Тема: Половое размножение.
Цели:
-
образовательные:познакомить обучающихся с явлениемполовое размножения; изучить особенности полового способа размножения многоклеточных животных.
-
развивающие: развивать самостоятельную деятельность; умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
-
воспитательные: формирование умения работать в коллективе;уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
УУД:
-
ЛичностныеУУД:формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире
-
Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя
-
Коммуникативные УУД:сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
-
Познавательные УУД:извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.
Планируемые результаты:
знать:
-понятия размножение, оплодотворение
-виды полового размножения;
- типы оплодотворения
уметь:
- объяснять роль полового размножения в жизни животных
-
Метапредметные:развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;
Основные понятия урока: половое размножение, сперматозоиды, яйцеклетки, оплодотворение партеногенез, обоеполость, гермафродитизм
Оборудование:компьютер, проектор, презентация « Половое размножение животных», тетрадь, карточки, яйцо, икра
Технологии:ИКТ, системно- деятельностный подход
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка д/з
1)Беседа:
-
Что такое размножение?
-
Какие способы размножения вы знаете?
-
Что такое бесполое размножение?
-
Перечислить способы бесполого размножения?
-
Какие способы вегетативного размножения существуют?
2)Работа с интерактивным заданием
https://learningapps.org/1995108
-
Индивидуальная работа по карточкам (2-3 обучающихся)
«Размножение живых организмов»__________________________
1.Бесполое размножение:
а) осуществляют две особи; б) происходит с участием спор;в) происходит с участием половых клеток;г) происходит с оплодотворением
2. Половое размножение:
а) осуществляют две особи; б) происходит с участием спор;в) осуществляет одна особь;
г осуществляется вегетативно
3.Амебы размножаются:
а) делением клетки пополам; б) делением тела пополам; в) вегетативно; г) почкованием
4. Дрожжи размножаются:
а) делением клетки пополам; б) делением тела пополам; в) вегетативно; г) почкованием
5. Найти соответствие:
-
Делением надвое
-
Спорами
-
Листовыми черенками
-
Клубнями
-
Усами
-
Почкованием
-
Стеблевыми черенками
А) лук, чеснок, тюльпаны; Б)клубника; В) гидра; Г)бактерии; Д)фиалка; Е)мхи, грибы; Ж)картофель; З)крыжовник, малина.
3.Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)
«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости,другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку.Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,чтобы его численность не уменьшалась.Смертность одних особей компенсируется рождением других»Константин Георгиевич Паустовский
-Ребята, о каком свойстве живых организмов идет речь?
Мы с вами продолжаем изучать тему размножения. А какой способ размножения мы еще не изучили?
4.Формулировка темы урока, постановка целей
- Какова тема урока?
- Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель урока. Что сегодня предстоит нам изучить?
Проблема урока: Какой способ размножения более эффективен, половой или бесполый? В чем преимущества и недостатки полового размножения по сравнению с бесполым?
5.Изучение нового материала
1.Половое размножение
Половое размножение характерно для большинства обитателей нашей планеты.
-Что такое половое размножение? (самостоятельно дать определение термину)
Половое размножение — процесс, при котором новый организм развивается из зиготы, образующейся в результате слияния половых гамет.
2.Строение половых гамет
В половом процессе принимают участие специализированные клетки – гаметы. У большинства животных они бывают двух типов мужские (сперматозоиды) и женские (яйцеклетки), они образуются в половых железах.
Самостоятельная работа с учебником с.124
Заполнить таблицу «Характерные особенности сперматозоида и яйцеклетки»
Признак | Яйцеклетка | Сперматозоид |
Где формируются | | |
Форма | | |
Подвижность | | |
Питательные вещества | | |
Демонстрация яйцеклетки – куриное яйцо и икра рыбы
3.Оплодотворение
Для зарождения нового организма необходимо, что бы сперматозоид встретился с яйцеклеткой, слился с ней.
- Как будет называться этот процесс?
Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки называется оплодотворением.
В результате оплодотворения образуется зигота. Она дает начало новому организму.
Составление схемы
Яйцеклетка Сперматозоид
Оплодотворение
зигота
Как вы думаете, почему новый организм всегда похож и на материнский, и на отцовский?
3.Типы оплодотворения
В природе существуют такие типы оплодотворения: наружное и внутреннее. Как вы можете объяснить эти понятия?
Давайте разберемся, правильно ли мы объяснили.
Почему при наружном оплодотворении образуется огромное количество яйцеклеток, а при внутреннем одна или несколько?
Работа с информационными листами, заполнение таблицы
Наружное оплодотворение | Характеристика | Внутренне оплодотворение |
| Среда | |
| Количество половых клеток | |
| Забота о потомстве | |
| Смертность потомков | |
| Примеры организмов | |
Информационный лист. Оплодотворение может быть наружным или внутренним. Наружное оплодотворение осуществляется в водной среде. Наружное оплодотворение характерно для рыб и земноводных. Что бы повысить вероятность оплодотворения, животные с наружным оплодотворением выметывают большое количество икринок. Забота о потомстве в большинстве случаев отсутствует.
Внутреннее оплодотворение происходит в наземно-воздушной среде. Такое оплодотворение характерно для насекомых, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих. При внутреннем оплодотворении образование потомства происходит вне зависимости от условий внешней среды и поэтому количество половых клеток маленькое. Животные в дальнейшем заботятся о потомстве.
???Почему при наружном оплодотворении образуется огромное количество яйцеклеток, а при внутреннем одна или несколько?
3.Раздельнополые и обоеполые (гермафродизм) животные
Виды животных, у которых различаются особи, способные образовывать только сперматозоиды (мужские особи) или только яйцеклетки (женские особи), называют раздельнополыми. К таким животным относят пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Встречаются в природе и обоеполые организмы, способные производить одновременно два вида половых клеток — как мужские, так и женские. Это прежде всего многие кишечнополостные, все плоские черви, некоторые кольчатые черви, а также некоторые моллюски и даже рыбы и ящерицы.
Обоеполых животных называют гермафродитами (от имени греческих богов Гермеса и Афродиты; в переводе означает — мифическое обоеполое существо).
У некоторых организмов встречается партеногенез — единственная форма полового размножения, когда зародыш развивается из одной половой клетки — яйцеклетки — без оплодотворения. Партеногенез бывает как у растений, так и у животных. Среди животных такой тип размножения обычен прежде всего для насекомых, некоторых червей и ракообразных. У некоторых животных, например земноводных, партеногенез можно вызвать искусственно, уколов яйцеклетку иголкой. Благодаря искусственному партеногенезу удалось вырастить взрослых лягушек и кроликов. Так, у пчел матка — самка может откладывать как оплодотворенные яйца, из которых развиваются рабочие пчелы и матки, так и неоплодотворенные, и из них развиваются самцы.
4.Проблема урока: Какой способ размножения более эффективен, половой или бесполый? В чем преимущества и недостатки полового размножения по сравнению с бесполым?
1.Организм наследует признаки обеих родителей
2.Лучше приспосабливаются к среде обитания
3.Наиболее жизнестойки
6.Физминутка (электроннаяфизминутка для глаз)
7.Закрепление нового материала
Самостоятельная работа (по слайдам)
-
Женские половые клетки:
А) маленькие по размерам
Б) являются подвижными
В) не имеют запаса питательных веществ
Г) имеют запас питательных веществ
2. Мужские половые клетки:
А) крупные по размерам
Б) неподвижные
В) маленькие и подвижные
Г) имеют запас питательных веществ
3.Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор:
Яйцеклетка, сперматозоид, гамета,
почкование, зигота, оплодотворение
5.(задание ВПР)Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Размножение
Жизнь на Земле существует благодаря размножению организмов. При _______(А) размножении потомство имеет такую же наследственную информацию, как и родители. Такое размножение происходит с помощью _______(Б) или вегетативных органов. Половое размножение сопровождается образованием _______(В) и оплодотворением. Потомство, полученное при половом размножении, обладает более разнообразной наследственной информацией, чем каждый из родителей.
Список слов:
1) спора
2) гамета
3) корень
4) бесполое
5) половое
6) вегетативное
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Взаимопроверка
Критерии оценивания
«5» –9-8 б
«4» – 7-6 б
«3» – 5-4б
«2» - меньше 4
8. Рефлексия учебной деятельности
- Оцените свою деятельность на уроке:
Продолжите предложения:
-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?
- Достигнуты ли цель и задачи урока?
Дополните предложение высказав своё мнение об уроке
Сегодня на уроке ….
Я узнал….
Я научился….
Эти знания я могу использовать в..
9.Д/з: проработать §49, с.129 №1-4 (устно);
творческое задание ( по желанию):подготовить сообщение, презентацию «Примеры партеногенеза»