1. Мотивация или создание проблемной ситуации | 3 мин | 1. Мотивация: Для создания проблемной ситуации, позволяющей детям выдвинуть гипотезу исследования, можно воспользоваться приёмом сравнения. На слайде помещены следующие предложения СЛАЙД: Осенью перелётные птицы спешат на юг, в тёплые страны. Весело светит яркое солнышко, а на полях ещё лежит снег. - Сравните сложное предложение и предложение с однородными членами. - Какую роль играет запятая в каждом из них? - Докажите свой ответ? - Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке? - Какое предположение она позволяет нам высказать? Формируется гипотеза: место запятой в предложении может влиять на его смысл. -Справедлива ли эта гипотеза по отношению к другим знакам препинания? Дать возможность детям высказаться, основные идеи. Формулируется цель исследования: доказать или опровергнуть выдвинутое предположение. - Что для этого нужно сделать? Выслушать детей и определить план исследования СЛАЙД 1. Изучить материалы учебника и вспомнить, какие бывают знаки препинания. 2. Вспомнить употребление знаков препинания. 3. Находить знаки препинания в текстах и стихотворениях. 4. Понять, для чего нужны знаки препинания. 5. Какие знаки препинания могут изменить смысл сказанного? | 1. Приветствуют учителя. Выполняют задания учителя. Сравнивают предложения на слайде, анализируют знаки препинания. Определяют тему, гипотезу, цели и план исследования. | Организационный Презентация Проблемная ситуация Сравнение, демонстрации, Коллективная Частично-поисковый |
2. Исследование | 10 мин | - Прослушайте стихотворение, о чем оно? Знаки препинания У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак - Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой ! Караул ! Разбой ! Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задает он всем вопросы: - Кто ? Кого ? Откуда ? Как ? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой Остановке. При скакало двоеточие, Прикатило многоточие, И прочие, и прочие, и прочие... Заявили запятые: - Мы - особо занятые. Не обходится без нас Ни диктовка , ни рассказ, - Если нет над вами точки, Запятая — знак пустой ! – Отозвалась с той же строчки Тетя точка с запятой. Двоеточие, мигая, Закричало: - Нет, постой ! Я важней чем запятая Или точка с запятой, - Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. - Нет...- сказало многоточие, Еле глазками ворочая, - Если вам угодно знать, Я важней , чем прочие Там, где нечего сказать, Ставят многоточие.... Вопросительный знак Удивился : - То есть как ? Восклицательный знак Возмутился: - То есть как ! - Так , - сказала точка - Точка — одиночка. - Мной кончается рассказ. Значит , я важнее вас. С. Маршак - О каких знаках препинания говорится в этом стихотворении? - О всех ли знаках препинания сказано в этом стихотворении? - Каких знаков не хватает? - Откройте учебник на стр. 35, посмотрите, сколько знаков препинания в русском языке. - Как вы думаете, какой знак препинания является самым древним? - Прочитайте об этом в учебнике на стр. 35 Учитель предлагает вспомнить употребление знаков препинания (Задание в учебнике 1, стр. 35) СЛАЙД: - Какие знаки препинания ставятся в конце предложений? - Какой знак препинания «живёт» внутри предложения? - Какой знак и когда ставится в начале предложения? Исследование в группах (дети поделены на группы по 5 человек)СЛАЙД - Представьте, что знаки препинания это главные герои произведения. Что они могут рассказать о себе? (Учебник стр. 35, задание 2) Каждой группе предлагается составить рассказ от имени какого-либо знака препинания. Опорой может служить стихотворение, которое было прочитано в начале урока. Выслушивание получившихся текстов. - Ребята, скажите, пожалуйста, а где мы встречаемся со знаками препинания? - Верно. У каждого в группе есть учебники по литературному чтению. Каждая группа проводит исследование. 1 группа: анализируют тексты художественных произведений. Изучают их. Определяют, каких знаки препинания встречаются в тексте, каких больше, какие встретились неизвестные знаки препинания. 2 группа: анализируют стихотворения. Изучают их. Определяют, каких знаки препинания встречаются в стихотворении, каких больше, какие встретились неизвестные знаки препинания. 3 группа: анализируют пьесу. Изучают её. Определяют, какие знаки препинания встречаются в пьесе, каких больше, какие встретились неизвестные знаки препинания. | Дети внимательно слушают стихотворение. Отвечают на вопросы: - точка, двоеточие, запятая, точка с запятой, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. Работают по учебнику. Отвечают на вопросы Работа с учебником Работа в группах. Каждая группа выполняет полученные задания. Каждый ученик в группе участвует в обсуждении, учитывая мнения друг друга приходят к общему выводу по заданной теме, составляют рассказ. Капитаны выступают с полученными текстами. Работа с учебниками по литературному чтению. Работа в группах. Каждая группа выполняет полученные задания, анализируют учебники. Каждый ученик в группе участвует в обсуждении, учитывая мнения друг друга приходят к общему выводу по заданной теме. | Слушание. Беседа Работа по учебнику Фронтальный опрос Групповая Объяснительно-иллюстративыне Частично-поискове Исследовательские Наглядность Обобщение Листы А4, ручки Учебники по литературному чтению |
4. Связывание информации | 5 мин | - И так, посмотрите, сколько фактов вы нашли. Какие из них подтверждают нашу гипотезу, а какие могут опровергнуть? - Можно ли считать нашу гипотезу доказанной? - Давайте теперь вместе сформулируем правила употребления знаков препинания на письме: Дети вместе с учителем формулируют правила употребления знаков препинания на письме и роль их применения в устной речи. Во время ответа детей, выводятся слайд презентации, подтверждающие или опровергающие их высказывания СЛАЙД 1)смысловой — роль знаков препинания в понимании письменного текста; 2)грамматический — роль знаков препинания в строении письменного текста; 3)интонационный — роль знаков препинания в произношении речи. | Доказывают или опровергают выдвинутую гипотезу, поставленную в начале урока, опираясь на факты, полученные на уроке. | Обобщение Систематизация Объяснительно-иллюстративый Доказательство Частично-поисковые Анализ Сравнение Фронтальный опрос Наглядность Презентация |
5. Подведение итогов, рефлексия | 1 - 2 мин | - Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов, которые лежат у вас на партах. Отвечают на вопросы: - что нового узнали на уроке? - что было интересным? - чему научились? - в чем возникли трудности при выполнении заданий? - над чем нужно работать? Подведение итогов урока Учитель предлагает детям составить сообщения на одну из заданных тем в учебнике на стр. 35, называет сроки выполнения работы, определяет даты и время сбора. | Оценивают свою деятельность, деятельность других. Обобщают полученные знания на уроке Выбирают из предложенных тем, по которой будут готовить сообщение | Самооценка Взаимооценка Беседа Смайлики Обобщение Работа с учебником |