Интеллектуальная игра по литературному краеведению (май 2005 г.)
Интервью ( составленное на основе сочинений учащихся школы)
1К. Добрый день.
2К. Здравствуйте.
1К.Мы находимся на площади, где собрались ветераны Великой Отечественной войны.
2К. Сегодня радостный праздник – мы отмечаем очередную годовщину со дня Великой Победы. Но у многих на глазах слезы.
1К. Что они значат? Это слезы радости или горя, слезы от теплых воспомина-
ний о своих боевых друзьях или горечь о потерянных в сражениях товарищах?
Никто, кроме самих участников войны, не сможет так правдиво и ярко рассказать, что чувствует каждый в этот день.
.
2К. Давайте подойдем к ветеранам и спросим у них об этом.
1К. Здравствуйте. Какие чувства вы испытываете сегодня, в День Победы?
В-1. Конечно, радостные. Ведь к этому дню мы шли четыре долгих и тяжелых года. Радостно и от того, что сегодня, как и каждый праздник 9 мая, я встречаюсь со своими друзьями- однополчанами. Ведь за всю войну, что я прошел, сколько боевых товарищей я встретил. И думаю, что крепче, чем у нас,
дружбы не бывает.
2К. А есть ли среди тех, кого вы встретили сегодня, человек, с которым вас
связал особый случай?
В-1. Да. Расскажу эту историю. Как-то после боя под селом Борисово мы с другом зашли в один дом и услышали тихий детский плач, который доносил-
ся из-под печки, где обычно лежат дрова. Заглянув туда, я увидел девочку.
Она пряталась там от немцев. Девчушка так была напугана,что не сразу поня-
ла, что перед ней русские солдаты. Только потом улыбнулась. Встречаемся мы теперь с моим другом, смотрим на своих правнуков и вспоминаем эту девочку.
Нет, нельзя допустить, чтобы это повторилось.
1К. Спасибо. Примите наши поздравления.
2К. Многие участники боевых событий на момент начала войны были совсем юными, и вместо трудовой профессии они шли получать совсем иную – про-
фессию солдата, защитника Отечества.
1К. Скажите, пожалуйста, в каком возрасте вы попали на войну?
В2. В 1943 году мне исполнилось 18 лет, тогда я и был мобилизован.
2К. Где и когда вы получили свое « боевое крещение»?
В-2. В составе маршевой роты для передовых частей мы были отправлены под
Смоленск. Ехали поездом. Утром эшелон остановился, началась спешная вы-
садка. Колоннами мы двинулись на запад. И вдруг появились немецкие бом-
бардировщики. Местность была открытая, спрятаться негде. Наших самолетов не видно, зениток нет, да и бойцы-то –18-летние парни, только что окончившие
школу младших командиров. А немецкие самолеты пикируют у нас над головами, обстреливают со всех сторон. Один заход, другой – пока не израсходован боевой запас. И вдруг наступила тишина. Только слышны сто-
ны и крики о помощи. По команде мы встали в поредевший строй и продолжи-
ли свой путь. Эту первую встречу с войной я запомнил на всю жизнь.
1К. Ну, а минуты отдыха вы сохранили в памяти?
В-2. Конечно. Ведь это было самое желанное и непродолжительное время.
Во время отдыха мы перечитывали письма родных, рассказывали друг другу,
как жили до войны, мечтали о мирном будущем. А еще любили петь. Особенно
часто пели песню на слова моего поэта-земляка Алексея Суркова «В землянке».
Помните?
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Эта песня была самой известной. В какой бы части я ни воевал, с кем бы ни знакомился – ее пели везде.
2К. Благодарим Вас за интересный рассказ. Желаем Вам и Вашим друзьям
всего самого доброго.
1К. Скажите, пожалуйста, а сколько Вам было лет, когда Вы попали на фронт?
В-3. Когда началась война, мне было 19. Я уже служил в рядах Красной Армии.
2К. Какую профессию Вам пришлось освоить на войне?
В-3. Я был водителем машины, которую тогда называли «полуторка». Возил снаряды на передовую, попадал под обстрелы, несколько раз горел, дважды
побывал у немцев в плену. А в 42-ом на Украине фашисты меня чуть не рас-
стреляли.
1К. Как же случилось, что Вы остались живы? Разве можно было избежать
фашистской пули?
В-3. Считаю, что мне просто повезло. Мы с товарищем сбежали из плена. Спря-
тались в одном из домов. Тут нас немцы обнаружили и повели на расстрел. О
чем они тогда думали, я не знаю. Но нас не убили, а столкнули в глубокую яму.
И мы остались живы.
2К. Действительно, повезло. А вообще в жизни Вы человек везучий?
В-3. Я считаю, что все, кто вернулся домой с той войны,-- везучие люди.
1К. Что ж, желаем Вам дальнейших удач.
2К. Вы здесь, наверное, самая молодая?
В-4. Так когда началась война, мне и было-то всего 10 лет.
1К. А Вы что-нибудь помните о войне?
В-4.Да все помню. Не то это время, что б его забыть. Жили мы в деревне около
Железнодорожной станции. Когда объявляли тревогу, мы вместе с мамой пря-
тались в окопах. Оттуда хорошо было видно, как бомбили наш Ярославль, как
он горел.
2К. Это было голодное время. Как вы спасались?
В-4. Дома ели мороженую картошку. Из нее же делали лепешки и относили солдатам.
1К. А правда, что дети в таком возрасте уже ходили на работу?
В-4. Работали и младше меня. Весной шли на железнодорожные пути: чистили снег, откалывали лед. А летом работали на полях.
2К. Вот Вы всю войну находились в тылу. Страшно ли там было?
В-4. В тылу тоже шла своя война: голод, холод, бомбежки. Было очень страшно. Когда меня спрашивают об этом, я вспоминаю стихотворение
Юлии Друниной:
Я только раз видала рукопашный,
Раз -- на яву, и тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно –
Тот ничего не знает о войне.
1К. В этот праздничный день желаем Вам чистого неба над головой.
2К. … , а ты знаешь, кто такой Одиссей?
1К. Кто ж не знает греческую мифологию? Это царь Итаки, который долго путешествовал, прошел много испытаний и живым вернулся к своей жене
Пенелопе. Только причем здесь греческий миф, когда мы говорим о войне?
2К. Дело в том, что на Великой Отечественной войне многим пришлось прой-
ти долгий и опасный путь Одиссея. Среди тех, кто находится здесь – старшина
Королев Борис Николаевич. Именно его военную дорогу одна из ярославских
газет назвала одиссеей. А почему – об этом мы спросим у него самого.
Добрый день, Борис Николаевич. Можно определить точные даты вашей фронтовой жизни?
Б.Н. Эти даты назовет любой школьник: я воевал с 22 июня 1941 года, неся службу в то время на границе по 9 мая 1945-го, с первого до последнего дня.
.
1К. Значит, вы были одним из первых ярославцев, кто на рассвете 22 июня при-
нял неравный бой?
Б.Н. Совершенно верно. Очень хорошо помню этот день. В 4 часа утра по всему
участку границы в воздух взвились красные ракеты. Не успели они погаснуть,
как на заставу обрушился артиллерийский и пулеметный огонь. В течение суток мы сдерживали натиск врага. Бой прекратили только тогда, когда кончились боеприпасы. Отступая, пограничники из разных застав сумели соединиться и продолжить сопротивление. Так образовался наш 23-й отдельный пограничный полк.
2К. Какой бой для вас оказался самым тяжелым?
Б.Н. Это было под Харьковом. У села Корытного мы трое суток держали оборону, изматывая противника. В отряде было всего три пулемета «Мак-
сим». В ходе этого боя я смог уничтожить несколько огневых точек противника. Когда товарищей моих не осталось в живых, я продолжал
сражаться один, пока осколок немецкого снаряда не попал мне в ногу.
Потом был госпиталь и награда – медаль «За боевые заслуги».
1К. А самая памятная награда на войне для вас какая?
Б.Н. Самая памятная награда – о которой на войне даже не мечтали –
месяц отпуска.
2К. За что Вы получили такую награду?
Б.Н. За битву на Кавказе. В бою наше подразделение оказалось отрезанным
от частей. Укрывшись в ущелье, мы держали оборону. Кругом камни и вода.
Пограничники пухли от голода, началась цинга. Связи нет: фашистским снарядом разбило рацию. Боеприпасы на исходе. Только через три месяца оставшиеся из нас в живых смогли выйти из ущелья и спуститься с гор.
1К. Как же Вы вынесли все испытания?
Б.Н. Помогала поддержка товарищей, желание жить, мечта о встрече с родными, а еще солдатская упертость – «всем врагам на зло».
2К. Что бы Вы хотели пожелать нынешней молодежи?
Б.Н. Помните, что любая война – это великое горе, дружите, любите друг
друга, берегите родную землю. Не забывайте тех, кто отдал свои жизни за ваше счастье.