СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Полифония в музыке и живописи"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи". Цель урока -  развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.

Просмотр содержимого документа
«"Полифония в музыке и живописи"»

Планируемые результаты обучения

предметные

метапредметные

личностные

Развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства.

познавательные УУД: выявлять особенности развития музыкальных образов.

регулятивные УУД:

развивать художественное восприятие, уметь оценивать произведения разных жанров.

коммуникативные УУД:

учиться сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы учителя

наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.



Тема: «Полифония в музыке и живописи»

Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.

Задачи:

- личностные: осмысление взаимодействия искусств (музыки, изобразительного искусства и литературы) как средства расширения представлений о содержании образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

- метапредметные: формирование духовно – нравственных ценностей, через произведения И.С.Баха «Ave Maria», Токката и фуга ре минор, Фуга соль минор. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (рассказа учителя, презентации, видеоряда);

осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

предметные: развивать интонационно-слуховой опыт обучащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа при вокализации главных тем произведений И.С.Баха «Ave Maria», Токката и фуга ре минор, Фуга соль минор, закрепить знания: пение a capella, полифония, фуга, токката, музыкальная живопись, живописная музыка.Тип урока: « открытия» нового знания

Формы работы учащихся: беседа, дискуссия, слушание и анализ, вокально-хоровая работа.

Необходимое техническое оборудование:

Компьютер, проектор, экран.


Ход урока


1. Музыкальное приветствие с классом.

«Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, учитель».

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Задача этапа: Проверка знаний учащихся по пройденной теме.


«Мозговой штурм»

(Презентация)

1. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Пианист)

2. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Трубач)

3. Как называют участников хора? ( Хористы)

4. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)

5. Как называется окраска звука в музыке? (Тембр)

6.Как называется диапазон звучания? (Регистр)

7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)

8. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)

9. Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).

10. Как называется инструмент-оркестр? (Орган)


3. Путешествие в полифонию.

(видео + органная музыка)

Ребята, я немного волнуюсь, ведь только что мы услышали звучание самого большого музыкального инструмента – короля всех музыкальных инструментов. О каком инструменте идет речь?

(видео соборы + органная музыка)

Верно, ребята. Это – орган. Звучание органа создает определенную атмосферу в готических соборах.

Вы, как и я, тоже обратили внимание на особое строение этих зданий. Складывается такое ощущение, что все линии устремлены ввысь.

Подумайте, а что роднит образ этих сооружений с органной музыкой? Она созвучна величественному торжественному образу собора.

Выдащиеся композиторы посвящали свои лучшие произведения органу.

Среди них известный немецкий композитор 18 века, про которого Л.В.Бетховен (слайд) говорил «Не ручей а море должно быть имя ему».

Чтобы узнать о ком идёт речь, давайте с вами отправимся в путешествие по Германии, чтобы выяснить его имя. ( слайд. Германия,).


Итак, мы с вами в Германии, а именно в городе Айзенахе, где родился великий немецкий композитор И.С. Бах. (слайд)

Кому не известно это имя? Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. А музыку этого гения не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке по -прежнему возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.(Слайд )

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею»

Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган.(Слайд)

Его органная музыка созвучна величию соборов. Её звучание прежде всего связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония.

Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония?

(Слайд-записать)Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение. Их объединение подчиняется законам гармонии. В полифонии главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу.

Это высказывание, ребята, относится к такой музыкальной форме, как фуга. Фуга – является вершиной полифонической музыки. (Слайд-записать)Фуга – это особо развитая полифоническая форма, основанная на последовательном повторении (имитации) в разных мелодически самостоятельных голосах, заданной композитором музыкальной темы. В фуге главная мысль или тема повторяется в разных голосах, поочереди, или переплетается – сначала в голосах сходится, а затем расходится.


Я предлагаю вам, ребята, прослушать одно из произведений И.С.Баха Фуга соль минор. И не только послушать, но и посмотреть графическую запись этого произведения.

(Видео, слушанье)

Сколько голосов звучало в этом произведении? Один или много?

Абсолютно верно. Много голосов.

(Слайд-записать) «Многоголосие» образовано от греческого слова «полифония». Poli – много, fon – звук, голос.

(Слайд-записать) «Полифония» - многозвучие, многоголосие, которое основано на одновременном сочетании двух или более самостоятельных мелодий.

Ребята,давайте послушаемфрагмент этого произведения и ответим на ворос, мешают ли мелодии и голоса друг-другу, или звучат согласовано?

(Слушанье фуга соль минор)

Думаю, вы согласитесь, что мелодии звучали согласовано, не мешая друг-другу.


Физкультминутка


На протяжении многих лет люди пытались объединить несколько видов искусств в одно целое. Примером этого синтеза являются оперные театры, храмы и, конечно, люди, объединившие в себе таланты к музыке, живописи, поэзии.

Слайд . (портрет)

Сегодня мы познакомимся с человеком, который открыл новый континент, но не на Земле, а в искусстве. Это литовец Микалоюс Константинос Чюрлёнис (1875-1911).

Микалоюс Чюрлёнис, который в своём творчестве стремился объединить музыку и живопись.

Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.


Рассмотрите внимательно иллюстрацию картины литовского художника Чюрлёниса «Фуга». слайд


 Почему же Чюрлёнис назвал своё живописное полотно музыкальным термином (понятием) - "Фуга"?

Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения. Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой краткая музыкальная мысль (тема-мелодия) имитируется (повторяется с небольшим изменением) в верхних и нижних голосах, так что при одновременном звучании в разных регистрах ( низком, среднем или высоком звучании) повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Это хорошо видно в нотной записи фуги И.-С.Баха. (слайд нотной записи фуги)

Что изображено на картине?

Можно ли сравнить эту картину с партитурой музыкального произведения? Почему?

А можно ли сказать, что художник нарисовал музыку?

вывод: музыка и живопись дополняют друг друга, усиливают воздействие изобразительного и музыкального произведения на человека.

 линия - форма - цвет  в картине (в живописи) воспринимаются  как единство  мелодии - формы - лада  в музыке. Это помогает понять способ воплощения замысла художника, который стремился своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки. 

 Может ли быть «полифонической» живопись?


Перепутались средства выразительности музыки и живописи

Музыка Живопись

Мазок темп

Аккорд линия

Пятно мелодия

Штрих Гармония

Ритм Тембр

Цвет Контур

Тон Пропорции


Аккорд Мазок

Ритм Пятно

Тон Штрих

Темп Цвет

Мелодия Контур

Гармония Пропорции

Тембр Штрих


Ребята, на прошлом уроке мы с ами разучили есню «Вот бы стать мне выше папы». И сейчас мы ее споем по тетрадкам на оценку.

ИТОГ УРОКА:

Сегодня мы с вами посетили Германию (Слайд ) и стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. (Слайд). Мне хочется, чтобы вы поняли, какой это был человек, и в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: “ Не ручей, а море имя ему”?


Фамилия Бах в переводе обозначает “ручей”, а поскольку композитор написал множество замечательных произведений, которые востребованы и в наше время, поэтому ему имя “море!.

Сегодня наше путешествие подошло к концу.

Рефлексия

Что наиболее познавательным и интересным было на уроке? Какой фрагмент урока для вас представлял наибольшую сложность? Ваше впечатление.


Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Мне понравилось …

Я удивился …

Я задумался о…

Я узнал новое…


Оценивание работы учащихся.


Домашнее задание. Прослушивание произведения “Аве Мария “И.С.Баха.


Придумай и нарисуй свою иллюстрацию к Фуге И. С. Баха.


Викторина «О музыке»

1. Самый распространенный вокальный жанр (песня),

2. Вокальный коллектив свыше 25 участников (хор),

3. Распев, напев по другому (мелодия),

4. Первый инструмент струнно-смычковой группы (скрипка),

5. Самый древний деревянно-духовой музыкальный инструмент (флейта),

6. Самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент (орган),

7. С их помощью записываются музыкальные произведения (ноты),

8. Музыкант, сочиняющий произведения (композитор),



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!