Полногласные и неполногласные чередования
Урок русского языка в 5 классе
Автор - Кривошеева Г.А., учитель МБОУ СОШ№3 г. Моздока
Этап первый
Вспомним, что называется чередованием , подберем синонимы к этому слову:
замена
замещение
Рефлексия
Что хочу узнать
Что узнал
Этап второй Составим таблицу
Полногласие
Неполногласие
- 1.Оро:сторона
- 2.Оло:голова
- 3.Ере:берег
- 4.Оло:молоко
- 1.Ра:страна
- 2.Ла:глава
- 3.Ре:брег
- 4.Ле:млекопитающиеся
Этап третий. Закрепим.
ПОЛНОГЛАСИЕ - особенность древнерусского языка. Подберите неполногласные слова
Г ОЛО ВА
ЗД ОРО ВЬЕ
З ОЛО ТО
Г ОРО Д
СТ ОРО Ж
М ОЛО ДОЙ
вп ере д
НЕПОЛНОГЛАСИЕ свойственно СТАРОСЛАВЯН скому языку
Г ЛА ВА
ЗД РА ВИЕ
З ЛА ТО
Г РА Д
СТ РА Ж
М ЛА ДОЙ
Подберите слова-родственники
Молоко- млекопитающие
Это интересно
Оро – ра Приведём примеры слов
- борода – брада;
- ворог – враг;
- ворота – врата;
- воротиться – вращаться;
- город – град;
- огород – ограда;
- дорогой – дражайший;
- короткий – краткий;
- морок – мрак;
- норов – нрав;
- оборот – обратно;
- порох – прах;
- здоровый – здравие;
- сторона – страна;
- хоромы – храм;
- хоронить – охрана;
- хоробрый – храбрый.
Оло – ла В современном языке немало слов
- болото – блато;
- волочить – влачить;
- Володя – Влад;
- голос – глас;
- голова – глава;
- голод – глад;
- золото – злато;
- колос – клас;
- молодой – младой;
- молодец – младенец;
- оболочка – облако;
- холод – хладный. -
Ере – ре Мало примеров
- беремя – бремя;
- середина – среда;
- бередить – бред
- дерево – древо
Оло – ле И уж совсем немного сохранилось слов
- молоко – млечный
- полощет – плещет
- волочит – влечёт
Четвертый лишний
- 1.ворон
- 2.голод
- 3.молодой
- 4.череп
Четвертый лишний. Какое слово не утратило полногласную пару?
- 1.драгоценность
- 2.пламя
- 3.благо
- 4.храбрость
Выпишите однокоренные слова-братья. Проверь себя …
- Огород, страна, платье, согласный, полотно, молоко, середина, голос, младенец, шлем, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, ошеломить, млекопитающее
Этап четвертый. Подводим итоги. Рефлексия
- 1.Что нового узнали? Заполните таблицу
- 2.Что было особенно интересно?
- 3.Зачем это нужно знать?
Использованные ресурсы
- 1.Фотографии и рисунки поисковой системы Яндекс
- 2.Марина Светина. Полногласные и неполногласные сочетания. Примеры. http://fb.ru/article/267923/polnoglasnyie-i-nepolnoglasnyie-sochetaniya-primeryi