СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к уроку Тема: «М.Горький. «Детство». Глава 1»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к уроку литературы по теме: «М.Горький. «Детство». Глава 1». 

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к уроку Тема: «М.Горький. «Детство». Глава 1»»

Пояснительная записка к уроку

Тема: «М.Горький. «Детство». Глава 1»

Класс: 7 а

Дата проведения: 15.03.2017

Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения; продолжить работу по совершенствованию культуры межличностных отношений в коллективе.

Обучающие задачи: 

-собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова и его окружения,

-определить идейную направленность и проблематику повести,

-активизировать работу обучающихся на поиск соответствующих параллелей в жизни и других произведениях,

-высказывать собственное мнение,

-принимать решения в нестандартных ситуациях.

Развивающие задачи: 

-развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод;

-способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.

Воспитательные задачи: 

-воспитание сочувствия, сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

- воспитание интереса и уважения к литературе;

-воспитание ценностного отношения к слову;


Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока:

  • текст автобиографической повести А.М. Горького “Детство”,

  • портрет А.М. Горького; иллюстрации (в том числе выполненные учениками);

  • тетради по литературе.

  • Карточки с вопросами

  • Мультимедийный проектор, доска.

  • Карточки к работе с понятием «Детство».

  • Карточки для работы группах;

  • Разноцветные стикеры.

Формы и методы, используемые на уроке:

  • -продуктивный, иллюстративный, частично-поисковый методы, проблемные вопросы;
















Ход урока:

  1. Организационный

  2. Артикуляционная разминка (У ежа – ежата, у ужа – ужата)

Слайд 1 (закрыть проектор)

  1. «Все мы родом из детства», - сказал однажды А.Сент-Экзюпери. С великим французским писателем трудно не согласиться. Детство – первая пора в жизни, характер и судьба человека во многом зависят от того, как он прожил своё детство. (пишу на доске слово ДЕТСТВО).

Перед вами лежат чистые листы, напишите на них, а что же для вас детство.

(дети пишут)

Теперь давайте перенесем наши представления о детстве на доску и посмотрим, что у нас получилось.

(дети приклеивают свои листы вокруг слова на доске, так, чтобы получилось «солнышко»).

  1. И тема нашего урока сегодня: «М.Горький. «Детство». Глава 1», запишите число и тему в тетрадь.

Слайд 2

Тема вам известна, а значит, мы может поставить цель на урок. Какова она? Подумайте и скажите мне, какие задачи мы будем решать в течение этого урока?

Слайд 3

  1. Максим Горький тоже считал, что именно в детстве закладываются основные задатки человека. Дома вы прочитали библиографическую статью об Алексее Максимовиче ПешкОве, более нам известном под псевдонимом Максим Горький. И заданием у вас было придумать 1-2 интересных вопроса к этой статье. А работать мы будем так: один из вас задаёт вопрос, затем называет имя того, кто на ответит, тот кто ответил задаёт свой вопрос. А право задать вопрос первым получит тот, кто правильно ответит на мой вопрос: в какой город вынуждена была переехать мать Максима Горького? ( Нижний Новгород). (работа по вопросам – 5 вопросов)

  2. В произведениях, каких авторов вы уже встречали тему детства?

(дети отвечают. Слайд 4)

Верно, каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает образ детства, и все они задаются важными вопросами. Как вы думаете, какие проблемы они решают в своих произведениях?

Слайд 5

  1. Все эти вопросы и Горький также ставит в своей повести. И эти проблемы актуальны для нас с вами. К сожалению, нет готового алгоритма поведения подростка. Жизнь намного разнообразнее, чем формулы или правила. Автор повести предлагает вам самим поразмышлять над поступками героев, возможно, вы для себя извлечёте полезные уроки. Но для начала давайте вспомним некоторые литературные термины.

Слад 6

  1. Физ.зарядка (для глаз)

  2. Дома вы уже прочитали 1 главу, а сейчас мне хочется, чтобы вы самостоятельно поразмышляли над моими вопросами. Вы уже разделены на 4 группы. У каждой группы свои вопросы, ответ на них, вы можете записать или зарисовать, в общем, приложить максимум усилий в поисках ответа. На работу у вас 4 минуты.

(работа в группах по вопросам. Затем защита своих ответов).

После того, как 1 гр. Выступит, 3 других выставляют ей оценку 1 представитель. (в виде стикеров). У меня к вам просьба – записывайте основные моменты и выводы кратко в тетрадь, самостоятельно.

гр.1 Какой видит Алеша бабушку? Найдите это описание в тексте. 
Какие художественные средства использует автор для описания бабушки? 

(В этом описании Горький пользуется много сравнений – « слова, похожие на цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» В портрете бабушки много эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер,- «ласковые, яркие, сочные» слова, « белые крепкие зубы», «ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ», «ОНА СВЕТИЛАСЬ «неугасимым, веселым и теплым светом» и т.д.) (Чтение описание бабушки «Говорила она...... она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»).

(Обращение внимания учеников на то, как насыщен портрет эмоциональными элементами : глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза- неугасимым, веселым и теплым светом», что слова ее напоминают ласковые цветы, а походка – движения ласкового зверя.)

гр.2 Какую роль сыграла бабушка в судьбе Алеши? Как сам Алеша отзывается о бабушке?

(она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»). Бабушка для Алеши излучает свет, тепло и радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищается ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимали его).

гр.3 Найдите в 1 главе описание деда. Есть ли развёрнутый портрет деда в тексте? Какое первое впечатление складывается у Алеши о деде? Почему Алеша «сразу почувствовал в нем врага?

(Развёрнутого портрета нет, мы находим отдельные детали: “сухонький старичок” с птичьим носом и зелёными глазками, потому что автор скажет: “ Я сразу почувствовал в нём врага”). (Он вглядывается в деда, но в нем нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу ребенка, расположила его к себе). (Его обижает, что дед выдернул его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; отодвинув мальчика в сторону, как вещь).
гр.4
-Понравились ли Алеши остальные члены семьи, с которыми он познакомился на палубе? Почему? Найдите описание дядьев Алеши. А какое впечатление складывается у мальчика о доме, в котором он теперь будет жить? Найдите в тексте «портрет» дома.

(«За ними молча... все тихие»). («На самом верху......всюду стоял едкий незнакомый запах».Знакомство со своей семьей не приводит в восторг маленького Алешу, поэтому впечатления о доме, в котором он теперь будет жить еще хуже угнетают главного героя).

Вывод: Дед полная противоположность бабушки. Алеша вглядывается в него, ноне находит ничего для себя близкого: добра, ласки, понимания. Не понравились ему и все остальные члены этой семьи. Нарастающее чувство одиночества и отчужденности накладывает даже на впечатление от дома, которое не может быть приятным, поскольку живут в нем эти суровые люди.

  1. Таким образом, вы с вами обсудили героев 1 главы. Скажите, есть у нас учащиеся, которые готовили иллюстрации к главе? Если есть давайте обсудим.

  2. Подведем итог урока. Вспомните, какую цель, и какие задачи мы поставили в начале урока? Достигли ли их?

  3. Для закрепления знаний на уроке мы заполним карточки. Перед вами лежат листы «Дополните предложения». Подпишите их, работаем 3 минуты.

Поменяйтесь с партнёром карточкой, подпишите, кто проверяет. И давайте все вместе посмотрим, что же получилось.( обсуждение вопроса №1, №2-5 – прослушивание аудиокниги:

1. На пароходе Алёша с матерью и бабушкой отправился в Нижний Новгород.

2.Я был тяжко болен,- только что встал на ноги; во время болезни - я это хорошо помню - отец весело возился со мною, потом он вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек. (02.11-02.30)

3.Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь. (14.20-114.33)

4. Мать редко выходит на палубу и держится в стороне от нас. Она всё молчит, мать. (Пропущено одно слово). (18.02-18.08)

5. Особенно же не понравился мне дед; я сразу почуял в нём врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство. (21.33-21.44)

  1. Выставление оценок. Оценки будут выставлены после того, как проверю ваши карточки. Оценка сложится из оценки группы и оценки по карточке, дополнительно рассмотрю иллюстрации и пояснение к ним. Вопросы?

  2. Запишите дз: -прочитать 2-3 главы, *эссе «Какие цели для себя нужно поставить, чтобы быть «большим, красивым человеком?»

  3. А теперь вспомните 3 самых интересных момента за время занятия и предложите 1 действие на следующий урок.

  4. Спасибо за внимание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!