Дифференцированное проявление половых различий приводит к различным типам мышления, восприятия информации, эмоциям. Деятельность педагога по развитию мыслительных процессов обучающихся должна учитывать половые различия.
Традиционное образование больше подходит для девочек. Девочки легче адаптируются, мальчики же более подвержены школьной дезадаптации.
Мальчики сообразительны, находчивы, изобретательны, лучше выдвигают новые идеи, лучше работают, если надо решить принципиально новую задачу. Девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные.
Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, а девочки превосходят мальчиков по вербальным.
Девочки опираются на механическое запоминание, поэтому их успешность в обучении зависит от степени развития памяти. У мальчиков такой зависимости нет.
Девочки более конформны и внушаемы, чем мальчики. Их восприятие более детализировано, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует на результат.
Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки - на отношения между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретной информации, а девочки ради установления контакта со взрослыми.
Период врабатываемости также зависит от пола: девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. Когда мальчики достигнут пика работоспособности, девочки начинают уставать.
Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, для девочек — кто их оценивает и как.
Мальчиков интересует суть оценки, а девочки заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми.
Не забывайте, что перед вами не бесполый ребёнок, а мальчик или девочка с половыми особенностями мышления, восприятия, эмоций.
Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность и сообразительность.
Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности. Изложите ему кратко и точно своё недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
Ругая девочку, помните об её эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что её ругают. Спокойно разберите её ошибки.
Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого эмоционального полушария), мальчики же в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого логического полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.