СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поликультурная образовательная среда, как пространственно-временная организация объективного мира.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поликультурное образование содействует усвоению знаний о различных культурах, осознанию общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях; выступает в защиту этнического в структуре личности, предотвращает нивелирование общества.

Просмотр содержимого документа
«Поликультурная образовательная среда, как пространственно-временная организация объективного мира.»

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА


Ю.Н.Кирсаненко

Учитель искусства ИЗО, педагог-психолог


Человек живет в условиях полиэтнического, поликультурного общества, в то же время он сам формирует поликультурное пространство. В этой среде происходит общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т.д.). На состояние самой поликультурной среды влияют уровень экономического развития страны, социальная политика государства, интеллектуальный потенциал общества, исторические традиции и т.д. Взаимодействие поликультурной среды и личности это не спонтанный процесс, а некое взаимодействие, которое поддается регулированию и управлению, для чего необходимо его углубленное изучение. Для каждого народа характерна своя своеобразная иерархия духовных ценностей, которая находит воплощение в национальной культуре — в религии, произведениях литературы и искусства, обычаях, традициях, отношении к труду и т.д. Все это, так или иначе, отражается в особенностях образовательной системы страны, и обеспечивает ее устойчивость.

На государственном уровне положения, касающиеся культурного многообразия, отражены в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации.. Концепция рассматривает образование, как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации - социокультурной трансформации многомерно-сложного полиэтничного российского социума в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество [1,с.123].

Глобализационные и интеграционные процессы социально-экономических и духовно-культурных преобразований, которые произошли в начале нового тысячелетия содействуют повышению роли образования и культуры в современном обществе, возрождению духовности. Человечество начинает осознавать значимость духовно-моральных и культурных ценностей современной образовательной системы.

Образование как социальное явление – это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту: это гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский).

В поликультурном контексте на школу возлагается важная роль, ведь в результате поликультурного образования у учеников изменяется восприятие мира и человека. Если рассматривать образование как общественное явление — это, прежде всего объективная общественная ценность. Духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный, научно-технический и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образования. Главной же ценностью образования, в свою очередь, выступает человек во всем многообразии его социальных и духовных связей и отношений к окружающему миру и самому себе [2,с.38].

Поликультурное образование содействует усвоению знаний о различных культурах, осознанию общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; выступает на защиту этнического в структуре личности, предотвращает нивелирование общества. Воспитание духовных ценностей у учеников в контексте поликультурности является актуальной проблемой современной педагогической теории и практики в условиях новой образовательной ситуации. Таким образом, основное понятие, с помощью которого можно охарактеризовать образоване в Росии – поликультурность. Поликультурность проявляется в многообразии видов образовательных учреждений (авторские школы, гимназии, лицеи, школы с этнокультурным компонентом, религиозные или конфессиональные школы) и особенностях организации в них педагогического процесса, что влечет за собой многообразие взглядов установок позиций педагогов и учащихся[2,с.36].

Сложное поэтапное развитие человека представляет собой процесс воспитания поликультурности. Совокупность его эмоций, знаний, деятельности, когда одно качество личности прокладывает дорогу последующему, образуя «шкалу» достижений по направлению к поликультурности. Поликультурный характер образования требует не только разработки и реализации гуманитарной концепции, но и личной установки педагога на принятие поликультурности, «инакости», и его готовности работать с обучаемыми, воспитанниками как носителями иной культуры, иной индивидуальности, иного образа[2,с.37].

Поликультурность базируется на общей культуре личности (эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой) и проявляется в межкультурном взаимодействии через осознание негативных культурных стереотипов, открывая субъекту возможность диалога и самообоснования в условиях множественности культур. Это возможно только благодаря поликультурному развитию, как сложному процессу, представляющему сложный путь последовательного движения личности от пассивной позиции (непротивление культурному отличию) до возникновения интереса, а затем к потребности поликультурного познания мира . Чтобы это познание было возможно, любая образовательная среда должна постоянно изменяться.

Интенсивное развитие современного поликультурного общества, в котором культурная составляющая жизни человека приобретает все больший удельный вес, обуславливает необходимость становления современной поликультурной образовательной среды, как пространственно-временной организациии объективного мира. Это внешний фактор по отношению к субъекту, но оказывающей влияние на его состояние и развитие, а также обеспечивающей разнообразные возможности для всестороннего личностного совершенствования. Поликультурная среда может реализовываться в том случае, если человек окружен со всех сторон культурными и общечеловеческими ценностями в режиме практико-ориентированного диалога культур. В основе личностно-ориентированного образования лежит ценностное отношение к ребенку, к детству как к уникальному периоду его жизни. Основными гуманистическими ценностями являются: человек культуры как цель, культура как среда, растящая и питающая личность, творчество как способ развития человека в культуре; обеспечено формирование нравственных идеалов и патриотизма. Сущность и цели поликультурного образования учитывают проблемы образования общепланетарного значения, выдвигающие идею мира и взаимопонимания, целесообразного использования культуры и искусства как средства отражения истории и современных достижений освоения мира в формировании гражданина; отмечается необходимость распространения мировой, российской и национальной классики, составляющей современную художественную культуру, направленную на достижение целей формирования гражданственности. На современном этапе развития образования выдвигается задача его гуманизации и гуманитаризации как смыслообразующего фактора построения современной образовательной системы.

Человек не выдумывает смысл, а находит, выбирает его среди ценностей жизни и культуры. Однако, только после того, как эти ценности переживаются личностью, смысл их становится ее достоянием. Задача образования, в связи с этим, состоит в том, чтобы открыть ребенку мир ценностей, ввести его в пространство культуры, где “живут” ценности. [5,с.19].

Литература:

1.Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. Приложение N 1, одобрена приказом Минобрнауки России от" 03 " августа 2006 г. N 201.

2 Соловцова,И.А. Борытко,Н.М. Общие основы педагогики: учебник для студентов Соловцова,И.А. Борытко,Н.М. – Волгоград, 2006.

3.Гершунский, Б.С. Приоритеты национального образования в гражданском обществе: / Б.С. Гершунский. - Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания: сб. материалов XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. - М.: ИТОПРАО, 1997.

4. Мафтей А.Г. Управление поликультурной школой / А.Г. Мафтей, Н.Г. Никифорова. - Педагогика. 2007. – № 6. – С. 123-124.

5. Под общей редакцией Е.В. Бондаревской: учебное пособие / под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!