СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поклонимся великим тем годам..."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интервью с участниками Великой Отечественной войны было составлено на основе сочинений учащихся школы № 62 г. Ярославля. Это реальные истории, рассказанные детям родственниками, участниками (свидетелями) военных событий. Материал был собран для интеллектуальной игры по литературному краеведению и представлен в форме интервью корреспондентов (К- 1, 2) с ветеранами (В 1 - 4). Данную разработку можно использовать для проведения праздника Победы в ВОв.

Просмотр содержимого документа
«"Поклонимся великим тем годам..."»

Интеллектуальная игра по литературному краеведению (май 2005 г.)

Интервью ( составленное на основе сочинений учащихся школы)

1К. Добрый день.

2К. Здравствуйте.

1К.Мы находимся на площади, где собрались ветераны Великой Отечественной войны.

2К. Сегодня радостный праздник – мы отмечаем очередную годовщину со дня Великой Победы. Но у многих на глазах слезы.

1К. Что они значат? Это слезы радости или горя, слезы от теплых воспомина-

ний о своих боевых друзьях или горечь о потерянных в сражениях товарищах?

Никто, кроме самих участников войны, не сможет так правдиво и ярко рассказать, что чувствует каждый в этот день.

.

2К. Давайте подойдем к ветеранам и спросим у них об этом.


1К. Здравствуйте. Какие чувства вы испытываете сегодня, в День Победы?

В-1. Конечно, радостные. Ведь к этому дню мы шли четыре долгих и тяжелых года. Радостно и от того, что сегодня, как и каждый праздник 9 мая, я встречаюсь со своими друзьями- однополчанами. Ведь за всю войну, что я прошел, сколько боевых товарищей я встретил. И думаю, что крепче, чем у нас,

дружбы не бывает.

2К. А есть ли среди тех, кого вы встретили сегодня, человек, с которым вас

связал особый случай?

В-1. Да. Расскажу эту историю. Как-то после боя под селом Борисово мы с другом зашли в один дом и услышали тихий детский плач, который доносил-

ся из-под печки, где обычно лежат дрова. Заглянув туда, я увидел девочку.

Она пряталась там от немцев. Девчушка так была напугана,что не сразу поня-

ла, что перед ней русские солдаты. Только потом улыбнулась. Встречаемся мы теперь с моим другом, смотрим на своих правнуков и вспоминаем эту девочку.

Нет, нельзя допустить, чтобы это повторилось.

1К. Спасибо. Примите наши поздравления.


2К. Многие участники боевых событий на момент начала войны были совсем юными, и вместо трудовой профессии они шли получать совсем иную – про-

фессию солдата, защитника Отечества.

1К. Скажите, пожалуйста, в каком возрасте вы попали на войну?

В2. В 1943 году мне исполнилось 18 лет, тогда я и был мобилизован.

2К. Где и когда вы получили свое « боевое крещение»?

В-2. В составе маршевой роты для передовых частей мы были отправлены под

Смоленск. Ехали поездом. Утром эшелон остановился, началась спешная вы-

садка. Колоннами мы двинулись на запад. И вдруг появились немецкие бом-

бардировщики. Местность была открытая, спрятаться негде. Наших самолетов не видно, зениток нет, да и бойцы-то –18-летние парни, только что окончившие

школу младших командиров. А немецкие самолеты пикируют у нас над головами, обстреливают со всех сторон. Один заход, другой – пока не израсходован боевой запас. И вдруг наступила тишина. Только слышны сто-

ны и крики о помощи. По команде мы встали в поредевший строй и продолжи-

ли свой путь. Эту первую встречу с войной я запомнил на всю жизнь.

1К. Ну, а минуты отдыха вы сохранили в памяти?

В-2. Конечно. Ведь это было самое желанное и непродолжительное время.

Во время отдыха мы перечитывали письма родных, рассказывали друг другу,

как жили до войны, мечтали о мирном будущем. А еще любили петь. Особенно

часто пели песню на слова моего поэта-земляка Алексея Суркова «В землянке».

Помните?

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Эта песня была самой известной. В какой бы части я ни воевал, с кем бы ни знакомился – ее пели везде.

2К. Благодарим Вас за интересный рассказ. Желаем Вам и Вашим друзьям

всего самого доброго.

1К. Скажите, пожалуйста, а сколько Вам было лет, когда Вы попали на фронт?

В-3. Когда началась война, мне было 19. Я уже служил в рядах Красной Армии.

2К. Какую профессию Вам пришлось освоить на войне?

В-3. Я был водителем машины, которую тогда называли «полуторка». Возил снаряды на передовую, попадал под обстрелы, несколько раз горел, дважды

побывал у немцев в плену. А в 42-ом на Украине фашисты меня чуть не рас-

стреляли.

1К. Как же случилось, что Вы остались живы? Разве можно было избежать

фашистской пули?

В-3. Считаю, что мне просто повезло. Мы с товарищем сбежали из плена. Спря-

тались в одном из домов. Тут нас немцы обнаружили и повели на расстрел. О

чем они тогда думали, я не знаю. Но нас не убили, а столкнули в глубокую яму.

И мы остались живы.

2К. Действительно, повезло. А вообще в жизни Вы человек везучий?

В-3. Я считаю, что все, кто вернулся домой с той войны,-- везучие люди.

1К. Что ж, желаем Вам дальнейших удач.

2К. Вы здесь, наверное, самая молодая?

В-4. Так когда началась война, мне и было-то всего 10 лет.

1К. А Вы что-нибудь помните о войне?

В-4.Да все помню. Не то это время, что б его забыть. Жили мы в деревне около

Железнодорожной станции. Когда объявляли тревогу, мы вместе с мамой пря-

тались в окопах. Оттуда хорошо было видно, как бомбили наш Ярославль, как

он горел.

2К. Это было голодное время. Как вы спасались?

В-4. Дома ели мороженую картошку. Из нее же делали лепешки и относили солдатам.

1К. А правда, что дети в таком возрасте уже ходили на работу?

В-4. Работали и младше меня. Весной шли на железнодорожные пути: чистили снег, откалывали лед. А летом работали на полях.

2К. Вот Вы всю войну находились в тылу. Страшно ли там было?

В-4. В тылу тоже шла своя война: голод, холод, бомбежки. Было очень страшно. Когда меня спрашивают об этом, я вспоминаю стихотворение

Юлии Друниной:

Я только раз видала рукопашный,

Раз -- на яву, и тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно –

Тот ничего не знает о войне.

1К. В этот праздничный день желаем Вам чистого неба над головой.

2К. … , а ты знаешь, кто такой Одиссей?

1К. Кто ж не знает греческую мифологию? Это царь Итаки, который долго путешествовал, прошел много испытаний и живым вернулся к своей жене

Пенелопе. Только причем здесь греческий миф, когда мы говорим о войне?

2К. Дело в том, что на Великой Отечественной войне многим пришлось прой-

ти долгий и опасный путь Одиссея. Среди тех, кто находится здесь – старшина

Королев Борис Николаевич. Именно его военную дорогу одна из ярославских

газет назвала одиссеей. А почему – об этом мы спросим у него самого.

Добрый день, Борис Николаевич. Можно определить точные даты вашей фронтовой жизни?

Б.Н. Эти даты назовет любой школьник: я воевал с 22 июня 1941 года, неся службу в то время на границе по 9 мая 1945-го, с первого до последнего дня.

.

1К. Значит, вы были одним из первых ярославцев, кто на рассвете 22 июня при-

нял неравный бой?

Б.Н. Совершенно верно. Очень хорошо помню этот день. В 4 часа утра по всему

участку границы в воздух взвились красные ракеты. Не успели они погаснуть,

как на заставу обрушился артиллерийский и пулеметный огонь. В течение суток мы сдерживали натиск врага. Бой прекратили только тогда, когда кончились боеприпасы. Отступая, пограничники из разных застав сумели соединиться и продолжить сопротивление. Так образовался наш 23-й отдельный пограничный полк.

2К. Какой бой для вас оказался самым тяжелым?

Б.Н. Это было под Харьковом. У села Корытного мы трое суток держали оборону, изматывая противника. В отряде было всего три пулемета «Мак-

сим». В ходе этого боя я смог уничтожить несколько огневых точек противника. Когда товарищей моих не осталось в живых, я продолжал

сражаться один, пока осколок немецкого снаряда не попал мне в ногу.

Потом был госпиталь и награда – медаль «За боевые заслуги».

1К. А самая памятная награда на войне для вас какая?

Б.Н. Самая памятная награда – о которой на войне даже не мечтали –

месяц отпуска.

2К. За что Вы получили такую награду?

Б.Н. За битву на Кавказе. В бою наше подразделение оказалось отрезанным

от частей. Укрывшись в ущелье, мы держали оборону. Кругом камни и вода.

Пограничники пухли от голода, началась цинга. Связи нет: фашистским снарядом разбило рацию. Боеприпасы на исходе. Только через три месяца оставшиеся из нас в живых смогли выйти из ущелья и спуститься с гор.

1К. Как же Вы вынесли все испытания?

Б.Н. Помогала поддержка товарищей, желание жить, мечта о встрече с родными, а еще солдатская упертость – «всем врагам на зло».

2К. Что бы Вы хотели пожелать нынешней молодежи?

Б.Н. Помните, что любая война – это великое горе, дружите, любите друг

друга, берегите родную землю. Не забывайте тех, кто отдал свои жизни за ваше счастье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!