СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поезентация к уроку Русь и Золотая Орда

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока в 10 классе

Тема: Золотая Орда: государственное устройство и формы господства над Русью

 

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока:

Образовательные:

Показать, как образовалось монгольское государство и его стратегические планы завоеваний. Уяснить каковы причины поражения русских княжеств во время покорения Руси.

Разобрать форму государственного устройства Золотой Орды

Выявить формы зависимости Руси от Золотой Орды

Воспитательные:

Выразить точку зрения по вопросу о монголо-татарском иге или автономии Руси в составе Золотой Орды

Развивающие: Используя презентацию продолжить формирование обще-учебных навыков учащихся

План урока

1.Создание монгольской державы.

2.Государственное устройство Золотой Орды

3.Русь и Золотая Орда

(организация властвования)

Оборудование: Презентация- Золотая Орда: государственное устройство и формы господства над Русью

      Термины и понятия урока

      Араты — рядовые монголы-скотоводы.

      Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.

      Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.

      Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.

      Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.

      Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.

1.Создание монгольской державы.

 Слайд 4

Во вводном слове учитель описывает основные задачи урока (см. выше).

      1. Характеризуя время и условия возникновения Монгольской державы, учитель обращает внимание учащихся на следующие существенные моменты. Во-первых, монголы были кочевниками-скотоводами. Во-вторых, XI—XII вв. были благоприятными для монголов. Так как было много влажных лет и увеличились территории пастбищ, то, как отмечают ученые, следствием стало умножение стад — главного богатства кочевых племен. Произошел своеобразный демографический взрыв. С наступлением засушливых лет большое количество населения стало нуждаться в новых территориях, где можно было бы пасти скот. Это было жизненно важно, иначе им грозила голодная смерть. В-третьих, во второй половине XII в. у монгольских племен шло отмирание родоплеменных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества становилась отдельная семья, зарождались феодальные отношения и государственность.

В 1206 г.на курултае монгольских племен верховным правителем был провозглашен Чингисхан, победивший в войнах с соседями.

 Слайд 5

Монголы переживали период военной демократии, поэтому война стала для них основным занятием и Чингисхан собрал огромное войско .

Эта армия была построена на основе родственных связей в десяток входили братья, в сотню представители одного рода, в тысячу племени.

Если с поля бежал воин казнили весь десяток.

Основу войска составляла конница.

      Учитель подчеркивает, что создание империи проводилось под руководством политического и военного гения Чингисхана и его соратников

Учащиеся записывают в тетрадь термины, понятия, даты

 Слайд 6. Слайд 7

Покорив в 1215 г. Китай, в 1221 г. Среднюю Азию,  в 1223 г. монголы вторглись в Дикое Поле. Их разведовательный отряд встретил русские дружины на р. Калке

Князья разделились и в ходе битвы действовали порознь. Неожиданный удар монголов обратил передовой отряд в бегство, остальные отряды был окружены и сдались. Вскоре монголы перебили всех русских воинов. Но моголы вернулись во внутреннюю Монголию

      Вопросы учащимся 1. Какие причины трагического для Руси исхода битвы на Калке выделяет летописец? 2. Какую опасность для Руси представляли монголы?

 Слайд 8

Учитель используя слайд 8 показывает завоевательные походы Батыя

В 1235 г. верх взял внук Чингисхана- Батый, объявивший о возобновлении завоеваний в 1236 г.

В конце 1237 г. монголы обрушились на Рязань. Князь Олег обратился за помощью к соседям, но те отказали, надеясь, что монголы до них не дойдут.

После 7-дневного штурма город пал. Монголы перебили его жителей, а Рязань сожгли.

Но, повернув на Владимир, они неожиданно стали нести серьезные потери. Армии захватчиков для достижения стратегической цели необходим был отдых

Вскоре к г. Владимиру подошел Юрий Владимирович и на р.Сити произошло кровавое сражение.В ходе битвы сам князь погиб,а войско было разбито

Монголы двинулись на Северо-Запад, но подойдя к Торжку они вынуждены были задержаться на 2 недели, пока не смогли взять этот городок. Затем по р. Мсте монголы двинулись к Новгороду, но у Игнач-камня они неожиданно повернули назад в степь.

Летом 1238 года монголы возвратились на Волгу

Покорение Руси продолжилось в 1239 г. Монголы взяли и разорили Переяславль и Чернигов, а в 1240 г. подступили к Киеву.

Вскоре Батый вторгся в Западную Европу, но ослабленный борьбой с Русью в 1242 г ушел на Волгу.

      В результате работы с текстом учебника десятиклассники выделяют причины успешных завоевательных походов монгольской армии. Выделив не менее пяти причин, они расставляют их в хронологической последовательности

2. Государственное устройство   Золотой Орды

 Слайд 12

Во всех монгольских государствах, возникших в XIII в., утвердились правящие династии, ведущие свой род от Чингисхана. Глава каждой из них рассматривал выделенную ему или завоеванную территорию не как государство, а как родовое владение. Кипчакские степи получил старший сын Чингисхана Джучи, который и стал основателем правившего здесь многочисленного семейства Джучидов. В полном соответствии с этим каждый из вступавших на сарайский престол ханов называл свое государство просто "улус", т. е. народ, данный в удел, владение. Сохранился ярлык хана Тохтамыша, в котором он именует свое государство Великим Улусом. Такой пышный эпитет, подчеркивавший мощь державы, использовали и другие ханы, особенно при дипломатической переписке.

Одновременно с установлением административно-территориального деления происходило формирование аппарата управления государством. Период правления ханов Бату и Берке с полным правом можно назвать организационным в истории Золотой Орды. Бату заложил основные общегосударственные устои, сохранившиеся при всех последующих ханах. Были оформлены феодальные владения аристократии, появился аппарат чиновников, заложена столица, организована ямская связь между всеми улусами, утверждены и распределены налоги и повинности. Правление Бату и Берке характеризуется абсолютной властью ханов, авторитет которых ассоциировался в сознании подданных с размером награбленных ими богатств. Источники единодушно отмечают, что ханы в это время имели "изумительную власть над всеми".

В Золотой Орде совершенно не практиковались столь характерные для Монголии курилтаи, на которых все представители рода Чингизидов решали важнейшие государственные вопросы. Изменения, произошедшие в административной и государственной структуре, свели на нет роль этого традиционного кочевнического института. Имея в стационарной столице правительство, состоявшее из представителей правящего рода и крупнейших феодалов, хан больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере надобности высших военных и гражданских чиновников государства. Что же касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль в сменах на престоле играли дворцовые заговоры и всесильные временщики.

 

3. Русь и Золотая Орда (организация властвования)

Используя ранее изученные в 6 классе знания  учащиеся используя текст учебника определяют формы зависимости Руси от Золотой Орды. В завершении учитель сравнивает ответы со слайдом 22 презентации

Слайд 21

На территории покоренных княжеств монголы установили особую форму властвования.

-«Великим» становился князь получавший ханскую грамоту-ярлык.

-Баскаки собирали дань с княжеств.

-Лучшие из ремесленных мастеров угонялись в Золотую Орду.

-Но отменять православное христианство они не стали и в структуру церкви не вмешивались

-Княжества сохраняли политическую автономию

 В качестве закрепления:

Используя слайд 22 учащиеся отвечают на вопросы теста

Домашнее задание: Составить план-схему покорения монголами Руси

Список используемой литературы

  1. Новикова Г.А. Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности/ Г.А.Новикова Народное образование- 2000 -№7 с.151
  2. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе- М. ВЛАДОС 2007
  3. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе -2001 №8 с.-40-46

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!