СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поисково-творческий проект с детьми 6-7 лет «Наша Поморская Баба Яга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задумывались ли вы о том, что едва ли не каждая русская, да и любая другая народная сказка не обходится без присутствия «нечистой силы»? Представления о «нечистой силе» - часть человеческой культуры, но как сделать так, чтобы после прочтения сказки со страшными персонажами ребёнок спокойно засыпал?

Нужно вовремя и правильно его познакомить с ними! Ни в коем случае нельзя пугать детей, пусть даже в «воспитательных» целях, героями сказок. Но и не нужно растить детей в тепличных условиях: слушая рассказы об их проделках (нередко весьма жестоких), малыши получают азы понятий о добре и зле. На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках старая Яга. Среди нечистой она – главный заводила. Без Бабы Яги мало какая русская сказка сказывается. Вот и задумались мы над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему ест маленьких детей и почему одна живет в дремучем лесу? Кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен? Где её Родина? Не в наших ли северных   лесах она проживает?

Просмотр содержимого документа
«Поисково-творческий проект с детьми 6-7 лет «Наша Поморская Баба Яга»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2 «Парусок»

города Коряжмы Архангельской области











Поисково-творческий проект с детьми 6-7 лет

«Наша Поморская Баба Яга»










Исполнители проекта:


Ноженко Наталья Сергеевна,

Попова Мария Леонидовна - воспитатели подготовительной группы











г. Коряжма

2020


Для Бабы Яги кто – друзья, кто - враги…

Зависит, с какой она встанет ноги.

Беда, если встанет старуха с больной, -

Избушку её обходи стороной:

Отравит, утопит вас в речке,

Зажарит с картошкою в печке. (А.Усачёв)

Задумывались ли вы о том, что едва ли не каждая русская, да и любая другая народная сказка не обходится без присутствия «нечистой силы»? Представления о «нечистой силе» - часть человеческой культуры, но как сделать так, чтобы после прочтения сказки со страшными персонажами ребёнок спокойно засыпал?

Нужно вовремя и правильно его познакомить с ними! Ни в коем случае нельзя пугать детей, пусть даже в «воспитательных» целях, героями сказок. Но и не нужно растить детей в тепличных условиях: слушая рассказы об их проделках (нередко весьма жестоких), малыши получают азы понятий о добре и зле. На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках старая Яга. Среди нечистой она – главный заводила. Без Бабы Яги мало какая русская сказка сказывается. Вот и задумались мы над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему ест маленьких детей и почему одна живет в дремучем лесу? Кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен? Где её Родина? Не в наших ли северных лесах она проживает? Прочитав с детьми книгу И.А.Голицыной «Поморье. Сокровищница Русского Севера», мы заинтересовались статьёй «Откуда взялась Баба Яга?» В этой книге сказано, что Баба-Яга уроженка Поморья. Правда ли это? Нам стало очень интересно, и мы решили поискать эту информацию в других источниках. Прочитав книгу А.Усачёва «Азбука Бабы Яги», мы узнали, что живёт она в Калужской области. А в специальном выпуске газеты «Солнечный зайчик» № 41/2010 написано, что по слухам, её родина Ярославское село Кукобой. Вопросов у детей и у нас, взрослых, накопилось много, и мы решили найти на них ответы с помощью проектного метода. Поскольку именно метод проектов в познавательной деятельности дошкольников предполагает подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов.

Метод проектов – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.

Мы решили назвать свой проект: «Наша Поморская Баба Яга».

Данный проект призван решать задачи дополнительной части (региональный компонент) программы «Детство», по разделу «Ребёнок знакомится с малой родиной».

Тематическое поле: Русские народные сказки.

Проблема, сформулированная детьми: бывает ли Баба Яга в русских народных сказках доброй и где её родина.

Цель проекта для детей: узнать, откуда родом Баба Яга и определить её роль как сказочного персонажа в сказках. Для достижения цели мы поставили с детьми следующие задачи:

  • прочитать несколько популярных сказок,  в которых присутствует Баба Яга;

  • определить, какую роль играет этот персонаж в сказках;

  • найти материал из дополнительной литературы о Бабе Яге, о её происхождении;

  • проверить предположение, что родина Бабы Яги – Архангельская область;

  • проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы.

Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта: выставки рисунков, поделок из пластилина, аппликаций «Сказочный образ Бабы Яги»; изготовление книжек-малышек со сказками о Бабе Яге собственного сочинения, участие в презентационном мероприятии «Баба Яга в гостях у детей»

Цель работы для воспитателей: руководство проведением исследования по изучению родины Бабы Яги через ознакомление с народной культурой Севера. Задачи для воспитателя: Собрать литературу по данной теме; организовать выставку произведений, в которых присутствует Баба Яга; оформить в группе выставку творческих работ детей и родителей «Поморье у лукоморья»; организовать непосредственно образовательную деятельность детей, физкультурный досуг с детьми на улице, заключительный праздник и сделать презентацию данного проекта; активизировать мышление детей в процессе разрешения специально модулируемых проблемных ситуаций. Описание результата работы над проектом, полученного воспитателями: выставка творческих поделок детей и родителей «Поморье у лукоморья», выставка книг «Баба Яга в русских народных сказках», выставки детских работ «Баба Яга глазами детей», выставка книжек-малышек с авторскими сказками о Бабе Яге, презентация проекта.

Цель работы для родителей: Установление доверительных и партнерских отношений с родителями, создание условий  благоприятного климата взаимодействия с родителями для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела.

Задачи для родителей: Ориентировать родителей на  формирование  предпосылок творческого развития ребёнка; во взаимодействии семьи и ДОУ продолжать формировать  нормы поведения и положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; в партнёрстве ДОУ и родителей, продолжать развивать в детях  патриотическое отношение к своей малой родине.

Описание результата работы над проектом, полученного родителями: Выставка творческих поделок детей и родителей «Поморье у лукоморья», выставка книг «Баба Яга в русских народных сказках», выставка книжек-малышек со сказками о Бабе Яге, участие в физкультурном досуге.

Тип проекта: поисково-творческий

Реализация проекта: сентябрь 2020 г.

Продолжительность проекта: средне-срочный (2 недели)

Участники проекта: дети, воспитатели и родители подготовительной группы № 8 МДОУ комбинированного вида «Детский сад № 2 «Парусок».

Разделы программы, содержание которых включено в проект:

«Познавательное развитие». Ознакомление с природой, географическим расположением Архангельской области, сравнительный анализ леса, где живёт Баба Яга с лесами в Архангельской области.

«Социально-коммуникативное развитие». Формирование активного словаря детей в соответствии с темой. Развитие умения строить  полные ответы, умения слушать внимательно. Стимулирование желания участвовать в беседе, развитие слухового внимания. Формирование навыков вежливого обращения, доброжелательности,  дисциплинированности. Развитие коммуникативных навыков общения с детьми и взрослыми. Повторение и закрепление с детьми: ПДД (нельзя играть на проезжей части, нельзя читать книги, идя по тротуару, переходить улицу нужно в установленном месте, не гулять по мостовой и другие),  правила поведения пешеходов в условиях улицы. Закрепление с детьми, что означает каждый цвет светофора, что такое «пешеходный переход», «зебра». Изучение дорожных знаков, предназначенных для пешеходов.

«Речевое развитие». Чтение стихов, загадок, русских народных и авторских сказок, в которых присутствует Баба Яга. Сочинение сказок с Бабой Ягой. Просмотр фильмов и мультфильмов с Бабой Ягой.

«Художественно-эстетическое развитие». Рисование, лепка, аппликация сказочного персонажа Бабы Яги и избушки на курьих ножках; изготовление «мобиля» гуси-лебеди; изготовление книжек-малышек. Знакомство с произведениями живописи В.Васнецова, В.Степанова. Слушание пьесы П.Чайковского, музыкальных картинок для исполнения оркестром А.Лядова «Баба Яга», пьесы М.Мусорского «Избушка на курьих ножках», музыки А.Прокофьева «Сказочка»; прослушивание и исполнение «Частушек Бабок-Ежек» из мультфильма «Летучий корабль».

«Физическое развитие». Предупреждение  утомляемости детей во время непосредственно-образовательной деятельности (проведение физминутки, динамической паузы); проведение работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе. Подвижные игры, физкультминутки, спортивные соревнования с Бабой Ягой.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Магнитофон, проектор, телевизор, DVD- проигрыватель, ноутбук, книги, картины, дидактические игры, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей, фотографии, костюм Бабы Яги.



Планируемое время и деятельность детей и воспитателей на различных этапах проекта

Этап

Содержание деятельности воспитателя на различных этапах проекта

Содержание деятельности детей на различных этапах проекта

Содержание деятельности родителей на различных этапах проекта

Поисковый

1.Формулируют проблему, цель проекта.

2.Подбирают литературу по данной теме.

3. Проводят ознакомительную консультацию с родителями о проекте.

4. Вводят детей в игровую ситуацию: «Волшебный клубочек».

5.Формулируют задачи.

6. Проводят опрос с детьми и родителями по теме.

7. Определяют продукт.

1. Входят в проблему.

2. Вживаются в игровую ситуацию.

3. Принимают и уточняют задачи проекта.


1. Входят в проблему.

2. Принимают и уточняют задачи проекта.

3. Оказывают помощь в подборе доп.литературы и материально-технических ресурсов.

4. Проводят экскурсию в библиотеку.

Аналитический

1. Подводят к решению задач.

2. Помогают детям спланировать деятельность.

3. Решают задачу организации деятельности.

1. Планируют деятельность.

2. Распределяют обязанности по решению задач проекта.

3. Анализируют прочитанные сказки.

1. Создают дома условия для изучения данной проблемы (читают книги, просматривают фильмы, мультфильмы).

2. Проводят беседы с детьми о Бабе Яге.

Практический

1.Организуют поэтапную работу над проектом (поиск решений, продуктивная деятельность).

2. Оказывают практическую помощь.

3. Проводят НОД, досуги и совместную деятельность с детьми и родителями.

1. Ищут решение задачи.

2. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности.

3. Проводят продуктивную деятельность.

1. Готовят творческие работы на выставку «Поморье у лукоморья».

2. Помогают в изготовлении книжек-малышек (записывают сказки со слов детей).

3. Принимают участие в мероприятиях.

Презентационный

1. Принимают участие в защите проекта.

2. Организуют выставки.

3. Проводят экскурсии на выставке «Поморье у лукоморья» для детей других групп 4. Проводят праздник по завершении проекта «Баба Яга в гостях у детей».

5. Прослеживают преемственность между группами.

1. Договариваются о защите проекта.

2. Представляют продукт деятельности.

1. Помогают в защите проекта и проведении праздника.

Контрольный

1. Выдвигают новую проблему «Чему учат сказки»

1. Определяют цели нового проекта: драматизация сказки для детей младших групп.


1. Продолжают читать детям сказки.

Форма проведения презентации. Развлечение «Баба Яга в гостях у детей»

Проект был разработан с учетом всех видов деятельности детей в ДОУ: занятия, беседы, игры, творчество, праздники и развлечения, чтение художественной литературы и т.д. Основной задачей педагогов стало создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела, в котором были выбраны эффективные формы взаимодействия родителей и  ДОУ. На всех этапах проектной деятельности решались почти все задачи по формированию ключевых компетентностей у детей старшего дошкольного возраста. На поисковом этапе провели опрос среди детей с целью выявления имеющихся знаний о Бабе Яге.

Прочитали с детьми много русских народных сказок, узнали значение непонятных слов. По сказкам мы сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Пройдя все этапы проекта, мы пришли к выводу, что Баба Яга – одно из самых известных и таинственных существ на Земле. Она не всегда бывает злая и коварная, часто помогает герою, но всё же она опасная, поскольку обладает волшебной силою, способной разрушать. Этот проект мы считаем успешным. Дети узнали много нового о Бабе Яге, систематизировали имеющиеся знания, пополнили свой словарь, расширили кругозор, пробуют самостоятельно анализировать характер некоторых литературных героев. Стало  понятно, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Работа проходила при помощи родителей, что всегда сказывается на эффективности выполнения заданий, на повышении интереса ребенка к предмету и улучшению взаимоотношений в семье. С помощью родителей мы узнали ответ на интересующий нас вопрос: «Где родина Бабы Яги?»

Таким образом, «По словам Александра Тутова (члена союза писателей России, руководителя ЦРИТ «Поморье»), родина Бабы Яги может располагаться хоть в Онежском, хоть Приморском районах, главное известно одно, что «она из нашей, Архангельской области».

Используя труды известных исследователей фольклора И. П. Давыдова, В. Я. Проппа, А. Н. Афанасьева, К. Д. Лаушнина, А. Захарова, а также собственные материалы и наблюдения, ученые нашли множество фактов, подтверждающих о том, что Баба Яга родом из северной глубинки. «Возможно, что и таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз» или «чамья» - тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов». К тому же, большинство сказок про Бабу Ягу записано именно в Архангельской области. Исследования ученых, посвященные этой сказочной женщине, продолжаются.

Красноборский районный центр традиционной культуры выпустил книжку местных сказок. В ней не только сказки, записанные со слов старожилов района, но и сочинения современных юных и не очень юных авторов. Три ребячьи сказки посвящены Бабе Яге. А чем мы хуже красноборских ребят? Дети придумали и записали в книжках-малышках свои сказки про Бабу Ягу.

Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Нас заинтересовала пословица «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» и мы с детьми поставили перед собой новую проблему: узнать чему учат нас сказки.

Пусть и говорят некоторые люди, что Баба Яга родом с Калужской или Ярославской областей, но мы всё - таки считаем, что Баба Яга наша и родина её - Поморская земля! Непроходимая сказочная тайга осталась только у нас, да и сами сказочники и сказочницы доживают свой век в глухих поморских деревеньках. Здесь русский дух и Русью пахнет. И радует нас неравнодушие родителей в том, чтобы сохранить и передать подрастающему поколению любовь к сказкам, гордость за нашу Архангельскую землю, бережное сохранение корней народного творчества.
























Список использованной литературы:

1. www.ru.wikipedia.org

2. htt: // sueverija. Narod.ru/ Muzei/Jaga.htm

3. http://www.ezocat.ru/index

4. Голицына И.А. Поморье. Сокровищница Русского Севера. – Ярославль: Белый город, 2009 г. – с.48

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М: Творческий Центр, 2008 – с.48

6. Забылинин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.

7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ от теории к практике. - М: Творческий Центр, 2010 г.

8. Николаева Н. Вместе с Бабушкой Ягой. / Дошкольное воспитание №1, 2013 г. – с.74

9. О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. -  176 с.

10. Пропп В.Я.. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1996,.1989 - с. 135.

11. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ») - с.92

12. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература/ Сост. О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.

13. Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.

14. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!