СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, УЧЕТ ИХ В ВОСПИТАНИИ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар – практикум для родителей

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, УЧЕТ ИХ В ВОСПИТАНИИ

 

ЦЕЛЬ

  • познакомить родителей с основными индивидуально-психологическими свойствами личности подростка.
  •  рассмотреть типичные заболевания, возникающие в результате неправильного воспитания, незнание и непонимание родителями возрастных особенностей подростков.
  • познакомить с психолого-педагогической характеристикой «трудных» детей; какие ошибки в школьном, семейном воспитании делают подростков «трудными».

Форма проведения: лекция.

Подростковый возраст, отрочество. В первую очередь это возраст полового созревания. За несколько месяцев меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, и главное - тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут; меняется и лицо. Девочки по своему виду приближаются к женскому типу. Развитие не всегда и не во всем проистекает соразмерно. В частности, нередки нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы - рост сосудов отстает от роста сердца. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость.

Средний школьный возраст в целом характеризуется возрастанием произвольности. Но нельзя не видеть отдельных вспышек стихийного поведения, когда подросток словно теряет управление собой и совершает такие поступки, которые далеки от его подлинных нравственных установок, идут вразрез с его сокровенными устремлениями. Объяснить их можно и проявлением недисциплинированности, но вряд ли это будет единственным и исчерпывающим объяснением. Одной из причин неуправляемого поведения является еще несбалансированная деятельность мозга. В целом, чем выше достигнутый в воспитании уровень саморегуляции, самодисциплины, тем больше шансов, что подобных вспышек не будет.

Подростки ценят обоснованное и доказательное изложение учебного материала, охотно воспроизводят рассуждения учителя в своих ответах. Но их собственный логический аппарат еще недостаточно гибок. Это ведет подростка к необоснованным, несмотря на внешнюю стройность, выводам.

Одно из типичных явлений возраста - возникновение чувства любви. И родителям, и учителям не следует недооценивать силу этого чувства, тем более относиться к нему иронически. Кто из нас, взрослых, не наблюдал, как взрослеют наши дети, когда любовь вдруг «охватит» их. Попытки «взять себя в руки», скрыть свои переживания от чужих глаз ничего не дают. А вместе с тем само чувство настолько интимно, что невозможно рассказать о нем даже самому близкому человеку. Часто душевные муки наносят болезненный удар по самолюбию.

Девочки вступают в эту фазу первых увлечений раньше, чем мальчики, в 12-14 лет. Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени дальнейшие взаимоотношения с ним.

То, что подросток остается один на один со своими переживаниями, может способствовать и укреплению его самостоятельности, и возникновению некоторой его отчужденности. Наблюдательные родители обычно замечают ее признаки: отношения со взрослыми принимают формальный характер, подросток не спешит выполнять даже вполне разумные их указания, не делится своими мыслями и чувствами, встречает «в штыки» попытки даже самого доброжелательного контакта с ним со стороны взрослого. Для многих родителей такое отчуждение становится тяжким и незаслуженным испытанием.

При обсуждении вопроса о том, насколько неизбежно возникновение такого кризиса во взаимоотношениях подростка и взрослого, целесообразно рассмотреть две его стороны. Во-первых, нельзя не признать того, что подростковый период - это и на самом деле время серьезнейших качественных сдвигов в психическом развитии. Было бы нелепо надеяться на то, что эти сдвиги не произойдут, - они необходимы. Нужно стремиться создавать такую обстановку, которая не толкает подростка на изоляцию от взрослых, на духовный уход от них. Напротив, надо, чтобы контакты укреплялись, чтобы связь подростка и близких ему взрослых становилась более богатой и содержательной. Для этого подростку нужно оказывать ненавязчивую поддержку, если ему кажется, что его личность обесценена, а вместе с тем признавать его самостоятельность. Нужно, чтобы подросток не на словах, а на деле понял, что и в семье, и в классе его уважают, что от его позиции, его помощи зависит благополучие его родных и друзей. Совсем не обязательно создавать такую обстановку специально. Во многих семьях она существует исконно. На такой почве кризисов общения между взрослыми и подростками просто не возникает. Где же они возникают? Конфликты возникают не внезапно и не сразу, как это иногда представляется нам, взрослым. Особенно опасны конфликты в семье. Зерна сегодняшних драм были посеяны гораздо раньше. По мере того, как ваш ребенок подрастал, он все более нуждался в самостоятельности, в том, чтобы всерьез прислушивались к его мнению, т. е. относились с уважением. Беда многих родителей: они не находят это обязательным, видя в детстве только стадию подготовки к жизни. Между тем для самого ребенка детство - это богатая событиями и насыщенная переживаниями жизнь. Из-за столь разных точек зрения то, что, по мнению родителей, делается в интересах ребенка, воспринимается им как нечто ему навязанное. Он постоянно испытывает давление, основанное на непонимании его запросов. Физическое и психологическое взросление открывает перед ним пути избавления от этого гнета. Конфликт становится неизбежным. Если вчера родители не считали нужным прислушиваться к мнению подростка, то сегодня он не прислушивается к взрослым. Наступает и следующее действие драмы: подросток, чтобы не оказаться в одиночестве, ищет и нередко находит компанию, близкую ему если не по возрасту, то по установкам, где господствует раскованность и отсутствует принуждение. На самом деле он попадает под власть законов своей группки, законов достаточно хватких. Так он становится «трудным», неконтактным и неуправляемым. Родителям не остается ничего другого, как приступить к его перевоспитанию, и оказывается, что для этого, в первую очередь, необходимо создание таких условий, в которых могла бы полностью раскрыться его подавленная самостоятельность.

Народная педагогика запечатлела для родителей немало мудрых мыслей, говорящих о роли семьи в воспитании детей. Например, «Дети, что цветы, - уход любят», «Пусти детей по воле, сам будешь в неволе», «Неразумная опека хуже беспризорности», «Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях», «Уважай в ребенке человека», «Не будь господином своим детям, будь им другом». Эти пословицы дают возможность сформулировать «правила» для родителей по отношению к детям. В целом изменение отношений родителей и детей при перевоспитании таково: восстановление взаимного доверия и откровенности, усиление у подростка ответственности за семейное благополучие, повышение заинтересованности ребенка в семейных делах. И, безусловно, жизнь подростка в семье должна наполняться положительными переживаниями: семья обязана приносить подростку все больше и больше общей радости, все больше светлого удовлетворения. Когда ребенок станет активным членом семьи, тогда у него будет ощущаться потребность в общении с родителями, он будет чувствовать удовлетворение.

Просмотр содержимого документа
«ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, УЧЕТ ИХ В ВОСПИТАНИИ»

 Возрастные и индивидуальные особенности развития подростков, учет их в воспитании

Возрастные и индивидуальные особенности развития подростков, учет их в воспитании

 Подростковый возраст, отрочество Изменение внешнего вида Половое созревание  Девочки приближаются к женскому типу Увеличивается рост, тело приобретает новые пропорции

Подростковый возраст, отрочество

Изменение внешнего вида

Половое созревание

Девочки приближаются к женскому типу

Увеличивается рост, тело приобретает новые пропорции

Особенности подросткового возраста В работе головного мозга проявляется тем, преобладает возбуждение над торможением, неуравновешенность нервных процессов; мозг быстро истощается. Рост сосудов отстает от роста сердца нарушение деятельности сердечно сосудистой системы

Особенности подросткового возраста

В работе головного мозга проявляется тем, преобладает возбуждение над торможением, неуравновешенность нервных процессов; мозг быстро истощается.

Рост сосудов отстает от роста сердца нарушение деятельности сердечно сосудистой системы

 Особенности поведения Развитие произвольности Вспышки стихийного поведения Несбалансированность деятельности ГМ

Особенности поведения

Развитие произвольности

Вспышки

стихийного поведения

Несбалансированность деятельности ГМ

 ЛЮБОВЬ Первая влюбленность у девочек начинается раньше, чем у мальчиков 12-14 лет  СЕМЬЯ - не игнорируют тактичны  не оставляют один на один с самим собой не подталкивать подростка на изоляцию

ЛЮБОВЬ

Первая влюбленность у девочек начинается раньше, чем у мальчиков 12-14 лет

СЕМЬЯ

- не игнорируют

  • тактичны
  • не оставляют один на один с самим собой
  • не подталкивать подростка на изоляцию
«Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно»  Антон Семенович Макаренко  ВОСПИТАНИЕ семья школа ответственность родителей: высокая нравственность родителей- высоко нравственно воспитаны дети

«Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно»

Антон Семенович Макаренко

ВОСПИТАНИЕ

семья

школа

ответственность родителей: высокая нравственность родителей- высоко нравственно

воспитаны дети

Нравственно- половое воспитание начинается с рождения  Половое воспитание – это раскрытие вопросов, которые превращают нас в цельную человеческую личность. Сексуальность человека состоит из наших взглядов, ценностей и того, как мы относимся к самим себе и окружающим нас людям, от того в каком свете мы предстаем в собственных глазах, от нашего самоуважения.

Нравственно- половое воспитание начинается с рождения

Половое воспитание – это раскрытие вопросов, которые превращают нас в цельную человеческую личность.

Сексуальность человека состоит из наших взглядов, ценностей и того, как мы относимся к самим себе и окружающим нас людям, от того в каком свете мы предстаем в собственных глазах, от нашего самоуважения.

Проблемы ранних половых отношений Нежелательная беременность Болезни, предающиеся половым путем, СПИД Половые преступления

Проблемы ранних половых отношений

Нежелательная беременность

Болезни, предающиеся половым путем, СПИД

Половые

преступления

Ограничение в получении образования Неблагоприятное влияние на социо-культурное развитие Искалеченная жизнь и здоровье мамы и ребенка Высокий риск заболеваемости и смертности Раннее деторождение

Ограничение в получении образования

Неблагоприятное влияние на социо-культурное развитие

Искалеченная жизнь и здоровье мамы и ребенка

Высокий риск заболеваемости и смертности

Раннее деторождение

Мама- первый учитель и первый помошник. С первых дней жизни уделяется внимание развитию и состоянию детородных органов. Мама знакомит дочь с возрастными физиологическими изменениями Мама – объясняет девочке, что переход от девочки к девушке, вовсе не говорит о психофизиологической готовности к беременности и родам

Мама- первый учитель и первый помошник. С первых дней жизни уделяется внимание развитию и состоянию детородных органов.

Мама знакомит дочь с возрастными физиологическими изменениями

Мама – объясняет девочке, что переход от девочки к девушке, вовсе не говорит о психофизиологической готовности к беременности и родам

Отвечать за свои решения Отвечать за свой выбор О возможности наступления беременности даже после одного полового контакта Каждая девочка должна знать! Знать о правилах гигиены и их соблюдать

Отвечать за свои решения

Отвечать за свой выбор

О возможности наступления беременности даже после одного полового контакта

Каждая девочка должна знать!

Знать о правилах гигиены и их соблюдать

Мира и благоденствия вашим семьям, взаимопонимания с детьми.

Мира и благоденствия вашим семьям, взаимопонимания с детьми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!