне юбки, приметать, притачать.

  7. Соединить юбку по заднему шву.

  8. Стачать деталь пояса в кольцо, сложить вдоль по середине, разместить внутри резинку и стачать.

  9. Притачать пояс к верхнему срезу юбки.

  10. Деталь юбки из подкладочной ткани соединить по вертикальным срезам.

  11. Сложить верхние срезы юбки и подкладки лицом к лицу и соединить

их.

  1. Соединить нижние срезы юбки и подкладки, обметать, обработать швом в подгибку с открытым срезом.

  2. Произвести ВТО.

Технология изготовления баски.

  1. По нижнему срезу баски уложить рюшь складками.

  2. Соединить детали баски из основной и подкладочной ткани по нижнему срезу лицом к лицу, сметать, стачать.

  3. Вывернуть и выметать отлетную часть баски.

  4. На отлетной части баски разместить детали аппликации, приметать, притачать.

  5. Произвести ВТО.

  6. Детали пояса укрепить по боковым швам ригилином, стачать их по верхним срезам.

  7. К лицевой части пояса притачать отлетную часть баски.

  8. Нижнюю часть пояса подвернуть внутрь и закрыть шов притачивания, приметать, притачать.

  9. Боковые стороны пояса подвернуть внутрь, расположить симметрично петли и приметать, проложить отделочную строчку.

  10. Произвести ВТО.

Технология изготовления

головного убора.

  1. Деталь тульи шляпы соединить с синтепоном, сложить вдоль пополам, стачать в кольцо. Внутрь поместить деталь из картона, стачать.

  2. Донце шляпы (деталь из картона) обтянуть тканевой деталью, заложив её складками.

  3. Соединить обе части шляпы ручными стежками. Шов притачивания закрыть тесьмой с помощью клеевого пистолета.

  4. Детали банта соединить по периметру, стачать, вывернуть, выметать.

  5. По середине банта проложить строчку и собрать бант на сборку.

  6. Пришить бант к шляпке.





Эстетическая оценка.

.



Понятие красоты сопровождает человека на протяжении всей жизни. Красивые вещи доставляют ему радость, обогащают духовно, поддерживают эмоционально.

Я надеюсь, что моя работа станет прекрасным источником эмоционального наслаждения, будет радовать глаз, создавать хорошее настроение, наполнять душу добром и гармонией. Особую радость испытываю от того, что всё это сделано своими руками и с огромным желанием, несмотря на объёмный, требующий громадных усилий и особого старания, труд.





Экологическая оценка.



Самым главным для человека было и будет здоровье. Моим костюмом будут пользоваться люди, мне пришлось задуматься над тем, не принесёт ли эта одежда человеку вред.

При изготовлении своих изделий я использовала ткани, смешанные по своему составу, так как они сделаны наполовину из натуральных и искусственных волокон.

Учёными доказано, что это – экологически чистые ткани, отвечающие всем гигиеническим требованиям, а одежда из них легка, удобна и красива.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!