Поход по "Стране Здоровья"
Девиз: “Здоровье не купишь - его разум дарит”.
Цели:
Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья. Показать преимущества здорового образа жизни, научить использовать данные знания в повседневной жизни.
Оборудование:
Выставка рисунков детей по теме.
Карта “Страны Здоровья”.
Пословицы и поговорки по теме, записанные на карте.
Призы от Неболейки. (Витаминки)
Памятки: “Правила закаливания”, “Первые шаги по закаливанию”.
Песня “Если хочешь быть здоров” Слова В.Лебедева-Кумача, музыка В. Соловьёва-Седого.
Игрушечные гантели.
Пояснения к оформлению классной комнаты
На классной доске оформлена карта “Страны Здоровья”. Маршрут выделен красной линией со стрелкой. Каждый “привал” помечен пословицей, часть которой закрыта (перевёрнута). Над картой - изображения основных средств закаливания: солнца, воздуха, воды (иллюстрации). Дети рассажены на стулья полукругом. Приглашённые гости расположились по периметру кабинета.
Ход урока здоровья
1) Объявление темы
Дети здороваются с присутствующими: “Здравствуйте! Желаем всем здоровья!”
– Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: “Здоровому всё здорово”. Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
– Я приглашаю всех присутствующих совершить весёлый “поход” по “Стране Здоровья”, в ходе которого будем учиться беречь и укреплять своё здоровье, правильно закаливаться. Для начала дружно прочитаем девиз урока: “Здоровье не купишь - его разум дарит”. Стрелками указан наш маршрут.
2) “Поход”. Основная часть урока
– Очень полезны для здоровья пешие прогулки, поэтому первую часть пути мы пройдём пешком: раз-два! Раз - два! (Дети стоя маршируют на месте.)
– А вот и первый привал. Если угадаем конец пословицы, сможем здесь передохнуть. (Дети называют пословицу, а учитель открывает перевёрнутую часть пословицы. Получается: “Чистота - залог здоровья”.)
1 привал: “Чистота - (залог здоровья)”
– Послушайте «Сказку о микробах»:
Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто – то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
– Подумайте, что в этой сказке правда, а что вымысел?
– Что помогает нам победить микробы?
(Вода. С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.)
– Как вы думаете, повар или мама перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией?
А портной? Для чего они это делают?
– Какие предметы необходимы, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)
Гладко, душисто,
Моет чисто. (Мыло)
Живою может быть и мёртвой,
И жидкою, и очень твёрдой…
Таиться может в небесах
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться! (Вода)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
– Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. ( Полотенце)
– Да. Вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
– Когда следует мыть руки?
(Обязательно мойте руки после: уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы
на огороде, поездки в транспорте.)
– Как надо правильно мыть руки?
– Расположите предложения в правильном порядке.
(Расположить предложения на доске в неправильном порядке)
Сильно намочите руки.
Пользуйтесь мылом.
Намыливайте руки с обеих сторон.
Намыливайте руки между пальцами.
Полощите руки чистой водой.
Вытирайте руки насухо полотенцем.
(Продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук)
Заучивание слов:
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
– Наш привал закончен и мы продолжаем свой путь. Прыжком - марш!
2 привал: “Здоровье в порядке - (спасибо зарядке)!”
– А вот и второй привал. Если угадаем конец пословицы, сможем снова передохнуть.
(Детей встречает Мышонок одетый в спортивный костюм, в лапках держит гантели.)
Мышонок:
Раз - два! Три - четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать
Бегемота поднимать!
– Ребята, что помогло Мышонку стать сильнее?
(Занятия утренней гимнастикой и спортом!)
Мышонок: Ребята, кто из вас каждый день выполняет утреннюю зарядку?
(Заслушиваются ответы детей.)
Мышонок: Что такое физкультура? (Заслушиваются ответы детей.)
Что такое физкультура?
Тренировка и игра!
Это бодрость и здоровье,
Это радость и веселье!
Плюс хорошая фигура -
Вот, что значит физкультура!
Мышонок: Давайте ребята проведём физкультминутку: “Ветер дует”, ”Зайчик”, “Две лягушки”.
– Спасибо тебе, Мышонок, за физкультминутку. А нам пора отправляться дальше “лёгким бегом”.
3 привал: “Добрый повар (стоит доктора)”
– А вот и третий привал. Угадайте конец пословицы и сможете передохнуть.
–– Поговорим о здоровом питании. Как вы думаете, какие два условия надо выполнять, чтобы правильно
питаться? ( Умеренность и разнообразие)
– Что значит «умеренность в еде»? Слово «умеренность» образовалось от слова «мера».
Древним людям принадлежит мудрость: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать вредно, желудок и кишечник не успевают переваривать все съеденное, а от этого и заболеть недолго.
– Что значит «разнообразие в еде»?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы активно двигаться, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло) (слайды).Другие помогают строить организм и сделать его более сильным и выносливым (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи– фрукты и овощи– содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
– Объясните как вы понимаете пословицу: «Овощи – кладовая здоровья».
– Послушайте стихотворение Сергея. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
(инсценировка, слайды)
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд.
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет.
– Котлетку?
– Нет.
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
Ничего, мамулечка!
– Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах —
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
– Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес,
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает Слон —
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке завтракает Крот.
Обезьяна ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и сало любит Мышь. Юля, ты всё поняла? До свидания.
Попрощался с Юлей врач —
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
— Накорми меня, мамуля!
— Что Юля делала не правильно? (Она не ела)
— Это вредно для здоровья?
— Почему? (Юлин организм не получает витамины и минеральные вещества, которые помогают ему
расти и развиваться)
– Послушайте правила правильного питания:
- ешьте 4 раза в день и никогда не “перекусывайте”;
- ешьте медленно, маленькими кусочками;
- пережёвывайте пищу как можно тщательнее;
- жареные блюда лучше заменить варёными и тушёными;
- ограничьте потребление солёных блюд;
- потребляйте хлеб и сахар в умеренном количестве;
- при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или
выпейте стакан молока.
-народная мудрость гласит: “В молоке - здоровье, в масле - благо, в мясе - сила”.
– Наш привал закончился. Отправляемся далее по маршруту “на лыжах”.
4 привал: “Если хочешь быть здоров - (закаляйся)!”
– А вот и четвёртый привал. И снова пословица. Отгадываем.
– У нас в классе учатся дети, которые за восемь учебных месяцев не пропустили по болезни ни одного урока.
Фамилии “неболеек”
– Нашим «неболейкам» вручаем специальные призы, которые помогут им укрепить их здоровье ещё
больше.
– Ребята ответьте на такой вопрос: Вы не пропустили ни одного урока за полгода по болезни. Что вы предпринимаете, чтобы не болеть?”
– Сейчас я раздам вам специальные памятки о правилах закаливания. (Перед раздачей – прочитать на слайдах)
Правила закаливания
Закаляться нужно постепенно.
Нельзя начинать закаливание во время болезни.
Начал закаливание - не бросай и не делай перерывов.
Используй разные средства закаливания: солнце, воздух и воду.
Первые шаги по закаливанию организма
Перед сном обязательно проветривай свою комнату.
Не забывай о контрастных ванночках для ног.
Утром выполняй зарядку при открытой форточке.
Обтирайся водой комнатной температуры.
– Продолжим свой путь “на коньках”.
5 привал: “Береги платье снову, (а здоровье - смолоду)”
– Снова привал. Но сначала угадайте конец пословицы.
– Послушайте частушки о том, как надо беречь здоровье.
За осанкой не слежу,
Скрюченный весь день хожу.
Чтобы мне здоровым быть,
Надо за спиной следить.
Каждый день стою у стенки,
У меня болят коленки,
Но без устали стою –
За осанкою смотрю.
На уроке я сижу,
На учителя гляжу.
Мне учитель говорит:
«Сядь ровней, не повредит!»
Нужно спину так держать,
Чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят не дыша:
Ох, осанка хороша!
С книгою в руках лежу,
У компьютера сижу.
Ой, купите мне очки –
Не работают зрачки.
Очень важно для учёбы
Зренье острое иметь.
Учите дети упражненья,
Чтоб глаза свои беречь.
Если долго в даль глядеть,
На зеленый цвет смотреть,
Будешь ты здоров всегда,
Будут сильными глаза.
Приучайтесь день встречать
С утренней зарядки.
Чтоб с осанкою прямой
Было всё в порядке!
Утром, ровно в семь часов,
Я встаю с кроватки.
Для пробежки я готов,
А также для зарядки!
Буду по лесу гулять,
Буду тело закалять.
Я здоровым быть мечтаю,
Свои мускулы качаю.
Очень любим свой каток,
На коньках катаемся.
Приходите, всех зовём –
Вместе покатаемся.
– До родной школы осталось совсем немного. Мы уже устали, поэтому будем двигаться дальше
“полуприсядом”.
3) Итог “похода”
Школа: “Здоровье не купишь - (его разум дарит )”.
– На трёх листочках, которые прикрывают последнюю пословицу, с обратной стороны записаны вопросы (для подведения итога “похода”, т.е. урока здоровья) надо их прочитать и ответить.
(Дети выходят к доске, берут по одному листочку и отвечают на вопросы.)
Вопросы: (слайды)
– Для чего нужно закаливаться?
– Какие правила закаливания ты сегодня запомнил?
– Что ещё необходимо выполнять, чтобы быть здоровым?
Урок здоровья завершается песней “Если хочешь быть здоров”. Слова В.Лебедева-Кумача, музыка В. Соловьёва-Седого.
Закаляйся, если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов,
Водой холодной обтирайся,
Если хочешь быть здоров!
Всех полезней солнце, воздух и вода,
От болезней помогают нам всегда
От всех болезней всех полезней
Солнце, воздух и вода!