Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
Номинация «Мое лучшее внеурочное, внеклассное, внешкольное занятие»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/24/s_5a3f6d258d03a/781003_1.png)
внеклассного мероприятия
«Поклон тебе, солдат России»
Воложанина Ольга Петровна
учитель истории и обществознания
МКОУ Кондинская СОШ
г.п.Кондинское
ул. Советская д. 6
г.п.Кондинское
2017 г.
Пояснительная записка к внеклассному мероприятию
«Поклон тебе, солдат России»
В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия различными методами и формами: урок-беседа с применением технологии критического мышления, групповых и индивидуальных форм работы учащихся.
Цель мероприятия: формирование патриотических чувств, памяти и гордости за героическое прошлое народов России.
Задачи:
Воспитывать патриотическое сознание у учащихся
Сохранить историческую память о героях войны
Способствовать формированию интереса к истории своей страны
Этапы урока:
Организационный (приветствие учащихся)
Ориентированно-мотивационный этап ( мотивация обучения и включение учащихся в совместную деятельность)
Операционно-познавательный этап (групповая и индивидуальная работа, направленная на восприятие, запоминание и анализ материала )
Осмысление и применение изученного материала
Подведение итогов
Рефлексия
Планируемые результаты:
Познавательные:
- иметь представление о простом солдате Великой Отечественной войны;
Регулятивные:
- умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
Личностные:
- выражать положительные эмоции, сочувствовать;
- отдавать дань памяти всем тем, кто погиб при защите Отечества и чьи
имена так и не удалось установить.
«Поклон тебе, солдат России» (слайд 1)
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Ребята, добрый день! Сегодня наше занятие посвящено очень трогательной странице в истории нашей страны с названием «Поклон тебе, солдат России». Скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение слова - ПАМЯТЬ? (слайд 2) (ответы учащихся)
ПАМЯТЬ – это сохранение информации о событиях прошлого. Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. (слайд 3)
Война… это слово ассоциируется с чем-то страшным и жутким. Мы с вами никогда не видели войны, знаем о ней из книг, рассказов, фильмов. Всё это потрясает до глубины души. А люди, жившие во время войны. Что с ними? Они жили, сражались и пронесли боль войны через всю свою жизнь. Мало осталось тех, кто прошёл эти страшные мучения, но память о них жива всегда. (слайд 4)
Эпиграфом к нашему занятию, являются слова, взятые из стихотворения Ю.И. Коринец «Неизвестный солдат»: (слайд 5)
«…Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат –
Чей-то сын или брат…»
Прошло уже много лет с того дня, как началась война, а наша память вновь и вновь возвращается к тем годам борьбы с фашизмом. Ведь эта война была не только бедой, коснувшейся каждой семьи, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и величие советского человека, истинная цена которых, с годами, раскрывается все полнее. (слайд 6)
Давайте вспомним о жертвах этой войны (учащиеся образуют небольшие группы и работают с раздаточным материалом) и сделаем обобщающие выводы.
1 гр. Потери СССР.
2 гр. Разрушения в СССР.
3 гр. Потери Германии.
Работа в группах. Выступления учащихся от каждой группы.
Учитель:
Ребята, скажите, кого вы знаете из героев Великой Отечественной войны?
(ответы учащихся)
А есть ли такие, о ком, к сожалению, до сих пор ничего не известно? Как мы называем этих людей? (ответы учащихся).
Звучит музыка, учащийся читает стихи:
Там, на краю его отвесном -
скажу во имя тех, кто пали
за неизвестных и известных,
чьё имя вписано в скрижали.
За тех, кто из траншеи смятой,
с запёкшимися в кровь губами,
зажав последнюю гранату - вставал!
рванув кольцо зубами.
…. Я той Войны остался - болью...
Незримой, как бы неуместной,
став для неё на ранах солью,
вошедший в память - Неизвестным. (А. Досталь)
Учитель: Это они, простые солдаты, отдали свои жизни за наше мирное небо над головой.
3 декабря в нашей стране отмечается День Неизвестного солдата. Закон, согласно которому в России установлена новая памятная дата, был подписан президентом России Владимиром Путиным 5 ноября 2014 года. «Установление Дня Неизвестного солдата - это не просто дата в календаре, это день, когда еще один раз в году будет отдаваться дань памяти всем тем, кто погиб при защите Отечества и чьи имена так и не удалось установить», — говорится в заявлении Министерства обороны Российской Федерации.
И эта дата не случайна. Напомню, именно в этот день в 1996 г. в честь 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду.
На плите, которая лежит на месте захоронения, написано: "Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен". Могила Неизвестного Солдата – это архитектурный мемориальный ансамбль в городе Москве, у стен Кремля, в Александровском саду. В центре композиции уже 34 года пылает Вечный огонь (Мемориальный комплекс был торжественно открыт 8 мая 1967 г.). Люди приходят к памятнику, чтобы поклониться бойцу, отдавшему жизнь за свою Отчизну. Могила Неизвестного солдата - святыня всего народа. Наша вечная боль. Наша вечная гордость. Наша память. Наша совесть….(слайд 7)
Учащийся читает стихи:
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат. (М. Исаковский)
Учитель: Сюда идут матери и отцы, те, кто не дождался своих родных и близких – вдовы, дети, внуки. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.
Учащиеся выступают с подготовленной заранее, мини-сценой «Мать и сын» (Приложение 2)
Учитель: Немало было подвигов совершено нашими солдатами во время Великой Отечественной войны. Молодые воины жертвовали собой ради долгожданной победы. Многие из них не вернулись домой, и каждого можно считать героем. Ведь именно они ценой своих жизней вели Родину к великой победе. Сознание своего долга перед Отчизной заглушало чувство страха, и боль, и мысли о смерти.
Воевали везде: на фронте с оружием, в оккупации в партизанах, в тылу и на полях. Это было великое испытание силы русского характера. Каждый вносил свою долю в будущую победу, приближал её.
Во время Великой Отечественной погибло и пропало без вести много солдат, и имена многих из них до сих пор не установлены. Мы живем с осознанием того, что «Никто не забыт и ничто не забыто». Даже спустя 70 лет мы пытаемся узнать имена погибших и без вести пропавших. Для нас нет неизвестных солдат. Они все для нас герои. Сегодня работают молодежные поисковые отряды, которые на ежегодных Вахтах памяти, поднимают останки бойцов Красной армии и пытаются узнать их имена.
1 ученик: Солдат умирает дважды: первый раз – там, на поле боя, когда его настигнет пуля; второй раз – в памяти народной.
2 ученик: Второй раз умирать страшнее, второй раз солдат должен жить, а мы, живущие ныне на земле, должны сделать все для этого.
Звучит музыка, ученица читает стихи (в руках маленькая свечка):
Держу в ладонях огонек
Как символ той войны далекой,
Где незнакомый паренек
Закрыл собою мир жестокий.
Он навсегда остался там,
Чтоб мы сегодня в мире жили.
И солнце чтоб светило нам,
Солдаты головы сложили.
Пылай, гори, не затухай,
Ты – Вечного огня частица!
Забыть войну сердцам не дай!
Забвению не дай случиться!
Все зажигают свечи и объявляется минута молчания!
Учитель: Ребята, давайте минутой молчания память героев почтим. Давайте вспомним о каждом, хоть имя его неизвестно.
(Метроном)
Рефлексия.
Учитель: Великая Отечественная война навсегда останется в истории нашей страны народной войной против фашизма. Память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, священна.
В заключение нашего занятия мне хочется попросить вас написать несколько строк для Неизвестного солдата.
В подготовленный заранее большой почтовый конверт, на котором написан адрес: «НЕИЗВЕСТНОМУ СОДАТУ» учащиеся кладут свои записи.
Звучит музыка, ученик читает стихотворение:
Давно окончилась война,
Фашистов логово разбито,
Но наш девиз звучит всегда:
Никто не забыт, и ничто не забыто!
Учитель: Помните про подвиг наших предков, про страшное прошлое нашей Родины. Помните и передавайте эту память следующим поколениям, чтобы не допустить больше повторения подобного ужаса.
Спасибо всем за хорошую работу! (слайд ….)
https://cyberleninka.ru/article/n/neizvestnyy-soldat-samyy-izvestnyy-soldat-vtoroy-mirovoy
http://i.shkola12nov.ru
http://razdeti.ru/yenciklopedija-prazdnikov/9-maja-den-pobedy/klasnyi-chas-na-temu-9-maja-den-pobedy-9-10-klas.html