СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поиск новых подходов к развитию интереса к постижению классической музыки у студентов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации отображается поиск новых подходов к развитию интереса к классической музыки у студентов

Просмотр содержимого документа
«Поиск новых подходов к развитию интереса к постижению классической музыки у студентов»

Поиск новых подходов к развитию интереса к постижению классической музыки у студентов   Подготовила: преподаватель музыкальных дисциплин Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК» Дорохина Л.А.

Поиск новых подходов к развитию интереса к постижению классической музыки у студентов

Подготовила: преподаватель музыкальных дисциплин Бутурлиновского филиала ГБПОУ ВО «ГПК» Дорохина Л.А.

Значение музыки Современная музыка – неотъемлемая часть подростковой субкультуры. Она выполняет сразу несколько функций:эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоопределения, самоутверждения личности, оказывает значительное влияние на формирование нравственных качеств подростков, их эстетических потребностей и ценностных ориентаций.

Значение музыки

  • Современная музыка – неотъемлемая часть подростковой субкультуры.
  • Она выполняет сразу несколько функций:эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоопределения, самоутверждения личности, оказывает значительное влияние на формирование нравственных качеств подростков, их эстетических потребностей и ценностных ориентаций.
Проблема: Ученые-музыканты и практикующие учителя музыки с тревогой отмечают, что для большинства современных подростков наибольшей притягательностью обладает музыка упрощенная, малохудожественная, иногда откровенно низкопробная, а развитие культуры слушания идет по наиболее доступному пути, не обогащенному подлинными смыслами, характерными для классического музыкального искусства.

Проблема:

  • Ученые-музыканты и практикующие учителя музыки с тревогой отмечают, что для большинства современных подростков наибольшей притягательностью обладает музыка упрощенная, малохудожественная, иногда откровенно низкопробная, а развитие культуры слушания идет по наиболее доступному пути, не обогащенному подлинными смыслами, характерными для классического музыкального искусства.
Классическая музыка Классическая музыка – не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым важно овладеть подрастающим поколениям. Приобщение к общечеловеческим ценностям и духовному опыту, сосредоточенному в отечественной и зарубежной классической музыке, осуществляется в процессе знакомства с образцами высокого искусства. Этот опыт чрезвычайно важен и ничем другим незаменим. Интерес является важнейшим стимулом к учению вообще и приобщению студентов к классической музыке, в частности.

Классическая музыка

  • Классическая музыка – не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым важно овладеть подрастающим поколениям. Приобщение к общечеловеческим ценностям и духовному опыту, сосредоточенному в отечественной и зарубежной классической музыке, осуществляется в процессе знакомства с образцами высокого искусства. Этот опыт чрезвычайно важен и ничем другим незаменим.
  • Интерес является важнейшим стимулом к учению вообще и приобщению студентов к классической музыке, в частности.
Понятие термина «интерес». Советский энциклопедический словарь, под редакцией А.Прохорова трактует происхождение слова «интерес» (от латинского слова interest), что в переводе означает «важно, имеет значение» . С.Ожегов в своем труде «Словарь русского языка» определяет четыре значения этого понятия. Первое связывает интерес с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям. В других значениях интерес рассматривается как занимательность, нужда, потребность или выгода.

Понятие термина «интерес».

  • Советский энциклопедический словарь, под редакцией А.Прохорова трактует происхождение слова «интерес» (от латинского слова interest), что в переводе означает «важно, имеет значение» .
  • С.Ожегов в своем труде «Словарь русского языка» определяет четыре значения этого понятия. Первое связывает интерес с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям. В других значениях интерес рассматривается как занимательность, нужда, потребность или выгода.
  Специфика интереса в музыкальной педагогике   Анализ научной литературы показывает, что понимание интереса к музыке неоднозначно: Ю.Б. Алиев, Г.П. Стулова и др. связывают интерес к музыке с развитием эмоциональной сферы, Д.Б. Кабалевский, Н.В. Шацкая и др. подчеркивают необходимость музыкального просвещения детей, Л.Г. Арчажникова указывает на взаимосвязь интереса к музыке и активной творческой деятельности. учитывая различные подходы к пониманию интереса к музыке. Под интересом к классической музыке мы понимаем целостное динамическое образование личности, которое включает способность к эмоциональному восприятию произведений классической музыки, знания в области музыки, музыкально-творческую деятельность.

Специфика интереса в музыкальной педагогике

  • Анализ научной литературы показывает, что понимание интереса к музыке неоднозначно: Ю.Б. Алиев, Г.П. Стулова и др. связывают интерес к музыке с развитием эмоциональной сферы, Д.Б. Кабалевский, Н.В. Шацкая и др. подчеркивают необходимость музыкального просвещения детей, Л.Г. Арчажникова указывает на взаимосвязь интереса к музыке и активной творческой деятельности. учитывая различные подходы к пониманию интереса к музыке. Под интересом к классической музыке мы понимаем целостное динамическое образование личности, которое включает способность к эмоциональному восприятию произведений классической музыки, знания в области музыки, музыкально-творческую деятельность.
Специфика музыкального восприятия Проблема музыкального восприятия рассматривалась в педагогике в связи с задачами музыкального воспитания школьников. Она нашла отражение в трудах Э.Абдуллина , Ю.Алиева, Б. Асафьева,О.Апраксиной, Н.Гродзенской, В.Шацкой и других. Возникновение интереса к произведению, которое предстоит услышать, и установки на его восприятие . По мнению А.Н. Сохора, интерес к музыкальному произведению и желание его услышать могут возникнуть у слушателя под воздействием различных обстоятельств, в том числе, и достаточно случайных.

Специфика музыкального восприятия

  • Проблема музыкального восприятия рассматривалась в педагогике в связи с задачами музыкального воспитания школьников. Она нашла отражение в трудах Э.Абдуллина , Ю.Алиева, Б. Асафьева,О.Апраксиной, Н.Гродзенской, В.Шацкой и других.
  • Возникновение интереса к произведению, которое предстоит услышать, и установки на его восприятие . По мнению А.Н. Сохора, интерес к музыкальному произведению и желание его услышать могут возникнуть у слушателя под воздействием различных обстоятельств, в том числе, и достаточно случайных.
Слушание как физический и физиологический процесс. В реальной жизни происходит одновременное прослушивание произведения, его понимание, истолкование и оценивание. Только интерес и установка предшествуют остальным стадиям. Однако и они могут частично формироваться и изменяться во время слушания. А.Н. Сохор выделяет интерес как основополагающую динамическую составляющую.

Слушание как физический и физиологический процесс.

  • В реальной жизни происходит одновременное прослушивание произведения, его понимание, истолкование и оценивание. Только интерес и установка предшествуют остальным стадиям. Однако и они могут частично формироваться и изменяться во время слушания.
  • А.Н. Сохор выделяет интерес как основополагающую динамическую составляющую.
Понимание и переживание музыки этап последействия; анализируя взгляды автора, мы соглашаемся с его мнением, что слушательские интересы и влечения имеют глубокую (хотя и не наблюдаемую непосредственно) основу в виде музыкальных потребностей личности. Данные потребности частично определяются ее психологическими особенностями и индивидуальным опытом.

Понимание и переживание музыки

  • этап последействия; анализируя взгляды автора, мы соглашаемся с его мнением, что слушательские интересы и влечения имеют глубокую (хотя и не наблюдаемую непосредственно) основу в виде музыкальных потребностей личности. Данные потребности частично определяются ее психологическими особенностями и индивидуальным опытом.
Интерпретация музыки и ее оценка. «Важную роль в формировании музыкальных интересов человека играют также общественное мнение, реклама, мода и другие социальные факторы осмысленное восприятие музыки, её понимание и переживание возможны лишь на основе определенного круга слушательских впечатлений, ассоциаций, навыков. Все они складываются у человека под непосредственным воздействием социально-культурной среды, в которой он живет и воспитывается» (А.Н. Сохор)

Интерпретация музыки и ее оценка.

  • «Важную роль в формировании музыкальных интересов человека играют также общественное мнение, реклама, мода и другие социальные факторы осмысленное восприятие музыки, её понимание и переживание возможны лишь на основе определенного круга слушательских впечатлений, ассоциаций, навыков. Все они складываются у человека под непосредственным воздействием социально-культурной среды, в которой он живет и воспитывается» (А.Н. Сохор)
Синемафония как новая жанровая разновидность искусства «Синемафония - это новая форма исполнения музыкального произведения, когда музыкальное исполнение сопровождается демонстрацией фильма, созданного из кинохроники событий, послуживших основой данного произведения» . Первый светомузыкальный фильм на музыку Г.Свиридова «Маленький триптих» был снят в 1975 г. на Казанской киностудии (реж. Б.Галеев).

Синемафония как новая жанровая разновидность искусства

  • «Синемафония - это новая форма исполнения музыкального произведения, когда музыкальное исполнение сопровождается демонстрацией фильма, созданного из кинохроники событий, послуживших основой данного произведения» .
  • Первый светомузыкальный фильм на музыку Г.Свиридова «Маленький триптих» был снят в 1975 г. на Казанской киностудии (реж. Б.Галеев).
Новые подходы к развитию интереса к классической музыке К настоящему времени в музыкально-педагогической практике накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий интерпретировать динамику музыкальной культуры с разных познавательных позиций. В практике музыкального образование имеется обширный опыт по разработке новых активных форм обучения на основе проблемно-поисковых и модельных методов, например, как метод имаготерапии Е. Перламутровой, методов «музыкальных зеркал» и «пластического интонирования» В. Коен , метод «действенного анализа» М. Красильниковой, «идея воплощения взаимосвязи музыки и искусства движения» М. Пискуновой , метод озвучивания картин Н. Гришанович и т.д.

Новые подходы к развитию интереса к классической музыке

  • К настоящему времени в музыкально-педагогической практике накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий интерпретировать динамику музыкальной культуры с разных познавательных позиций. В практике музыкального образование имеется обширный опыт по разработке новых активных форм обучения на основе проблемно-поисковых и модельных методов, например, как метод имаготерапии Е. Перламутровой, методов «музыкальных зеркал» и «пластического интонирования» В. Коен , метод «действенного анализа» М. Красильниковой, «идея воплощения взаимосвязи музыки и искусства движения» М. Пискуновой , метод озвучивания картин Н. Гришанович и т.д.
Мультимедиа явление мультимедиа так же во многом определяет перспективы развития образовательного пространства. Принципиальной важной является практика использования мультимедиа в музыкально-педагогическом процессе. В научных трудах широко применяются термины «мультимедийное художественное творчество», «электронная культура», «мультимедийная технология социокультурных коммуникаций» и др. (О. Шлыкова).

Мультимедиа

  • явление мультимедиа так же во многом определяет перспективы развития образовательного пространства. Принципиальной важной является практика использования мультимедиа в музыкально-педагогическом процессе. В научных трудах широко применяются термины «мультимедийное художественное творчество», «электронная культура», «мультимедийная технология социокультурных коммуникаций» и др. (О. Шлыкова).
Согласно концепции Э.Абдуллина для музыкально-образовательного процесса большое значение имеет музыкально ориентированная полихудожественная учебная деятельность . В ее основе лежит глубокое художественно-образное осознание межпредметной связи музыки и других искусств в рамках художественной учебнотворческой работы как средства развития познавательного интереса к классической музыке. Непосредственная индивидуальная или групповая полихудожественная деятельность выражается в моделировании, синтезировании и отображении на мультимедийном оборудовании средствами различных видов искусства содержания музыкального произведения, его музыкально-композиционных особенностей, жанровых и стилевых примет и т.д. для развития интереса классической музыке и повышения эффективности музыкально- образовательного процесса.
  • Согласно концепции Э.Абдуллина для музыкально-образовательного процесса большое значение имеет музыкально ориентированная полихудожественная учебная деятельность . В ее основе лежит глубокое художественно-образное осознание межпредметной связи музыки и других искусств в рамках художественной учебнотворческой работы как средства развития познавательного интереса к классической музыке. Непосредственная индивидуальная или групповая полихудожественная деятельность выражается в моделировании, синтезировании и отображении на мультимедийном оборудовании средствами различных видов искусства содержания музыкального произведения, его музыкально-композиционных особенностей, жанровых и стилевых примет и т.д. для развития интереса классической музыке и повышения эффективности музыкально- образовательного процесса.
Важная особенность мультимедиа как канала передачи информации в том, что он существенным образом трансформирует характер ее психологического восприятия. Взаимодополняющий синтез музыки и визуального ряда можно определить как особенность и специфику нового мультимедийного периода развития музыкальной культуры, по многим своим параметрам серьезно отличающейся от тех устоев и канонов, к которым привык слушатель в «классической культуре». Мультимедийная аудиовизуальная композиция (абвиатура - МАВК). МАВК - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой визуальных изображений, предназначенное для облеченного слухового и зрительного восприятия музыки с помощью мультимедийных устройств.
  • Важная особенность мультимедиа как канала передачи информации в том, что он существенным образом трансформирует характер ее психологического восприятия. Взаимодополняющий синтез музыки и визуального ряда можно определить как особенность и специфику нового мультимедийного периода развития музыкальной культуры, по многим своим параметрам серьезно отличающейся от тех устоев и канонов, к которым привык слушатель в «классической культуре».
  • Мультимедийная аудиовизуальная композиция (абвиатура - МАВК). МАВК - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой визуальных изображений, предназначенное для облеченного слухового и зрительного восприятия музыки с помощью мультимедийных устройств.
 Применение новых методов и приемов обучения на уроках  , На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания , позволяющие: выявить сходство и различия музыкальных произведений; сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура; сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека; перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке; перевести содержание музыки в рисунок;

Применение новых методов и приемов обучения на уроках ,

  • На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания , позволяющие:
  • выявить сходство и различия музыкальных произведений;
  • сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
  • сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
  • перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
  • перевести содержание музыки в рисунок;
Методы и приёмы отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование); анализировать музыкальные произведения; вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка). Методы стимулирования и мотивации учения: Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.

Методы и приёмы

  • отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
  • анализировать музыкальные произведения;
  • вокализация инструментальных произведений;
  • драматизация музыки (инсценировка).
  • Методы стимулирования и мотивации учения:
  • Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.
Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве. Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии. Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.
  • Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.
  • Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.
  • Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.
 Методы организации и осуществления учебных действий и операций:   Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов. Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

  • Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.
  • Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.
Методы Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой. Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека. Метод фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков

Методы

  • Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.
  • Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.
  • Метод фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков
Методы Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения. Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения. Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “активного слушания”. Метод позволяет: - выявить сходство  и различия музыкальных произведений;

Методы

  • Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.
  • Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.
  • Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “активного слушания”. Метод позволяет:
  • - выявить сходство и различия музыкальных произведений;
Приёмы активизации восприятия музыки - сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура; - сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека; - перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке; - перевести содержание музыки в рисунок; - отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование); - анализировать музыкальные произведения; - вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка). И др

Приёмы активизации восприятия музыки

  • - сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
  • - сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
  • - перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
  • - перевести содержание музыки в рисунок;
  • - отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
  • - анализировать музыкальные произведения;
  • - вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка). И др
Вывод Студенты учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Они начинает различать различные эмоциональные состояния, переданные композторами в своих произведениях. Таким образом, мы можем сделать вывод, что для развития интереса к классической музыке у студентов эффективным видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Развитие интереса к классической музыке будет проходить более успешно, если применять мультимедийные технологии и подобрать комплекс методов, приемов, творческих заданий, музыкальных упражнений, направленных на развитие интереса студентов к классической музыке.

Вывод

  • Студенты учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Они начинает различать различные эмоциональные состояния, переданные композторами в своих произведениях.
  • Таким образом, мы можем сделать вывод, что для развития интереса к классической музыке у студентов эффективным видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Развитие интереса к классической музыке будет проходить более успешно, если применять мультимедийные технологии и подобрать комплекс методов, приемов, творческих заданий, музыкальных упражнений, направленных на развитие интереса студентов к классической музыке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!