СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полезные дикорастущие растения Рязанской области

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с многообразием дикорастущих растений, открытие в них многих удивительных свойств

Просмотр содержимого документа
«Полезные дикорастущие растения Рязанской области»







Тема урока « Полезные дикорастущие растения Рязанской области» 7 класс.

«РАСТЕНИЕ – ПОСРЕДНИК МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ. ОНО ИСТИННЫЙ ПРОМЕТЕЙ, ПОХИТИВШИЙ ОГОНЬ С НЕБА. ПОХИЩЕННЫЙ ИМ ЛУЧ СОЛНЦА ГОРИТ И В МЕРЦАЮЩЕЙ ЛУЧИНЕ, И В ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ ИСКРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА»

К. А. ТИМИРЯЗЕВ.

Цель : формирование знаний о пищевых лекарственных растениях, медоносных, витаминоносных растениях.


Задачи: активизация познавательной деятельности,

знакомство учащихся с многообразием дикорастущих растений, открытие в них многих удивительных свойств.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, картинки с дикорастущими растениями, книга Т. Ивановой и Л. Путинцева « Лесная кладовая»

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового содержания.

Ход урока:

I. Организационный этап. Приветствие.

Сообщение темы урока, цели, задач.

Мотивация учебной деятельности. ( Человек издавна использовал различные растения. Но времена меняются. Тогда почему данная тема актуальна и в настоящее время? Ответы детей.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Основные группы используемых человеком дикорастущих растений.

  2. Характеристика дикорастущих растений.

  3. Значение дикорастущих растений для жизнедеятельности человека.

II Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с полезными дикорастущими растениями нашей области, со значимостью растений в жизни человека. Богат и разнообразен растительный мир Рязанской области.

III Изучение нового материала.

Дикорастущие растения – это растения, за которыми никто не ухаживает, специально не высаживает, не выращивает.

Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности.

Эфиромасличные – это дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ.

Дубильными называются растения, в корнях, коре, стебле, листьях, плодах которых содержатся вяжущие вещества (таннины), пригодные для дубления кож в кожевенной промышленности.

Лекарственные растения – это группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств с лечебными или профилактическими целями в народной медицине, производства лекарственных препаратов.

Камеденосные растения – это растения, части которых содержат особые вещества – камеди, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы, или набухать, образуя студни.

Красильными – называют растения, части которых содержат красящие вещества, используемые в разных видах промышленности. Дикорастущие растения – это растения, которые растут и распространяются без участия человека. Этим растениям не нужен особый уход, они приспособились к естественной среде обитания.

Дикорастущие растения обладают большой энергетической ценностью.

Многие дикорастущие растения можно употреблять в пищу или использовать как сырьё в промышленности, из них делают лекарства, парфюмерию, косметику, получают красители и дубильные вещества.

Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.

Все полезные дикорастущие растения классифицируют разными способами:

1. Деревья, кусты, травы;

2. По основному способу их применения: пищевые эфирно-масличные, дубильные, лекарственные, смолоносные, камеденостные, красильные.

К пищевым дикорастущим растениям относятся те, части которых можно использовать в пищу. Например:

Ягоды: земляника, черника, малина, брусника, клюква;

Орехи: лещина, грецкий орех, кедровый орех;

Корни: корневище аира болотного, одуванчика;

Стебли: сахарный тростник;

Цветы и бутоны: жасмин, настурция, каперсник;

Листья: щавель, крапива, лебеда, сныть.

Дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ называют эфиромасличными растениями. Они представляют большую ценность для ряда производств – парфюмерно-косметического, фармацевтического, пищевого и других, благодаря содержащемуся в них эфирному маслу. Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше – в листьях, стеблях и подземных органах. Почти половина всех видов эфиромасличных растений в жарком климате: цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь. В нашей стране собирают в дикорастущем виде в основном травянистые эфиромасличные растения: кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир.

Дубильные. Дубильные растения, или таниноносы, содержат в своих органах значительных количествах дубильные вещества (танины). Особенно дубильными веществами богаты ими растения тропиков. В нашей стране дубильные вещества встречаются главным образом у хвойных растений (ель, сосна, пихта, лиственница), таких лиственных растений как дуб, ива, каштан. Для промышленного производства дубильных экстрактов обычно используют кору дуба, кору ели и многих видов ив, листья скумпии и сумаха, корневища бадана и других растений. Получаемые из дубильных растений экстракты используются в кожевенной промышленности, для которой эти растения до сих пор сохранили свое значение. Особое значение имеют дубильные растения как лекарственные средства: плоды черники, корневища горца змеиного, лапчатки прямостоячей, например, обязаны своим лечебным действием содержащимся в них дубильным веществам.

Лекарственными называют растения, части которых используются людьми для лечения и профилактики различных заболеваний, для производства лекарств в фармацевтической промышленности.

Многие растения содержат химические вещества, оказывающие лечебное действие на организм человека. Это эфирные масла, дубильные вещества, алкалоиды, гликозиды и др. Дубильные вещества оказывают вяжущее, противовоспалительное и кровоостанавливающее средство; эфирные масла используют чаще всего как отхаркивающее и дезинфицирующее средство. К лекарственным растениям в широком смысле этого слова можно отнести и растения, содержание витамины. Для производства разных витаминов ежегодно заготовляется тысячи тонн плодов шиповника, облепихи, рябины, смородины - важнейших витаминоносных растений. Это далеко не полный перечень физиологически активных веществ, присутствие которых в растениях дает возможность применять их как лекарственные средства.

Современные исследования растений позволяют синтезировать необходимые вещества и производить лекарственные препараты без использования растительного сырья. Однако лекарственные растения до сих пор играют важнейшую роль в медицине. И сегодня многие заболевания лечат в первую очередь препаратами, полученными из растительного сырья.

Смолоносные растения. Смолы содержатся в разных органах растений в особых вместилищах. Они могут быть твердыми или жидкими. В нашей стране основной источник получения смол - хвойные породы, в первую очередь сосна; из нее подсочкой добывают живицу, в состав которой входят эфирное масло и смоляные кислоты. Из живицы получают скипидар, используемый в лакокрасочной промышленности и медицине, а также канифоль, которую применяют в мыловарении и целлюлозно-бумажной промышленности. Смолы употребляют также в парфюмерии и химической промышленности. Хотя в последние годы натуральные смолы стали вытесняться синтетическими, подсочка и получение живицы до сих пор играют огромную роль в лесохимическом производстве.

Камеденосные растения содержат камеди – вещества, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы. У многих растений натеки камеди образуются на местах повреждений (на этом основана добыча камеди подсочкой). Самая известная камедь – «вишневый клей». Растения, образующие камеди, свойственны главным образом областям сухого климата, например, трагакант. Набухающие свойства трагакантовой камеди и её клейкость широко используются в фармацевтической практике для приготовления эмульсий, таблеток и пилюль. Трагакант находит широкое применение в различных отраслях промышленности. Камедь получают также из древесины лиственницы. Камеди находят применение в текстильной промышленности при окраске тканей, в медицине, парфюмерии, кондитерской, лакокрасочной и полиграфической промышленности.

Красильные растения содержат красящие вещества. Большинство красящих веществ растворяется в воде и органических растворителях. Красящие вещества содержатся в разных органах и тканях растений: корнях, корневищах, листьях, коре, древесине, цветках и плодах. Как красители используются лишь наиболее стойкие из этих веществ. Красильные растения раньше широко применяются в текстильной промышленности и ковроделии. Производство синтетических красителей сократило область применения природных красителей, однако в пищевой промышленности они сохраняют свое значение.



Многие растения постепенно вымирают. Человек, вооружённый мощной техникой, значительно ускоряет и усиливает этот процесс, существенно меняя естественную среду обитания различных видов растений и животных. Как же в этих условиях защитить и сберечь сокровища зелёного мира? (Ответы детей)



1 Значение растений в жизни человека.

Богат растительный мир нашей области. А как вы думаете, мог бы человек существовать без дикорастущих растений? Каково их значение? ( ответы ребят)

А сейчас разделимся на 4 группы и каждый получает задание. В конце нашего урока вы расскажете, что же интересного там обнаружили.

1 группа назовёт витаминоносные растения,

2 группа – медоносные,

3 группа – листовые овощные,

4 группа – лекарственные.

Ваша задача: Расположите названные растения в соответствующие колонки. Итак, в путь.

В центре России произрастают более 1000 растений. Среди них есть и съедобные. Какие принципы необходимо соблюдать при сборе растений?

- точно знать в «лицо»; - обязательно изучить их, опробовать дома; - собирать вдали от дорог, не менее за 200 метров, и только за городом; - оптимальный период употребления органов растений май-июнь, пока ощущается их вкус; - вкус салатов зависит от заправки, которую Вы используете.

Заключение: Это не полный перечень растений, которые используются человеком. Читайте о растениях, узнавайте о них новое.

Одна из таких книг – это книга Т. Ивановой и Л. Путинцева « Лесная кладовая». В ней Вы найдёте рецепты приготовления необычных блюд из знакомых нам растений.

Ведь как разнообразят наше питание дары природы. Собранные собственными руками свежие ягоды, грибы, сочные овощные и пряные травы особенно вкусны. Аромат лесной земляники не заменит никакой культурный сорт. А какой аппетитный запах исходит от дикорастущих растений, способных заменить овощную зелень. На территории нашей области произрастает примерно 30 видов дикорастущих растений, которые употребляются в пищу.

Но природа дарит нам не только пищу. Из поколения в поколение накапливались сведения о лечебном применении дикорастущих растений. Народный опыт не пропал даром – от бабушек к детям и внукам передавались знания.

Произрастающие в Рязанской области виды растений участвуют в образовании лесных, луговых, лугово-болотных, болотных, кустарниковых и водных растительных сообществ, составляющих главное национальное богатство нашего края.

IV. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ране изученных знаний.

1.Каждая группа ребят зачитывает названия растений, занесённых в соответствующие колонки. При этом используют и свой жизненный опыт, рассказывая о применении некоторых растений в быту.

Вопросы:

1. А какие вы знаете растения, которые используются для борьбы с вредителями?

2. Какие вы знаете красильные растения?

V. Анализ и подведение итогов урока.

Выставление оценок.

VI Рефлексия . Что нового узнали на уроке? Понравился ли сегодняшний урок?

VII. Домашнее задание: сообщения по темам:

1) Сообщения о лекарственных растениях,

нуждающихся в охране.

2) Кулинарные рецепты наших бабушек.

3) Необычное из жизни обычных для нас

растений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!