Полевой практикум по гидрологии
Тема: Гидрологические исследования водоёмов с целью оценки экологического
состояния.
Цель: оценить экологическое состояние водоема посредством изучения органолептических характеристик и химического состава воды;
познакомить воспитанников с экологическим состоянием водных ресурсов России, Украины и возможными последствиями его ухудшения;
развивать коммуникативные навыки, умения анализировать и обрабатывать данные проведённых исследований.
Оборудование и материалы: химическая посуда, химические реактивы, полевая тест-лаборатория, шкала миллиметровая или линейка, термометр, круг Секкеля, гидрологические карты, карточки-задания, таблицы для заполнения.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог:
Наш полевой практикум сегодня посвящён изучению экологического состояния водоёма путём изучения физико-химических показателей. В ходе занятия вы проведёте органолептические исследования и научитесь проводить химические анализы воды.
Мотивация учебной деятельности
Педагог:
Как вы уже знаете в природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большое количество различных элементов и соединений, состав и соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом водоносных пород. Из грунта атмосферная вода поглощает углекислоту и становится способной растворять по пути своего движения минеральные соли.
Проходя через породы, вода приобретает свойства, характерные для них. Так, при прохождении через известковые породы, вода становится известковой, через доломитовые породы - магниевой. Проходя через каменную соль и гипс, вода насыщается сернокислыми и хлористыми солями и становится минеральной. И, конечно же, на состав воды влияет человеческая деятельность. Сбрасывание сточных вод, смыв удобрений с полей, атмосферное загрязнение всё это влияет на экологическое состояние воды.
3. Актуализация опорных знаний
Скажите, как характеризуется качество воды? (качество воды характеризуется физическими, химическими и бактериологическими показателями).
Какие виды загрязнения водоёмов в нашем городе? (сбросы АМК и химического завода, сброс городских неочищенных сточных вод)
Какие показатели воды относятся к физическим? (К физическим показателям относятся температура, цветность, мутность, вкус и запах).
4. Практическая работа.
Педагог:
Теперь давайте проведём исследования физических показателей воды в виде соревнования.
Для этого вы разделитесь на две команды. Получите карточки-задания.
Все результаты измерений занесите в таблицу.
При выполнении работы соблюдайте технику безопасности. Не толкайтесь, аккуратно обращайтесь с оборудованием.
(После проведения исследований проводится обработка результатов и заполнение общей таблицы)
5. Изучение нового материала.
Педагог:
Молодцы ребята! Вы все успешно справились с заданием. А сейчас мы изучим методы проведения химических анализов воды.
Химические свойства воды характеризуются следующими показателями: активной реакцией, жесткостью, окисляемостью, содержанием растворенных солей.
Водородный показатель
Активная реакция воды определяется концентрацией водородных ионов. Обычно она выражается через pH. При pH=7 среда нейтральная; при pH7 среда щелочная.
Жесткость
Жесткость воды определяется содержанием в ней солей кальция и магния. Она выражается в миллиграмм-эквивалентах на литр (мг·экв/л). Вода подземных источников имеет большую жесткость, а вода поверхностных источников - относительно невысокую (3-6 мг·экв/л).
Жесткая вода содержит много минеральных солей, от которых на стенках посуды, котлах и других агрегатах образуется накипь - каменная соль. Жесткая вода губительна и непригодна для систем водоснабжения. В такой воде плохо заваривается чай, плохо растворяется мыло, почти не развариваются овощи, особенно бобовые.
Мягкая вода должна иметь жесткость не более 10 мг·экв/л.
Окисляемость
обуславливается содержанием в воде растворенных органических веществ и может служить показателем загрязненности источника сточными водами. Для колодцев особую опасность представляют сточные воды, в составе которых есть белки, жиры, углеводы, органические кислоты, эфиры, спирты, фенолы, нефть и др.
Содержание в воде растворенных солей (мг/л) характеризуется плотным (сухим) осадком. Вода поверхностных источников имеет меньший плотный осадок, чем вода подземных источников, т.е. содержит меньше растворенных солей. Предел минерализации питьевой воды (сухого остатка) 1000 мг/л был в свое время установлен по органолептическому признаку. Воды с большим содержанием солей имеют солоноватый или горьковатый привкус. Допускается содержание их в воде на уровне порога ощущения: 350 мг/л для хлоридов и 500 мг/л для сульфатов. Нижним пределом минерализации, при котором гомеостаз организма поддерживается адаптивными реакциями, является сухой остаток в 100 мг/л, оптимальный уровень минерализации 200-400 мг/л. При этом минимальное содержание кальция должно быть не менее 25 мг/л, магния -10 мг/л.
(После изучения теоретических сведений проводятся химические анализы с помощью тест-лаборатории и химических реактивов)
Педагог:
После проведенных нами химических и органолептических анализов, какое заключение можно сделать?
А теперь давайте выясним, что же такое загрязнение вод.
Загрязнения вод – внесение в воду (водные объекты) или образование (синтез, размножение) в ней физических, химических или биологических агентов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящие урон материальным ценностям. Загрязнение водных объектов происходит обычно в результате сброса в них сточных вод.
Основными вредными веществами, поступающими в водные объекты (поверхностные и подземные источники воды) со сточными водами, являются нефть и нефтепродукты, фенол, моющие специфические поверхностно-активные вещества (СПАВ), аммиак, пестициды, тяжелые металлы, сложные химические соединения и другие.
С хозяйственно-бытовыми сточными водами могут попасть в водоисточники возбудители инфекционных заболеваний.
(Анализ карты загрязнения вод Украины, России)
6. Подведение итогов практикума.
После проведённых исследований, что вы можете сказать об экологическом состоянии Орловых ставков?
7. Релаксация
Вот и подошло к концу наше занятие. И как уже стало традицией, я вас попрошу дать отзывы о нашем занятии, написать на капельках понравилось ли вам и что нового вы узнали.
Карточки-задания
________________________________________________________________
Задание 1.
Умение правильно отбирать воду.
Пробу отбирают на глубине 20-30 см от поверхности, на таком расстоянии от дна, которое допускает приспособление для отбора воды. Пробы отбирают или смешивают по глубине или в ряде точек в поперечном сечении на стержне потока. Для малых потоков смешенная по глубине проба обычно равнозначна пробе, взятой в центре потока.
Отбор проб воды проводят с одновременной фиксацией метеоусловий. Температуру воздуха измеряют сухим термометром в тени вдали от источника тепла на высоте 1 м от поверхности земли. Температуру воды измеряют в водотоках перед отбором пробы.
Посуду споласкивают 2-3 раза исследуемой водой для того, чтобы: 1) удалить остатки пыли и других загрязнений, которые могут попасть в посуду;
2) чтобы произошла адсорбция стенками посуды химических компонентов из отбираемой на анализ воды
При отборе воды, предназначенной для отправки в лабораторию, посуду следует заполнять водой не полностью, а так, чтобы под крышкой (пробкой) осталось свободное пространство высотой 1-3 см.
Проба должна быть закупорена и так промаркирована, чтобы подпись не повредилась во время транспортировки.
_______________________________________________________________
Задание 2.
Определение запаха.
Заполните колбу водой из водоема на 1/3 объема и закройте пробкой. Взболтайте содержимое колбы. Откройте колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же определите характер и интенсивность запаха. Если запах сразу не ощущается или он неотчетлив, испытание можно повторить, нагревая воду в колбе до температуры 50-60 градусов °С (можно подержать пробирку в руке 5 минут).
2.1. Определение интенсивности запаха
Интенсивность запаха | Характер проявления запаха | Оценка интенсивности запаха |
Нет | Запах не ощущается | 0 |
Очень слабый | Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании | 1 |
Слабый | Запах обнаруживается, если на него обратить внимание | 2 |
Заметный | Запах, который легко обнаруживается и вызывает неодобрительный отзыв о воде | 3 |
Отчетливый | Запах обращает на себя внимание | 4 |
Очень сильный | Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для употребления | 5 |
2.2. Определение характера запаха
Естественное происхождение | Искусственное происхождение |
Неотчетливый (или отсутствует) Землистый Гнилостный Плесневый Торфяной Травянистый Другой (укажите какой) | Неотчетливый (или отсутствует) Нефтепродуктов (бензиновый) Хлорный Уксусный Фенольный Другой (укажите какой) |
_______________________________________________________________
Задание 3. Определение цветности
Заполните пробирку водой на 2/3 объема. Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении. Определение цвета производят только в прозрачной воде. Пробирку наполняют исследуемой водой доверху, ставят на белую бумагу и, глядя сверху, производят определение цветности.
Цветность | Приблизительная цветность в градусах по платиново-кобальтовой шкале |
Нет окрашивания Едва уловимое, слабо-желтоватое Слабо желтоватое Желтоватое Светло-желтое Желтое Интенсивно-желтое | Меньше 10 10 20 40 80 150 300 |
______________________________________________________________
Задание 4. Определение мутности
Обычную пробирку наполняют исследуемой водой почти доверху, ставят ее на черную бумагу и, глядя сверху, отмечают результаты наблюдения
Степени мутности: прозрачная, слабо опалесцирующая, опалесцирующая, слабо мутная, мутная, очень мутная.
Мутность определяется содержанием в воде взвешенных частиц и выражается в миллиграммах на литр (мг/л).
_____________________________________________________________
ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ.
Дата | Место взятия пробы | Количество отобранной воды | Температура воды | Прозрачность | Мутность | Запах | Водородный показатель | Метеоусловия |
| | | | | | | | |