СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Половое размножение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ. В ДАННОЙ РАБОТЕ ВЫЯСНЯЕТСЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ ЦВЕТКА  И ЕГО ГЛАВНОЙ ФУНКЦИЕЙ

Просмотр содержимого документа
«Половое размножение»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ» с. КАРАБУДАХКЕНТ





Конспект урока в 6 классе



Половое размножение растений












Составитель: Бийболатова З.А.

учитель биологии

В МБОУ «Гимназия»





Цель : Выяснить взаимосвязь строения цветка и его главной функцией

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе

Оборудование:

Модель «Цветок вишни», таблицы «Строение цветка», «Оплодотворение у цветковых растений», подготовленная презентация из слайдов «Размножение цветковых растений», карточки-задания для закрепления изученной темы, микроскопы микропрепараты – пыльца цветковых растений.

Ход урока

Ребята, вы хотите поднять себе настроение? Поверьте, нет ничего лучше, чем свидание с…. Но нет, торопиться не будем. Сначала попробуйте отгадать, что находится в этой таинственной шкатулке. Я могу подсказать, что в ней 2 объекта, которые имеют отношение к новой теме. Один из них – красивейшее создание природы. И нет на Земле ничего прекраснее и нежнее этого хрупкого и драгоценного дара природы. В тоже время он является органом полового размножения. А другой можно назвать результатом этого процесса.

Что же в шкатулке?

Итак, отправляемся на встречу с цветами. Какое чудо цветок! Писатель, Борис Лавренюк, убедительно сказал: попробуйте взглянуть на яркий и стройный цветок – и искренняя ласка появится в ваших глазах». Цветок – сама жизнь. В одном из произведений Ханса Кристиана Андерсена, великого сказочника есть такие слова: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». А Данте писал: «Самое прекрасное в жизни человека – музыка, цветы и дети». А С.Есенин говорил: « Как не любить мне вас, цветы».

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках.

Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

  • Объявление темы урока : «Половое размножение цветковых растений».

Но сначала давайте вспомним, что же такое размножение?

  1. Каковы формы размножения?

  2. Какой из них половой или бесполый имеет определенные преимущества и какие?

(  При бесполом размножении в процессе принимает участие лишь один родительский организм и потомки получают одинаковый, идентичный набор генов- признаков. А в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от 2-х родителей и в результате оказываются более приспособленными к среде обитания)

3 Какие существуют типы полового размножения? – раздельнополое, гермафродитное и партеногенез

Какие организмы называют гермафродитами? – это обоеполые животные. – некоторые кишечнополостные, все плоские черви, отдельные кольчатые черви,

Что такое партеногенез? - единственная форма полового размножения, когда зародыш развивается из одной половой клетки – яйцеклетки – без оплодотворения. ( некоторые насекомые- тли, пчелы, некоторые черви, ракообразные и некоторые растения: огурцы, виноград

4. Половая клетка несет ________ набор хромосом.Зигота имеет _________ набор хромосом.

5.Исправь ошибку.

Мелкие, подвижные клетки с половинным набором хромосом называются яйцеклетками. Сперматозоид несет большой запас питательных веществ, ведь именно он обеспечивает питательными веществами зародыш. Животных, у которых особи способны образовывать только сперматозоиды или только яйцеклетки, называют гермафродитами.

6. Где созревают половые клетки?

7. К каким железам относятся половые железы?

8. Какие типы оплодотворения существуют в природе?

9. Что является результатом оплодотворения?

10. Чем зигота отличается от гаметы?

Так осуществляется половое размножение у животных, а как у цветковых растений?

Мы выяснили, что цветок является каким органом: -генеративным органом и является органом семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами

( написать на доске)

Наша задача сегодня познакомиться с процессом цветения, опыления, рассмотреть типы опыления, выяснить особенности самоопыляемых, перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения у одних растений может быть очень короткой, у других длинный. Например: у некоторых кувшинковых цветение длится 20-25 минут, бамбука всего 1 ночь, виктории регии – 4 дня.

Итак, цветок является генеративным органом, а почему? (вспоминаем, что означает этот термин, мы знакомились с ним в начале года). Следовательно, в нем должны содержаться половые клетки. Наша задача выяснить названия этих половых клеток и место их образования в цветке. Половые клетки – гаметы вообще клетки особенные. У цветковых растений половые клетки называются - яйцеклеткой – ж. п. кл. и спермием – м. п. кл.

Какая главная часть цветка является мужской частью? - Тычинка является мужской частью цветка, в ней есть мужские половые клетки – спермии или мужские гаметы, которые развиваются из пыльцевых зерен, их 2.

Тычинка пыльник пыльцевое зерно спермии. Спермии или мужские гаметы не имеют хвостика в отличии от сперматозоида.

2. Строение семязачатка. (рассказ с элементами беседы).

Пестик же является женской частью цветка. В его завязи находится семязачаток, а в нем – зародышевый мешок. Снаружи семязачаток снабжен покровами, внутри находится зародышевый мешок, который образуется из споры с одинарным набором хромосом. Ядро споры трижды делится митозом и образуется 8 ядер. 2 ядра сливаются и образуют–ц.к.з.м, имеющую диплоидный набор хромосом. Около пыльцевхода или микропиле - 2клетки синергиды, а между ними яйцеклетка, а напротив – 3 клетки антиподы. Посредине – ц.к.з.м ., т.е. всего располагаются 7 клеток: 2клетки синергиды, а между ними яйцеклетка, а напротив – 3 клетки антиподы. Посредине – ц.к.з.м. Это можно выразить следующей схемой:

Пестик завязь семязачаток зародышевый мешок яйцеклетка центральная и клетки синергиды – 2клетка 3 антиподы на противоположной стороне зародышевого мешка

Что должно произойти, чтобы гаметы соединились? Опыление.

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ( запись определения в тетрадь)Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления:

Для чего необходимо опыление?

ФМ « Японская печатная машина»

Все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям — правая по правому, левая — по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2)… и т. д.

Когда класс познакомился с набором и последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, можно изменить скорость движений согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения и этим усложнением вводится речь. На каждый щелчок участниками произносятся заранее распределенные порядковые номера.

После «представления» (то есть произнесения под щелчки своего номера, например, восемь-восемь) на следующий щелчок правой рукой говорящий опять называет свой номер, а уже на щелчок левой — любой другой номер (получается восемь-три). Игрок, услышав свой номер, в момент следующего щелчка всей группы правой рукой должен произнести свой номер, потом одновременно со щелчком левой рукой повторить его («представление»). С новым щелчком правой руки — последний раз назвать свой номер и с щелчком левой — произнести номер нового игрока, которому передается эта своеобразная эстафета. Так речь переходит от одного к другому на фоне общих для всех движений «машинки».

3. Естественное опыление (беседа)

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые. Мы должны выяснить: какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

В чем сущность перекрестного опыления?

Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков. Чаще происходит именно перекрестное опыление. Кто или что чаще принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении?

Ответ: чаще всего принимают участие ветер и насекомые

Цветы всегда привлекают внимание людей. Особенно полевые. Они так и дразнятся своей красотой. Тут и ромашка и донник и клевер. Но оказывается, что вся эта красота существует вовсе не для человека. А для кого же? Оказывается, чтобы привлечь насекомых, которые бы осуществили опыление. В чем сущность перекрестного опыления?

Пчела несёт её , и вот ЦВЕТОК завял и зреет ПЛОД.

Что привлекает насекомых в цветке? Цветки имеют крупные размеры и яркоокрашенный околоцветник. Кроме того, мелкие цветки многих растений собраны в крупные заметные соцветия. Еще один важный признак, характеризующий цветки, опыляемые насекомыми, - это запах. Например, ландыш, роза, сирень издают нежный тонкий аромат, а цветки клевера, яблони, груши – пахнут медом. Но есть цветки с запахом гнилого мяса (раффлезия). Такие запахи привлекают определенных насекомых: мух, жуков. Особенно сильный запах имеют, как правило, цветки, распускающиеся в сумерки или ночью, например душистый табак.

Приспособления растений к опылению насекомыми:

- крупный яркий околоцветник, привлекающих насекомых;

- крупные, заметные соцветия.

- выделение нектара особыми железами – нектарниками. Нектар и пыльца являются пищей для многих насекомых;

- запах привлекающих насекомых;

-выросты и крючечки на оболочке пыльцы, способствующие ее удержанию на теле насекомых. Пылинки, образующиеся в пыльниках тычинок, представляют собой мелкие зернышки, их так и называют пыльцевые зерна. Самые крупные достигают в диаметре 0,5мм, обычно же они гораздо меньше. Под микроскопом видно, что пылинки разных растений не одинаковы. Они отличаются по размерам и по форме. Ее поверхность покрыта выступами, бугорками. Попадая на рыльце пестика, пыльцевые зерна удерживаются при помощи выростов и выделяющейся на рыльце липкой жидкости.

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например: Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель их доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка;

Как опыляются растения, цветки которых не привлекают насекомых, птиц, зверей?

Как пыльца может попасть на рыльце пестика? (Многие растения опыляются с помощью ветра. Сейчас весна всех в лесу нарядила. Ольха одной из первой открывает парад цветения. Она свешивает длинные рыхлые сережки, из которых высыпается пыльца. А)

Какими еще особенностями должны обладать ветроопыляемые растения Цветки ветроопыляемых растений не имеют крупных лепестков, они бы мешали переносу пыльцы ветром; у них нет нектарников; большинство их не имеют запаха. Но у них образуется много пыльцы; пыльцевые зерна мелкие, сухие, поэтому пыльца легкая, тычинки располагаются открыто, высовываясь из цветка наружу, где их обдувает ветер; крупные и пушистые рыльца тоже высовываются из цветка; ветроопыляемые растения растут группами, образуя заросли или рощи; многие ветроопыляемые растения зацветают раньше, чем развернутся почки и распустятся листья, задерживающие пыльцу.

Какие растения можно отнести к ветроопыляемым растениям. Найдите в учебнике на с 142

Осока, пырей, тимофеевка, ольха, береза, осина, орешник, дуб, тростник.

Учитель. Какие способы опыления вы можете назвать еще?

Существует еще самоопыление, когда пыльца попадает на рыльце пестика собственного цветка. Растениями – самоопылителями являются пшеница, горох, фасоль и другие.

Что такое самоопыление ? Самоопыление - пыльца переносится с тычинки на пестик внутри одного цветка

Для каких растений оно характерно?Растения – самоопылителями являются пшеница, горох, фасоль ячменя, овса, хлопчатника, пшеницы и риса.

Какие приспособления к самоопылению могут встречаться у самоопыляемых растений?- Перенос пыльцы происходит еще до распускания цветка. При самоопылении семя несет признаки только одного родителя. Хорошо, если пыльца попадает со своей тычинки на свой же пестик (рисую схему на доске), так как же будет называться такое опыление? (самоопыление).

-тычинки длиннее пестиков и пыльца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики;

Самоопыление в природе встречается крайне редко.

Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыления?

Предполагаемый ответ: Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.

4. Искусственное опыление Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. Искусственное опыление – разновидность перекрестного опыления, осуществляемого человеком. Такое опыление осуществляют с целью повышения урожайности, для получения новых сортов.

Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление?

Рассказ учителя о способах искусственного опыления растений

Обычно искусственное опыление производят мягкой кисточкой. При помощи кисточки снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльце пестика других. У некоторых растений, чтобы избежать самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять из него тычинки. При выведении новых сортов, чтобы избежать заноса на опыляемые цветки надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных и декоративных растений.

Растениям растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление.

Почему? Так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.

«Вопрос: Как вы думаетепри каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растениеа при каком не совсем? Почему. ?

Предполагаемый ответ:При самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет

2. Строение семязачатка. (рассказ с элементами беседы).

Вспомните, что образуется в завязи пестика? (В завязи пестика образуется семязачатки). Снаружи семязачаток снабжен покровами, внутри находится зародышевый мешок, который образуется из споры с одинарным набором хромосом. Ядро споры трижды делится митозом и образуется 8 ядер. 2 ядра сливаются и образуют–ц.к.з.м, имеющую диплоидный набор хромосом. Около пыльцевхода или микропиле - 2клетки синергиды, а между ними яйцеклетка, а напротив – 3 клетки антиподы. Посредине – ц.к.з.м . .

В пыльцевой трубке имеются две маленькие мужские половые клетки. Вспомните, как они называются? (Мужские гаметы называют спермиями). Когда пыльцевая трубка через микропиле проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Как называется этот процесс? (Процесс слияния двух гамет – половых клеток – называют оплодотворением. ) Что образуется в процессе оплодотворения? (В процессе оплодотворения образуется зигота).

Какой набор хромосом она несет и почему?

Другой спермий сливается с центральной клеткой. Центральная клетка, слившаяся со вторым спермием, также многократно делится, однако второй зародыш не возникает. Образуется особая ткань – эндосперм. .Какой набор хромосом он несет? В нем накапливаются запасы питательных веществ, необходимые для развития зародыша. Таким образом, два спермия, совершенно одинаковые по внешнему виду, сливаются с совершенно разными клетками. Ничего подобного ни у каких растений, кроме цветковых, не происходит. Открытие двойного оплодотворения – великая заслуга русского ученого С. Г. Навашина (1898 год).

Почему двойное? В цветковых растениях в завязи происходит два слияния: один спермий сливается с яйцеклеткой, другой с центральной клеткой зародышевого мешка, поэтому оплодотворение у цветковых растений – ДВОЙНОЕ.

В дальнейшем зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру. Из стенки завязи образуются стенка плода, называемая околоплодником.

Т.Е. Из зиготы развивается зародыш, из центральной клетки – запас питательных веществ, из семязачатка – семя, из завязи – плод.

Вывод- результат опыления и последующего за ним оплодотворения – образование плода.

Так что же за объект находится еще в шкатулке? – Плод.

2.Проблемный вопрос – как узнать, перед нами плод или не плод?

Плод – это орган покрытосеменных растений, образующийся из цветка и служащий для формирования защиты и распространения заключенных в нем семян. Плод состоит из околоплодника и семени.

Закрепление

1. Ребята, не оставили наш урок без внимания наши старые знакомые – Всезнайка и Незнайка. Всезнайка нам прислал тест по теме “Цветок – орган семенного размножения”, где допущены досадные неточности. И наша задача – выявить неверные суждения. А наш друг Незнайка, возродив в себе “поэтический дар”, написал стихи на эту тему и зашифровал ими работу Всезнайки.

Пожалуйста, найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой

I вариант

Одна пчела летит, за ней вторая

Вот целый рой, какая благодать!

Летят, березки, щедро опыляя,

Рожь опылят – ведь им не привыкать

IIв.

Какой сегодня день хороший!

Ну, ветерок родной, не подкачай

Опыли-ка картофель, горошек -

Будет щедрый у нас урожай.

Обучающиеся находят биологические ошибки, допущенные Незнайкой. В первом варианте – рожь и береза – это не насекомоопыляемые, а ветроопыляемые растения; во втором варианте – горох и картофель относятся к самоопыляемым растениям, а не ветроопыляемым.

2. Ответы на вопросы, поступившие в редакцию телепередачи “Скажи мне, почему?. . ”

Вопрос 1. Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов? (Во время дождя насекомые не летают.

Следовательно, они не опыляют цветущие садовые растения: яблони, вишни, сливы и др. )

Вопрос 2. Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет? (Однополые цветки, тычиночные и пестичные, могут располагаться на одном растении, например береза, ольха, кукуруза, огурец. Это однодомные растения. А у тополя, конопли, ивы, облепихи на одних растениях находятся тычиночные цветки, а на других – пестичные. Такие растения называют двудомными. У таких растений должны произрастать рядом растения с тычиночными и пестичными цветками, чтобы произошло опыление. А плоды будут только на растении с пестичными цветками).

Выставление оценок.

Задание на дом. Стр. 139-144.стр 143 – читать.. стр. 144 – ответить на вопросы. Рабочая тетрадь – з. 105 стр. 39.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!