МОУ средняя школа №1 им. А.А.Драгомировой
Г.Джанкой. Учитель истории и обществознания Зажигина Н.А.
Урок. 6-ой класс. История.
Тема. Политическая раздробленность Руси
Цели урока:
- изучить понятие раздробленности и ее причины;
- способствовать формированию представления о начале процесса феодаль-ной раздробленности Древнерусского государства, его причинах и особен-ностях;
- развивать умение работать с текстом и анализировать полученную инфор-
мацию;
- развивать умение работать в группах; умение слушать друг друга;
- развивать умение оценивать друг друга и умение оценивать самих себя;
- стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по
истории своей Родины, истории своего края;
- воспитывать гражданские качества учащихся;
Тип урока - Усвоение новых знаний
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, настенная карта «Древняя Русь в XII-XIIIвв», учебник, раздаточный материал.
Ход урока.
Изучение нового материала.
Мотивационный этап. Постановка цели и задач урока.
Просмотр фрагмента презентации. Совместное формулирование целей урока.
План:
-
Что означает термин «раздробленность»
-
Причины и признаки раздробленности Древнерусского государства
-
Формирование самостоятельных княжеств. Управление в период раздробленности.
-
Идея единства в период раздробленности.
-
Последствия раздробленности
-Актуализация опорных знаний (по понятию «раздробленность», вопросу «причины раздробленности» - из курса истории средних веков) – беседа с классом
- Комментированное чтение текста учебника (с.100-102): поиск информации о причинах раздробленности в Древнерусском государстве, запись в тетради (господство натурального хозяйства, усиление роли отдельных земель и княжеств и др.)
- Поиск информации в тексте учебника, ответы на вопросы учителя:
*Когда на Руси наступила раздробленность?
* Какие факты свидетельствуют о наступлении раздробленности (признаки раздробленности)?
Просмотр фрагмента презентации
Учитель: авторы учебника утверждают, что княжества на Руси в первой половине XII века стали самостоятельными. Так ли это?
Работа в группах (в парах). Обучающиеся формулируют по тексту учебника вопросы, в которых выделяют мысль об управлении государством и княжествами. Взаимооценивание.
Коллективное составление схемы «Государственное управление в период раздробленности» (ключевые слова: великие княжества, уделы, войско и др.)
Работа с картой - учебник и настенная карта (показ территорий крупных княжеств, а также соседних территорий). Информация учителя об особенностях отношений с соседями (с кочевниками, европейскими странами и странами Востока).
Сообщение учащихся (заранее подготовлено) о походе князя Игоря Святославовича и «Слове о полку Игореве». Дополнение учителя.
Проблемная ситуация (учитель): ряд ученых-историков считают, что раздробленность положительно влияла на развитие Руси; другие историки говорят о негативном влиянии раздробленности на развитие Руси.
Работа в группах (парах).
Учащиеся выбирают одну из позиций и, работая с текстом учебника, раздаточным материалом (поиск необходимой информации), доказывают избранную точку зрения. Презентация различных точек зрения.
Закрепление
- беседа по вопросам
А) Что такое раздробленность?
Б) Каковы ее признаки и причины?
В) Имела ли раздробленность позитивные (негативные) итоги? Какие?
Рефлексия: *Чем вы занимались на уроке?
* Какие трудности вы испытали на уроке?
Домашнее задание:
читать п.12 (учебник для 6 кл, ч.1 под ред А.В.Торкунова), *составить вопросы к тексту одного из пунктов,
*составить синквейн со словом «раздробленность»